Я живу в Узбекистане, в столице (Ташкент). Много плюсов на моей Родине, но сейчас больше про минусы — традиции и все, что с ними связано. На этот пост меня натолкнул пост женщины, рассказывающей, как таджик бросил русскую жену с детьми и уехал по настоянию отца жениться на свою историческую родину. Многие комментаторы считают, что это неправда и такого быть не может.
Как это происходит в Узбекистане.
Здесь все население делится на 2 части: узбеки и не-узбеки. Не-узбеки называются европейцами, европеизированной частью населения. К ним относятся русские, татары, украинцы, корейцы и другие национальности. Разъехалось очень много народу — сначала, после 1991 года утекли за границу немцы, евреи, крымские татары. первая волна русских переселенцев.
Когда Россия объявила программу переселения, массово покинули страну русские. И продолжают уезжать.
Собственно дальше про традиции (именно узбеков, их здесь абсолютное большинство, почти 83%). Они здесь на уровне средневековья. Причем все: сексуальные отношения, семейные, общественно-рабочие.
ЗАМУЖ ЗА УЗБЕКА/ ТАДЖИКА ! ОПРОС ПО РОССИИ
1. Женщина. Человек второго сорта. Если у тебя родилась дочь, считай, детей нет, все будут спрашивать, когда же сын. Есть знакомые, у которых 4-5 дочерей, и всё ждут наследника. Если жена не родила через 9-10-12 месяцев после свадьбы, бракованная, надо менять. То, что проблема может быть в мужчине — не рассматривается вообще.
Дочь рассматривается как постоянный расход (потратишь на образование, приданое, внуков, а забирать ее зарплату будет семья мужа и помощи в старости от нее можно не ждать). Ее воспитывают как прислугу, причем не только для родителей, но и для братьев (они же мужчины).
После свадьбы невестку запирают дома, часто не разрешают ездить к родителям (чтобы не дай бог не пожаловалась), над ней могут издеваться — бить, не кормить, заставлять делать всю чёрную работу по дому, стирать вручную всю одежду (включая одежду братьев и сестер мужа). Друг, не-узбек, выросший в махалле, среди узбеков, оооочень возмущался, когда жена старшего брата, недавно появившаяся в доме, отказалась убирать его комнату и комнату младшей сестры (what the fuck!!).
Даже если невестка забеременеет, ее нагружают тяжёлой работой, и потом, после рождения ребёнка, с нее ее не снимают. Как потом такие невестки становятся такими же свекровями — вопрос. Замкнутый цикл. Ее родители ее не поддержат и не примут назад в дом, потому что позор. Пусть бьют, пусть насилуют и издеваются, «ты же замужем, терпи, будь хитрее».
Обязательные требования к невестке: вставать раньше всех, в 5 утра, подметать двор/подъезд, готовить завтрак, обед, ужин всем, убирать дом, при этом успевать на свою работу и нести в дом деньги., встречать с поклоном всех родственников мужа, не иметь собственного мнения, сидеть тише воды, ниже травы и обслуживать, обслуживать, обслуживать. Выбирая невесту, строгий райдер: цвет кожи (светлый, белый- считается аристократичным), рост (не маленького роста, но и не выше жениха), стройность (чтобы не толстая), большеглазая, длинные волосы. Никаких коротких юбок, шорт. Сейчас уже современнее, но все равно есть районы города, где в нормальных шортах появляться небезопасно.
Женились бы на Русской Девушке? Социальный опрос.
2. Секс до брака и вообще. Женщина до брака не имеет морального права начать половую жизнь и всячески порицается обществом за это. Мужчина-красавчик, если завёл девушку (обычно не-узбечку, русскую или татарку), занимался с ней сексом, получил опыт ииииии женился на той (юной 18-летней гурии-девственнице), которую ему выбрала мама, а потом продолжает искать «свою любовь».
В браке часто насилуют жен. Изменяют практически все мужчины-узбеки. Жена дома обслуживает моих родителей, я с любовницей строю любовь. Часто живут на 2-3 дома, заводят вторых жен (с которыми просто прочитали никах (венчание в церкви). Вслух мусульманская община и церковь не одобряет такого поведения, фактически за деньги всегда найдётся мулла (священник), который прочитает молитву на никах.
