Как объяснить ребенку что такое существительное

В Шишкину школу на урок русского языка прибежали ученики: Шуня, Веснушка и Зубок. Волчонок принёс детали самолёта для сборки и увлечённо начал собирать авиамодель. К приходу ведущей Василисы он почти успел всё закончить, но не успел убрать самолёт с парты.

Василиса разрешила оставить модель, поскольку она должна была помочь в изучении новой темы: «Имя существительное как часть речи». А что же такое части речи? И почему речь делится на части? Вот что объяснила Василиса:
— Речь делится на особые части, как этот самолётик состоит из отдельных деталей. Разные части речи — это слова, которые отвечают на разные вопросы. Например:
Идёт сильный дождь. Дождь (что делает?) идёт. Дождь (какой?) сильный. Идёт (что?) дождь. У каждого слова разные вопросы.

Значит, и части речи — разные. Как они называются — мы узнаем на следующих уроках. А сегодня будем изучать имя существительное как часть речи.

Имя существительное обозначает всё, что нас окружает: живое или неживое; одушевлённое и неодушевлённое. Отвечает на вопросы: «Кто? Что?» Вот пример слов — имён существительных:

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс


ИГРА
ДРУЖБА
А теперь давайте потренируемся. Нужно выделить из набора слов имя существительное. Помните, что для того, чтобы определить имя существительное как часть речи нужно задавать вопросы к словам.
(Какой?) УМНЫЙ
(Что делать?) УМЕТЬ
(Что?) УМ — это и есть существительное

А теперь усложняем задание. Найдите имя существительное среди слов стихотворения
А.С. Пушкина:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
Урок , на котором мы узнали имя существительное как часть речи, подошёл к концу. И ученики запомнили, что слова, обозначающие имя существительное отвечают на вопросы: «Кто? Что?»
Что за удивительное?
Имя существительное
Люди, звери и предметы
Собрались в семейке этой.

На вопросы: «Кто? И что?»
Отвечают.
Называют всё, что нас
Окружает.

Источник: radostmoya.ru

Статья по теме: «Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».
статья по русскому языку (2 класс) по теме

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие «части речи». Как можно добиться того, чтобы дети достаточно быстро научились различать части речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Люберцы

Богомолова Екатерина Анатольевна

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Много лет при изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) и т. д. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.

Читайте также:  Во сколько дети собирают пирамидку

Хочу предложить приём, который мне удалось разработать. Я применяю его с 1998 года, и хочется отметить, что благодаря ему, дети достаточно хорошо усваивают эту тему.

Приведу часть урока по теме «Части речи. Имя существительное». Ознакомление с новым материалом. Цель этого урока – познакомить детей с понятием «части речи», познакомить с частью речи – имя существительное, учить определять имя существительное.

В начале урока, перед самым объяснением нового материала, мы с детьми говорим о том, что люди общаются между собой с помощью речи – устной и письменной. Затем говорим, что речь наша удивительно красива, неповторима. Тут же привожу примеры о красоте нашей речи – читаю стихи русских поэтов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев)

Кто-то из детей также приводит примеры, подтверждающие, что наша речь необыкновенно красива.

После этого я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. А мы сегодня знакомимся с новой темой – Части речи.

На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске – табличка «имя существительное»).

Теперь я ребятам называю слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предлагаю к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?—табурет; что? – рисунок; кто?—кошка; кто?—друзья… Далее мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. На доске я объединяю слова фигурной скобкой и пишу, что они обозначают предмет.

Затем я называю другие слова (гроза, утро, мороз, радость) и также предлагаю поставить вопрос к каждому слову. Здесь ко всем словам подходит вопрос что? Затем мы выясняем, что к предметам эти слова не относятся, и я говорю детям, что эти слова обозначают явления. На доске аналогичная запись.

После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).

Во второй части урока мы делаем схематический рисунок «Части речи» в специальной тетради для правил. Рисунок выполняется в виде цветка, на одном лепестке дети пишут опорные слова (как на доске). В рабочей тетради и на доске, для закрепления, мы записываем имена существительные в два столбика: предмет, явления. Примеры дети приводят сами.

Затем записываем под диктовку несколько предложений, решая орфографические задачи. В каждом предложении подписываем имена существительные.

В конце урока подводим итог.

На следующий день на уроке русского языка мы повторяем новый материал, я выявляю — насколько хорошо дети усваивают тему. Если нужно, помогаю понять и запомнить.

