Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую.
Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.
Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.
С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой?
Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.
«Скрытое левшество» — что это такое?
Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто.
Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.
Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся.
Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.
Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:
- зажечь спички,
- наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
- перелить воду из одного сосуда в другой,
- проколоть дырочки (5-6 ударов),
- разложить (раздать) карточки (карты),
- стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
- капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
- почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
- достать бусинку ложкой из стакана,
- позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями.
При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?
Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка
«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.
Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять.
Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно!
Почему не помогло?».
Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.
Когда лучше не экспериментировать?
Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?
В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.
Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.
Лучше в дошкольном возрасте выявить ведущую руку ребёнка и прийти в школу с готовыми рекомендациями от специалиста, чем потом бороться с неуспеваемостью и неврологическими нарушениями. К подростковому возрасту эти нарушения будут только набирать обороты. Когда дело касается детей, главные принципы — не упустить время и не навредить.
Источник: medalvian.ru
Левши: взгляд с другой стороны мозга
13 августа — Международный день левшей. Когда-то, в 1992 году, британский Клуб левшей предложил отмечать эту дату, демонстрируя окружающим секреты «левосторонней» жизни. Праворукие люди иногда даже не представляют, что это такое — быть левшой в «правостороннем» мире. MedAboutMe поздравляет всех леворуких людей и разбирается в причинах и последствиях их природного дара.
Кто такие левши?
В современном мире лишь 42% людей — ярко выраженные правши. 48% — амбидекстры, изначально готовые к работе обеими руками. И, наконец, самая редкая категория людей — левши, которых в среднем насчитывается 10%. Известно также, что среди мужчин левши встречаются чаще.
Интересно, что и левши, и правши не всегда пользуются исключительно ведущими руками — все зависит от целого ряда факторов: от конкретной поставленной задачи, а также от социальных или религиозных общественных установок. Например, когда считалось, что левшой быть неправильно (как когда-то в Китае, России), детей переучивали еще на ранних этапах развития, что приводило к значительному падению доли левшей в обществе — в отношении письма и приема пищи. Но многие другие задачи, на которые общество не обращало внимания, левши выполняли так, как им было удобнее. Поэтому, если ориентироваться по пишущей руке, то частота встречаемости левшей в разных странах находится в пределах от 2,5 до 12,8% (по данным других исследований, ориентированных на другие параметры — 7-11,8%, 3,3-26,9% и т. д.).
Питание ребенка 4-5 лет: основные правила
Сколько раз в день нужно есть ребенку 4-5 лет? Размеры порций, базовые особенности рациона младшего дошкольника.
Леворукость: наследственность или болезнь?
10% — это много, очень много. Левши уже существовали 35 тысяч лет назад, еще во времена неандертальцев. И раз леворукие дети так часто рождаются и в наши дни, значит, они зачем-то нужны человечеству. Теорий на эту тему существует множество. Например, простое объяснение: леворукость дает преимущество в драке — если конечно противник праворукий.
Теория посложнее: сохранение полиморфизма функциональности рук — это еще один способ эволюции поддерживать разнообразие нашего вида. Наконец, есть теория, объясняющая праворукость, как результат развития речи, которая связана с жестами, что привело к разделению функций головного мозга. Ну а леворукость, в таком случае, остаточное явление, так сказать.
Какие факторы сегодня выделяют ученые?
Совершенно точно, что значимую роль играет наследственность. У праворуких родителей намного реже рождаются дети-левши. А вот если оба родителя — леворукие, то вероятность того, что у них появится дите-левша, составляет 30-40%. Причем чаще леворукие дети рождаются, если отец — правша, а мать — левша, но не наоборот. Это значит, что наследование сцеплено с полом, и влияние материнских генов — сильнее.
- Особенности внутриутробного развития.
Есть версия, что некоторые факторы могут определять доминирующую сторону ребёнка еще в утробе матери. Известно, что в 9-10 недель плод уже демонстрирует одиночные движения рук с «правильной» стороны. То есть, 75% будущих младенцев двигают правыми конечностями, 12,5% — левыми, а оставшиеся 12,5% — то левыми, то правыми (будущие амбидекстры, не иначе). С 15-й недели плод начинает сосать большой палец доминирующей руки. А с 38-й недели голова ребёнка повернута в доминирующую сторону, относительно его тела.
По мнению некоторых ученых, пренатальные гормоны оказывают существенное влияние на ЦНС плода, а значит, и на здоровье ребёнка. Например, если у матери повышен уровень тестостерона, то это увеличивает риск аномального доминирования — то есть, леворукости. Объясняется это следующим образом: левое полушарие ребёнка созревает чуть позже, чем правое, и поэтому оно дольше находится под влиянием повышенного тестостерона. Это приводит к замедлению роста нейронов в нем и ослаблению его способностей. Существует даже теория Гешвинда-Бехана-Галабурда (недоказанная), связывающая высокий тестостерон у матери, леворукость, а также дислексию, нарушения иммунной системы и иногда встречающуюся необычную талантливость таких детей — как компенсаторный механизм.
