Потре́бность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/potrebnosti-cheloveka-i-problema-ogranichennosti-resursov-chelove внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов [1] .
Потребности растительных форм жизни минимальны: для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы — свет, вода и минеральный субстрат. Потребности животных более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи — питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства). Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системой, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.
Потребность быть нужным и общение — социальные потребности человека
Источник: wiki2.org
Общение как базовая потребность человека
Существует точка зрения, что в современном обществе общение вошло в число так называемых базовых потребностей человека, то есть в число потребностей, удовлетворение которых необходимо для самой жизнедеятельности человека — таких, как потребность в пище, воде, тепле, кислороде.
4. Тенденции развития современного общения
Общение в современном мире претерпевает значительные изменения. Особенно заметными эти изменения стали во второй половине двадцатого века, и это не случайно. Многие изменения в общении связаны с социально-психологическими изменениями в обществе, вызванными влиянием научно-технического прогресса, научно-технической революции. Центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности (персона (греч.) – личность), выдвинутое известным советским ученым Б.Д.Парыгиным.
Персонификация личности — это рост индивидуальной неповторимости, непохожести человека на других людей.
С развитием прогресса человек становится все более свободным, самостоятельным, все больше становится личностью. Это и есть персонификация личности:
«Персонификация это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает себя процесс ее духовного обогащения, рост ее самосознания, развертывание ее духовного потенциала. Она проявляется и в наличии развитых потребностей личности: познавательных (потребность в познании и развитом самопознании), коммуникативных (потребность в духовном общении, понимании и признании), конструктивных (потребность в само выражении, самоутверждении и творческой деятельности).
Безусловно, этот процесс имеет своей основой освоение личностью требований социальной среды ее включение в систему социальных отношений и определяется в конечном счете характером последних. Это значит, что персонификацию можно рассматривать как двусторонний процесс социализации индивида и индивидуализации личности.
Социальный голод или потребность в общении
Обе стороны этого процесса находятся друг с другом в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости» (Б. Д. Парыгин. Научно-техническая революция и личность. М., 1978, с. 97 — 98).
Причины персонификации личности — в совершенствовании быта и отдыха людей, увеличении предметного мира, а следовательно и знаний о нем, расширении контактов людей друг с другом. Люди становятся все более непохожими друг на друга, что приводит к целому ряду последствий в их жизни. Основные проявления персонификации личности обнаруживаются в следующем.
· Растет образованность людей, повышается средний уровень культуры.
· Развиваются потребности каждого человека, каждому человеку теперь надо все больше и больше, и он хочет достичь всего все быстрее и быстрее.
· Формируются способности к выбору ценностей, принятию самостоятельных решений. Человек все более стремится к тому, чтобы иметь возможность принимать решения самостоятельно, без подсказки, указаний, давления со стороны.
· Растет чувство собственного достоинства у всех категорий людей.
· Растет уровень притязаний личности. Человек начинает претендовать на то, на что раньше и не думал претендовать.
· Увеличивается тяга к обновлению впечатлений. Люди стремятся к поездкам, путешествиям, нуждаются в новой и постоянно обновляющейся информации.
· Растет мобильность личности. Люди перестают держаться за одну работу, за одно местожительства, легче меняют работу и место проживания, легче совершают переезды.
· Растет взаимная требовательность людей в коллективе, семье.
· Уменьшается время, проводимое людьми в семье, возрастает время, проводимое за ее пределами, на работе, на дополнительных «подработках».
· Увеличивается дистанция между поколениями, между родителями детьми, между старшими и младшими.
· Увеличивается число микрогрупп в коллективах, число объединений людей по групповым интересам.
Персонификация личности оказывает большое влияние на характер общения людей в обществе. Перечисленные выше социально-психологические последствия персонификации приводят к значительным изменениям в характере общения людей в семье, в коллективах, с незнакомыми людьми. Назовем некоторые, наиболее заметные из этих изменений.
· Расширяются сферы общения людей. Люди теперь могут общаться друг с другом по гораздо более широкому кругу проблем, чем, скажем, в 40-50-х годах прошлого века.
