Итак, у нас есть три основных и четыре дополнительных измерения характера. Все они описывают в основном эмоциональную сторону его проявлений. Анкета, составленная французскими психологами и адаптированная Ю. Б. Рюриковым1, помогает выяснить, как именно развиты в человеке эмоциональные устои его характера.
Она состоит из трех основных шкал по 10 вопросов в каждой и четырех дополнительных по пять вопросов. Таким образом, всего в анкете 50 вопросов. На каждый дается три варианта ответа, которые помогают выяснить, сильно, слабо или в средней степени развита в человеке каждая черта. Испытуемому сначала предлагается решить, какой из трех вариантов ему ближе, а затем — какой величиной выразить свой ответ: той, которая дана в анкете, или другой. Допускается использование оценок от 1 до 10.
После ответа на вес вопросы производится подсчет баллов. Цифры по каждой шкале (10 по основным шкалам и 5 по дополнительным) надо сложить, а затем разделить (в зависимости от количества вопросов) соответственно на 10 или на 5. Получается средний показатель развития того или иного измерения характера испытуемого. Теперь по этим показателям можно определить название типа характера, его основные характеристики, а также уточнения, вносимые дополнительными характеристиками.
Как изменить свой характер до неузнаваемости?
С помощью данной методики рекомендуется проводить тестирование семейных пар, поскольку анкета определяет в первую очередь эмоциональные проявления характера, а именно они являются источником многих семейных конфликтов. Анкета может помочь лучшему пониманию супругами сходства и различия в протекании у них эмоциональных процессов и уточнить, каких реакций они могут ждать друг от друга на те или иные эмоционально значимые события.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Шкала I
- 1. Вздрагиваете ли вы, бьется ли у вас сердце от внезапного шума? Очень ли вы восприимчивы? Волнуетесь ли перед начальством, перед обычными, даже не очень конфликтными событиями?
- а) да; б) средне волнуетесь и только перед необычным, сильным событием; в) почти всегда сдержанны, в любых условиях.
- 2. Начинаете ли вы нервничать (или раздражаться), как только вам кажется, что вас задевают, досаждают вам?
- а) да; б) только серьезные трудности, нелады нервируют вас; в) вы остаетесь спокойны почти всегда.
- 3. Очень ли изменчиво ваше настроение?
- а) да; б) более или менее стойко; в) очень стойко.
- 4. Легко ли вы впадаете в гнев?
- а) да; б) только от крупных причин; в) всегда невозмутимы.
- 5. Волнуетесь ли вы перед началом нового дела, визитом к врачу? Чувствуете ли при этом боязнь, хотя бы легкую?
- а) да; б) только от крупных причин; в) не волнуетесь совсем.
- 6. Сильно ли трогают вас трагические сцены в кино?
- а) да; б) вы справляетесь с этой эмоцией; в) это мало трогает вас.
- 7. Часто ли вы восторгаетесь?
- а) да; б) очень редко; в) только от крупных причин.
- 8. Легко ли вы проявляете свои чувства? Бурно ли реагируете, откликаетесь на события? Часто ли употребляете слова вроде «неслыханно», «ошеломительно», «потрясающе»?
- а) да; б) все это бывает не очень часто, в каких-то приметных случаях; в) это случается крайне редко.
- 9. Легко ли вы краснеете или бледнеете?
- а) да; б) никогда; в) только в особых случаях.
- 10. Подвержены ли вы опасениям, тревогам, страхам (даже если умеете совладать с ними)?
- а) да; б) нет; в) только в необычных, драматических случаях.
Шкала II
Как изменить свой характер?
- 1. Всегда ли вам хочется после работы делать другие дела? а) да; б) никогда; в) иногда хочется, иногда нет.
- 2. Делаете ли вы свою работу с охотой, с увлечением?
- а) да; б) только по долгу службы; в) наполовину по долгу, наполовину с охотой.
- 3. Склонны ли вы делать всю тяжелую работу сразу и прежде всего? а) да; б) откладываете ее; в) делаете, но с усталостью, нехотя.
- 4. Раззадоривают ли вас препятствия?
- а) да; б) охлаждают, отталкивают от дела; в) отчасти раззадоривают, отчасти охлаждают.
- 5. Быстро ли вы находите выход из неприятных положений (опоздание на поезд, какое-то повреждение, авария, упущение)? Считают ли вас находчивым?