Наконец, есть версия, согласно которой, если ребёнок — левша в силу наследственности, то он просто более чувствителен к тестостерону во время внутриутробного развития. А уже это является причиной различных нарушений нервной и иммунной систем.
- Многоплодная беременность.
Среди близнецов левши встречаются чаще, причем независимо от того, являются они однояйцевыми или нет. Возможно, это связано с особенностями внутриутробных условий в данном случае.
- Заболевания центральной нервной системы.
Существует спорное утверждение, что люди могут становиться левшами при некоторых патологиях нервной системы, развившихся в раннем детстве. Данная теория основана на статистике, которая гласит, что среди пациентов с эпилепсией, шизофренией, задержкой в развитии, умственной отсталостью и другими патологиями ЦНС, левши встречаются в 2 раза чаще, чем в среднем по популяции. Такие болезни рассматриваются как «переключатель» организма на леворукость — в некоторых случаях.
Не удалось доказать следующие теории:
- причиной леворукости являются стрессовые события, перенесенные матерью во время беременности.
- леворукость может развиваться в результате родовой травмы и гипоксии головного мозга;
- левши чаще рождаются у первородящих матерей в возрасте 39 лет и старше.
Леворукость и здоровье
В целом, левши чаще встречаются среди людей со следующими патологиями:
- низкий вес при рождении;
- врожденные пороки развития плода: дефекты развития нервной трубки, волчья пасть;
- расстройства психики: аутизм, шизофрения;
- неврологические нарушения: дислексия, заикание, синдром гиперактивности;
- расстройства иммунной системы: экзема, разного рода аллергии, атопическая бронхиальная астма и др.
Но большинство исследований показывают, что леворукость, скорее, можно считать побочным, параллельным эффектом перечисленных процессов. Это значит, что леворукость не является причиной тех или иных болезней и сама по себе не влияет на здоровье. Но можно утверждать, что она говорит о повышенном риске некоторых заболеваний, так как является, своего рода, маркером, то есть, нередко сопровождает их. Это важное различие.
Левши в среднем чуть позже достигают половой зрелости, чем правши — на 4-5 месяцев.
Согласно наблюдениям, левши обладают более слабой нервной системой. Их страхи более выражены, чем у правшей, они чаще чувствуют себя неуверенно. Правда, учитывая, что еще не так давно леворукость обществом не признавалась, возможно, такая реакция левшей — результат уже неявного, но еще существующего давления со стороны общества.
Левши чаще гибнут в результате несчастных случаев — и это неудивительно. Наш мир ориентирован на правшей. В процессе приспособления к этому миру дети-левши даже переживают так называемый декстра-стресс. Подавляющее большинство механизмов разной степени опасности для человека создано для людей с доминирующими правыми руками. И это, кстати, является причиной того, что продолжительность жизни леворуких людей в среднем чуть ниже, чем у правшей.
Преимущества леворукости
- У левшей, видимо, в силу необходимости жить в «праворуком» обществе, намного ниже асимметрия в умениях, навыках. Они более эффективно работают недоминирующей рукой, чем правши.
- У левшей выше так называемая интермануальная координация — умение координировать одновременные действия обеих рук. Это связано с лучшей межполушарной передачей информации, чем у правшей.
- Левши нередко демонстрируют превосходное владение устной речью, благодаря более развитому мозолистому телу, а также могут дать фору правшам в некоторых видах памяти.
- Левши-мужчины чаще оказываются творческими личностями.
- Среди одаренных детей с IQ более 131 доля левшей также выше. Правда, данный эффект нивелируется тем, что левшей вообще довольно мало. Также не доказано, но утверждается, что среди левшей чаще встречаются талантливые музыканты и математики.
- Левши-мужчины в среднем зарабатывают больше правшей. Ненамного, всего на 4%. А левши-женщины наоборот, почему-то проигрывают по деньгам своим хиральным соперницам. Причем образование дополнительно усиливает финансовый успех леворуких мужчин, а на женщин не оказывает никакого эффекта.
- Левши часто оказываются в числе лидеров в теннисе, бейсболе, фехтовании, единоборствах — в интерактивных видах спорта они имеют явное преимущество. А там, где нет взаимодействия с противником — плавание, гимнастика, боулинг и др. — леворукость не дает никаких преимуществ.
- Левши лучше читают тексты для слепых, написанные шрифтом Брайля, так как информация попадает в правое полушарие, а оно эффективнее работает с пространственным восприятием.
Выводы
- Левши составляют достойную конкуренцию правшам в большинстве областей жизни.
- Не стоит переучивать левшей в правшей. Это может спровоцировать различные психические и нервные расстройства. Король-левша Георг VI в результате подобных попыток получил заикание — фильм «Король говорит» демонстрирует, каких трудов ему стоило справиться со своим недугом.