Далее раздаю детям карточки из лото с изображением животных, игрушек, растений и так далее. Даю задание: каждый ученик по очереди должен при ответе сказать, что изображено на карточке и поставить к этому предмету вопрос. А также сказать: предмет изображён или явление.

Читайте также:  Как связать шарф из пряжи крючком

После этого убираем все карточки с изображением явления (дождь, гроза), заменяем на карточки, обозначающие предметы. Ещё раз задаём вопросы: кто?, что? Выясняем, что предметы могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными. Таким образом, дополняем сведения об имени существительном. Далее выполняем упражнения для закрепления изучаемых понятий.

Знакомство с понятиями имя прилагательное и глагол происходит также с помощью волшебного цветка. В тетради для правил подписываем лепестки с названием частей речи, вопросы и что они обозначают.

Но перед этим я опять раздаю детям карточки из лото. Они называют, что изображено (с вопросом, что обозначает, одушевлённый предмет или нет). Затем прошу детей рассказать, какой это предмет. Дети подбирают подходящие прилагательные. Я сообщаю детям, что сегодня мы знакомимся с именем прилагательным, что оно обозначает признак предмета (беру примеры детей с вопросами).

На доске и в тетради записываем: стол (какой?) высокий, письменный, обеденный; бабочка (какая?) красивая, лёгкая, маленькая и т. д. Обозначаем имена прилагательные. Выясняем, что они связаны (дружат) с именами существительными, т. к. они определяют их признак. На доске на одном из лепестков (рядом с им. сущ.) прикрепляем таблички: имя прилагательное, признак , какой? какая? какое? какие? Далее выполняем упражнения для закрепления.

Тема «Глагол» вводится аналогично теме «Имя прилагательное». Дети по карточкам называют предмет и что он умеет делать. При этом ставят к глаголу вопросы. Выясняется, что глагол обозначает действие. На лепестке волшебного цветка рядом с им. сущ. (с другой стороны) прикрепляются карточки: глагол, явление, что делать? что сделать?

Выполняются упражнения для закрепления умения определять части речи по вопросам и по тому, что обозначает данная часть речи.

Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.

Источник: nsportal.ru

Упражнения на местоимения для детей (как объяснить ребенку местоимения?). Что такое существительное? Что такое прилагательное? Род существительного.

Упражнения на местоимения для детей (как объяснить ребенку местоимения?). Что такое существительное? Что такое прилагательное? Род существительного.

Для взрослых, хорошо владеющих русским языком, подобрать подходящее по смыслу местоимение (он, она, оно, они) вместо знакомого ему слова (существительного) – наипростейшее дело. Некоторым дошкольником сделать то же самое, при этом без ошибок и быстро, довольно трудно. Также трудно подобрать и правильное окончание прилагательного, даже и в устной речи.

В данной статье предложены упражнения для развития указанных навыков. Также мы приводим краткие определения что такое существительное и прилагательное, и объясняем, как определить род существительного.

Еще не так давно, в некоторых детских садах разбирали эти вопросы в подготовительных группах, не считая это преждевременным занятием. Нужно ли ребенку до школы знать, что такое существительное, прилагательное, какого рода могут быть существительные – выбор ответа на эти вопросы остается за родителями.

Упражнение № 1 (тест).

Рекомендуем Вам распечатать все упражнения и вычеркивать правильные ответы. Неверные ответы – подчеркивать и впоследствии возвращаться к этим словам.

Для удобства анализа даем упражнения в виде таблиц, но слова надо называть ребенку в случайном порядке (не последовательно) из разных столбцов.

«Я буду читать слова, а ты скажи, каким словом из четырех можно его заменить: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Например, я говорю слово «САМОЛЕТ», а ты говоришь: «ОН».

Если ребенок ответил без ошибок, можно переходить к упражнению №4. В случае ошибок нужно переходить к упражнениям №2, №3.

Читайте также:  Что такое ненависть к человеку которого любишь

1) «Перечисли времена года и скажи, какими словами можно их заменить: ОН, ОНА, ОНО».

ОТВЕТ: ЗИМА – ОНА, ВЕСНА – ОНА, ЛЕТО – ОНО, ОСЕНЬ – ОНА.

2) «Перечисли части суток (время суток) и скажи, какими словами их можно заменить».

ОТВЕТ: УТРО – ОНО, ДЕНЬ – ОН, ВЕЧЕР – ОН, НОЧЬ – ОНА.

3) «Перечисли дни недели и скажи, какими словами их можно заменить».

