Как называют людей левша и правша

Левша – человек-загадка?

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой — правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” — ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

— Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МОЗГ ЛЕВШЕЙ И ПРАВШЕЙ? | КТО ТАКИЕ АМБИДЕКСТРЫ?

— Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

— Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%. Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Тест. Ты левша или правша?

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “ 6” и “ 9” , т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9-ти (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не нужно переучивать ребенка — левшу! У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Читайте также:  Что читать перед причастием и исповедью дома

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

1) Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

2)Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

3)Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши – наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

4) Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

5) Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

6) Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном отражении, а с открытыми как обычно.

7) Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

8) Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

9) Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

10) Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

информация с сайта «муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Снежинка» Страничка психолога» http://rad-dou16.caduk.ru/p34aa1.html (31.08.16)

г. Чита, ул. Ленина, 27а,

тел. 89144389050, 8(3022)41-11-91

Источник: centr-semya.ru

Левша или мир наоборот

Стоит произнести «левша», как на память приходит знаменитый персонаж Н. Лескова, который смог блоху подковать и заморским мастерам «нос утереть», образ человека способного, неординарного и довольно противоречивого. Удивительно, что Левша смог в ту пору отстоять свою леворукость, так как до недавнего времени тех, кто пытался что-то делать левой рукой, старались переучить, заставить пользоваться правой. И по рукам били, и руку под кушак привязывали, и молоток на руку вешали — все делали, чтобы стал нормальным человеком, для его же пользы.

Однако левшей становится с каждым годом все больше и больше, и теперь уже не ведут борьбу с неправильностью, а пытаются понять и разобраться, как это может быть у человека «все наоборот». Учёные пытаются искать причины леворукости, изучают психологические особенности, даже промышленность включилась в процесс демократизации, уже выпускают ножницы, различные инструменты, тетради и прочие необходимые вещи, адаптированные под левую руку.

Откуда берется леворукость?

Оказывается, дело здесь не в особенностях самой руки, а в особом устройстве мозга человека. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Выяснилось, что правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое полушарие — правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является доминантным.

Если более активно левое полушарие — человек становится правшой, если доминантное правое — левшой. Однако отличия не заканчиваются на том, что один человек пишет левой рукой, а другой — правой.

Наши полушария не только отвечают за противоположные стороны тела, но и отличаются по характеру деятельности.

Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты, логически, именно благодаря его работе мы понимаем смысл речи, абстрактные понятия, способны к классификации и анализу объектов окружающего мира.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Оно воспринимает интонационную сторону речи.

Конечно, функции полушарий гораздо шире, но из этой короткой характеристики заметна их противоположная специализация. Кстати, правое полушарие до сих пор менее изучено наукой и таит в себе еще немало неизвестного.

Читайте также:  Как кататься задом на коньках

В каком возрасте можно определить ведущую руку?

Казалось бы все просто. Малыш рождается и начинает более активно действовать правой или левой рукой. В большинстве случаев проблемы нет. Ребёнок еще в раннем возрасте ярко проявляет правшество или левшество. Однако процесс установления ведущей руки может в норме продолжаться до 4-5 лет.

Такие дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем. Если к 5-6 годам у ребенка не установилась ведущая рука, лучше проконсультироваться со специалистом-нейропсихологом. Он поможет определить ведущую руку с помощью специальных тестов и даст рекомендации, как учитывать в воспитании, обучении и развитии ребенка его особенности.

Это нужно сделать, т.к. именно в этом возрасте ребёнок осваивает рисование, учится правильно держать карандаш и ручку, вырезать. Определение ведущей руки поможет правильно освоить графические навыки и избежать переучивания в школе, где нагрузка на руку значительно возрастет.

Наблюдая за ребенком, можно определить ведущую руку. Большинство бытовых действий выполняется двумя руками, однако одна рука будет удерживать предмет, а ведущая рука — совершать активные действия более ловко и точно. Можно провести специальные тесты. Каждое задание во время тестирования необходимо предлагать в форме игры, не фиксировать внимание ребенка на том, какой рукой он действует, и обязательно все предметы класть строго перед ним.

