Почему родители отдают своих умных, воспитанных детей в закрытые школы? Какие существуют интернаты и чем они отличаются? Почему не стоит верить стереотипам? Рассказываем, как на самом деле устроены закрытые школы, и делимся реальными отзывами учеников лицеев-интернатов.
Интернаты бывают разные
Школа-интернат — образовательное учреждение, в котором ученики находятся круглосуточно. Детей там не только учат, но и воспитывают, формируют навыки самостоятельной жизни и развивают творческие способности. Есть три разных типа таких образовательных учреждений.
- Специализированные школы-интернаты для учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Они дают детям возможность заниматься по специальной программе и регулярно получать медицинское обследование. - Спецшколыдля трудных подростков с девиантным поведением.
Отличаются жестким тюремным режимом. Детям, которые запутались и пошли неправильной дорогой, они дают шанс изменить свою жизнь и получить образование. - Лицеи-интернаты.
В них принимают детей с высокими способностями к обучению. В этих школах царит атмосфера знаний: используются инновационные программы обучения, работают высококвалифицированные специалисты. Для талантливых учеников из маленьких городов и деревень лицей-интернат — это возможность получить качественное образование. Можно жить на территории школы всю неделю и не тратить деньги на поездки домой.
За что меня отдали в интернат-школу в 10 лет
Порядки и жизнь лицеев для одаренных детей полностью отличаются от двух первых типов образовательных учреждений. Единственная общая черта — жизнь в интернате.
Общежитие для лицеев — преимущество, а не недостаток. Дети не тратят время на ежедневные походы в школу и обратно. С утра можно подольше поспать, а время, которое уходило на дорогу из школы домой, займет факультатив по информатике, спорт или проектная деятельность.
Стереотипы о жизни в интернате
Чаще всего представление о жизни детей в лицеях-интернатах складывается из сцен фильмов о трудных подростках. И эти ассоциации наносят вред не только лицеям, но и детям. Родители, в головах которых прочно засели стереотипы, не готовы отдать своего ребенка в такое образовательное учреждение. Так талантливые ребята из маленьких городов теряют возможность получить качественное образование, которого достойны.
Кадр из фильма «Джейн Эйр» (2011 г.). В качестве наказания девочку оставили без ужина и заставили стоять всю ночь на стуле в темной комнате
Рассмотрим распространенные предубеждения о жизни в лицеях-интернатах и попробуем взглянуть на них с другой стороны.
Важно! Это стереотипы, которые касаются только школ-интернатов для детей с высокими способностями к обучению.
Только учеба и никаких развлечений
Лицеи-интернаты для одаренных детей часто увеличивают учебную нагрузку, чтобы сохранить высокую позицию в рейтинге школ. Но каждый педагог понимает, что для плодотворной работы нужна перезарядка и отдых. Поэтому на каждый день воспитатели, учителя и педагог-организатор составляют развлекательную программу: КВН, спортивные марафоны, кружки по интересам, походы в кино и музеи. Развлечения в интернатах есть, и их много.
Жизнь в Школе-интернат
«В лицее проводятся различные мероприятия, которые помогают отдыхать от учёбы и хорошо проводить время. Здесь никогда не бывает скучно. Когда тебе грустно, соседки поднимут настроение, можно устроить дискотеку», — рассказывает Дарина К., воспитанница лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).
Мало и невкусно кормят
И это неправда. За питанием в школе следят так же тщательно, как и за досугом учащихся. Еда должна быть полезной и соответствовать потребностям растущего организма, поэтому меню продумывает медсестра. Она составляет рацион питания таким образом, чтобы дети получали достаточно витаминов для полноценного развития.
«Еда в столовой — возможно, больная тема для многих школ, но не для нашей. Все блюда готовят с душой и по-домашнему наши любимые повара, с которыми, к слову, и просто пообщаться бывает приятно», — говорит Амир А. из IT-лицея (г. Казань).