ОТВЕТ: ПОНЕДЕЛЬНИК – ОН, ВТОРНИК – ОН, СРЕДА – ОНА, ЧЕТВЕРГ – ОН, ПЯТНИЦА – ОНА, СУББОТА – ОНА, ВОСКРЕСЕНЬЕ – ОНО.

«Я буду называть слова, а ты попробуй добавить слово, отвечающее на вопрос: КТО или ЧТО?»

1) Взрослый говорит слово КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ или КАКИЕ, ребенок продолжает (взрослый задает ребенку вопрос, а ребенок придумывает существительное).

— Зеленая, — говорит взрослый

— Трава, — отвечает ребенок

Далее дана таблица для примеров слов:

2) Взрослый называет ребенку прилагательное, а ребенок придумывает существительное.

Аналогично, для слов: НОВЫЙ, НОВОЕ, НОВАЯ, НОВЫЕ.

«Я буду называть слова, отвечающие на вопрос: КТО или ЧТО, а тебе нужно к этому слову подобрать подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос: КАКОЙ?». Желательно, чтобы ребенок отчетливо произносил окончание прилагательного!

— Солнце, — говорит взрослый,

— Яркое, жаркое, круглое, горячее, ослепительное… — отвечает ребенок.

КЛУБНИКА (КРАСНАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ, АРОМАТНАЯ) …

ДЕНЬ (ПАСМУРНЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ) …

ОСЕНЬ (РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, РАЗНОЦВЕТНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ) …

ОБЛАКО (ОГРОМНОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, БЕЛОЕ, СЕРОЕ, ПРИЧУДЛИВОЕ) …

ИГРУШКА (ИНТЕРЕСНАЯ, ЗАБАВНАЯ, НЕОБЫЧНАЯ, КРАСИВАЯ) …

ЛЕТО (ЖАРКОЕ, ЗНОЙНОЕ, ПРОХЛАДНОЕ, ДОЖДЛИВОЕ) …

РОЗЫ (ДУШИСТЫЕ, МЕЛКИЕ, КРУПНЫЕ, СВЕЖИЕ, КРАСНЫЕ) …

Упражнение можно продолжать с придуманными Вами словами.

Упражнение №7 (рекомендуется в тех случаях, когда родитель хочет дать представление ребенку: что такое существительное, какие бывают существительные по роду, что такое прилагательное?)

Существительные (имена существительные) – слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы: КТО или ЧТО?

Прилагательные (имена прилагательные) – слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?

«Укажи существительные и прилагательные в следующем предложении».

1) Разноцветная радуга появилась на синем небе сразу после весенней грозы.

Существительные : радуга, небо, гроза.

Прилагательные : разноцветная, синее, весенняя.

Замечание: если у ребенка возникли трудности с поиском существительных и прилагательных, то перечитайте предложение заново и укажите правильные ответы.

2) Маленькая рыбка увидела огромную зубастую щуку и спряталась под большим камнем.

Существительные : рыбка, щука, камень.

Прилагательные : маленькая, огромная, зубастая, большой.

Вводим понятие рода.

Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова: ЭТОТ, МОЙ, ОН, – мужского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова: ЭТА, МОЯ, ОНА, — женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова ЭТО, МОЁ, ОНО, — среднего рода.

Далее обсудите с ребенком, к какому роду относятся следующие слова:

ЗЕМЛЯ (Ж.Р.), СЕЛО (СР.Р.), ТРАКТОР (М.Р.), ВОРОНА (Ж.Р.), ВОРОБЕЙ (М.Р.), ГНЕЗДО (СР.Р.), ПОЛЕ (СР.Р.), ГОРОД (М.Р.), САД (М.Р.), КАЛИТКА (Ж.Р.), ДОКТОР (М.Р.), КНИГА (Ж.Р.), ТЕТРАДЬ (Ж.Р.), МЫЛО (СР.Р.), РАБОТА (Ж.Р.), КОЛЕСО (СР.Р.), БОБР (М.Р.), МЫШЬ (Ж.Р.), ЗМЕЯ (Ж.Р.), КРОКОДИЛ (М.Р.), КОРАБЛЬ (М.Р.), ОКЕАН (М.Р.), ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (СР.Р.), ВЬЮГА (Ж.Р.), НАВОДНЕНИЕ (СР.Р.), ОДЕЖДА (Ж.Р.), ОВРАГ (М.Р.), ДОРОГА (Ж.Р.).

При необходимости (в случае ошибок), можно продолжать обсуждать рассмотренные в статье темы с ребенком во время прогулок, но важно здесь не злоупотреблять, иметь чувство меры.

Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!

Воробьева Нина Федоровна

Источник: strana-znaek.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today