Девственность. Must have. Если ее уже нет, всё, женщина — второй сорт, должна согласиться на отношения с любым мужчиной, без требований к его возрасту, статусу, отношению к тебе. А если женился на тебе, то должна терпеть все: побои, измены, отсутствие должного уважения.
Если разведенная женщина, то должна принимать сексуальные домогательства всех — коллег, соседей, знакомых. Если разведённую женщину с ребёнком взяли замуж, этого мужчину родня активно осуждает, соседи обсуждают, родня жены благославляет. Терпеть ей надо все, ибо «кто тебя РСП-шку возьмёт?»
Поэтому популярна процедура зашивания девственной плевы. Простынь после брачной ночи показывают родственникам, чтобы удостовериться, что девственница. В самых отсталых дальних районах на самом таинстве лишения девственности присутствуют гости (в основном женщины, чтобы убедиться наверняка).
3. Брак и свадьба. Основное мероприятие в жизни семьи. Браки заключаются на небесах по договору родителей, в 95% случаях. По принципу: Махмуду уже 20 лет, в этом году будем женить, ищем невесту. Никого не смущает такое. Жениху ищут невесту через знакомых, родственников, свах.
Он выбирает (ой, нос большой, толстая, смуглая, невысокая, нихаачу). Невеста обычно соглашается на то, что дают, по принципу — он согласован моими родителями, им виднее. Родители невесты предпочитают жениха побогаче, но не намного, чтобы у семьи жениха требования (по приданому и последующему финансовому сопровождению брака) не оказались завышенными.
На свадьбу (той) копят десятилетиями, отказывая себе и детям во всем. Но на свадьбу зовут тысячу человек. Плов обычно размазан по тарелкам; орешки, конфеты- «гостевые» (которые невозможно разгрызть, но которые стоят на столе в вазочках, создавая видимость благополучия), зато вся махалля потом говорит: «О, Абдурахмон-акя тыщу человек позвал на свадьбу. » Орехи, фрукты на свадьбу берут в аренду: арендодатель сначала взвешивает сколько отдал килограмм, все несьеденное снова взвешивает после свадьбы, за разницу платят. Самые ушлые ходят всю свадьбу и гостям, трогающим фрукты-орехи, говорят: «акя (брат), аренда, не ешьте, иначе сами заплатите».
Квартиру/дом должен сделать муж, жена — полностью обставить мебелью и прочим приданым (шторы, посуда, ковры).
4. Родители. Родители жениха/мужа — это боги. Имеют огромное влияние на сына. В ссоре свекры-невестка, бесспорно, победят свекры, даже если невестка будет избита ими/с синяками. Свекры сказали бросай жену, она нам (!) не подходит, ее дети больные/некрасивые/невоспитанные.
Бросит, не сомневайтесь. Единицы — пойдут против родительского мнения и уйдут с женой. Младший сын обычно остаётся жить с родителями, старшим покупают жилплощадь. Часто всем кланом живут в одном доме, с детьми, их женами/мужьями, внуками. Патриархальная семья.
5 Общественное мнение. Оно довлеет над всеми. Главный вопрос — что скажут люди, соседи, знакомые? Подметать двор — чтобы казалось, что чисто, чтобы люди сказали, ой у них хозяюшка хорошая. Не разводиться, иначе скажут «женщина не смогла сберечь семью». Не выносить сор из избы и прочий бред.
Чтобы развестись, надо пройти длительную процедуру унижений — примирительная комиссия, махаллинский комитет, где сидят старухи-аксакалки и с умным видом рассуждают, что терпеть надо, что ради детей, что развод — это позор для старых родителей и прочее. Побои, насилие, увечья — не повод для развода. Даже судебная и правоохранительная системы женщину не поддержат (наверное, сама довела).
6. Менталитет. Лицемерие. Показуха, понты во всем. Все носят маски — приятных, вежливых людей, счастливых семьянинов, порядочных профессионалов. В лицо никогда не скажут правды. Будут до последнего улыбаться, обещать все договоренности выполнить. По факту — тянуть до последнего и не сделать. Наглые в куче или стаде.
Больше двух — уже стадо. Нормально — докапываться на улице до девушек и женщин, трогать их в общественном транспорте, цокать, проезжая мимо на машине, домогаться на работе через сальные шуточки и прямые намеки. Нормально — не соблюдать правила ПДД, водить машину как последние у..бки, встречная, красный свет — пофигу. Но боятся физической силы и связей.
