“Дочь постоянно в телефоне, устала бороться. Что делать?” “Мой 13-летний сын целыми днями играет с планшетом, отказывается что-либо делать дома, грубит и скандалит, если прошу выключить гаджет. Прошу совета, помогите!”
Как отучить подростка от смартфона? Можно ли наказать ребёнка, забрав телефон? Как преодолеть зависимость детей от гаджетов? Этим вопросом задаются многие родители. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, чем опасна телефонная зависимость подростков и как справиться с этой проблемой.
Что делать, если подросток постоянно залипает в телефоне?
Гаджет-зависимость у подростков
Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и пр.?
Как справиться с игровой зависимостью у подростка? | Дневники матери (2021)
Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает. Почему так происходит и что с этим делать?
Современных подростков, тех кто родился после 2000 года, часто называют поколением Z . У поколения Z, или как его ещё называют – поколения iGen (Internet Generation), много особенностей, основными из которых являются:
- повышенная лабильность в получении и добывании информации;
- разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).
Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. iGenы не мыслят себя без Интернета. Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо.
Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. В идеале информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект .
Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Современные дети не бывают одни.
Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне. Одиночество зачастую страшит подростков, так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся “выпадения” из социума.
Зависимость от телефона и гаджетов. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ у детей и подростков.
Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.
Согласно одному из исследований, средний возраст детей, получающих первый смартфон в США, сейчас составляет 10,3 года. Многие из этих телефонов являются телефонами мам или пап, но среди детей от 12 до 17 лет почти 80% идентифицируются как пользователи смартфонов. Масштабные исследования на территории Росси не проводились, но то, что вы каждый день встречаете детей с гаджетами перед собой, говорит о повсеместной “гаджетизации” детей и подростков.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?
Основные опасности можно разделить на 2 группы : опасность для здоровья и опасность социально-психологическая .
Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг . При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания (как уже говорилось выше – максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте – 8 сек), снижается объём памяти , так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Источник: dzen.ru
Как оторвать ребенка от гаджетов без слез и истерик
Будущее наступило. Разнообразные гаджеты проникли во все сферы жизни, а наши дети уже вовсе не мыслят своего существования без них. Вы пытаетесь как-то ограничить время, которое ребенок проводит, уткнувшись в экран. Но если по завершении заранее оговоренных тридцати минут у него забрать планшет, он устроит настоящую истерику!
Как же вырвать свое чадо из цепких лап виртуальности так, чтобы оно восприняло возвращение к реальности спокойно? Изабель Филльоза, французский психолог, предлагает любопытный метод мягкого отвлечения ребенка от гаджетов.
Неэффективная стратегия возвращения чада в реальный мир
Сын прилип к экрану и увлеченно убивает монстров. Дочь строит для созданной ей семьи идеальный дом. Или смотрит очередную серию аниме-сериала. А ведь вы пятнадцать минут назад договаривались, что через четверть часа ребенок встанет из-за компьютера и поможет вам с наведением порядка. Или сядет за уроки.
Или пойдет обедать.
Что делать в этой ситуации? Резко напомнить о об обещании? Велеть немедленно прекратить заниматься глупостями? Выключить компьютер? Но это прямой путь к некрасивому скандалу, в результате которого все окажутся разозленными и обиженными друг на друга.
А дела так и останутся невыполненными.
” Некоторых родителей настолько пугает и раздражает неспособность ребенка по команде оторваться от гаджета, что они предпочитают вовсе не давать опасную игрушку в детские руки. Это, безусловно, эффективный способ сберечь собственные нервы… И лишить свое чадо возможности в легкой игровой форме подружиться с миром электронных устройств, которые постепенно берут на себя все больше функций в жизни человека.
Может, необязательно решать проблему так кардинально? И существуют другие пути?
Почему так неприятно расставаться с гаджетом?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется немного коснуться того, как функционирует человеческий мозг. Или, точнее, буквально одного единственного аспекта его работы — выработки дофамина. Это вещество генерируется областью среднего мозга. И оно – предусмотренная самой природой награда за наши достижения, приносящая ощущение удовольствия.
Например, вы решили вплотную заняться своей физической формой. Запланировали бегать по утрам, правильно питаться, соблюдать режим сна. И даже начали воплощать всю эту программу в жизнь. Приготовили себе на завтрак полезную кашу и одолели на стадионе у дома целых пять кругов. От цели сбросить пять лишних килограммов вы пока еще очень далеки… Но вы сделали первый шаг, и мозг обязательно наградит вас поощрительной порцией дофамина.
” Виртуальная реальность — это пространство маленьких доступных достижений. Источник огромного количества легкого дофамина. Не обязательно отжиматься от пола, много учиться или работать. Достаточно просто пройти уровень — и вы получите свою дозу удовольствия.