Жесткий режим дня
Единственное отличие от домашнего режима — в интернатах есть специально отведенное время для выполнения домашних заданий. В течение двух-трех часов ребенок делает уроки в классе и, если возникают вопросы, может обратиться за помощью к своим одноклассникам.
«Конечно же, в интернатах есть соответствующий режим, которого нужно придерживаться. Он вполне адекватный и не такой строгий, каким может показаться на первый взгляд. Единственная особенность — уроки могут длиться до четырех-пяти часов вечера», — делится Дарина К. из лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).
Не к кому обратиться за помощью
Без внимания дети не останутся никогда. Сотрудники школ-интернатов проводят с ними большую часть дня, постепенно изучают их привычки, характер и сильные стороны. Они всегда замечают, когда ребенку не хватает внимания, и стараются помочь: поддержать, дать совет или просто поговорить по душам.
«Несмотря на то,что ты живешь далеко от родителей, лицей превращается в твой второй дом, в котором ты можешь найти свою родственную душу, будь то одноклассница, учитель, куратор или воспитатель — всегда найдётся человек, который поможет тебе в трудные минуты», — уверена Дарина К. из лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).
Поддержка остается и со стороны родителей. Каждый день после уроков дети звонят родным и рассказывают о прошедшем дне, уроках, друзьях и своих успехах.
Тотальный контроль
Педагоги не вмешиваются в личную жизнь ученика, если он сам не захочет ее обсудить. Не проверяют телефоны, не читают переписки. Они не заставляют ребенка посещать кружки по интересам и выступать на сцене, если ему это неинтересно.
Сотрудники лицеев соблюдают личные границы детей. Они следят за внешним видом детей, чистотой комнат и за тем, чтобы ребята посещали уроки. Также контролируют время подъема и отхода ко сну. Воспитатели и учителя — это хорошие друзья. С ними всегда можно побеседовать за чашкой чая или попросить совета.
«Все ученики знают, где находятся кабинеты заместителей директора, самого директора, учителей и других людей, которые составляют структуру школы, и могут в любой момент обратиться к любому из них. Да даже просто подойти и спросить, как проходит день, поинтересоваться делами или рассказать о своём. Это делается очень просто, и за это я и люблю свою школу!» — признается Амир А. из казанского IT- лицея.
День в интернате для одаренных детей
Как в действительности устроена жизнь в школе, увидим на примере лицея-интерната им. Мустафы Онджеля. Учреждение придерживается гендерного обучения. Мальчики и девочки живут в отдельных общежитиях и учатся в разных корпусах. Но связь между школами сохраняется.
Часто проводятся общие мероприятия, где задействованы оба подразделения школы.
Учёба
С восьми утра и до 14-15 часов дня идут уроки. Чтобы дети не отвлекались и не сидели в интернете во время занятий, телефоны у них собирают. У школы есть еще одна особенность: вместо привычных звонков, о начале уроков оповещают любимые музыкальные композиции учеников. Музыка не раздражает детей своим дребезжанием и поднимает настроение. Песни на звонке часто меняют по просьбе детей.
Лицеистки на уроке математики
Отдых
После уроков наступает свободное время: учащиеся посещают кружки по интересам, готовятся к мероприятиям, проводят концерты или общаются с кураторами. Куратор — это помощник классного руководителя. Он способствует адаптации учащихся к жизни в интернате. В свободное от учебы время куратор устраивает для детей чаепития, где они обсуждают учебные вопросы и решают проблемы.
Домашние задания
В 17 часов дети ужинают и идут на «этюды» — так называются часы, когда ребята сидят в классе с воспитателем и выполняют домашние задания. На время этюдов телефоны также собирают, чтобы дети не списывали с решебников и не отвлекались на мессенджеры и социальные сети. Даже если все уроки сделаны, уйти с этюда нельзя. Дети используют это время с максимальной пользой: читают дополнительную литературу или готовятся к олимпиадам.