· Время общения с интересующими человека людьми неуклонно сокращается. Много времени отнимает работа, транспорт; у человека возникает постоянное ощущение того, что на общение с друзьями и знакомыми времени не остается. В результате длительное общение с одним человеком, даже другом, становится редким и непривычным, и в конечном итоге длительного общения с одним человеком современный человек уже не выдерживает, такое общение его начинает раздражать.
· Увеличивается удельный вес кратковременных, поверхностных речевых контактов с людьми. Люди отучаются произносить более или менее длительные монологи.
· Наблюдается тенденция к сокращению общения с людьми за счет увеличения «общения» со средствами массовой коммуникации (ТВ, газеты, кино, видео).
· Развивается тенденция к уклонению от общения вследствие перегруженности современного человека общением в течение дня. Люди устают даже от созерцания других людей. Контакт (психологический) считается установленным, если человек различил лицо другого человека. В таком городе как Санкт-Петербург, человек, съездивший на работу, устанавливает за день контакт минимум с 10 тысячами людей. Отсюда и стремление уклониться от общения по возвращении домой.
· Сокращается принудительное общение в быту (ликвидируются коммунальные квартиры, люди получают постепенно отдельное жилье).
· Увеличивается принудительное общение в семье: в отдельной квартире люди неделями видят только друг друга.
· Сокращается принудительное общение по месту жительства, но увеличивается принудительное общение по месту работы, труд становится все более коллективным и работнику приходится вступать в общение по делам службы со все возрастающим числом коллег; результат его деятельности во все возрастающей степени зависит от результатов согласованной и эффективной деятельности других.
· Сокращается до минимума общение с соседями, особенно в многоквартирном доме: исследования социологов показывают, что в большом доме обычно жильцу известны 5 соседей в лицо, 3 — по имени и фамилии, 2,5 — по месту работы, 2,2 — с моральной стороны. Остальные люди остаются мало или совсем неизвестными.
· Увеличивается общение в сфере обслуживания, увеличивается доля контактов “по поводу приобретения”.
· Растет обезличенность общения, увеличивается число ситуаций, в которых люди общаются, не “читая” друг друга, не знакомясь, не вступая в личные отношения (общение заменяется информационным обменом).
· Наблюдается тенденция к сокращению общения с родственниками, друзьями, сокращение приема гостей.
· Накопление информации начинает занимать больше времени, чем ее обсуждение. Люди смотрят, фильмы, читают газеты, слушают радио, но меньше обсуждают с другими то, что при этом узнают.
· Увеличивается доля эмоционального общения в общем объеме коммуникации. Часто общение приобретает форму кратковременных эмоциональных вспышек.
· Расширяется сфера устной речи. Люди все меньше пишут друг другу, все больше дел делается по телефону или в устном общении. Падает культура письменной речи, ухудшается грамотность. Увеличивается доля телефонного общения и общения с помощью средств современной связи (факс, мобильный телефон, электронная почта, интернет) в общем объеме общения.
· Сокращается инициативное общение, то есть такое, при котором человек сам выбирает себе собеседника и может в разговоре свободно проявить себя, свою индивидуальность. При этом увеличивается доля ролевого, принудительного, официального, фатического общения.
Указанные тенденции, список которых далеко не исчерпывается упомянутыми выше, приводит к выводу о том, что персонификация объективно ведет к усложнению общения между людьми, к росту затруднений в межличностном общении.
Тенденция личности к персонификации — устойчивая тенденция, обнаруживающаяся в любом цивилизованном обществе, подтверждаемая самой логикой развития цивилизации. Персонификация личности в обществе будет развиваться и дальше, каждый член общества будет объективно становиться все более непохожим на других, а это значит, что будут возрастать трудности взаимопонимания. Следовательно, объективно будут возрастать опасность конфликтов, опасность обострения отношений между людьми во всех сферах — в коллективе, в семье, в межличностных и дружеских связях.
Увеличение разводов во всем мире — это одно из следствий персонификации.
Конфликтность во многих производственных коллективах — тоже следствие персонификации.
Отсутствие у многих людей подлинных друзей при увеличении количества знакомых и приятелей — тоже следствие персонификации, равно как и растущее одиночество людей в мире, особенно людей незаурядных, талантливых (то есть высоко персонифицированных).
Вспышки агрессивности, нетерпимости людей друг к другу — тоже отражение процессов персонификации.