Иначе говоря, когда ребенок сидит, уткнувшись в экран, его мозг занят интенсивной выработкой этого волшебного нейромедиатора. Но стоит вам нажать на кнопочку «выкл», и производство дофамина резко прекращается. А это всегда бывает очень неприятно. На физическом уровне неприятно, даже болезненно.
Вспомните свои ощущения, когда телевизор внезапно отключался прямо во время просмотра любимой передачи. Весьма раздражающая ситуация, правда? Вот и ребенок чувствует то же самое, когда вы силой вдруг отбираете у него планшет.
Вы можете справедливо заметить, что это произошло не «вдруг». Что вы предупреждали, заранее оговаривали время, обсуждали с ним ситуацию. Но малышу пока сложно помнить про это в тот момент, когда уровень дофамина в организме так высок.
Альтернатива, которую предлагает Изабель Филльоза
Можно сделать процесс более мягким, чтобы уровень дофамина уменьшался постепенно.
Войдите в мир ребенка
Вместо того чтобы резко выдергивать чадо в повседневность, попробуйте осторожно постучаться в его мир. Сядьте рядом с сыном, понаблюдайте, чем он занимается. Всего 20-30 секунд молчаливого присутствия рядом вызовут и у вас, и у ребенка ощущение сопричастности общему процессу.
Начните задавать вопросы
Они должны касаться того действа, что сейчас разворачивается на экране перед ребенком. Как зовут того персонажа с синими волосами? Кого из монстров сложнее всего убить? Или даже совсем просто — что ты сейчас делаешь?
” О чем спрашивать? Попробуйте найти в занятии сына или дочери то, что и правда вызывает у вас интерес. Потому что вопросы «для галочки», щедро приправленные снисходительностью и пренебрежением, могут побудить ребенка с треском захлопнуть дверь в свой мир перед вашим носом.
Дождитесь отклика
На первые вопросы дети могут отвечать односложно. Но обычно им нравится, что вы готовы разделить их интересы. И они увлекаются, начинают подробно и с удовольствием рассказывать о квесте, который они сейчас осваивают. Как только это произошло — ура! Это значит, что ваш ребенок снова с вами, больше в настоящем мире, чем в вымышленном.
Теперь можно спокойно напоминать об обязанностях и обещаниях.
” Капелька внимания, немного дружелюбного участия — и ваше чадо мирно и без споров отложит в сторону планшет. И это вместо выматывающих ссор, буквально сводящих вас с ума!
Почему у вас все обязательно получится?
Если виртуальная реальность — это такой замечательный источник легкого дофамина, то как вы со своим реальным миром вообще можете с ней соперничать? Не волнуйтесь, вы не просто можете. Вы обречены на победу.
Дело в том, что любые реальные сложнодостижимые стимулы дают существенно более сильные ощущения. То есть, человек, у которого за плечами уже есть какие-то трудоемкие совершения — победа в соревнованиях по бегу, создание из конструктора большой модели средневекового замка, да даже просто решенная на отлично контрольная — на «легкий» дофамин уже не купится.
” Если ребенок знает, как это бывает, когда добиваешься чего-то хорошего и сложного в жизни, то между компьютерными играми и вами — с вашей помощью по дому, выполнением домашних заданий и прочими «скучными» вещами — он в конечном счете всегда выберет вас. И не из-за волшебной силы родительской любви. Просто реальный мир приносит больше удовольствия.
Секрет вырывания ребенка из плена виртуальной реальности кроется в том, чтобы никого ниоткуда не вырывать — скорее просто мягко вывести чадо за руку сюда, в настоящий мир. Показать ему правильное направление.
Источник: sibmama.ru
Компьютерная зависимость у подростков
Компьютерная зависимость у подростков — это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые об этой зависимости некоторые специалисты заговорили в 80-х годах прошлого столетия, но многие так и не признали этот диагноз. Но факт остается фактом и навязчивое, патологическое пристрастие людей к проведению большей части времени за компьютером является более очевидным и в связи с этим с каждым годом проблематичным в современном обществе. Особенно тревожащим остается тот факт, что компьютерному пристрастию чаще становятся подвержены подростки.
Компьютерная зависимость у подростков обнаруживает себя в нескольких видах: игромания и интернет-зависимость. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.
Причины компьютерной зависимости у подростков
Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.
Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.
Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании — компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.
Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.
Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.
Симптомы компьютерной зависимости у подростков
У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.
Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.
Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.
Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев.
Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.
Признаки компьютерной зависимости у подростков
Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.
Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.
Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.
Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.
Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.
Лечение компьютерной зависимости у подростков
В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.
Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся.
Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.
Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.
Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.
Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением.
Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.
Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.
Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник: psihomed.com