Протестируйте своего малыша

  • Какой рукой он рисует?
  • Какой рукой держит зубную щетку?
  • В какой руке держит ложку?
  • Какой рукой расчёсывает волосы?
  • Какой рукой раздаёт карточки при игре в лото?
  • Какой рукой бросает камень, мяч?
  • Какой рукой режет ножницами?
  • Какой рукой бьёт молотком?
  • Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?
  • Какой рукой стирает ластиком?

Если ребёнок чаще или всегда выполняет 9-10 действий левой рукой, можно предположить леворукость. Если 4-5 — двурукость, примерно равное владение обеими руками (амбидекстрию). Конечно, это не все возможные тесты, пройти их полностью при необходимости можно у специалиста.

Чем левши отличаются от правшей?

Левши более эмоциональны, импульсивны, у них преобладает образное мышление, развита интуиция, они могут мгновенно схватывать материал, часто проявляют яркие творческие способности. Для них характерна способность видеть ситуацию с неожиданной стороны, несвойственной большинству, а также видеть проблему там, где никто ее и не замечал. Среди левшей немало известных творческих личностей: Микеланджело, Людвиг ван Бетховен, Карл Бах, Льюис Кэрролл, Владимир Даль, Чарли Чаплин и Пол Маккартни. Великие полководцы и ученые: Николай Павлов, Альберт Эйнштейн, Джеймс Максвелл, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон.

Те способности, которые помогают создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, покорять страны и народы, имеют и свою оборотную сторону. В детстве ребенок-левша очень отличается от своих праворуких сверстников, и не каждый взрослый разглядит в нем будущего гения. Так, прежде чем открыть теорию относительности, Эйнштейн был выгнан из школы за неуспеваемость. Его индивидуальный путь развития и личностного роста вряд ли был большой радостью для родителей и педагогов.

Особенности развития леворукого ребенка

Важной особенностью ребенка-левши является свой особый индивидуальный ход развития. Развитие таких детей зачастую идёт крайне неравномерно, частично способности левши могут опережать уровень, достигнутый сверстниками, а некоторые способности развиваются гораздо дольше. Такой зигзагообразный профиль способностей и стремление ребенка приладиться к миру правшей, создает уникальную ситуацию развития. Те трудности, которые будут описаны ниже, могут отсутствовать или быть незаметными, так как левши удивительным образом могут компенсировать любые недостающие звенья психических функций, как бы «изобретая» новые способы функционирования психики.

Для обычного человека не составляет труда такое простое задание, как поднять правую руку и определить, где лево и право. Для левши это совсем непросто. Он начинает путаться, задумываться и вычислять, где же это «право». Такого рода стратегия сохраняется и во взрослом состоянии.

Так, одна взрослая женщина (переученная левша) призналась, что долго путалась в этом вопросе, пока не вычислила: «лево — это там, где сердце»,- и использует такой вспомогательный способ по сей день. Затруднения в пространственной ориентации — одна из самых распространённых особенностей у левшей.

Зеркальное письмо, когда буквы и цифры дети пишут в обратную сторону, может встречаться у многих дошкольников от 3 до 7 лет, для них это лишь один из этапов освоения навыка письма. У леворуких детей вероятность появления такого письма составляет 85%. Известно, что Леонардо да Винчи писал зеркальными буквами и справа налево.

Для леворукого ребенка всё равно, откуда начинать читать, писать — и справа налево, и снизу вверх. Пространство для него не имеет четких координат и границ, в нем нет того порядка, который сам собой возникает у большинства правшей. Отсюда многочисленные трудности могут возникнуть и в письме асимметричных букв, чтении и счете.

Читайте также:  Как привлечь мужчину который нравится психология

Вся эта деятельность четко пространственно ориентирована, например, счетом мы овладеваем, осваивая порядок чисел в числовом ряду (чтобы отнять 3, делаем по линеечке три шага влево или назад; чтобы прибавить, делаем 3 шага вперед), разрядный состав числа (десятки слева, единицы справа). Для ребенка, у которого все пространство «плавает», не имеет четких границ и ориентации, и цифры в числовом ряду, и буквы в слове «плавают», 7+1 у него может оказаться равно 6, так как он просто пошел по числовому ряду в другую сторону.