Таким образом, многие трудности современной жизни, осложнения в межличностных отношениях могут быть объяснены персонификацией личности в современном обществе.
Учитывая, что процесс персонификации личности — объективный процесс развития личности в современном обществе, можно прийти к неутешительному выводу: магистральная тенденция развития общества ведет к усложнению общения людей, к затруднениям в межличностном общении. Поскольку персонификация личности будет происходить и дальше, трудности в межличностном общении будут в обществе возрастать. Есть ли из этого положения выход?
Выход только один: персонифицированным личностям необходимо учиться общению друг с другом. Если люди не научатся общаться друг с другом в духе уважения и толерантности, конфликты, нетерпимость, агрессия, бескультурье в обществе неизбежны.
Б.Д.Парыгин пишет в уже цитировавшейся нами книге:
«Разумеется, рост чувства собственного достоинства, индивидуального самосознания, потребности в адекватной оценке своих особенностей и достоинств — все эти признаки персонификации личности отнюдь не порождают сами по себе трудность, напряженность взаимоотношений, конфликтные ситуации. Однако тенденция односторонней персонификации личности, означающая рост требовательности по отношению к другим и недостаточную критичность в отношении себя, если эта тенденция не сопровождается ростом социально-психологической культуры человека, культуры общения, восприятия и понимания других людей, может повлечь за собой недостаточное понимание людьми друг друга в процессе общения, их эмоциональную неудовлетворенность друг другом. Культура человеческих отношений — весьма существенный фактор интеграции, а следовательно, и эффективной совместной деятельности людей. Культура общения с людьми, их понимания не дается человеку от рождения, она может стать прочным достоянием лишь при условии совершенствования, воспитания его в этом направлении, создания для этого соответствующих предпосылок» (с. 113).
Таким образом, потребность формировать культуру общения в обществе вытекает из самой логики развития современной цивилизации, и эта потребность неизбежно возникает на определенном уровне развития общества. Еще раз подчеркнем мысль Б. Д. Парыгина о том, что культура общения — это фактор интеграции людей. Именно такой интеграции не хватает сейчас нашему обществу, чтобы найти приемлемый выход из кризиса, в котором наше общество оказалось на этапе реформ.
5. Восприятие человека человеком в общении
Когда люди общаются друг с другом, у них возникают взаимные оценки, мнения друг о друге, которые в дальнейшем могут серьезно влиять на их дальнейшее общение, взаимоотношения, совместную деятельность и даже совместную жизнь. Люди могут друг другу понравиться, не понравиться, а могут на какое-то время остаться равнодушными друг к другу, даже не заметить друг друга.
Существуют особые психологические механизмы, которыми люди пользуются, когда составляют впечатление друг о друге, воспринимают друг друга в процессе общения и вообще — социального взаимодействия.
Люди судят друг о друге по внешности, речи и поведению.
Огромное значение имеет первое впечатление о человеке – есть данные, что 90% впечатления о человеке формируется у нас в первые 90 секунд общения с ним. При этом формируется первое впечатление очень быстро и легко, а вот изменяем мы мнение о человеке очень неохотно.
Источник: studopedia.org
Потребность в общении
В связи с вышеупомянутым по-новому видится проблема генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос — существует ли вообще такая необходимость?
Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит о «инстинкт общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека.
В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. Кроме того, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению — культурной).
Общение необходимо человеку, чтобы поделиться с другими чувствами и переживаниями, следовательно, чтобы почувствовать себя человеком. Фрустрация этой базовой потребности приводит к тяжелым стрессам. Понятно, что речь идет об особой ценности общения для человека, которое нельзя свести к совместной деятельности.
Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество. Одиночество — это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на прочувствованный дефицит в количестве и качестве социальных связей.
— Отчаяние (панический ужас, немощность, ощущение покинутости);
— Депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);
— Невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);
— Нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, неразумности и постоянное ощущение безопасности).
Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;
Потребность в общении
Людям общаться хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать — потребность в общении. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться? Вместо предисловия — фрагмент из статьи М.И. Лисиной:
Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.
Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.
По сути дела остается открытым и вопрос о специфике потребности в общении — о ее качественном своеобразии и несводимости к любым другим потребностям. На словах ее часто признают, но на практике коммуникативную потребность нередко сводят к другим потребностям—во впечатлениях, в безопасности, в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом или в совокупности всех благ^.
