Как помочь ребенку научиться определять время по часам со стрелками? Как научить ребенка пользоваться часами? Когда можно начинать приучать детей к таким часам? Давайте разберемся!
Удивительно, но факт: в современных условиях научить ребенка понимать часы со стрелками стало еще сложнее, чем раньше. И все дело в том, что такие часы практически исчезли из наших домов. Повсюду распространены электронные часы. Однако это вовсе не говорит о том, что не следует знакомить ребенка с механическими часами!
Дело в том, что поняв работу часов со стрелками, малыш совершит настоящий скачок в математическом развитии. И он будет возможен только, если ребенок по-настоящему поймет, «как устроено время». Циферблат механических часов наглядно объяснит ребенку, что такое секунда, минута, час. Кроме того, с помощью стрелок малыш узнает и о философских категориях: он уяснит, что время не повернуть вспять, что все в природе циклично.
Когда можно знакомить ребенка с часами?
Как правило, специалисты по дошкольному воспитанию советуют создавать специальные ситуации, в которых ребенку предлагается знакомиться с часами, начиная с 6 -7 лет
В этом возрасте говорится о необходимости развивать чувство времени. Но это не означает, что раньше ребенку не следует показывать циферблат со стрелками.
Даже наоборот! Чем чаще ребенок будет видеть такие часы, тем лучше. Чем чаще взрослый будет озвучивать время, тем полезнее это для малыша.
Рано или поздно он начнет сам искать ответы на вопрос: «Как мама по этой круглой штуковине понимает, что скоро начнутся мультики?». И тогда ребенок будет полностью готов к тому, чтобы
сделать усилие и разобраться в сложном устройстве.
Малышам важно почувствовать время. Для этого мы можем предложить им за 1 минуту нарисовать как можно больше
кружочков на листке бумаги (проверить, сколько их получится, если на задание отвести целых две минуты, за три минуты почистить зубы, за пять минут станцевать танец.
Время в таких ситуациях можно отслеживать по песочным часам и по часам со стрелками одновременно.
Как научить ребенка пользоваться часами.
Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с
подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти», «без десяти» и «четверть». Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка –это час.
Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она самая
главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени.
Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через
Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая
«главная». Далее необходимо рассказать ребенку о том, что часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время, а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!».
Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенкуо том, что за час
минутная стрелка пробегает весь круг, а часовая стрелка всего лишь расстояние от одной циферки до другой. Объясните ребенку, что это расстояние стрелка проходит за пять минут. Покажите ребенку, что если стрелка проходит две цифры, то она делает это за 10 минут. Если три — то за 15. Покажите, что круг можно поделить пополам (при
необходимости даже проведите линию карандашом) –это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа».
Упражнения для того, чтобы научить ребёнка понимать время по часам.
Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь, предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например,
дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определ ный период, можно использовать, например, зубную щетку (утро, портфель (день, подушку (ночь, звезды (ночь) и т. д.
Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.
Играем со словами
Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например,
предложите найти пару словам: день —. (ночь,
утро. (вечер).
Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.
Знакомимся с часами
Но чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что
означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны
отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.
Мастерим часы
Чтобы научить реб нка понимать время по часам,желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками,
Означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток
–дня и ночи. На одном будут,
например, картинки восходящего солнышка (утро —с 9.00 до 10.00, ярко светящегося (день —с 12.00 до 17.00 час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер —с
18.00 до 21.00). На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер —с 21.00 до 00.00, звезды (ночь —с 00.00 до 5.00, тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро –с 6.00 до 9.00). Цифрынужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок
будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т. д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков –светлого и темного.
Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбочкой). Лучше всего изготовить сразу все –и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к
На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно.
В дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.
Упражнение «наоборот»
Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час.
Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного
движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу
показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00) или отход ко сну (с 20.00 до 21.00).
Угадывание правильного времени
Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по
разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» (9.00 или 15.00, «добрый вечер» (18.00 или 1.00, «приятного аппетита» (в разных вариантах
для завтрака, обеда и ужина).
Спешат часы или отстают?
Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов (4.00 или 5.00). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением,
а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить реб нка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время
без особых трудностей.
Публикации по теме:
Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.
Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.
Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.
Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.
Источник: www.maam.ru
Как объяснить ребенку часы время со стрелкой
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
- Блог для родителей
- Помощь
- Соглашение с пользователем
- О проекте
—>
Победитель Международного заочного конкурса «Надежда планеты» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).
Источник: iqsha.ru
Часы со стрелками
Учим ребенка определять время и тренируем память: знакомство с распорядком дня, циферблатом, часовой и минутной стрелкой.
Лена Данилова методист, автор более 60 книг по раннему развитию, мама пятерых детей
Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт. Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается.
Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата — часовой и минутный — для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует.
«Выбросьте» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет. Пусть на это уйдет год.
Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.
Только когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую — минутную стрелку.
Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут, и минутную стрелку просто не делаем — только часовую, короткую.
Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».
Пусть сначала время делится на:
- ровно час,
- чуть больше часа,
- половина второго (или час с половиной),
- около двух,
- два,
- чуть больше двух и так далее.
Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.
Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)
Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку — длинную, минутную.
Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная». Закрепите эти знания:
- попросите показать, где какая стрелка,
- спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.
Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа, люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.
Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
- через полчаса;
- через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
- через два (три и т.д.) часа;
- через два с половиной (три с половиной и т.д.)
- полчаса назад;
- полтора часа назад;
- два (три и т.д.) с половиной часа назад.
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:
- сколько времени прошло, если было.
- сколько времени пройдет, если будет.
- сколько времени осталось до.
Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого — 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.
Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
- через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
- через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса — это 30 минут, и что полчаса — всегда ровно полкруга);
- через час (два, три и т.д.);
- через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
- через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
- 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
- полчаса назад;
- час назад (два, три и т.д. часа назад);
- полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
- час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.
Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».
После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится — на маленькие деления — по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.
Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» — это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.
Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.
Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.
Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах. Давайте задания типа:
- изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
- изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет. и т.д.
Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.
Источник: www.7ya.ru