Как определить готов ли ребенок к школе

Отдать ребенка в первый класс с шести лет или посидеть еще годик — эта дилемма встает перед многими родителями. Решение чаще всего принимают, исходя из уровня интеллектуального развития малыша, при этом другие показатели в расчет не берутся. С помощью детского психолога Ольги Архиповой и педагога начальных классов Инны Ведутенко разбираемся, почему так делать нельзя и как на самом деле определить готовность ребенка к школе.

Официально установленных требований к будущим первоклассникам нет, в каждой школе они разные. Обычно перед поступлением ребенок проходит собеседование со школьным психологом. Его могут попросить рассказать о себе и своей семье, назвать дни недели и перечислить месяцы, посчитать до 10 и обратно, попросить пересказать небольшой текст.

Хотя формально для поступления в первый класс можно не уметь и этого. По закону об образовании школа может отказать ребенку, только если в ней нет свободных мест — тогда родителям предложат замену. Так что собеседование носит, скорее, ознакомительный характер и не является обязательным.

Но это не значит, что готовность к школе не важна для ребенка и его семьи. Ведь от этого будут зависеть не только оценки, но и отношения в коллективе и даже состояние здоровья первоклассника.

Интеллектуальная готовность

Это то, на что родители обращают внимание в первую очередь: набор определенных знаний, а также степень развития памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

Тесты и опросники, которые можно найти в сети и разных педагогических изданиях, как правило, оценивают именно эту сторону готовности ребенка. И именно здесь кроется опасность ошибки. Если дошкольник легко справляется с заданиями, это очень льстит родительскому самолюбию, и маленького «гения» хотят отдать в школу как можно раньше. Однако развитие — процесс многогранный, и списывать со счетов другие признаки готовности ребенка к школе нельзя. К тому же чрезмерно осведомленный ребенок может быстро утратить интерес к учебе в школе.

Уровень интеллектуальной готовности можно проверить в домашних условиях с помощью графического диктанта — рисования по клеточкам под диктовку. Он позволяет оценить, насколько ребенок сосредоточен и внимателен, а также определить уровень слухового восприятия и пространственного интеллекта.

Психологическая готовность

Когда в школу приводят шестилеток, которые с двух лет обучались в кружках раннего развития, это часто приводит к «отложенным» проблемам. Дисграфия, дислексия, отсутствие мотивации к учебе, трудности в коммуникации проявляются не в первые месяцы обучения и адаптации, а позднее. Часто даже при высоком интеллектуальном уровне ребенок не готов к первому классу психологически. Обычно общая психологическая готовность формируется только после семи лет.

Если ребенок не может 20 минут просидеть на одном месте, выполняя какое-то задание, не удерживает внимание, не запоминает инструкцию, не умеет работать по образцу, отвлекается на любую помеху, у него отсутствует интерес к окружающему миру (познавательная активность, любознательность) — то у него возникнут трудности в обучении. В этом случае со школой лучше повременить.

Если же такой возможности нет, стоит предупредить учителя. Родителям нужно больше времени проводить с ребенком, не нагружать его дополнительно, на какое-то время отказаться от кружков и секций и наблюдать за состоянием и настроением школьника. При необходимости обратиться к психологу или неврологу.

Как понять, созрел ли ребенок для школы, и подготовить его и себя к новой роли и новым стрессам? Чем запастись и какие документы собирать?

Ответы на все вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников, вы найдете в общеразвивающей программе «Подготовка детей к школе. Курс для родителей», которую подготовил Учебный Центр Педсовета.

Программа состоит из 11 уроков в формате текста, видео и тестов, которые помогут проверить себя и лучше запомнить новую информацию.

Физическая готовность

Обучение — это не только умственная, но и непростая физическая работа. Ребенок вынужден носить тяжелый рюкзак, много сидеть за партой в школе и дома. Функциональные системы организма должны быть достаточно сформированы для таких нагрузок.

Чтобы самостоятельно оценить, насколько дошкольник физически готов к первому классу, используют следующие методы:

  • «Филиппинский тест». Ребенок должен накрыть левое ухо правой ладонью, закинув руку над головой. Если ладонь полностью или частично накрывает ухо, то у ребенка уже произошел скачок роста и физически он готов к школьным нагрузкам. Если нет — ему будет сложно долго сидеть за партой и удерживать внимание на уроке.
  • Проверка по зубам. Количество коренных зубов указывает на физиологическую зрелость ребенка. Чем их больше, тем более сформирована костная система для длительных нагрузок.

