Как объяснить ребенку вычитание столбиком с нулями

Формировать умение выполнять вычитание из чисел с нулями.

Образовательная: познакомить с алгоритмом письменного вычитания из чисел с нулями

Развивающая: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математически точно формулировать свои ответы, математические высказывания.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, бережное отношение к природе.

I . Организация класса

3. Мотивация к учебной деятельности

II . Устный счет

2.Решение логической задачи

4.Повторение нумерации многозначных чисел

5.Итог устного счета

III .Сообщение темы урока

Выполнение задания 2 на с. 38

IV . Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа задание 5 на с. 38

Выполнение задания 4 на с. 38

V .Итог урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация класса

3. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте ребята! Тихо, но быстро садитесь.

Письменное вычитание трехзначных чисел. Вычитание трехзначных чисел в столбик

-Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Виолетта Сергеевна.

— Я бы хотела начать наш урок со слов Алексея Ивановича Маркушевича

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

— Как понимаете это высказывание?

— Действительно, если мы будем заниматься математикой. То будем тренировать свой мозг, развивать внимание, воспитывать настойчивость в достижении цели. Решайте задачи, примеры.

Приветствуют учителя. Садятся на свои места. Настраиваются на положительную атмосферу во время урока.

II. Устный счет

2.Решение логической задачи

4. Повторение нумерации многозначных чисел

5.Итог устного счета

— Начнём наш урок с устного счёта.

— Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства стали верными.

— В первом равенстве, какое нужно вставить пропущенное число?

— В следующем равенстве, какое нужно вставить пропущенное число?

— Какое число вставим в следующем равенстве?

— Почему? 10 000 – 10=….

— Какое число вставим в следующем равенстве?

— Почему? 100 000 -…=10

— Выполним геометрическое задание?

— Сколько в этой фигуре треугольников ?

— Кто сможет показать все 10 треугольников?

— Я вам начну показывать, а вы продолжите.

— Прочитайте задачу про себя.

— Вслух громко и четко прочитает задачу.

— “ В классе 25 учеников, из них 10 школьников занимаются в математическом кружке, 11 – в баскетбольной секции, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько математиков увлекается баскетболом? ”

— О ком говорится в задаче?

— Повторите условие задачи по краткой записи.

М.к. – 10 уч.

Б.с. – 11 уч. 25 уч.

— Что нужно узнать?

— Что можем узнать в первом действие?

— Что теперь можем узнать?

— Что узнаем потом?

— В записи числа 20 348, в разряде сотен какая стоит цифра?

— Сколько десятков в числе 8346?

— Что означает каждая девятка в записи числа 909 559?

-Молодцы! На устном счете хорошо работали… Хочу чтобы все дети так работали.

100 000 – 10 =99 990

В задаче говорится о учениках

Сколько математиков увлекается баскетболом

Сколько человек посещают кружки

Сколько всего человек занимается в кружках

Читайте также:  Что написать мужчине после первого свидания

Сколько человек занимается и математикой и баскетболом

25-10=15(чел.)- посещают кружки

10+11=21(чел.) — всего занимающихся

21-15=6(чел.) – занимаются математикой и баскетболом

В разряде сотен стоит цифра 3

В числе 8346, 4 десятка.

9единиц, 9 единиц тысяч, 9 сотен тысяч

III. Сообщение темы урока

1.Выполнение задания 2 на с. 38

-Откройте учебники на странице 38.

— Прочитайте тему нашего урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться вычитать из чисел с нулями в столбик.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня у нас 1 октября.

— Найдите задание 2 .

— Я объясню, как решать первый пример, а все остальные примеры решим вместе.

73 000

64 688

Вычитаем единицы, из 0 единиц нельзя вычесть 2 единицы, занимаем у десятков, их нет, занимаем у сотен, их тоже нет, занимаем у единиц тысяч.

Чтобы не забыть ставим точку.

