Как называют человека который чистит обувь

Многие москвичи помнят маленькие будочки, пропахшие гуталином, в которых сидели бритые и небритые брюнеты. Это были представители одной из самых старинных профессий на земле. Они не только драили обувь, но и продавали шнурки, стельки, щетки, гуталин. Обувщики! Продолжая серию материалов о представителях исчезнувших или исчезающих городских профессий, Мослента рассказывает сегодня о них — виртуозах щетки и гуталина, некогда приехавших в нашу страну, спасаясь от истребления.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.
Фото: Alexba / Pastvu

Неисправимый романтик

Некоторые столичные чистильщики становились настоящими знаменитостями. Например, дядя Гриша, палатка которого стояла в Москве на Тверском бульваре возле магазина «Армения». О нем известный журналист Юрий Рост написал эссе и снабдил его большим снимком.

Дядя Гриша был очень колоритной личностью. Невысокий, с выразительной мимикой человек в шляпе сверкал черными глазами. Он был немного похож на артиста Карцева и еще напоминал Чарли Чаплина. Пройти мимо него было трудно. Поэтому у дяди Гриши всегда было много клиентов.

Энергичный чистильщик обуви

Среди них были даже известные писатели и артисты. Дядя Гриша виртуозно драил обувь двумя руками, напоминая барабанщика, который исполняет поэму экстаза. Его работа была блестящей как по исполнению, так и по результату. Рост писал: «При этом он не без озорства оценивал правителей и футболистов, тебя самого и известных артистов кино. И женщин. Вообще.

Как материю. Нет-нет, без сальностей. Даже без слов. Одними бровями…» Рост сделал несколько снимков дяди Гриши. На одном он провожает взглядом женщину, идущую мимо палатки.

На фото — только ее спина. Но главное — взгляд дяди Гриши, в нем — вдохновение, мечта. Надежда, что она хотя бы обернется. По всему было видно, что чистильщик обуви — неисправимый романтик…

Фото: GHI / Universal Images Group / Getty Images

Коллеги дяди Гриши работали на улицах Москвы еще долго, наверное, до конца ХХ века или даже дольше. А в других городах России они, может, машут щетками до сих пор.

Трудолюбивые ассирийцы

Чистильщики обуви появились в незапамятные времена. Ходили с ящичками, пристраивались где-нибудь в оживленном месте и начинали «ловить» клиентов. Часто это были мальчишки, которые помогали своим родителям. Потом чистильщики выходили «в люди» и с гордостью вспоминали прошлое. К примеру, Джон Рокфеллер свой путь богатству начинал со щетки.

Памятники представителям этой профессии установлены во многих городах мира. В том числе и в России — в Челябинске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. А вот на московских просторах монумента чистильщикам обуви нет…

Памятник чистильщику обуви в Нижнем Новгороде
Фото: Fofoi

В столице обувь драили выходцы с юга. Столичные жители называли их армянами, но на самом деле это были ассирийцы — иногда их называли айсорами. Они, спасаясь от османского геноцида, приехали в Россию из Турции в начале ХХ века. Впрочем, прибывали они и из других стран. На собственные средства ассирийцы построили дом в 3-м Самотечном переулке.

В Европе неимоверно популярной остается профессия чистильщика обуви

Позже они обосновались на Пресне, в Среднем Трехгорном переулке. Чистка обуви была их монополией — в 1920 году вышел указ, позволявший ассирийцам заниматься чисткой и ремонтом обуви. В Ленинграде существовала артель «Трудассириец», занимавшаяся трудоустройством мигрантов. В столице находилась другая артель — «Московский чистильщик».

Эта организация объединяла работников щетки и гуталина. По сообщению газеты «Правда», в 1935 году «в Москве было 450 чистильщиков обуви, 250 из них объединены в артель».

Чистильщики обуви , Москва, 1930 год.
Фото: Франк Феттер

Отважный Ладо

С годами количество палаток — сначала деревянных, потом железных — росло. Люди, которые там хозяйничали, стали неотъемлемой чертой города, так же как продавцы газировки, мороженщицы, точильщики, стекольщики. Процедура чистки была такой. Сначала с обуви смахивалась пыль. Ботинки ограждались картонками, чтобы не испачкать носки и брюки. На обувь наносился крем.