Однако все же лучше пройти консультацию у врача на предмет хронических или острых заболеваний. Если есть какие-то проблемы, это еще не значит, что идти в школу нельзя. Но нужно будет создать для ребенка специальные условия.

Социальная готовность

Ребенок должен уметь общаться со взрослыми и сверстниками, понимать и принимать установленные в социуме правила.

Если он активно играет со сверстниками, живо интересуется происходящим вокруг, любит задавать вопросы — его социальное развитие благоприятно для начала обучения в школе. Если же малыш плохо воспринимает просьбы, привык нарушать правила, у него не развит эмоциональный интеллект и он не умеет выстраивать общение со сверстниками, школьная адаптация может пройти тяжело.

Читайте также:  Сонник приснилась смерть близкого человека который жив

Проблемы в этом плане чаще всего наблюдаются у детей, которые не ходили в детский сад. Они могут стесняться задавать вопрос или просить взрослого о помощи; могут не знать, как договариваться с детьми, участвовать в совместной деятельности. Однако, подобные сложности вовсе не означают, что обучение в школе невозможно. Таким детям требуется более внимательное отношение со стороны педагога и родителей, особенно в первые месяцы учебы.

Кроме того, важно, чтобы ребенок владел элементарными бытовыми навыками: умел завязывать шнурки, переодеваться в спортивную форму, складывать школьные принадлежности в рюкзак, тщательно мыть руки и так далее. И, конечно, был способен попросить о помощи, если что-то не получается.

Рано или поздно: советы родителям

Согласно закону об образовании, ребенок может пойти в первый класс с шести с половиной до восьми лет. Тут важен индивидуальный подход: некоторые дети готовы к школе в шесть лет, а другие не готовы и в семь.

К примеру, вот мнение Оксаны С., которая отдала сына в школу почти в восемь лет и не жалеет об этом:

«Я педагог и сама занималась с сыном подготовкой к школе. В школу он должен был пойти в шесть лет и восемь месяцев. Но я видела, что мой ребенок не готов: с трудом запоминал буквы, не мог правильно обвести палочки-крючки, не мог пересказать текст, который ему прочитали, отказывался рисовать, делать поделки, были проблемы с речью и тому подобное.

Поэтому я посчитала, что еще один год детского сада не помешает.

В результате в школу мы пошли в семь лет восемь месяцев. Ни я, ни он не жалеем. Учеба дается ему довольно легко, у него хорошая память, он умеет логически размышлять, доказывать свою точку зрения. За этот год «соображалка» у него стала работать гораздо лучше.

При этом четверо детей — ровесников моего сына — пошли в школу в шесть лет. Трое из них до шестого-седьмого класса были почти круглыми отличниками, а вот одному учеба дается тяжело. Так что все индивидуально».

Для диагностики готовности к школе психологи используют специализированные комплексные тесты — например, ориентационный тест Керна-Йирасека, тест «Рисунок человека», различные опросники и так далее. Родители тоже при желании могут воспользоваться некоторыми из диагностических методик, которые есть в интернете.

Однако увлекаться самостоятельной диагностикой все же не стоит. Если есть сомнения, лучше обратиться к психологу или нейропсихологу. Он проведет диагностику и точно скажет об уровне готовности ребенка, о трудностях (если они есть), даст рекомендации. Лучше делать это весной, чтобы было время устранить проблемы и подготовиться к школе.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?Несколько тестов

Здравствуйте, уважаемые родители первоклашек и подготовишек! Продолжаю беседы на школьные темы. Я-педагог-практик, поэтому из обилия программ, учебников, психологических тестов, различных развивающих тетрадей и методической литературы я выбираю самое подходящее для обучения детей и для исследования.

В далёкие 80 годы, когда я начинала учительствовать, психологов в школах не было, поэтому готовность к школе определяли сами учителя, кто хотел. (Учить-то надо всех, независимо от подготовки). Я хотела. И тестировала детей, как нас учили в институте. За лето и первые две недели выясняла подготовку детей.

Зачем мне это надо было? Да чтобы к каждому ребенку найти свой ключик, акцентировать возможности и развивать то,что западает, а также помочь родителям. Были единичные случаи, когда я рекомендовала повременить со школой на годик. И потом родители были мне очень благодарны за это.

Сейчас, насколько мне известно, степень готовности к школе определяет психолог на выходе из садика. Но не все дети ходят в детский сад. И не всегда мнение психолога совпадает с результатами учебы в 1 классе.