Как же они справляются с этими задачами?

Каждый ребенок изобретает свой способ ориентации, например, считать он может, «ощущая красоту математических символов, действий», то есть базой могут оказаться те процессы, которые не могут быть таковыми у праворукого ребенка. Позвольте ребенку найти свою стратегию, не требуйте от него стандартного подхода, он не вредничает, просто он не может иначе.

У леворуких детей пространственные функции необходимо специально развивать, и в этой области ему могут помочь специальные упражнения.

Взрослым необходимо сделать так, чтобы ребенок на собственном опыте убедился, что существует правая сторона и левая и они неизменны и постоянны. Так, например, можно нарисовать яркий значок, привязать ленточку или надеть часы на левую руку. Ребёнок определит для себя, что левая сторона — это «там, где ленточка».

Такое обозначение на собственном теле послужит основой для ориентации в пространстве. Если ребёнок имеет постоянное рабочее место в классе или дома, можно также помочь ему внешними ориентирами, например, лево — это там где окно, а право — где дверь. Таким же образом проработать ориентацию: верх (голова, небо, потолок) — низ (ноги, пол, ботинки).

Наберитесь побольше терпения, потому что у левшей с большим трудом вырабатываются автоматизмы — способность выполнять действия не задумываясь. Каждый раз ребенок думает, где какая сторона, сегодня помнит и отвечает быстро, а на следующий день снова возникает пауза перед ответом. Некоторые левши оказываются медлительными, долго думают перед ответом, чем раздражают взрослых. Важно принять их темп работы, и постепенно с возрастом эти проявления станут мягче и незаметнее благодаря возрастающим способностям мозга.

Если торопить левшу, качество работы может только ухудшиться. Помогите ребёнку освоить как можно больше автоматизмов, и ему станет гораздо легче.

Как начать тренировку ориентации в пространстве?

Ориентацию в пространстве лучше начать с отработки представлений о правых и левых частях тела.

  1. Показать, поднять правую руку, затем левую.
  2. Показать предмет, взять предмет левой (правой) рукой. Важно научить различать не только руки, но и правый-левый глаз, ноги, брови, уши. Более сложное задание: показать правой рукой левое ухо и т.п.
  3. Определение пространственных отношений между двумя предметами: «Возьми левой рукой карандаш и положи возле левой руки, возьми правой ластик и положи возле правой руки. Где находится карандаш, справа или слева от ластика? Положи книгу перед собой, слева от неё положи ручку, а справа игрушку и т.п.»
  4. «Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого пусть он повернется направо и снова перечислит то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от меня?» Так же можно отработать и направления слева, спереди, сзади.
  5. Можно поиграть в игру «Диспетчер и самолет» дома или на улице. Самолет летит и только по команде диспетчера поворачивает в нужную сторону. Можно меняться ролями. Лучше, если взрослый во время «полета» будет повторять вслух команды диспетчера: «слушаюсь, поворачиваю налево» и т.п.
  6. Интересна работа с зеркалом или человеком, стоящим напротив, выполнение простых движений, смотря в зеркало (на человека напротив) и называя правые и левые части тела.
  7. Полезными будут и графические диктанты, конструирование, копирование различных фигур.
  8. Это лишь небольшая часть возможных способов работы с освоением пространства, можно найти много интересных игр и упражнений в книгах о левшах, которые в последнее время появляются в магазинах, или получить рекомендации у нейропсихолога.

Специалисты в области медицины, психологии и педагогики отмечают необходимость особенно бережного отношения к леворукому ребенку, так как в силу особенностей созревания и развития именно в детстве их психику отличает особая хрупкость и чувствительность. Не старайтесь их сравнивать с дргими детьми. Обратите внимание на его уникальные способности и свой собственный взгляд на мир. Вполне может оказаться, что быть родителями или воспитателями леворукого ребенка не только трудно, но и очень интересно.

Лариса Вольберг,
детский психолог
Статья из газеты

Источник: www.7ya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today