Его, кстати, чистильщики в 20-30-х годах делали сами. Иногда, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных мазей. Одной щеткой его наносили, другой — втирали. А в самом конце бархоткой наводили блеск. Это был финал священнодействия. …Во время Великой Отечественной Ладо Давыдов был разведчиком, брал «языков».

Однажды он пленил немецкого офицера, который прижимал к себе толстый портфель. В штабе раскрыли его и ахнули — там оказались секретные карты с планом обороны гитлеровцев по всей Западной Двине.

Читайте также:  Как учителя ставят оценки за четверть

Ладо Шириншаевич Давыдов
Фото: Wikipedia

Давыдову присвоили званием Героя Советского Союза. Казалось, он должен был пользоваться почетом и уважением. Впрочем, так и было — его чтили клиенты. Подходили к палатке чистильщика-ассирийца на Комсомольской площади и, увидев на его старой гимнастерке Звезду Героя, поражались: «Неужели ваша?»

Ладо Шириншаевич устал утвердительно кивать… Журналист и писатель Николай Черкашин писал: «Когда выдавалось свободное время, Давыдов наблюдал жизнь привокзальной площади. В такие минуты он снова разведчик, смотритель-страж нестихаемого пассажирского потока, готовый каждую минуту вмешаться в его хаотическое течение, что-то подправить, наладить, устранить в нем помеху, затор, неурядицу…» Поздно вечером недалеко от палатки Давыдова бандит расправился с человеком и бросился бежать. Чистильщик, не раздумывая, схватил сапожный нож и бросился вдогонку. Бой был коротким и бескровным. На войне Давыдов пленил полсотни врагов. Бандит стал 51-м…

Данелия со щеткой

В Москве на площади Рижского вокзала работал Соломон Катык, прошедший через ад Великой Отечественной, на которой стал инвалидом. Друзья называли его «депутатом совета с того света». Он действительно был депутатом районного и городского советов. Войну Катык пережил, а мирное время — нет.

Однажды, переходя улицу, он попал под троллейбус… Об этом в статье «Чистильщики обуви в советских художественных фильмах 1950-1980-х гг. Глазами этнолога» написал ученый Сергей Михайлов. Он же сообщил о женщине, которая работала у Ильинских Ворот, напротив Политехнического музея. Она была русской, вдовой ассирийца.

Обычно чистильщики были задорными, остроумными. Такой человек показан в советском фильме 1936 года «Девушка спешит на свидание». Он пел песню Дунаевского на слова Лебедева-Кумача: «Белые почистим, черные почистим, / Серые почистим, раз-два-три. / Из моей починки выйдут, как картинки, / Старые ботинки — посмотри».

Режиссер Георгий Данелия тоже был в роли человека, наводящего глянец на обувь. В его картине «Я шагаю по Москве» есть эпизод, где герои фильма, которых играют Никита Михалков и Алексей Локтев, спасаясь от дождя, укрываются в палатке чистильщика. Тот, манипулируя щетками, предлагает: «Ну что почистим, друг?» В этой мимолетной роли и снялся Данелия.

Источник: moslenta.ru

Исчезающие профессии: они чистили обувь до зеркального блеска, их называли «айсоры»

Говорят, несколько лет назад будки чистильщиков обуви в городе еще были. Я и сама помню: у метро «Аэропорт», возле самого выхода на Ленинградский проспект, стояла такая, прижавшись к забору, — шнурки, стельки, все для чистки. И кому мешала?

В 1960 — 1980-х такие будочки стояли везде, успели запомниться многим. Например, у Никитских ворот, напротив памятника Тимирязеву. Или на Пушкинской площади, возле магазина «Армения». Последняя, вернее, работавший в ней дядя Гриша, прославилась в 1970 году благодаря фотографу и журналисту Юрию Росту, опубликовавшему портрет героя. Рост вспоминал:

«Ты садился на детский стульчик, ставил ногу на деревянный пьедестал с выемкой для каблука, и он начинал. Сначала вставлял картонные “щечки”, чтоб не испачкать ваксой носки, потом немыслимой пышности (“из скунса – это такая африканская обезьяна”) щетками смахивал пыль, потом гуталином (“на три четверти заграничным”) мазал без особой, впрочем, щедрости твои башмаки и другими щетками, верно, уже из европейской обезьяны, наводил колокольный блеск».