У моих знакомых девочка в 6 лет 8 месяцев в прошлом году пошла в школу по рекомендации психолога детского сада. Когда я с девочкой случайно побеседовала ( а за долгие годы практики мое сознание сразу сработало на тестирование), то родителям предложила оставить девочку в саду. Не готова она к школе. Родители сослались на психолога и отказались.. А первый вопрос был : Ты хочешь в школу?». Ответ был «Нет» .

Результат после 1 класса оказался нулевым. Девочка только летом начала сливать слоги и читать короткие слова. Длинные не понимает пока. Под диктовку не пишет. Эмоционально зажата. Любое предложение попробовать позаниматься вызывает слёзы и истерику. При этом она явно не глупа.

Интеллект в норме. Но как она будет учиться во 2 классе? Тут уже надо мастера-учителя и мудрейших родителей. И вот теперь ей уже точно нужна помощь психолога. ..

Итак, мы будем в первую очередь говорить о психологической готовности. Многие родители возмущаются тем, что якобы ребенок должен уметь читать к школе. Не должен. Мы научим. Но какой ценой, если он психологически не готов!

То, что ребенок читает по слогам к школе, и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учебу в дальнейшем. Хорошую учебу гарантируют ,прежде всего, любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие (не путать с низким эмоциональным фоном).

А первый вопрос, который я задаю детям, ( он, кстати, определяющий) такой:

1. Ты хочешь учиться в школе? Почему? Зачем тебе учиться?

2. Расскажи о себе . Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой день рождения. Что любишь, умеешь, чем увлекаешься?

3. Расскажи о своей семье. Наводящие вопросы, если нет связного рассказа: маму зовут. Папу зовут. Мама работает.

Читайте также:  Не люблю когда меня трогают

Папа работает. Кто еще живет с вами?

4. А где ты живешь? В какой стране? городе? Назови адрес.

5. А в какое время года начинают учиться? Назови по порядку времена года. А названия месяцев?

Это вопросы, относящиеся к общему развитию и пониманию себя в мире. Кто я такой? Где живу? Зачем мне учиться? Хочу ли я этого?

Почему?

Следующая группа вопросов относится к учебным, накопленным уже, знаниям ребенка.

. Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?

1 .Ты знаешь буквы? Назови и покажи некоторые.

2. Ты умеешь читать? Почитай мне слова, пожалуйста. А предложения?

3. До скольки ты умеешь считать? Посчитай, пожалуйста. А назад умеешь?

4. Далее маленькая задачка. Проверяем умение концентрировать внимание, удерживать в памяти несколько предложений, логически мыслить, складывать и вычитать.

На ветке сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько стало птичек?

5. Ты знаешь сказки? Кто тебе их читал? Какие это сказки? ( показываю картинки). Расскажи какую-нибудь.

Далее идут несколько заданий психологического характера.

1. Проверяется логика и прогнозируется в дальнейшем умение последовательно решать задачи.

Заранее собирается на скрепках из картона коробочка без крышки. Ребёнку даю лист бумаги , ножницы, клей и предлагаю сделать такую же . При этом говорю : «Делай, как можешь!» Ребёнок с высоким уровнем развития мыслительной деятельности развернёт коробочку, сделает на своем листке такие же прорези и соберёт коробочку, пусть даже и криво.

2. Даю лист А4. Делю его на 4 части карандашом .На каждой части ребенок выполняет задание. Проверяется общая психологическая готовность к школе или школьная зрелость.

  • Нарисуй человека, как можешь. (простым карандашом )
  • Срисуй или спиши фразу: «Он ел суп» (Фраза пишется родителем на другом листке письменными буквами безотрывно разборчиво, достаточно крупно)
  • Нарисуй точно такой же домик. Старайся выполнить точь -в- точь. Затем спрашиваю, все ли правильно ты нарисовал? Исправь.
  • Нарисуй точки как я. (На листке нарисована группа точек 9 по 3 в ряду и одна внизу под группой точек)

Источник: dzen.ru

«Я хочу играть, я не буду этого делать». Как понять, готов ли ваш ребенок к школе?

До начала учебного года осталось меньше двух недель. Можно ли понять, что ребенок действительно готов к школе? Особенно сильно этим вопросом задаются родители будущих первоклашек, которым всего шесть или семь лет. Для проверки существует несколько интересных тестов: ребенка просят посчитать в обратном порядке или постоять на одной ноге. Но зачем это всё надо и что они показывают?

Мы обсудили это с психологом и детским неврологом.