В драку полезут только если соперник слабее, женщина, ребёнок. Сильного мужчину обойдут стороной или накинутся втроем-вчетвером. Иначе все закончится «узур, акя» (извини, брат). А если у тебя брат/сват/дядя в хокимияте (мэрии), в президентском аппарате, СНБ (до недавнего времени), тебе сам черт не брат!
Источник: pressa.tv
«Сначала испугались и напряглись». Как узбеки сейчас относятся к русским?
Пожалуй, первое впечатление о Ташкенте — факт, что каждый узбек либо работал в России, либо собирается туда поехать. «Я в Новосибирске на стройке пять лет отпахал, — улыбается Исламбек Мухаммедов , продающий овощи на базаре “Чорсу”. — Холодно было, потом привык». — «К русским вы как относитесь?» В ответ — страшное удивление. «А как я могу к ним относиться, брат? Тут вообще работы не было, мы только благодаря России выжили». Старшее поколение обязательно напомнит, что 94% узбеков проголосовали 17 марта 1991 года за сохранение Советского Союза, и выскажет затаённую обиду
«Никто не хотел отделяться, — гневно заявляет мне 65-летний преподаватель русского языка Гульнара Ибрагимова . — Мы разве сумасшедшие? Ельцин сам нас оттолкнул… вот мы и строили своё государство, хотя сперва оказались к этому совершенно не готовы». Нынешняя ситуация в мире с ненавистью к культуре России, запретами на торговлю, изъятиями русских книг из библиотек Узбекистан не затронула — тут к нашей стране относятся с уважением. Однако не всё так уж гладко, как может показаться на первый взгляд…
Фото: АиФ / Георгий Зотов
«Специально несёт пургу»
«После начала конфликта между Россией и Украиной люди здесь сначала испугались и напряглись, — объясняет aif.ru бизнесмен Алишер Убайдуллаев. — Никто не знал, что будет завтра, все рисовали себе страшные прогнозы, как это отразится на Узбекистане. Потом успокоились.
Очень удивились, когда здесь объявились русские с семьями, чтобы “переждать тяжёлое время”, а также оформить карты “Виза” и “Мастеркард”. Ну, то есть, представляете, миллионы узбеков 30 лет работают в России за скромную плату, и вдруг приезжают ваши московские и питерские “айтишники”, всякие разные специалисты, и говорят — мы тоже будем у вас деньги зарабатывать.
Шок настоящий был». Один узбекский политик заикнулся, чтобы от приезжающих граждан РФ требовали подписать бумагу о лояльности Узбекистану — дескать, так нужно для «безопасности». «Да он придурок, — морщится Алишер Убайдуллаев. — Специально несёт пургу, чтобы на слуху быть. Сразу понятно — а если Россия в ответ такую штуку наших гастарбайтеров обяжет подмахнуть?
Чума начнётся». Сейчас в Ташкенте самое жаркое время года, как тут называют — «чилля». Но, несмотря на это, город наводнён гражданами РФ. «Мы отдыхать приехали, — признаётся Татьяна Василевская из Новосибирска. — Границы закрыты, толком полётов нет. А сюда лететь дёшево.
Люди очень дружелюбные, меня с ребёнком уже в гости на плов приглашали, и в городе все охотно по-русски разговаривают».
Фото: АиФ / Георгий Зотов
«Люди на вашей стороне»
Для молодых узбеков Россия — уникально богатая страна больших возможностей. Про зарплаты в РФ ходят легенды. «Весь Ташкент в стройках, — сообщает aif.ru бизнесмен Рустам Каримбеков. — Воздвигаются банки, элитное жильё, офисы компаний. Зарплаты для рабочих доходят до 30 000 рублей, что для Узбекистана много.
Я вам про это ещё год назад говорил, и с тех пор ситуация не улучшилась. Предлагаю парню лет двадцати из кишлака 25 000 рублей в месяц, а он мне через губу — это ерунда, я поеду в Россию, буду там 100 000 получать. Вы — такое сказочное королевство молочных рек с кисельными берегами, оттуда люди возвращаются, привозят уйму денег и строят себе в кишлаках роскошные дворцы, покупают дорогие машины. Про Украину и Белоруссию народ у нас толком не знает, туда никто массово работать не едет. Поэтому симпатии простых людей в текущей ситуации, конечно же, на стороне России».