- а) да; б) будучи опытным и умелым в своем деле, вы все-таки приходите в замешательство; в) что-то среднее между тем и другим.
- 6. Если при вас идет спор или ссора, сильно ли вам хочется вмешаться?
- а) да; б) вы наблюдаете со стороны, а то и уходите; в) более-менее легко справляетесь с желанием вмешаться.
- 7. Если перед вами новая и сложная задача, но день будет трудный и напряженный, довольны ли вы в глубине души?
- а) да; б) в глубине души беспокоитесь, не очень довольны; в) решаете эту задачу, но с долей огорчения.
- 8. Особенно ли цените вы в людях их пыл в работе?
- а) да; б) не задумывались над этим; в) для вас это обычное свойство, не лучше других.
- 9. С удовольствием ли вы встаете?
- а) да; б) любите поваляться; в) день так, день эдак.
- 10. Любите ли вы больше всего книги и фильмы, где есть действие?
- а) да; б) предпочитаете спокойное, приятное повествование; в) и то, и другое.
Шкала III
- 1. Тяготеете ли вы к отдаленным целям: мыслям о вашей жизни в будущем, о будущем ваших детей, близких?
- а) да; б) вас больше влекут быстрые результаты — сегодня, завтра; в) то одно, то другое — по обстоятельствам.
- 2. С трудом ли вы примиряетесь после обиды? а) да; б) легко; в) спустя какое-то время.
- 3. Придерживаетесь ли вы своих принципов в любых условиях?
- а) да; б) действуете, применяясь к обстоятельствам; в) пытаетесь согласовывать принципы с обстоятельствами.
- 4. Планируете ли вы жизнь? Есть ли у вас более или менее точный график жизни?
- а) да; б) он вам не нужен; в) среднее между тем и другим.
- 5. Сильно ли вы любите старые воспоминания, привычки? Предпочитаете ли все тот же город, дом, жилище, тот же отдых?
- а) да; б) больше любите новшества, перемены, неожиданности; в) и то и другое — по очереди.
- 6. Очень ли вы постоянны в дружбе, в симпатиях, верны ли друзьям детства?
- а) да; б) остываете к друзьям спустя какое-то время; в) среднее между тем и другим.
- 7. Привязаны ли вы к старым вещам, к их расположению в доме? а) да; б) любите менять их расстановку, менять внутренний вид
жилья и т.п.; в) среднее между тем и другим.
- 8. Интересует ли вас больше всего в новом аппарате, машине, приборе их принцип действия, назначение, механизм?
- а) да; б) они интересны вам только сами по себе; в) и то и другое имеете.
- 9. Придерживаетесь ли вы только своих взглядов, традиций?
- а) да; б) открыты еще и взглядам других, и новым традициям; в) более тяготеете к новым модам, влияниям.
- 10. После сильного переживания, печали с трудом ли вы утешаетесь? Долго ли не можете жить обычной жизнью?
- а) да; б) быстро возвращаетесь к обычной жизни, обычному самочувствию; в) среднее между тем и другим.
Шкала IV
- 1. Когда вы работаете (или пишете письмо), нужны ли вам полная тишина и покой?
- а) да; 6) вы легко можете разговаривать в это время; в) хотя посторонние звуки вам мешают работать, писать письма вы можете.
- 2. Предпочитаете ли вы неопределенное, туманное, общее?
- а) да; б) сильно тяготеете к точности, ясности, определенности; в) в зависимости от обстоятельств тяготеете то к тому, то к другому.
- 3. Чтобы понять какой-то вопрос, разобраться в какой-нибудь машине и т.п., достаточно ли вам общих объяснений, которые вы быстро схватываете?
- а) да; б) нужны детальные указания, которые вы усваиваете шаг за шагом; в) то одно, то другое в зависимости от вопроса.
- 4. Становится ли для вас работа неинтересной, когда главное сделано, а остается только отделка?
- а) да; б) работа интересна вам до последних деталей; в) вы стоите между этими полюсами.
- 5. Считаете ли вы, что главное — это успех дела, независимо от правил и инструкций?
- а) да; б) для вас правила — это закон; в) вы считаете, что правила надо уважать, но не чересчур, а смягчать, если надо.