1 единица тысяч – это 10 сотен, у 10 сотен – занимаем 1сотню, остается 9 сотен, 1сотня — это 10 десятков, у 10 десятков занимаем 1десяток, остается 9 десятков, 1 десяток – это 10 единиц.

Из 10 единиц вычитаем 2 единицы, получаем 8 единиц, пишем под единицами. Теперь не 10 десятков, а 9. Из 9–1= 8. Пишем под десятками.

Осталось не 10 сотен , а 9 сотен.

Из 9-3=6. Пишем под сотнями. Из 2 единиц тысяч нельзя вычесть 8 единиц тысяч поэтому, занимаем 1 десяток тысяч. Ставим точку. 1 десяток тысяч- это 10 тысяч и еще 2 тысячи получаем 12 тысяч. Из 12-8=4. Пишем под единицами тысяч.

Осталось 6 десятков тысяч, их переносим.

Читаем ответ 64 688.

— Следующий пример будет решать…

2 526

— Вычитаем единицы. Из 7 единиц вычитаем 6 единиц, получаем 1 единицу, пишем под единицами. Вычитаем десятки. Из 3 десятков вычитаем 2 десятка, получаем 1 десяток, пишем под десятками. Вычитаем сотни. Из 0 сотен нельзя вычесть 5 сотен, занимаем у единиц тысяч, их тоже нет, занимаем у десятков тысяч.

Чтобы не забыть ставим точку.

1 десяток тысяч – это 10 единиц тысяч, у 10 единиц тысяч занимаем 1 единицу тысяч, остается 9 единиц тысяч, 1 тысяча – это 10 сотен. Из 10 сотен вычитаем 5 сотен, получаем 5 сотен. Пишем под сотнями. Из 9 тысяч вычитаем 2 тысячи, получаем 7 единиц тысяч. Пишем под тысячами. Остался 1 десяток тысяч, его переносим.

Читаем ответ 17 511.

2 709

— Вычитаем единицы. Из 7 единиц нельзя вычесть 9 единиц, занимаем у десятков, их нет, занимаем у сотен. Чтобы не забыть ставим точку. 1 сотня — это 10 десятков, у 10 десятков занимаем 1 десяток, остается 9 десятков. 1 десяток — это 10 единиц и ещё 7 единиц получаем 17 единиц.

Из 17-9=8. Пишем под единицами.

Из 9 десятков вычитаем 0 десятков, получаем 9 десятков. Пишем под десятками. Из 4 сотен мы не можем вычесть 7 сотен. Занимаем у тысяч, их нет. Занимаем у десятков тысяч. Чтобы не забыть ставим точку. 1 десяток тысяч — это 10 единиц тысяч, у 10 тысяч занимаем 1 тысячу, остается 9 тысяч. 1 единица тысяч – это 10 сотен и ещё 4 сотни получаем 14 сотен.

Из 14-7=7. Из 9 тысяч вычитаем 2 тысячи, получаем 7 тысяч. Пишем под тысячами. Осталось 3 десятка тысяч, его переносим. Читаем ответ 37 798.

460

— Вычитаем единицы. Из 1-0 =1. Пишем под единицами. Вычитаем десятки. Из 2 десятков нельзя вычесть 6 десятков, занимаем у сотен, их нет, занимаем у тысяч, их нет, занимаем у десятков тысяч. Чтобы не забыть ставим точку. 1 десяток тысяч – это 10 единиц тысяч, у 10 тысяч занимаем 1 тысячу, остается 9 тысяч.

Читайте также:  Куда устроиться на работу со средним образованием

1 тысяча – это 10 сотен, у 10 сотен занимаем 1 сотню, остается 9 сотен, 1 сотня – это 10 десятков и ещё 2 десятка, получаем 12 десятков. Из 12-6=6 десятков. Пишем под десятками. Из 9-4=5 сотен. Пишем под сотнями.

Под тысячами пишем 9. Под десятками тысяч пишем 4. Под сотнями пишем 8. Читаем ответ 849 561.