Дядя Гриша. Фото Юрия Роста

Как виртуозы-барабанщики, они орудовали двумя щетками сразу, говорили без остановки, сверкали черными глазами. Иногда их называли «айсорами» — слово непонятное, но красивое. Позже оказалось, что так называли ассирийцев.

Массовое пришествие ассирийцев в Россию случилось в конце 1910-х — начале 1920-х годов. Они тогда, спасаясь от османского геноцида, стали расселяться по всему миру. Уже при советской власти, с разрешения Крупской, на собственные средства ими был построен дом в 3-м Самотечном переулке. Позже селились на Пресне, в Среднем Трехгорном переулке, 7.

Ассирийцы заняли в России свою нишу — чистка и ремонт обуви. В 1928 году создали артель «Московский чистильщик». Власти выделили участки под киоски. Работали семьями. Гуталин варили сами: мелкая печная сажа, воск, скип@$Правда» сообщала 20 июля 1935 года: «В Москве всего 450 чистильщиков обуви, 250 из них объединены в артель». В 1989 году артель была распущена, а ее члены стали индивидуальными предпринимателями. А затем, медленно, потихоньку, будки чистильщиков стали исчезать с улиц, пока не исчезли совсем. Автоматы для чистки обуви устанавливают в торговых центрах.

«Я не скорблю о приметах старого города. Лишь констатирую, что многие исчезли бесследно, как будка чистильщика дяди Гриши у магазина «Армения». Он был необязательной деталью городской жизни. Но без него образ Пушкинской площади утратил почти домашнее тепло» (Юрий Рост).

Источник: dzen.ru

Читайте также:  Что надо крестной для крещения девочки

Бутблекер — идея бизнеса на улицах большого города

Бутблекер

Трудно спорить с общим мнением, что в большом городе множество возможностей для бизнеса и для того чтобы найти своего клиента, покупателя. Но не стоит забывать, что сейчас все рыночные ниши заняты, поделены и хорошо освоены, и малому предпринимателю всё труднее найти своего потенциального потребителя.

О бизнесе чистильщика обуви в новом формате, как идея бизнеса в большом городе в России, будет рассказано в этой статье, как показательный пример того, что иногда старые идеи могут принести и неплохой доход.

Немного истории

Профессия чистильщик обуви, несмотря на то, что люди не одну тысячу лет до этого ходили не босиком, появилась всего лишь в середине 19 века. Это было связано с модой на новый стиль одежды и обуви, который всё более и более соответствовал новому капиталистическому укладу жизни в европейских странах. Кроме этого, появление новых технологий обработки кожи, появление кожзаменителей обусловило выход на рынок средств ухода за ними. Так появление гуталина, первого по настоящему чистящего средства для обуви, было обязано тому, что возникла необходимость чистки фасонной обуви из натуральной кожи.

Первые чистильщики обуви появились в Великобритании, Франции и других странах Европы, которые обслуживали своих клиентов на улицах крупных городов. Кстати, именно чистильщик обуви по имени Гаврош был символом Французской Революции 19 века. Чистильщики работали чаще всего в так называемых присутственных местах, т. е. в центральной части города, где располагались обычно конторы, офисы, банки.

Чистильщик обуви

К тому же, мода на посещение разнообразных театральных и музыкальных салонов, а позднее и кинотеатров, потребовало соблюдение особого этикета и в первую очередь — чистой обуви. Бурное развитие бизнеса чистильщиков обуви получила в Америке (в США), где даже были свои профсоюзы. Именно в Америке впервые были сделаны автоматы по чистке обуви. Стоит, например, вспомнить кадры из советского фильма «Начальник Чукотки», когда главный герой фильма попал в Сан -Франциско (дело происходило в 20-х годах) и впервые столкнулся с чудесами капиталистической экономики – аппаратом по чистке обуви, стоящий прямо на улице.