«Филиппинский тест» и «Поза Ромберга»: проверяем тело

Ребенок, конечно, должен быть готов физически. Для этого существует «Филиппинский тест»: будущий школьник должен уметь, обхватив голову правой рукой, достать до левого уха. Если его ладонь закрывает хотя бы половину уха, а лучше покрывает его полностью — тело ребенка условно уже «созрело». Голову при этом наклонять нельзя.

Еще один способ проверить будущего школьника — предложить ему постоять в «Позе Ромберга», то есть на одной ноге. Вторую нужно согнуть в колене, при этом руки необходимо вытянуть вперед, а глаза — закрыть. Ребенок должен простоять так 8–10 секунд. Так обычно проверяют крепость костей скелета.

Если ребенок прошел эти тесты, значит, его позвоночник выдержит 40-минутное сидение за партой

Врач-невролог Инна Еганова порекомендовала сомневающимся родителям пройти с ребенком диагностический тест под наблюдением специалистов.

— Таким образом мы понимаем возможность ребенка уяснить многоэтапную инструкцию, понимание левой и правой сторон, контроль за своей деятельностью и контроль за результатом своей деятельности, — объяснила E1.RU детский врач-невролог Инна Еганова клиники «УГМК Здоровье». — Это комплексный мини-диагностический подход, который дает нам общее представление.

Еще один признак готовности тела — это то, что у ребенка начали выпадать молочные зубы.

— Тест, который больше относится к физиологической готовности, — это соотнесение длины рук и пропорций тела, близких к ребенку школьного возраста. Если начинают меняться зубы — это тоже один из признаков, организм уже готовится к новому этапу, — рассказала E1.RU Наталья Булатова, психолог-консультант ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».

Есть ли мотивация?

Наталья Булатова несколько лет проводила диагностику готовности к школе ребятам в одном из детских садов Екатеринбурга. На самом деле, эксперты оценивают еще и мотивацию ребенка.

— Обычно к семи годам у детей уже есть интерес к школе: то, что ребята учатся и понимают, что будут учениками. Это сформированность внутренней позиции школьника. То есть ребенок уже себя видит не как «я — Петя», а он уже может сказать «я — первоклассник», — отметила психолог. — Идеальный вариант — когда все компоненты готовности на высоком или среднем уровне. Достаточном для того, чтобы идти в школу.

Из игры — в обучение

По мнению невролога Инны Егановой, физическая готовность — все-таки не самый важный фактор.

— Школьное обучение — это в первую очередь способность ребенка выйти из игрового типа обучения в академический, — уверена врач. — До определенного возраста ребенок обучается и получает информацию, если игра интересная. Академический тип — когда мы через сложности учимся для того, чтобы получить результат. Я могу обладать огромным запасом знаний, но мне хочется играть. То есть я могу складывать, вычитать, но только если это будет весело. А если посадят перед тетрадочкой, я не смогу это сделать, потому что мне неинтересно.

В первом классе детям будет сложно, так как они все-таки привыкли играть

Тест-задание может показаться ребенку интересной игрой. И, конечно, он с легкостью и с удовольствием выполнит его. Но это не будет говорить о том, что он уже готов учить уроки и внимательно слушать педагога. При этом, как объяснила E1.RU психолог-консультант Наталья Булатова, тип мышления меняется с возрастом.

— Почему ребенок идет в школу в семь лет? Потому что это переходный период формирования когнитивных, психических процессов, — объяснила Наталья Булатова. — Например, мышление в дошкольном возрасте наглядно действенное — когда мы им показываем во время игры: вот этот кубик мы сюда ставим, и они повторяют. Задачи решаются с помощью физического преобразования ситуации, прямого контакта с предметами. Эта форма мышления характерна для детей до трех лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому.

Читайте также:  Что можно написать в лд для девочек

Детям постарше уже не нужно держать предмет в руке, чтобы вспомнить его название и рассказать о нем.

— На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления — наглядно-образная. Когда ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, — продолжила психолог. — К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Это тоже показатель готовности к школе.

Как развивать усидчивость?

Будущий школьник должен уметь сконцентрировать свое внимание на одном виде деятельности в течение 20–25 минут. С ребенком можно и нужно заниматься, чтобы чуть больше подготовить его к учебной нагрузке. Главное — не переборщить.

— Дети дошкольного возраста не могут больше 15 минут удерживать внимание с физиологической точки зрения. Поэтому даже в детском саду у малышей совсем маленьких 10–15 минут занятия, у старших групп — до 20, — рассказала Наталья Булатова. — Это можно корректировать, родители могут с ребенком заниматься фиксированное время чем-то одним. Здесь важно не настаивать. Если ребенок начинает протестовать, стараемся сделать минутку перерыв, гимнастику для пальчиков, для глазок, а потом продолжаем.