3 600

— Вычитаем единицы. 0-0=0 единиц. Пишем под единицами. Вычитаем десятки. 0-0=0 десятков. Пишем под десятками. Вычитаем сотни. Из 5 сотен нельзя вычесть 6 сотен, занимаем у тысяч, их нет, занимаем у десятков тысяч, их тоже нет, занимаем у сотен тысяч.

Чтобы не забыть ставим точку. 1 сотня тысяч – это 10 десятков тысяч, у 10 десятков тысяч, занимаем, 1 десяток тысяч, остается 9 десятков тысяч, 1 десяток тысяч – это 10 единиц тысяч, занимаем 1 тысячу, остается 9 единиц тысяч, 1 единица тысяч – это 10 сотен и ещё 5 сотен, получаем 15 сотен. Из 15-6=9 сотен. Пишем под сотнями. Из 9-6=3 единицы тысяч, Пишем под тысячами.

Под десятками тысяч пишем 9. Остаётся 5 сотен тысяч, пишем под сотнями тысяч. Читаем ответ 596 900.

IV. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа задание 5 на с. 38

2.Решение задачи № 4 на с. 38

-Найдите задание 5 на странице 38.

-Сейчас вы самостоятельно решите задание №5.По вариантам. Первый вариант от окна решает в первом столбике 2 примера. А второй вариант решает во втором столбике 2 примера. Сразу записываем в столбик с подробной записью, как только что делали. Два человека решают с обратной стороны доски.

— Посмотрите. Как решили ваши товарищи. Ваше мнение. У кого решено не так, исправьте.

— Посередине с большой буквы запишите слово задача.

-Найдите задачу под № 4(б).

-Прочитайте про себя.

— Вслух громко и четко прочитает задачу…

«Сейчас учёные насчитывают 20 000 горбатых китов. Из них 1100 – в Баренцевом море. В Северной Атлантике на 9500 китов больше, чем в Баренцевом море, остальных китов можно наблюдать в Южном полушарии. В каком полушарии – Северном или Южном – больше горбатых китов? На сколько?»

— Баренцево море относится к Северному полушарию. Так как оно омывает Россию на севере.

— Повторите условие задачи по краткой записи.

С.А. — ? к., на 9500 к. больше, чем Б.м. 20000к.

— Что известно в задаче?

— Что нужно узнать?

— Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

— Можем узнать, сколько китов обитает в Северном полушарии?

— Можем узнать, сколько китов обитает в Северной Атлантике?

— Как узнать, сколько китов обитает в Северной Атлантике?

— Можем теперь узнать, сколько китов обитает в Северном полушарии?

— Что узнаем в третьем действии?

— Что теперь можем узнать?

— Как запишем ответ?

— Посередине с большой буквы запишите слово задача.

-Найдите задачу под № 4(а)

-Прочитайте про себя.

— Вслух громко и четко прочитает задачу…

« Долго горбатые киты были объектом охоты. Первоначально в Северной Атлантике было примерно 15 000 китов. Ко времени запрета китобойного промысла осталось всего 700 животных. На сколько сократилось число горбатых китов?»

— О ком говорится в задаче?

Читайте также:  Что дарить на новый год друзьям

— Посмотрите на краткую запись.

Осталось – 700 к.

— Что известно в задаче?

— Что нужно узнать?

— Как узнать на сколько, сократилось число китов?

Источник: intolimp.org

«Вилка в глаз!»

—> Кaк peбeнку в чиceл нулями oбъяcнить вычитaниe cтoлбик c Нoлик пpeвpaщaeтcя 9-ку в Блoг КУМОНoмaмы / ЛАЙФХАК

Нoлик пpeвpaщaeтcя в 9-ку. Кaк oбъяcнить peбeнку вычитaниe в cтoлбик чиceл c нулями . Блoг КУМОНoмaмы .

Нaучить peбeнкa cчитaть в cтoлбик 302 — 136 — кoгдa нужнo «пepeзaнимaть» в «пуcтoм» paзpядe — этo oчeнь лeгкo.

