Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет при определенных условиях могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на основании постановления судьи или приговора суда.
Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее — СУВУЗТ) — это образовательные организации для несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 ст. 22 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
В СУВУЗТ обеспечиваются, в частности (п. п. 2, 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 17.07.2019 N 381):
условия для получения несовершеннолетними начального, основного, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;
психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, а также реабилитация обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;
специальные условия содержания обучающихся, в том числе изоляция, исключающая возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения.
- Категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в СУВУЗТ
В СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, если они (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 4 ст. 15 Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ):
1)не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2)достигли соответствующего возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3)осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, но освобождены судом от наказания.
Несовершеннолетние могут быть направлены в СУВУЗТ до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года (ч. 2 ст. 92 УК РФ; п. 7 ст. 15 Закона N 120-ФЗ).
Несовершеннолетние с задержкой психического развития, а также несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости направляются в СУВУЗТ, реализующие адаптированные основные образовательные программы (п. 6 ст. 15 Закона N 120-ФЗ; Приказ Минобрнауки России от 20.02.2014 N 134).
В СУВУЗТ не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в таких учреждениях. К данным заболеваниям относятся, в частности, туберкулез и слепота (ч. 3 ст. 92 УК РФ; п. 8 ст. 15 Закона N 120-ФЗ; класс I, класс VII Перечня, утв.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 518).
- Порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ
Рассмотрим порядок помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ в зависимости от категории несовершеннолетнего.
2.1. Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности
Вопрос о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в СУВУЗТ рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия).
Комиссия принимает решение в течение 10 суток со дня получения материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (их заверенных копий). Если комиссия принимает решение ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, она незамедлительно направляет соответствующее постановление и представленные материалы в орган внутренних дел и прокурору (п. 1 ст. 26 Закона N 120-ФЗ).
Для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании (п. 3 ст. 26 Закона N 120-ФЗ):
1)постановления начальника органа внутренних дел или прокурора — при наличии согласия несовершеннолетнего на освидетельствование либо согласия его родителей (иных законных представителей), если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет;
2)постановления судьи — если несовершеннолетний и (или) его родители (иные законные представители) не дали согласия на освидетельствование.
Также в отношении несовершеннолетнего проводится комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 4.1 ст. 26 Закона N 120-ФЗ).
Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ начальник органа внутренних дел или прокурор направляет в суд по месту жительства несовершеннолетнего следующие документы (п. 1 ст. 27 Закона N 120-ФЗ):
1)материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела (заверенные копии таких материалов);
2)постановление комиссии с ходатайством о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ;
3)характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;
4)акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
5)справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;
6)заключение медицинской организации о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в СУВУЗТ;
7)заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего.
Указанные документы должны быть направлены в суд в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора (п. 2 ст. 27 Закона N 120-ФЗ).
Материалы рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. В суд вызываются несовершеннолетний, его родители (иные законные представители) и по усмотрению судьи иные лица. При этом участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным (п. п. 1, 2 ст. 28 Закона N 120-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Если принято решение о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, в постановлении указывается, в частности, срок применения данной принудительной меры воспитательного воздействия (п. 4, пп. 1 п. 5 ст. 28 Закона N 120-ФЗ).
2.2. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления
Основанием для содержания в СУВУЗТ несовершеннолетнего, осужденного за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, является приговор суда (пп. 2 п. 5 ст. 15 Закона N 120-ФЗ).
При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого, совершившего такое преступление, суд обязан решить, в частности, вопрос о возможности освобождения его от наказания. При этом суд может признать достаточным помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в целях его исправления (ч. 2 ст.
92 УК РФ; п. 15 ч. 1 ст. 299, ч. 1 ст. 430, ч. 2 ст. 432 УПК РФ).
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 10.03.2022
Источник: pravo163.ru
Как сдать ребенка в интернат?
Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав. Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку. Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.
В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат
Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:
Бесплатная консультация юриста по телефону
По Москве и области
Санкт-Петербург и область
Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.
Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.
Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания. Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания. Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.
Особенности проживания в интернате
Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.
Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.
Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.
В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.
Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.
Порядок оформления в интернат
Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.
После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.
Порядок действий следующий:
- Обращение в районный отдел образования. Необходимо объяснить ситуацию, привести аргументы, почему ребенка нужно перевести в интернат. После этого будут привлечены ООП.
- Беседа с органами опеки и попечительства. На данном этапе будет произведена проверка условий содержания ребенка. ООП проверят жилищные условия, сверят их с нормами по количеству квадратных метров на ребенка, в целом оценят обеспеченность родителей. Без внимания не останется и эмоциональная обстановка в семье, отношения. Если родители не применяют к ребенку насилие, не нарушают законодательство, а просто временно не могут содержать ребенка, тогда выносится решение об отправке в интернат без лишения прав опеки. В противном случае начинается судебное разбирательство.
- Если ООП не увидели никаких причин лишить родителей их прав, то законный представитель ребенка вновь обращается в районный отдел образования с пакетом документов. Отдел выдает ребенку путевку в определенный интернат. Родители вправе выбрать конкретное учреждение.
- Заключительный этап – это оформление трехстороннего соглашения. Родители, представители ООП и администрация интерната должны заключить соглашение о передаче ребенка на обучение и проживание в учреждение постоянного пребывания.