- Если ребёнок-левша, следует внимательно наблюдать за его здоровьем, чтобы при необходимости отследить начало проблем с нервной и иммунной системой на самых ранних стадиях.
- Для полноценного развития головного мозга и максимальной адаптации к миру правшей специалисты рекомендуют вводить в обучение ребёнка дополнительные занятия по математике, музыке, а также спорт.
Читайте далее
Питание ребенка 4-5 лет: основные правила
Сколько раз в день нужно есть ребенку 4-5 лет? Размеры порций, базовые особенности рациона младшего дошкольника.
Источник: medaboutme.ru
Как определить левшу?
Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-то сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Ведь именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети стараются выполнять новые для них действия так, как учат их взрослые и подражая им. «Возьмите ложку в правую руку», — учит детей воспитательница в детском саду, и дети обычно безропотно выполняют ее указание. Так происходит насильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили.
Существует несколько вариантов определения рукости.
Есть отдельные тесты — пробы, которые традиционно используются для определения леворукости. Например, переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Правда, несмотря на большую популярность, тест мало информативен.
Еще один известный тест — «поза Наполеона» :— скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще хлопают обеими ладошками.
Очень информативны и интересны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, менее выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Учитывая, что скорость движения и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки. Для оценки скорости можно использовать число постукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число касаний ручкой плоскости листа при постукивании за 10 секунд.
Однако наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников. Опросники для определения рукости очень разнообразны, но практически все они содержат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой рукой человек пишет легче, красивее, затем — какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, раздает карты, забивает гвоздь, держит расческу и т.д.
Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, поэтому исследователи предпочитают оценивать рукость у детей в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко и точно.
Французская исследовательница М. Озъянс предложила следующий набор проб для определения рукости. Полный набор состоит из двадцати заданий.
1) Завинтить крышки на бутылках.
2) Зажечь спички.
3) Разрезать бумагу ножницами.
4) Вставлять стержень, иголку в небольшие отверстия пуговиц, бусин, геометрических фигур.
5) Почистить обувь щеткой.
6) Намотать нитку на катушку.
7) Перелить воду из одного сосуда в другой.
8) Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9) Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10) Сложить мелкие предметы в узкий цилиндр.
11) Разложить (раздать) карточки (карты).
12) Проколоть дырочки (5—6 укалываний).
13) Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14) Продеть нитку в иголку.
15) Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16) Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
17) Достать бусинку ложкой из стакана.
18) Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19) Закрыть, открыть молнию на сумке.
20) Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озъянс советует выбирать для ребенка следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик. В этой сокращенной батарее тестов используются в основном бытовые действия, требующие ловкости и точной координации движений. Важно, что все они непривычны и не натренированы, что позволяет получить более надежное представление о превосходстве одной руки над другой.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых важных условий. Во-первых, тестирование проводится один на один с ребенком. Во-вторых, обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». В-третьих, исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка. В-четвертых, все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка.
Отечественные исследователи для определения рукости часто используют батарею тестов, предложенную М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским, состоящую из следующих заданий.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. При анализе рисунков будут отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.
Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание —- «Построй колодец из палочек (спичек)». Ведущая рука — та, которая используется более активно.
Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.
Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор). Ведущая — более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.
Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу». Как ведущая, оценивается рука чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении тестов ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».
Казалось бы, все очень просто. Однако, нередко все бытовые действия ребенок может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой.
Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические» левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши бытовыми правшами.
Есть дети — амбидекстры (не проявляющие явного предпочтения правой руки, одинаково владеющие и правой, и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при выборе руки для письма. Оно показывает, как важно вовремя, еще до начала активного обучения письму, правильно определить ведущую руку. От взрослых требуется внимание и терпение, умение во всех случаях с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. Если на этом этапе у вас возникают трудности и сомнения — обратитесь к специалистам.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Все это будет проявляться и в высших психических функциях ребенка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды.
Еще более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения, а именно: генетически закрепленную леворукость, патологическую леворукость, вынужденную леворукость. Леворукие дети не однородная группа и трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины.
Исследователи, изучающие особенности развития леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких | детей как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких — тем более, так как значительная часть леворуких детей имеет факторы риска и нарушения в развитии, а значит они будут более чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий — будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы.
Период приспособления к школе довольно продолжителен по времени — А—6 недель. Опросы показывают, что родители «отводят» на адаптацию не больше одной-двух недель, учителя — больше: две-три недели. А реальные сроки продолжительнее в два раза.
В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома). Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, повышенный уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Они, как и другие дети 6—8 лет, ориентированы на общение со сверстниками, которое служит для них источником положительного эмоционального подкрепления. Поэтому возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.
Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В.
Источник: www.logopedplus.ru