Нo увepeны ли вы, чтo peбeнoк Пoнимaeт, чтo Имeннo oн дeлaeт — или oн пpocтo выпoлняeт aлгopитм?

Дeлo в тoм, чтo, кoгдa peбeнкa учaт тaкoму вычитaнию, дoвoльнo чacтo eму тупo гoвopят, чтo » ecли нaд нулeм тoчкa — тo 0 пpeвpaщaeтcя в 9 «:

Рeaльный cкpиншoт oбъяcнeния c caйтa http://math-prosto.ru/

Тaк oбъяcняют дoвoльнo чacтo дaжe учитeля.

Ну или пытaютcя oбъяcнять пpo «зaнять eдиничку» — a peбeнoк вce paвнo ocтaeтcя c вoпpocoм: пoчeму ДЕВЯТЬ ? Чтo зa фoкуc тaкoй?!

Пpeдлaгaю вaм пoпpoбoвaть

Объяcнeниe вычитaния c нулём чepeз paзpядныe cлaгaeмыe

Пocлe тaкoгo oбъяcнeния дeти нaчинaют пoнимaть caмую cуть «пepeзaнятия», пocлe кoтopoгo ocтaeтcя пpecлoвутaя «дeвяткa».

Итaк, вoзьмeм для пpимepa тe жe 302 — 136 .

Сдeлaли нaшу зaпиcь в cтoлбик. А тeпepь pядoм pacпишeм тoт жe cтoлбик, нo чиcлa зaпишeм в видe paзpядныx cлaгaeмыx:

Источник: laifhak.ru

Вычитание чисел столбиком

Если в вычитании чисел меньше 10 нет ничего сложного, то с двузначными и трёхзначными всё немного сложнее. Требуется зрительное восприятие ребёнком символов. Перед тем как переходить на сложение и вычитание столбиком двузначных и трёхзначных чисел, нужно хорошо изучить устный счёт.

Вычитание чисел столбиком: правила и советы

Алгоритм записи вычитания столбиком

Перед усвоением нового способа вычитания, следует объяснить ребёнку, что такое разрядность числа.

Пример: 1385 — четырёхзначное число, где:

  • 5 — единицы;
  • 8 (80) — десятки;
  • 3 (300) — сотни;
  • 1 (1000) — тысячи.

Соответственно, самые младшие разряды (единицы) находятся справа, чем левее разряд относительно единиц, тем он старше — десятки, тысячи и т. д.

Принцип действий при вычитании столбиком таков:

  1. Записываем первое число.
  2. Строго под ним пишем второе число, но так, чтобы единицы оказались под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями.
  3. Согласно правилу, сначала из единиц вычитаются единицы. В случае когда число, из которого вычитаем, меньше вычитаемого числа, нужно «занять» десяток из следующего разряда. Чтобы избежать путаницы, над тем разрядом, из которого «брали» десятку, нужно поставить точку.
  4. Операции с остальными разрядами проводятся так же.

Главное — не забывать про те разряды, из которых брали десятки, их значения уменьшаются на единицу.

Карточки для уроков

Образец решения примеров на вычитание в столбик

На уроках для формирования практических навыков в решении примеров на вычитание столбиком можно раздать детям распечатанные карточки.

Для учеников 2 класса подойдут карточки с примерами на вычитание столбиком двухзначных чисел.

Примеры на вычитание столбиком

С помощью раздаточного материала на уроке можно проводить небольшие проверочные работы.

Примеры для начальной школы

Отдельно можно порешать примеры без перехода через десяток.

Сложение и вычитание без перехода через десяток

Ученикам 3–4 класса следует практиковаться в решении примеров с трёхзначными и четырёхзначными числами.

Примеры на сложение и вычитание без перехода через десяток

Для учеников среднего звена полезными будут более сложные примеры.

Примеры на вычитание столбиком для среднего звена

Видео: как вычитать числа столбиком

Вычитание в столбик — простая арифметическая операция. Для закрепления знаний нужна лишь практика.

Источник: volna.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today