Потребность в общении у младенцев, детей и подростков
Потребность в общении у детей, по всей видимости, не врожденная — она формируется на фоне активности взрослых и в благополучном варианте обычно начинает активно проявляться к 2 месяцам.
Подростки убеждены не только в том, что у них есть потребность в общении, но также и в том, что в связи с этим они имеют право общаться столько, сколько им захочется. Нередко протестуют против попыток взрослых как-то ограничить их общение, отрегулировать его, а также настаивают на том, что поскольку у них потребность в общении, они могут удовлетворять ее за счет взрослых, никак себя не ограничивая.
Короче, оплачивайте детям их переговоры по мобильникам независимо от суммы счетов.
Чем это кончается? — Тем, что вроде бы невинная потребность в общении превращается в жесткую зависимость от общения: такую же, как зависимость алкоголика от водки или наркомана от очередной дозы. В это трудно поверить, но во время эксперимента, где детей лишили привычного общения через интернет, отобрали мобильники и оставили без телевизора (всего на восемь часов!), 65 участников из 68 испытали сильнейший стресс.
Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Пятеро испытали острые «панические атаки». У троих возникли суицидальные мысли. Может быть, стоит что-то подправить в консерватории?
Многие взрослые, когда общаются меньше, чем им хочется, погружаются в негатив.
Когда люди живут и общаются, у них возникает много желаний. Когда они привыкают к мысли, что им все все это еще и «положено», они начинают называть потребностями в общении. И эти потребностей с каждым годом становится все больше. И если вы не будете людям эти потребности удовлетворять, они будут вам страдать и рассказыать, что вы ущемляете им их потребности, то есть законные интересы.
На сегодняшний день проявлениями потребности в общении считаются следующие желания (потребности):
- Потребность в положительной оценке, одобрении
- Потребность в психологической защищенности
- Потребность во внимании
- Потребность в равенстве
- Потребность человека участвовать в решении всех касающихся его вопросов
- Потребность в информации
- Потребность в признании компетентности
- Потребность в благодарности
- Потребность в смехе (потребность в эмоциях от нейтрального юмора)
- Потребность в завершении общения
Потребность в общении
Большая часть человечества ежедневно вступает в коммуникативные контакты с другими людьми. Потребность в общении возникает у каждого, кто-то может часами напролет беседовать, а кому-то достаточно всего пару раз в день. Людям всегда хочется общаться. Рассмотрим, как формируется такая человеческая потребность и какая существует ее классификация. Потребность человека в общении – одна из главных социогенных потребностей. Возникает она, когда накапливается опыт во взаимодействии с другими личностями. Ее основу составляет потребность эмоциональных контактов, их поиск и определенная техника удовлетворения данной потребности. Она проявляется в желании личности принадлежать к какой-то группе, стать ее членом, взаимодействовать с ней, помогать свою помощь и принимать от нее, если потребуется. Формирование потребности в общении происходит в стремлении участвовать с другими людьми в каких-либо совместных действиях. Она мотивирует, помогает поддержать и направляет любую деятельность каждого человека в направлении общения с другими людьми. У детей общение как социальная потребность не является врожденным качеством, а формируется на фоне активной деятельности взрослых и, зачастую, проявляется к 2 месяцам. Подростки считают, что у них не только есть такая потребность, но и в связи с этим, они могут общаться сколько захотят. Бывают случаи, когда они проявляют знаки протеста взрослым, когда последние стремятся как-то ограничить их потребность в общении. Если говорить о потребности взрослых людей к общению, то они общаются намного меньше, чем им хочется, часто погружаясь в негатив. Для понимания первоистоков формирования коммуникативных потребностей, рассмотрим виды потребностей в общении.
- Доминирование. Человек стремится оказывать какое-то влияние на интересы, поведение, ход мыслей другого человека.
- Престиж. Некоторые люди в общении стремятся увидеть признание их способностей, восхищение со стороны собеседника.
- Безопасность. Для снятия напряжения, чувства страха, люди начинают искать собеседника, порой даже в лице незнакомца.
- Индивидуальность. Потребность в общении для того, чтобы показать другим чего человек добился, насколько оригинальна его личность.
