Как научить ребенка читать по слогам?
«В 3 года это невозможно!» , – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника, без значительных усилий и корпения над букварем. Очевидно, первое, с чего следует начать обучение — это выучить буквы. Без знания букв чтение просто невозможно.
Читателям МирСоветов советую помнить одну маленькую, но очень важную особенность, касающуюся изучения букв. Когда вы называете буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ» , «вэ» , «гэ» и так далее. Т. е. чтобы малыш быстро начал читать, буквы следует произносить для ребенка так, как произносятся звуки. То есть «б» , «в» , «г» , «д» . Если же нарушать это простое правило, то ребенок не сможет соединить буквы в слог долгое время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно произносить по-другому.
Повесьте в комнате сына или дочери красочный плакат с алфавитом. Его можно приобрести в канцелярских или книжных магазинах. С его помощью вы активизируете пассивную память ребенка, так как малыш всегда будет «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно запоминая их. Эта особенность детского восприятия основана на тяге ребенка ко всему яркому: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.
Уроки 4-6. Учимся соединять закрытые и открытые слоги, учим букву Х с кисой Алисой (0+)
Складываем отдельные буквы в слоги
Как научить ребенка читать Родителям малыша очень важно понимать, как правильно научить ребенка читать, ведь от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет ориентироваться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать складывать из букв слоги.
Чтобы этот процесс не затянулся на долгие месяцы, купите специальную магнитную доску с пластиковыми разноцветными буквами. Самый дешевый вариант – изготовить алфавит самостоятельно из картона. Пусть буквы, обозначающие согласные звуки будут разноцветными, а гласные — одного цвета (синего, красного или зеленого) .
Важно: ребенку будет легче учиться, если занятие с малышом будет построено в виде игры. А это значит, что мы будем учиться играя. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а» . Этот столбик будет своеобразным «лифтом» , а буква «а» – «кабинкой» . Начинаем веселое «катание буквы» . Поставьте «а» возле самой верхней согласной, озвучьте слог, пусть ваш малыш повторит его. Затем «кабина» едет ниже. Так поочередно проговаривайте каждый слог.
Отведите на игру столько времени, сколько будет интересно малышу. Потом отложите игру на день-два и достаньте снова. Такая форма обучения не надоест ребенку, поэтому малыш будет читать новые и новые слоги с интересом.
После того, как ваш сын или дочь смогут сами прочесть прямые слоги, можно переходить к обратным слогам. Теперь буква «а» будет «путешествовать» перед согласными, образуя слоги «аб» , «ав» , «аг» , «ад» и т. д. Пусть «а» будет в вашей игре «лодочкой» , а согласные – «пристанями» . При помощи такого «звукового кораблика» малыш научится читать обратные слоги.
Читаем по слогам и осознаем первые слова
Как научить ребенка читать Уже через пару месяцев регулярных занятий трехлетний малыш сможет уверенно читать по слогам в букваре или книжке, специально адаптированной для дошкольников. После того как ребенок научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ма-ма» , «ра-бо-та» , «ка-ша» , «по-го-да» и тому подобных. Позже можно буде перейти к более длинным слогам: «до-мик» , «чаш-ка» , «мыш-ка» .
Рекомендую читателям МирСоветов обсуждать с ребенком каждое прочитанное слово. Повторяйте вместе это слово, можете нарисовать рисунки, изобразив тот предмет, о котором только что прочитал малыш. Это также добавит игровой момент в процесс обучения.
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка читать?
Все дошкольное время ребенку, для правильного и полноценного развития, надо играть . Игра имеет очень важное значение для развития умственных способностей и социальной адаптации ребенка.
Игра – это хорошо, но ведь надо и учить! – можете возразить Вы. Безусловно, надо, только не учить, а развивать. Это не совсем одно и то же. И все это делается в процессе игры.
Как же научить ребенка читать? Об этом дальше.
Что надо знать прежде, чем учить ребенка читать? Самое главное, запомните, что ребенку мы называем не букву, а звук! Для нас совершенно очевидно, что звук – это то, что мы произносим и слышим, а буква – то, что пишем и видим. Но у малышей абстрактное мышление еще не развито, они мыслят конкретными образами. Поэтому мы говорим «буква М», а не «буква ЭМ», «буква П», а не «буква ПЭ».
Пусть нам это не совсем привычно, но для ребенка – это единственно правильный вариант названия букв. Совсем неважно, будете Вы говорить «буква» или «звук». Главное, произносить не название буквы, а звук! Пусть все названия букв останутся для школы.
Чтобы научить читать, совсем не нужно знать все буквы сразу. Буквы запоминаются в процессе обучения.
Существует много различных методик обучения чтению , все они имеют свои плюсы и минусы. Сейчас я не буду рассматривать эти методики, они нам пока не нужны. Предлагаю Вам способ обучения чтению, достаточно простой и легкий, чтобы заниматься с ребенком дома и получать хороший результат.
Легкий способ обучения чтению.
1. Выучите только гласные.
Нарисуйте их на кружочках диаметром 10 см и напишите красным цветом. Почему именно так? Потому, что в звуковой схеме гласный звук обозначается кружочком или точкой красного цвета. И пусть эти «бусинки» поют каждая свою песенку.
Можно расклеить их по дому в разных местах и периодически просить ребенка спеть эту песенку, показывая на какую-то букву. Ошибся малыш, поправьте, скажите, что это песенка вон той «бусинки». Через некоторое время поменяйте буквы местами, и меняйте их так до тех пор, пока малыш не запомнит все песенки правильно. Гласных всего 10, так что выучить из труда не составит.