22-летний волонтёр Нияз Маматкулов скромно информирует, что он и другие узбекские студенты раз в месяц ходят и расчищают от сорняков заброшенные могилы на русских кладбищах.
Фото: АиФ / Георгий Зотов
«Многие наши русские после 1991 года в Россию уехали, а бабушки и дедушки здесь остались и затем умерли, — разводит он руками. — За захоронениями ухаживать некому, не будешь же из Москвы или Питера летать сюда постоянно, денег не хватит. Мы убираем, как можем — это тоже наши граждане были, обидно, что их взяли и оставили в таком состоянии».
«Америка осыплет пряниками»
Разумеется, есть и другие мнения — и их не так уж и мало. Узбекская интеллигенция (пусть и далеко не вся) плюс депутаты вроде Алишера Кадырова постоянно делают выпады в отношении русского языка и «имперского владычества» России. Именно Кадыров требовал, чтобы в школах Узбекистана изучали английский, а не русский — мол, это поможет мигрантам найти более высокооплачиваемую работу.
Фото: АиФ / Георгий Зотов
«Да, конечно, в Америку поедем небоскрёбы воздвигать. и виз туда не надо, и устроиться вообще легко , — иронизирует работавший в Тюмени 8 лет инженер Ислам Садыков .
— К сожалению, такие мнения стали звучать чаще — типа, чего это мы всё на Россию завязаны? Америка прямо заждалась нас, чтобы осыпать пряниками. Посмотрите для примера на Грузию или Молдавию — они давно ориентируются на Запад, и это нищие страны. Но нет, соображать не хотят. Из России в бюджет Узбекистана идут миллиарды долларов от мигрантов, русские покупают узбекские фрукты и овощи: а американцы что, за нашими дынями побегут?»
На улицах Ташкента стало меньше вывесок на русском языке (об этом я ещё напишу), с ними стали бороться. Это выглядит смешно и убого, особенно когда в меню на латинице читаешь ovoshnoy salat и vkusniy shashlyk. Зачем вообще такое делать? Русскую общину беспокоит исламизация республики.
«При прошлом президенте Каримове было жёстко, — вспоминает пенсионерка Надежда Вахромеева . — Не разрешали молодёжи до 16 лет ходить в мечеть, носить бороды. Сейчас мечети забиты людьми, девушки в хиджабах, словно мы в Саудовскую Аравию переехали. Ни к чему хорошему такое не приведёт».
Фото: АиФ / Георгий Зотов
«Без русских была бы война»
«Узбекистан уже полтораста лет находится в зоне культурного влияния России, — считает учитель литературы Шахрух Кудратов . — У нас все знают, кто такой Пушкин, а в каждом кафе вы найдёте оливье и борщ. Миллионы людей работают в РФ, сотни тысяч получили российское гражданство.
Конечно, когда нас просто бросили, сказали — вы теперь независимые, живите сами, у нас была настоящая обида, тогда и процветали случаи национализма. Но время расставило всё по своим местам. Я хочу спросить наших ура-патриотов — кто нас будет защищать, если талибы из Афганистана завтра перейдут границу?
Когда из Термеза стали видны талибские флаги, выяснилось — надежда только на Россию. Без вас тут уже воевали бы Киргизия и Таджикистан. Январские события в Казахстане тоже показали — не десантируйся российские солдаты в Алматы, страна за считанные часы полностью сгинула бы в погромах, крови и пламени. Вот сейчас у нас проходят митинги в Каракалпакии. Кто знает, чем это в итоге может закончиться?»
Фото: АиФ / Георгий Зотов
Я покупаю воду в маленьком магазинчике Ташкента, но у продавца нет сдачи — он отдаёт мне бутылку просто так. «Пожалуйста, брат. Мы любим Россию».
Узбекистан не стал частью cancel culture (культуры отмены) в отношении русских, и мы тут желанные гости. Однако ещё 10 лет назад невозможно было представить появление политиков, требующих отменить изучение русского языка, или искоренение вывесок на великом и могучем.
Россия и российский стиль жизни популярны в Узбекистане, но, возможно, это в будущем может измениться. И нам тоже следует об этом задуматься — в частности, об увеличении культурного влияния, открытия большего количества курсов русского языка, проката кино и появления русских «точек» общепита. Иначе нельзя исключать, что в итоге мы получим неприятный сюрприз.
Узбекистан не стал частью отмены русской культуры
Источник: znat-kak.livejournal.com