Источник: homeurist.com
В какое учебное заведение отправить ребенка с инвалидностью или ОВЗ: обзор реабилитационно-образовательных центров столицы
В городе работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений для детей с инвалидностью и ОВЗ: здесь ребята не только получают среднее образование, но и проходят реабилитационные курсы, посещают художественные кружки, учатся социально-бытовой адаптации. С 1 апреля начинается прием заявок в учебные заведения, и перед родителями стоит непростой выбор, куда же отдать свое чадо. Рассказываем о центрах и правилах поступления.
Прежде всего, стоит отметить, что зачисление во все реабилитационно-образовательные центры происходит на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), которое необходимо предоставить в школу. Кроме того, во все учреждения зачисляются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеющие постоянную регистрацию по месту проживания в городе Москве. Обучение и реабилитация предоставляются на бесплатной основе.
Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых
Ученики школы-интерната — дети с нарушениями зрения или тотально незрячие ребята. Все обучение проходит на шрифте Брайля. Кроме того, используются специальные программы для компьютеров, брайлевские дисплеи и другие инновационные технологии. Более 80% выпускников поступают в высшие учебные заведения столицы. По желанию родителей дети могут оставаться в школе на пятидневке.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 687-55-01.
Центр реабилитации и образования № 4
Центр реабилитации и образования № 4 (ЦРО № 4) — одно из старейших учреждений столицы. Оно основано в 1898 году и находится в 35 км от Москвы, в Раменском районе, г/п Быково.
На данный момент ЦРО № 4 — единственное в Москве и в России реабилитационно-образовательное учреждение, имеющее основной кардиологический профиль. В школе учатся дети преимущественно с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также сопутствующими заболеваниями эндокринной системы. Срок обучения — с 1-го по 9-й классы. В школе также возможно пятидневное пребывание.
Психолого-медико-педагогический консилиум центра составляет индивидуальную программу реабилитации для каждого ребенка.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (496) 469-13-71.
Реабилитационная школа-интернат № 32
В школе юные москвичи осваивают основные общеобразовательные и адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ученики — дети преимущественно с заболеваниями крови и нарушениями эндокринной системы.
Кроме учителей-предметников в учреждении работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по адаптивной физической культуре и лечебной физической культуре.
Социокультурная реабилитация включает: оздоровительное плавание, аквааэробику, антигравитационную йогу, шахматы, танцы, ручное творчество, лепку, валяние из шерсти, иппотерапию, скандинавскую ходьбу, робототехнику.
Для детей, требующих постоянного медицинского контроля за состоянием здоровья, предусмотрено стационарное пребывание.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 793-27-36.
Реабилитационно-образовательный центр № 76
В этой школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом). Главная особенность центра — обучение происходит в положении лежа. Одна из основных задач центра — дать ученикам качественное образование, которое позволит поступить в выбранный университет и реализоваться в учебе и профессии.
Для уроков отведена первая половина дня. Во второй ученики проходят реабилитационные курсы, включающие занятия с инструкторами ЛФК, физиотерапию, массаж и другие процедуры. Не менее важна и культурная программа: для воспитанников доступны многочисленные художественные и спортивные кружки и секции.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 450-17-66.
Реабилитационно-образовательный центр № 105
Воспитанники этой школы — дети с ментальными нарушениями разной степени выраженности. Обучение проводится по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными нарушениями по первому или второму вариантам.
Приоритетное направление центра — трудовое обучение. После 9-го класса ребята проходят итоговую аттестацию по профилям трудового обучения. Потом они могут пойти в 10–11-й классы для углубленного изучения отдельных предметов. Основным предметом в этот период является профильный труд, направленный на профессиональную ориентацию. В 10-м классе проводится тестирование по углубленной трудовой подготовке и основам социальной жизни для выявления социально-бытовой и жизненной компетенции у выпускников.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 173-76-51.
Комплексный реабилитационно-образовательный центр
Учреждение для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП, в том числе с тяжелыми полиорганными нарушениями. Основные направления центра — социализация ребенка, его приобщение к труду и развитие бытовых навыков. Для этого в центре функционируют отделения трудовой занятости, где ребята приобретают профессиональные навыки.
В 2021-2022 учебном году в Комплексном реабилитационно-образовательном центре планируется открыть пять первых классов (по 5 человек в каждой группе) — с обучением по адаптированным основным общеобразовательным программам начального образования. По окончании обучения ребята получают как аттестаты об основном общем образовании, так и свидетельства об обучении — в зависимости от образовательной программы.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 737-99-58.
Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко»
Центр принимает детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ученики проходят комплексную реабилитацию и приобретают навыки общения и поведения со сверстниками и взрослыми.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 850-18-03.
Центр реабилитации и образования № 7
В этом учреждении дети и подростки проходят краткосрочные курсы реабилитации. При этом, чтобы ребята не отставали от своих школьных программ, для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная реабилитационно-образовательная программа. Каждое занятие уникально благодаря как профессионализму педагогов, так и применению различных инновационных гаджетов — например, VR-шлемов и роботов.
Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 994-51-37.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Категория новости: Люди с инвалидностью
Источник: dszn.ru