Когда ребенок уже запомнил «бусинки», поиграйте с ним в «прятки». Покажите текст с достаточно крупным шрифтом и спросите, какая «бусинка» спряталась в этом слове или назови эту «бусинку». Так ребенок лучше запомнит графическое начертание букв, научится определять букву, написанную разным шрифтом, цветом. Делать это можно по дороге, покажите названия магазинов, улиц, рекламные щиты и объявления. Так, между делом, малыш быстро выучит все гласные.
2. Научите читать слоги и маленькие слова.
Гласные уже ребенок знает. Наступает период обучения чтению. Можно учить читать буквы по Букварю или Азбуке, но это не лучший вариант. Обычно, при таком обучении детям потом трудно читать слоги, и даже целые слова они читают побуквенно.
Гораздо лучше сразу учить читать маленькие слоги или слова. Это как кому удобнее. А еще лучше сочетать оба эти способа, что я и предлагаю делать.
Итак, сегодня знакомим с буквой М. Мы не будем говорить, что это согласный и он бывает твердым и мягким. Это совсем не нужно знать, чтобы научиться читать. Мы обязательно скажем, что это мамина буква, потому что слово «Мама» начинается с этой буквы. Хорошо поиграть с буквой и придумать, на что похожа буква «М». Принимайте любые варианты ответа, потому, что каждый видит по-своему.
Кто-то увидел клюв птицы, кто-то — качели, половину бантика, сломанный стол. Главное, создать образ в голове ребенка и тогда буква запомнится лучше.
Приставляем эту букву к «бусинкам» с гласными и читаем. Сначала взрослый читает сам, а потом попросить прочитать вместе, затем вместе шепотом, громко, тихо, повторить, как эхо. Можно написать слоги в виде таблички. А потом дать ребенку задание, покажи то, что я произнесу, назови то, что покажу. Но играть в такие игры надо недолго, 5 – 10 минут, а потом переключиться на что-то другое.
Когда ребенок освоит 2-3 согласные, то можно составлять уже целые слова из 3-4 букв. Например, МА+К, СО+К, СУ+К. Когда Вы начнете читать слова, ребенок сам будет додумывать продолжение, чтобы получилось знакомое слово. Вам останется только подставить нужные буквы, чтобы показать, как это слово будет выглядеть. Для этой цели очень хорошо подойдет магнитная азбука.
Возьмите группу хорошо знакомых и приятных для ребенка слов (3-6 букв), напишите их на разных листочках одного цвета и расклейте по дому, предварительно показав их ребенку. Покажите, прочитайте и наклейте. Очень хорошо, если на листочке будет изображение предмета. Прочитывайте эти слова вместе с ребенком несколько раз в день.
Затем удалите картинки и попросите найти нужное слово или прочитать, что здесь написано. Меняйте расположение картинок в доме, читайте сами неправильно, чтобы ребенок Вас поправил. Когда большая часть слов запомнится, берите новую группу слов и иногда повторяйте эти слова.
Такой способ обучения поможет вам быстро научить ребенка читать целые слоги и слова без напряжения.10-15 минут и Вам не трудно выделить, и малыш не устанет. А главное, если все это будет в качестве игры, то ребенок сам будет просить поиграть с ним еще и еще.
Р.S. И не беспокойтесь Вы о звуковом анализе слова и не совсем верных формулировках. Придет время, будет необходимость, ребенок освоит его так же быстро и легко, но это будет уже в школе.
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы. Пишите в комментариях.
Что еще здесь можно прочитать?
Источник: nsportal.ru
10 правил как научить ребенка читать по слогам
Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Итак, вот основные правила:
1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.
2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи.
Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.
Ну и напоследок несколько методик обучения чтению детей + видео:
1) На этом видео представлена традиционная методика:
2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):
Полина Васильева специально для сайта Sebe-na-zametku.ru
29.06.2012
Источник: sebe-na-zametku.ru
Как научить ребенка читать по слогам
По последним исследованиям дома учить ребенка соединять слоги можно с 3 лет, но лучший возраст – 5 лет. Сначала нужно подготовиться самому – провести сравнительный анализ популярных методик, оценить психологическую и физическую готовность ребенка и только после этого приступить к обучению.
Учим читать по слогам 4 летнего ребенка
Родителям важно четко проговаривать слова, говорить с ударением, объяснять смысл непонятных фраз
Согласные четырехлетнему малышу легче учить в контексте, начать лучше с твердых:
- например, показать карточку с изображением «М»;
- дать задание найти в книге слова, начинающиеся с «М»;
- предложить на картинке найти предметы, названия которых начинаются с «М».
Когда в арсенале ребенка есть несколько гласных и согласных, можно приступить к составлению коротких, знакомых и понятных слов – “кот”, “дом”, “рот”, “сок”, “лук”. Полезно этим заниматься во время прогулки, писать слова мелом на асфальте, чертить палочкой на песке, выкладывать галькой на пляже.
Учим читать по слогам 5−6 летнего ребенка
Если сыну или дочери уже исполнилось 5 лет, то стоит воспользоваться методом изучения алфавита по рисункам-ассоциациям, именно в этом возрасте он максимально эффективен. Книга Г. В. Михайлец, С. И. Шестовой «Учим буквы русского алфавита с помощью сказок» рассчитана на возраст 5+, в ней каждой букве соответствует своя иллюстрация и сказка-ассоциация, а имя персонажа рисунка и истории начинается с изучаемой буквы.
Заключение
Родители должны понимать, что разовые занятия не приносят пользу, только при системном подходе ребенок научится читать. В видео показано, как дома организовать занятие в веселой игровой форме, как следует произносить звуки, слоги, составлять слова:
Источник: sunmag.me