С ростом массового производства обуви, смена приоритетов моды в частности, преобладание легкого спортивного стиля, спрос на услуги чистильщиков обуви постепенно в Европе и Америке сошёл на нет. Тем не менее, довольно прилично развит этот тип сервиса в странах Латинской Америки, особенно в странах Среднего Востока (Афганистан, Пакистан, Иран Ирак,) и в Индии, где почти на каждом углу больших и малых городов можно встретить чистильщика обуви, где профессия бутблекер считается по прежнему почётной.

Как открыть бутблекерсий бизнес и с чего начать

Успех дела по чистки обуви, как бизнес-идея на улице, во многом зависит от нескольких важных факторов, таких как:

  1. Целевой сегмент клиентов. Основу этого сегмента потребителей будут составлять люди так или иначе, связанные с бизнесом, с работой на госслужбе или в коммерческих учреждениях, где требуется деловой дресс-код, и чистая обувь занимает в нём не последнее место. Также к целевому сегменту клиентов можно отнести всех тех, кто посещает публичные места, связанные с проведением культурных мероприятий, где также требуется определённый выдержанный строгий стиль одежды. Это кинотеатры, театральные салоны, выставки или конференц-залы, а также некоторые учебные заведения, например, военные училища, где появление курсанта в грязной обуви просто немыслимо.
  2. Место расположения. Исходя из того, что целевая аудитория связана с посещением офисов и учреждений, банков, то приоритетным местом размещения точки чистильщика обуви или установки автомата, будут именно деловой центр города или места, где наибольшая концентрация культурных учреждений. Также местом размещения для охвата наибольшего траффика клиентов могут быть автовокзалы, жд вокзалы, аэропорты, где чистая обувь не менее востребована, чем при посещении Эрмитажа, местного оперного театра или банка.
  3. Ценовая политика. Цена предоставляемых услуг, от которой зависит выручка предпринимателя, формируется тем, каким образом осуществляется чистка обуви. Так, ручная чистка находится в ценовом диапазоне от 200 до 1500 рублей, в зависимости от типа обуви — простые ли это ботинки государственного служащего или же это модельная замшевая обувь светской дамы, посещающей премьеру в театре. Если использовать автоматическую чистку обуви, то цена услуг будет находиться в переделах от 30 до 50 рублей.

Кроме этого, можно одним из форматов подобного бизнеса использовать установку чистящих автоматов непосредственно в учреждениях.

Бизнес-идея - Бутблекер

К основным достоинствам бизнеса по чистке обуви можно отнести следующие:

  • мобильность – можно переориентироваться на любую клиентскую группу почти мгновенно, заменив только чистящие средства. Также можно использовать передвижной мобильный вариант точки, сопровождая какие-либо массовые мероприятия, например, какие то концерты, выставки или официальные встречи.
  • отсутствие конкурентов. Это важное преимущество, так как сейчас мало кому придёт в голову, что на чистке обуви можно вообще что-то заработать.
  • работать в этом бизнесе можно как самому, так и привлекая наёмных работников.
  • отсутствие необходимости получать разрешения и лицензии на ведение подобного рода предпринимательской деятельности.
Читайте также:  Какие девушки нравятся мужчинам овнам по внешности

Стоимость открытия

Для того чтобы окончательно просчитать весь бизнес — план по открытию бизнеса по чистке обуви, необходимо учесть все первоначальные затраты.
Исходя из имеющегося предварительного анализа опыта ведения подобного формата бизнеса, в состав начальных расходов (инвестиции) необходимо включить:

  • регистрация ИП и постановка на налоговый учёт — 10000 рублей.
  • расходные материалы — кремы, полироли, пасты, протирочная ветошь, щётки — из расчёта 3000 рублей на каждые 50 — 60 клиентов.
  • приобретение рабочего места — т. е. специальное кресло для клиента — 10 — 20000 рублей.
  • расходы на рекламу (ежемесячно) – от 5000 рублей.
  • транспортные расходы в случае организации мобильной точки – 3000 руб. в месяц.