Девочки пишут школьный этап олимпиады по русскому языку
Помощь с уроками
Каждый вечер в школе дежурит учитель-предметник. Дети могут обратиться к нему с вопросами по учебе, взять дополнительные задания или попросить еще раз объяснить тему. Учителя никогда не отказывают. Часть воспитателей тоже входят в число предметников, к ним дети могут обратиться за помощью по учебе в любой момент.
Перед сном
После этюда у ребят есть еще полтора часа свободного времени. Перед отходом ко сну ученики группами ходят на практики к воспитателю, пьют чай и ведут беседы на морально-нравственные темы. В десять часов дети ложатся спать. Телефоны снова собирают. В ночное время по интернату ходят воспитатели и следят за порядком.
Комната интерната женского лицея
Жизнь в таком образовательном учреждении увлекательна и дает большие перспективы. Дети находятся под постоянным присмотром опытных людей, которые всегда готовы помочь и дать совет.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Как отправить ребенка в школу интернат
Нет перевода в другой класс, хотя досрочно сдали все предметы и годовые оценки стоят.
Нас не взяли в школу, по месту жительства в новом городе, говорили мест нет и нам пришлось временно пойти учиться в школу через интернет, платно. Сейчас в связи с новым переездом уже в другой город решили попытаться вернуться в обычную школу, сдали все предметы досрочно в «интернет» школе, чтоб спокойно переезжать и написали заявление на отчисление из «интернет» школы, но уже после отчисления ребенка из школы, я узнала что комиссия по переводу в следующий класс проходит только 25 мая и мы на данный момент не переведены в следующий класс.
Поскольку школа «интернет», то к ним не дозвониться, ни дописаться, отвечают всегда операторы как роботы и решить этот вопрос очень сложно. Мне не объяснила оператор, что в любом случае надо дожидаться окончания учебного года, а потом уже писать заявление.
В новую школу звоню и получаю ответ, что директор не принимает до 6 июля, потому что у нее идут экзамены и смотреть документы они не будут. На сайте новой школы были указаны сроки для подачи документов только первоклашек по месту жительства до 6 июня и другой информации нет.
Направляла документы по электронной почте в новую школу, но ответа нет, заверила часть документов, чтобы отправить почтой, но личное дело отказались заверять, т.к. на обложке зачеркнут номер дела, т.е. это исправление без печати и откуда оно, неизвестно. Скажите пожалуйста возьмут ли нас в новую школу, если мы не переведены в следующий класс в «интернет» школе, но все годовые оценки у нас есть. Могут ли нам снова отказать в зачислении в обычной школе? Куда обращаться для решения подобного вопроса, ведь не хочется навредить ребенку, которому еще придется учиться тут?
Юрист • г. Барнаул
12.06.2022, 12:36
Обращаться в городской отдел образования.
Вам помог ответ? Да Нет
01.03.2022, 06:30
Моего ребёнка директор школы хочет отправить в интернет за плохое поведение и не усвоение программы. Как мне быть?
Адвокат • г. Ростов-на-Дону
01.03.2022, 08:31
В интернет или интернат? Если второй вариант, то это не совсем законно. Директор может ставить вопрос об отчислении ребенка из его школы, но перевод в интернат — это только выбор родителей.
Вам помог ответ? Да Нет
Юрист • г. Москва
01.03.2022, 08:42
Подайте жалобу в Департамент образования —
Вам помог ответ? Да Нет
20.09.2021, 22:49
• г. Санкт-Петербург
Инвалидность, Проблемы в школе-интернате у ребенка с ЗПР
Ситуация такая: ребенку несколько лет назад поставили диагноз задержка психического развития (ЗПР), с этим диагнозом он был принят в школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок, как и многие другие ученики, не живет там). Происходят постоянные конфликты с учениками, их родителями, пед. составом (учительницей, двумя заведующими по воспитательной и учебной частям) из-за поведения ребенка.
Дополнительно к этому накладываются проблемы с успеваемостью. У ребенка действительно есть проблемы и с поведением, и с успеваемостью (мы пытаемся их решить — психиатр, психолог, медикаменты, репетитор), школа в свою очередь не помогает в решении конфликта и пытается выгнать ребенка из школы.