Шкала V
- 1. Если вот-вот вспыхнет конфликт (или чересчур острый спор) с вашим участием, хочется ли вам сразу вступить в него?
- а) да; б) хочется уступить (хотя бы с виду); в) это зависит от настроения.
- 2. Вы действуете или говорите, не заботясь, что об этом скажут?
- а) да; б) предпочитаете быть хорошим во всем; в) выбираете средний путь.
- 3. Недоверчивы ли вы к другим людям?
- а) да; б) доверчивы; в) то и другое, смотря по обстоятельствам.
- 4. Уверены ли вы в себе, в своих решениях?
- а) да; б) прежде чем решить что-нибудь, вам нужно чужое одобрение; в) то и другое в зависимости от условий.
- 5. Если вы кого-нибудь не любите, легко ли вам похвалить его, быть с ним любезным?
- а) да; б) вы не способны на это; в) придерживаетесь средней линии поведения.
Шкала VI
- 1. Сильно ли вы любите детей? Любите ли играть с ними, целовать их?
- а) да; б) дети вас раздражают; в) вы любите их, но на расстоянии.
- 2. Если вы привязаны к человеку, тянет ли вас выражать это нежными словами?
- а) да; б) больше действиями, а нежные слова кажутся вам слащавыми; в) иногда первое, иногда второе.
- 3. Любите ли вы теплый воздух, мягкий свет, нежную музыку?
- а) да; б) предпочитаете, чтобы все вокруг — и свет, и погода, и обстановка — было ясным, резким, бодрящим; в) и то и другое — по обстоятельствам.
- 4. Любите ли вы ласку, физическую и моральную? Даете ли и получаете ли ее с удовольствием?
- а) да; б) это кажется вам ненужным, может быть, даже немного неприятным; в) это вам нравится, но умеренно.
- 5. Любите ли вы животных, беспокоитесь ли о том, что они чувствуют?
- а) да; б) не делая им зла, вы к ним равнодушны; в) у вас среднее отношение к ним.
Шкала VII
- 1. Честолюбивы ли вы? Очень ли хотите улучшить свое положение, или увеличить имущество, или повысить влияние па других?
- а) да; б) считаете, что все это не очень важно; в) что-то среднее.
- 2. Ревнивы ли вы в своих привязанностях, в дружбе?
- а) да; б) ревность вам не знакома; в) вы ее испытываете, но редко.
- 3. Охотно ли вы ухватываетесь за возможность заявить о своих правах, достижениях?
- а) да; б) предпочитаете ждать, когда другие сами отдадут вам должное; в) вы отстаиваете себя, но не очень настойчиво.
- 4. Сильно ли занимают нас наши успехи (в спорте, делах, любимом занятии, в жизни вообще)?
- а) да; б) это вас не волнует; в) заботы об успехах есть, но кажутся не самым главным.
- 5. Вскипаете ли вы, пусть немного, когда покушаются на ваши ценности — духовные или материальные?
- а) да; б) легко жертвуете частью этих ценностей; в) у вас средняя линия.
КЛЮЧ
Вариант ответа
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
__7_
_8_
9
10
Шкала I — Эмоциональность/возбудимость
Источник: studme.org
Психологический портрет личности: как составить, примеры и образцы написания
Подробное описание тонкостей характера и особенностей темперамента человека позволяет предугадать линию его поведения, совершаемые поступки и реакцию на различные ситуации. Если вы желаете вступить в близкие отношения, взять на вакансию сотрудника или просто интересуетесь судьбой определенной персоны, наверняка вам захочется получить готовый психологический портрет личности, о котором я расскажу в этой статье, а также покажу образец его написания.
Что из себя представляет
Это расшифровка личности в письменном виде, словами. Она дает возможность распознавать индивидуальные грани человека, выявлять его способности, определять возможные поступки.
Это методика широко востребована и применяется во всех сферах деятельности – личной, профессиональной, научной. Рекрутинговые агентства анализируют способности претендентов на должность, педагоги составляют психологические описания учеников для успешного построения учебной программы, руководители выявляют недостатки и сильные стороны сотрудников.
Для чего он нужен
Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.
Ключевые моменты
Портрет включает детальное рассмотрение нескольких аспектов.