Таким образом, суммы первоначальных вложений плюс расходы на первый месяц работы могут составить порядка 31000 рублей минимум.

Если же предполагается установка автоматической системы чистки обуви такие, например, как Harder (Германия) или отечественных фирм АМИДА, Eco Line, то следует предусмотреть ещё сумму в 40 — 50 тысяч рублей.

Что касается того, как и где приобрести подобный набор материалов и оборудования, то всё это можно купить через интернет-магазины, причём вся доставка обойдётся не более чем в 3 – 5 тысяч рублей .

Примерный расчёт бизнес-плана

Для полного представления, сколько можно заработать на бизнесе по чистке обуви, необходимо сделать предварительный расчёт.

Для начала нужны исходные данные:

  • цена услуги по ручной чистке обуви в среднем — 300 рублей.
  • число клиентов в течение дня с учётом среднего траффика в деловой части города — 30 ( среднее время обслуживания одного клиента 10 — 15 минут, т. е. чистой работы примерно 5 — 5.5 часов в рабочий день).
  • учитываем коэффициент сезонности и погодный фактор — 30%, влияющий на снижение выручки.

Таким образом, получаем первую оценку валовой выручки, которая составит: 300 рублей (средний чек) х 30 клиентов в день = 9000 рублей в день.

С учётом поправки коэффициента сезонности получаем окончательную сумму дневной выручки в 6000 рублей в день.

Если принять, что в течение месяца будет использовано только 20 рабочих дней (рабочий график офисов и учреждений), то валовая выручка в месяц составит 120000 рублей.

Теперь осталось посчитать расходы в месяц.

  • расходые материалы из расчёта 3000 рублей на каждые 50 человек при числе клиентов в месяц 600 (30 чел. в день х 20 дней = 600), составят 36000 рублей.
  • транспорт – 3000 руб.
  • реклама – 5000 руб.
  • налоги (при УСН — 6 %) – не более 6000 рублей в месяц.
  • расходы на персонал (если предусматривается найм) – 25000 рублей.

Итого, ежемесячных расходов — 76000 рублей.

Теперь можно вывести окончательную сумму потенциальной прибыли в месяц от бизнеса по чистке обуви.

Прибыль = Выручка – расходы = 120000 – 71000 = 44000 рублей в месяц.

Вот на эту цифру можно уже ориентироваться для того, чтобы выбрать свою стратегию ведения бизнеса. Правда придётся учесть ещё и дополнительные местные факторы, но это уже следует делать при более детальном анализе по конкретному городу.

Маркетинговая кампания

Среди маркетинговых инструментов, которые более всего подходят для подобного рода бизнеса, как чистка обуви, такие как :

  1. рекламная акция непосредственно в месте обслуживания с раздачей визитных карточек и небольших буклетов.
  2. рассылка или расклейка объявлений в офисах и прочих учреждениях города.
  3. реклама через интернет-сайт, профиль в Инстаграм и прочие соц. сети.

Во многом методы маркетинга зависят от того, на какого клиента ориентирован будет дальше бизнес – на группу стабильных клиентов каких-то учреждений, или же на массовый трафик клиентов, с разовым обслуживанием.

Возможные риски

Кроме преимуществ бизнеса по чистке обуви также следует учесть и риски. К таковым относятся :

  • сезонный фактор. Естественно, что самыми прибыльными для чистильщика являются сезоны, связанные с грязью и снегом — это весна и осень. А в летний сезон придётся оказывать услуги клиентам, преимущественно посещающих какие-либо культурные или строго официальные мероприятия.
  • риск того, что многие учреждения могут сами начать устанавливать аппараты по чистке обуви, что несколько уменьшит объём рынка.

Несмотря на то, что рынок бутблекера неконкурентный и даже в чём-то для нашего времени экзотический, однако стоит опасаться того, что по мере роста бизнеса, получения неплохой прибыли у некоторых возникнет желание повторить подобную успешную бизнес-модель. Поэтому необходимо постоянно отслеживать рынок.

Источник: statusmen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today