Пед. состав напрямую заявляет, что такому ученику в их школе не место, что он не способен освоить их образовательную программу, что его родители неадекватны, а своим поведением он только забирает чужое время других учеников. Школьный психолог ни разу не посетил ни класс, ни отдельно не поговорил с ребенком.
Индивидуальные занятия у логопеда (а у ребенка проблемы с речью) не были назначены. Заведующие также не предпринимали никаких попыток урегулировать конфликт, поговорить с ребенком, составить план действий вместе с родителями для решения ситуации. Вместо этого они настаивают на диагнозах, которые сами ему поставили, не имея соответствующей квалификации.
Образовательная программа, которая вроде бы по закону, должна корректироваться для ребенка в процессе учебы, никак не меняется и является аргументом, чтобы исключить ребенка из школы. Учительница позволяет себе при проверке дом. работ оставлять подписи: «Маме 5» и т.д.
Иногда, например, может занизить оценку из-за того, что ребенок отступил не 2 клетки, а 1 или 3. Родители одноклассников постоянно атакуют ребенка и его родителей в общем чате класса в Viber. Например, некоторые родители позволили себе сравнить ребенка с И. Галя-вым, «казанским стрелком», и призвали всех защищать своих детей от него.
Такое поведение родителей не является предметом проработки со стороны пед. состава, а наоборот поощряется ими. Например, учительница перед летними каникулами сказала нескольким родителям, что собирается уволиться из-за ребенка, после чего эти родители призвали всех атаковать ребенка и его родителей, чтобы исключить его из школы.
Директор в свою очередь ни в чем не участвует и постоянно отсутствует на индивидуальных собраниях (с родителями ребенка и пед. составом). В общем ситуацию очень сложная, пед. состав не просто не выполняет свои проф. Обязанности, а атакует и всеми силами пытается выгнать ребенка из школы, на наш взгляд.
Мы полностью признаем, что у ребенка есть проблемы, работаем над ними и готовы прикладывать больше усилий совместно. Но, к сожалению, все это игнорируется. Ощущение, что все хотят просто избавиться от ученика, чтобы не возиться с ним. Это ситуация вкратце.
Отдельно стоит отметить, что ребенку недавно на ПМПК изменили диагноз на «умственная отсталость», появилась возможность получить инвалидность и уйти в другую школу с таким диагнозом.
В этой ситуации возникает несколько юридических вопросов:
1) Мы планируем подать жалобу на школу в департамент образования г. о., какие пункты лучше всего озвучить в жалобе и будет ли лучше приложить какие-либо доказательства (расписание, пометки учительницы в тетради, переписки в Vibere)?
2) Можно ли что-то еще сделать в данной ситуации?
3) Как лучше вести себя с пед. составом при личных встречах?
4) Школа не может нас исключить, но насколько велика вероятность остаться на второй год в 4 классе, учитывая обстоятельства?
5) Может ли школа в 4/5 классе отправить ребенка на индивидуальное обучение, ссылаясь на новый диагноз? (Аргумент – в их школе нет классов для детей с таким диагнозом).
6) Какие вообще существуют варианты школьного образования для ребенка в такой ситуации (не считая индивидуальное обучение)?
7) Есть какие-либо негативные последствия получения инвалидности для ребенка в будущем?
8) Есть ли какие-либо негативные последствия для ребенка в будущем, если перейти в другое образовательное учреждение для детей с более серьезным диагнозом? Сможет ли ребенок в будущем продолжить свое образование где-либо (например, в техникуме)? И какой документ дается при окончании таких уч. заведений?
Источник: www.9111.ru
Про школы-интернаты
Ужас в том, что у этих детей нет вообще никаких шансов «пробиться» в жизни. За них все решили — справка и «клеймо» — ребенок с отклонениями.