Темперамент
Научно выделено 4 группы людей: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. В совершенном виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в личности объединены два разных типа. В зависимости от внутреннего состояния и эмоциональности, мы по-разному проявляем себя в жизненных процессах, реагируем на одни и те же ситуации, участвуем в разговорах и заводим отношения.
Стоит учесть, что тип темперамента – врожденный параметр, который не меняется в течение существования. Не ждите, что безучастный флегматик вдруг станет организаторским и взрывным холериком, и даже если вам показались на лицо изменения – скорее всего, это временный порыв и ошибочное суждение. Доказана лишь небольшая корректировка первоначальных данных.
- Холерики – наиболее активные, выносливые, яркие и устремлено идут к своей цели.
- Меланхолики, напротив, ранимые, спокойные, нерешительные.
- Флегматики легко общаются, они надежные друзья и сотрудники, адекватно оценивающие любую ситуацию.
- Сангвиники – общительные, душевные, отзывчивые и доброжелательные.
Характер
Это совокупность устойчивых поведенческих черт, которые способны со временем трансформироваться и изменяться в зависимости от окружающей обстановки, воспитания и жизненных потрясений. Хотя и считается, что начальный перечень параметров заложен на генетическом уровне, он значительно дополняется приобретенными с течением времени моральными принципами.
Так, малыши одних и тех же родителей, попав на воспитание в семьи с разными устоями, могут получиться совершенно противоположными личностями. Характер любого человека можно одновременно описать с двух сторон. К примеру, вы можете быть добрым, душевным и открытым, но в той же мере ревнивым, обидчивым или ленивым.
Способности
Литературные источники делят их на три группы: духовные, физические и социальные. Естественно, первыми прививаются физиологические – здоровье, умения, сила, выносливость. Духовные больше зависят от воспитания и ареала обитания. Это образование, культурные наклонности, нравы. Социальные также являются приобретенными и формируются в процессе жизни – это открытость, коммуникабельность, умение налаживать контакт, ответственность, высокая пунктуальность и сильная дисциплинированность.
Направленность
Фундаментом этого параметра является мотивация. Она представляет ежедневную деятельность человека, объясняет его поступки. Одни желают удовлетворить свои потребности физиологии, хотят вкусно кушать, жить в уютной квартире или ездить на современном авто. Для других – это неважно, и в свои приоритеты они вкладывают общение, новую информацию, знакомства, реализуют свой творческий потенциал, занимаются спортом.
Эмоциональность
Этот параметр выражается в умении и способе выражать окружающим свои чувства, переживания, показывать настроение либо, наоборот, скрывать его. От степени присутствия в вас эмоциональности вы по-разному формируете обратную реакцию на окружающую действительность. Это то, что дает возможность понять ближнего вне зависимости от его языка, культуры, религии или уровня интеллекта. Каждый сможет распознать в собеседнике гнев, счастье, страх.
Психолог Дарья Милай
Интеллектуальность
Человек способен развивать себя благодаря восприятию новой информации, практическим занятиям, накоплению опыта, но базовый уровень интеллектуального развития, с которым рождается ребенок играет ключевую роль. Он помогает адаптироваться в новых условиях, оценивать незнакомую ситуацию и поведения сторонних личностей, давать оценки и умозаключения. Это способность размышлять рационально и действовать правильно относительно сложившейся ситуации. Как правило, талант или склонность к какой-либо области знаний обнаруживаются уже в детстве, главное, не упустить этот момент и начать ее развивать.
Коммуникабельность
Любой индивид, независимо от количества прожитых лет, финансового и социального положения, уровня интеллектуального развития должен уметь формировать общение с окружающими. Однако способности к разговору у личностей развиты неодинаково. Например, психопортрет юмориста или менеджера должен выявить высокий уровень навыков коммуникации, в отличие от садовника, комбайнера или рыбака. Стоит учитывать, что любая профессиональная деятельность нераздельно связана с общением и при отсутствии данного параметра добиться успехов и получить повышение будет практически невозможно.
Самооценка
Это уровень уверенности в собственных силах. Условно ее делят на завышенную, заниженную и объективную. При первой – идет переоценка своих возможностей, намеренное завышение достижений или даже приписание чужих высот себе. При второй – наоборот, присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах, а нормальная говорит об адекватном оценивании себя и своих поступков. Если вы выявили пониженную самооценку – то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник: damienmilay.com