Важно удержать интерес к этому делу и научить ребенка доводить начатое занятие до конца.

Умеет читать и считать. Говорит ли это об интеллекте?

Многие дети уже и в пять лет знают буквы и цифры. Но если они их просто заучили, смысла от этого нет, уверены эксперты

Для оценки навыков многие предлагают ребенку посчитать от 1 до 10 в обратную сторону или через одно число или нарисовать «дорожку» между двумя линиями (так смотрят, готов ли ребенок учиться писать). По мнению экспертов, это не всегда является показателем.

— Я предполагаю, что ребенок может автоматически это выучить, и тогда это не будет никаким показателям. Или заучить английские фразы. В этом не будет большого смысла, как и со счетом. Как и умение читать не является критерием отбора в школу. Это редкость, но в норме, когда ребенок не умеет читать, — уверена Наталья Булатова.

Например, если ребенок из множества предметов может выбрать непохожий. Допустим: шкаф, стул, стол. Как это всё вместе называется? — приводит пример эксперт.

Так, перед школой ребенок уже должен уметь сравнивать большие и маленькие предметы, обобщать наименования, находить отличающийся предмет из списка.

А капризничать будет? Что нужно знать об эмоциональной готовности

Конечно, если ребенок ходил в детский сад, он уже может находиться в социуме без родителей и слушать воспитателя (а затем и учителя). Тем не менее бывают исключения. Как это проверить?

— Эмоционально он может быть не готов, когда с трудом расстается с мамой, с родственниками, с трудом подчиняется правилам, волевые функции у него не сформированы: «Я хочу играть, я не буду этого делать», — объяснила психолог. — Нужно смотреть, как он в новой обстановке себя ведет, как знакомится с ребятами, с малознакомыми взрослыми, учителями.

Ребенок должен адаптироваться к школьным правилам и распорядку, поэтому режим поможет облегчить начало учебного года

Если ребенок с трудом подчиняется правилам, предлагайте ему отложить свою игру (или другое дело) на десять минут и позаниматься. Но свое слово нужно сдержать, а время постепенно можно увеличивать.

При этом слишком «радужно» рассказывать про школу не стоит.

— Бывает, что родители накануне школы постоянно говорят, что там много друзей, новые знания. И ребенок думает, что там «диснейленд», а потом сталкивается с трудностями, и может наступить разочарование. Поэтому слишком со школой напирать не стоит. Но и сложности описывать: что в школе не до игры будет, тоже не стоит, — рекомендует Наталья Булатова. — Если ребенок сам спрашивает, мы поддерживаем этот интерес.

Как еще можно подготовить ребенка к школе?

Психолог порекомендовала наладить дома соответствующий режим: ложиться спать и вставать в одно время, а в первой части дня заниматься лепкой, рисованием или чем-то еще, как будто это урок в школе, хотя бы по 25 минут.

— Нужно следить за питанием. Осень, стресс: организм может быть ослаблен, и это влияет на эмоциональное состояние, — добавила Наталья Булатова. — Ну и потом, мы учим всё доводить до конца, учим ребенка говорить, выразить свою мысль, свое желание объяснить. С этим бывают сложности.

С ребенком, даже если он уже ходит в школу, нужно продолжать играть, уверена психолог:

— Сейчас часто родители напирают с обучающими моментами, а в дошкольном детстве главный вид обучения (ведущий вид деятельности) — игра, и если ребенок приходит в школу и он еще не наигрался, эта потребность не удовлетворена, и ему тяжело будет учиться.

А еще стоит научить школьника не бояться оценок — хвалить за достижения и не ругать за ошибки, а объяснять, как можно было сделать еще.

Уже готовитесь к Первому сентября? Учителя рассказали, что бы хотели получить в подарок на День знаний и от чего бы отказались. До этого мы посчитали, сколько стоит собрать ребенка в школу в 2022 году (пособия в 10 тысяч хватит, только если брать всё самое дешевое). В магазине мы прошлись по чек-листу для родителей, сохраняйте его к себе в закладки.

Кстати, карту школьных базаров Екатеринбурга вы можете найти здесь. Вместе со второклассником мы погуляли по одному из них и изучили все школьные новинки и тренды (есть даже рюкзак, который показывает видео).

Источник: www.e1.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today