Часть 4. Про школы-интернаты
Школа-интернат — это такое место, где дети могут временно проживать (5-6 дней в неделю) и одновременно получать знания. Эти учреждения не предназначены для постоянного проживания детей, хотя бывает и исключения. Это и есть главное отличие дома-интерната от школы.
В школе-интернате может обучаться и ребенок из детского дома, и ребенок из семьи.
В нашей стране существуют несколько типов школ-интернатов:
- с углубленным изучением какого-то конкретного предмета/области;
- коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности;
- обычные — общеобразовательные.
Подробнее остановлюсь на коррекционных, так как их большинство.
Почти все школы-интернаты, которые я посещала, были для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В России существует 8 типов коррекционных школ:
- 1-й тип Для глухих и слабослышащих детей
- 2-й тип Для слабослышащих детей
- 3-й тип Для слепых и слабовидящих детей
- 4-й тип Для слабовидящих детей
- 5-й тип Для детей с нарушениями речи
- 6-й тип Для детей с ДЦП
- 7-й тип Для детей с ЗПР (с задержкой психического развития)
- 8-й тип Для детей с умственной отсталостью
Как правило, 5-8 типы объединяют. К сожалению, именно таких учреждений в нашей стране большинство. В области всего по одному интернату 1 и 4 типа, зато остальных — не сосчитать.
Самые «тяжелые» по состоянию здоровья дети проживают в домах-интернатах. В школах же обычно находятся те из них, которые могут себя обслуживать, хотя бывают и исключения.
Например, есть школы, где проживают дети, которые не могут самостоятельно передвигаться. За такими детьми присматривают воспитатели, няни, а педагоги обучают ребят самым необходимым дисциплинам в спальнях или ближайших кабинетах. Как правило, для них оборудован и выделен целый этаж школы.
В коррекционных школах дети получают специальное образование, адаптированное под уровень их «развития». Упор делается на дисциплины, где можно работать руками, и мыслительный процесс не требуется. По окончанию школы они получают справку о том, что прошли обучение по ряду дисциплин.
Никаких аттестатов о среднем образовании. Только справка. Ну, а дальше судьба таких детей уже предопределена: в лучшем случае продолжат обучение в каком-нибудь специальном ПТУ или пойдут работать подмастерьем: швеей, обувщиком, гончаром и т.п.
Ужас ситуации заключается в том, что у этих детей нет вообще никаких шансов «пробиться» в жизни. За них все решили — справка и «клеймо» — ребенок с отклонениями.
Хотя, зачастую дети — совершенно нормальные. Искалеченные жизнью, кровными родителями, но нормальные. И еще многие из них талантливы: они поют, рисуют, танцуют. Они мечтают.
Глухая деревня и школа-интернат
Несколько раз в год я ездила в деревню X. Там, в деревне Х. находится школа-интернат. Это коррекционная школа, но большинство детей совершенно нормальные. Они разговаривают, общаются, играют, учатся и мечтают о взрослой и самостоятельной жизни.
80% детей в этой школе — социальные сироты. У многих есть дом, родители или опекуны, но толку от этой семьи очень немного. Семьи, как правило неблагополучные, малообеспеченные, а в домах, в которых проживают дети, нет даже элементарных удобств.
Поэтому в школе им лучше. Там о них заботятся 5 дней в неделю: кормят, одевают, обучают. А на выходных они возвращаются в свои «семьи» или в детские дома.
С некоторыми детьми у меня уже сложились теплые дружеские отношения, я помнила, о чем они мечтают, и каждую поездку старалась готовить для них небольшие сюрпризы, хотя чаще всего они удивляли меня.
В последнюю поездку они, например, встречали меня караваем и песнями. Было очень приятно. От неожиданности я даже не успела включить фотоаппарат, поэтому все это осталось лишь в моей памяти.
Все дети — прекрасные. И когда они улыбаются, у меня на сердце тепло.
Хочется, чтобы каждая их мечта реализовалась. Пусть так и будет.
Источник: changeonelife.ru