- Покровительство. Если у личности появляется желание проявлять заботу по отношению к другим, он стремится удовлетворить это желание в общении.
- Познание. Потребность в общении в случае, если собеседник стремится узнать что-то новое, то, о чем может рассказать ему его партнер.
Итак, потребность в общении есть у каждого человека, но некоторые не так ярко, как остальные ее проявляют. Стоит запомнить, ели человек стремится вам что-то рассказать, необходимо выслушать, давая ему выговориться.
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Потребность в общении
Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и избегают одиночества. Они поступают так, потому что испытывают потребность в общении – одну из главных социальных потребностей человека. Ее значимость подчеркивают психологи, оценивая психическое здоровье личности по ее способности поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Осознают важность общения и сами люди, когда ощущают себя нужным кому-то или страдают от одиночества.
Почему общение жизненно необходимо?
А почему люди поселяются рядом друг с другом, стремятся вместе проводить время, работать и отдыхать? Потому что удовлетворяя потребность в общении, мы реализуем и другие наши социальные потребности, самая главная среди которых – желание получить поддержку. Когда она есть, возникает ощущение принадлежности к обществу значимых людей, уверенность в том, что они принимают нас.
В этом случае мы полностью удовлетворены общением и оказанной социальной поддержкой, особенно если в нее включаются такие важные аспекты, как:
Эмоциональная поддержка. Когда мы уверены в том, что нас любят и о нас хотят заботиться друзья, близкие и любимые нами люди, что они относятся к нам с искренней симпатией и расположением.
Информационная поддержка. Когда мы с легкостью получаем нужные сведения об окружающем мире и о том, как лучше всего строить свои отношения с ним.
Оценочная поддержка. Когда мы имеем возможность сравнивать наше отношение к событиям и людям с оценками других людей, делать выводы о том, правильно ли мы воспринимаем те или иные явления, и поэтому можем изменить свое отношение к ним.
Инструментальная поддержка. Когда мы получаем конкретную помощь, в которой иногда нуждаемся – физическую, материальную. Она выражается в каких-то определенных действиях, которые приносят нам ощутимую пользу.
Эмоциональный обмен. Есть и другая важная сторона общения – передача своих мыслей, чувств, состояний другим людям. Это помогает уменьшить тяжесть горестных переживаний и увеличивает ощущение радости, восторга, счастья.
И если по какой-то причине человек не может поделиться своим настроением, если он лишен поддержки, его настигает тяжелый стресс. Недаром одно из самых суровых наказаний для преступников – одиночное заключение.
Последствия дефицита общения
Изоляция и невозможность реализовать общение как свою потребность порождает феномен одиночества – тягостное эмоциональное состояние. Оно переживается как отчаянное ощущение своей ненужности, непривлекательности, отверженности, как чувство глубокой печали, тревоги, ожидание какой-то опасности, порой и необоснованное. Некоторые чувствуют себя одиноко на людях, когда качество социальных отношений их не устраивает, когда они не включены ни в какие социальные группы и контакты.
Уединение и острая тяга к общению
Но это не означает, что потребность в общении требует от человека постоянного взаимодействия с другими людьми. Если есть прочные дружеские связи, чувство эмоциональной поддержки от окружающих, человек не только спокойно переносит временное уединение, но и сам иногда стремится к нему. Нам всем бывает нужно побыть наедине с самим собой. Это тоже естественная потребность, более того, если человек не страдает от того, что в течение нескольких часов лишен общества – это говорит о его зрелости.
Но пока эта зрелость не достигнута, потребность в общении бывает очень острой – например, у ребенка. Известно, что младенцы, еще не умея говорить, уже тянутся к взрослому, стараются привлечь его внимание. Они демонстрируют оживление и радость, когда контактируют с ним, отличают приветливый голос от раздраженного, улыбаются в ответ на улыбку и могут заплакать, увидев нахмуренное лицо.
Дети хуже адаптируются и вырастают подозрительными, недоверчивыми и угрюмыми, если с самого раннего возраста оказались лишены любви и нежности. Это подтверждают и исследования, а значит, именно удовлетворяя свою потребность в общении, человек становится отзывчивым и добрым, дружелюбным и открытым.
А поэтому важно учиться гармоничному общению, реализовывать свои желания и вырастать в целостную, зрелую личность.
Источник: psiholog4you.ru