Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный.
Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.
Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».
Произношение безударных гласных
Понаблюдаем за словами:
грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?
вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?
мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Русский язык 2 класс (Урок№32 — Как определить ударный слог?)
Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слон – слоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.
В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.
Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.
Проверка безударного гласного
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.
У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.
Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.
Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?
1 шаг: Произнести проверяемое слово.
Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Если есть – какие они?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Как определить ударный слог?
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.
Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.
Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Или проверяем по орфографическому словарю.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
- Русские тексты с аудио
- Диалоги на русском языке
- Видео на русском с субтитрами
- Упражнения по правильному произношению
- Русские скороговорки в аудио формате
- Общие фразы на русском
- Русские сленговые выражения
- Анекдоты на русском с переводом на английский
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
- Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
- Как успешно пройти собеседование на русском
- ТВ – средство изучения иностранного языка
- Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
- Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
- 5 правил успешного изучения языка
- Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
- Как улучшить беглость речи
- Видео: «Как улучшить произношение и понимание
Источник: reallanguage.club
Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение»
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Полынцева И.Н. Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 25.09.2023).
Класс: 1
Тема: Ударение.
Тип урока: открытие нового знания
Цель:формирование умения верно определять ударный слог
-знать, что такое «ударение»;
-выделять ударный слог в слове;
-определить зависимость смысла слова от ударения.
-формирование умения делать выводы.
Методы и приемы: беседа, создание ситуации успеха и занимательности, метод проб и ошибок, рефлексия.
Средства обучения: учебник, наглядный материал.
Структура урока:
Организационный момент (готовимся к работе на уроке)
Актуализация знаний (вспоминаем, как правильно делить слова на слоги с помощью игры «Рассели зверят по домикам»)
Постановка темы и цели урока (тема определяется учащимися после прослушивания рассказа об ударении, в котором обозначается его важность, учащиеся догадываются, что мы будем исследовать на уроке ударение)
Минутка чистописания (Работа над каллиграфией, прописывание строчной у)
Открытие нового знания (Учащиеся пытаются сформулировать, что такое ударение, затем обращаются к учебнику для определения достоверности мыслей)
Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)
Физминутка (Повтор упражнений с ролика)
Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)
Речевые зарядки (Определение значения слов, определение загаданного слова)
Рефлексия, подведение итогов (Анализ деятельности, выявление затруднений)
Виды речевой деятельности:
Аудирование (прослушивание рассказа об ударении)
Чтение (Чтение правила, слов и предложений)
Говорение (Размышления в ходе работы)
Письмо (Запись слов и предложений)
Ход урока
Организационный момент
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
Актуализация знаний
-Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (учились делить слова на слоги).
-Как нам правильно разделить на слоги, какие способы мы знаем? Каждый способ отрабатывается на примере. (хлопками, простукиванием ладошками по столу, поднести руку к подбородку и начать произносить слоги).
-Какое правило вы выучили дома? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
-Давайте потренируемся в делении слов на слоги. (Каждый ребенок делит удобным для него способом).
Игра «Рассели зверят по домикам» (Приложение 1)
Постановка темы и целей урока
Послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а возник Зáмок. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением (Приложение 2)
— Кто может назвать тему нашего урока?
— Сегодня мы с вами будем исследовать ударение.
— Узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
— С какой буквы начинается слово ударение? (у)
— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.
— А теперь красиво напишем слово ударение
-Назовет гласные и согласные буквы — ударение
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)
Открытие нового знания
-Ребята, ачто такое ударение?
-Давайте проверим, верно ли мы мыслим. Откроем учебник на странице 67 и прочитаем правило в рамочке.
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой.
— Давайте хором повторим правило.
— Кто запомнил, что такое ударение? (Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)
— Какой слог ударный, а какой безударный? (Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), наз-ся безударными)
Закрепление изученного
-Давайте потренируемся ставить ударение. Произнесите слова, выделяя голосом ударение, для этого можно позвать слово или спросить его. Например позовем слово «ноты» — ноооты, ударный гласный О.Спросим: вОлосы?- ударный гласный О.
Слова: воробей, работа, земля, синица.
-А сейчас давайте придумаем слова, поделим их на слоги, определим ударный слог и гласный ударный звук обозначим знаком ударения. Подумайте и запишите в тетради.
-Ребята, что может случиться, если в слове гвОздИки поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)
— У ударения есть свои секреты.
Иногда ударение меняет значение слова (Приложение 3).
Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово (Приложение 4).
Речевая зарядка(определение значения слов)
-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
Азбука 1 класс 1 часть стр 11
Чтобы определить ударный слог, нужно внимательно прослушать слово. Ударным слогом будет тот, который звучит громче остальных, выделяется интонацией.
Рассмотри иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина. Составь рассказ, используя вопросы. Кого мы видим на рисунке? Чему удивились богатыри? Что говорит царевна?
На иллюстрации к сказке А. С. Пушкина изображена царевна, которая приглашает семерых богатырей за стол.
Рассказ по иллюстрации с использованием вопросов
На рисунке мы видим царевну и семерых богатырей. Богатыри удивились такому тёплому приёму. Царевна приглашает богатырей за стол.
Распредели слова на группы по количеству слогов. Найди ударные слоги.
На рисунке мы видим чашку, кастрюлю, чайник, тарелку и стакан. Эти слова можно распределить в две группы, в зависимости от количества слогов.
Первая группа – слова, состоящие из двух слогов:
- Чашка, чайник, стакан.
Вторая группа – слова, состоящие из трёх слогов:
- Кастрюля, тарелка.
Ударные слоги в словах:
- Чашка – ча́шка (первый слог).
- Кастрюля – кастрю́ля (второй слог).
- Чайник – ча́йник (первый слог).
- Тарелка – таре́лка (второй слог).
- Стакан – стака́н (второй слог).
Если тебе понравился решебник от Домашкина, чтобы не искать его в следующий раз сохрани в закладки. Нажми на клавиатуре CTRL + D или поделись в социальных сетях.
Источник: domashkin.su