Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».
Что означает резать путы?
Древний национальный обряд перерезания пут провели на ЭКСПО
завязывается для того, чтобы ребенок различал плохие и хорошие поступки и в жизни не делал дурного, рос честным и благородным. Также пестрая нить символизирует то, что в жизни бывают белые и черные полосы, и нужно уверенно проходить все препятствия.
Что можно положить на Тусау Кесер?
Обычно это яблоко, книга, деньги и домбра. Казахский народ издревле считал: какой предмет выберет ребенка, такой и будет его дальнейшая судьба. Если яблоко – то он будет всегда сытым, если книгу – умным и любознательным, если деньги – богатым, а если домбру – творческим.
Можно ли резать путы отцу?
На тушоо кесуу (той по случаю разрезания пут) ребенка не должны водить родители и молодые люди. Чаще всего с одной стороны малыша поддерживают дедушка или бабушка по материнской линии, а с другой — какой-нибудь почитаемый человек. Мать и отец обязательно должны вручить ребенку подарок.
Как помочь ребенку ходить | Обряд, чтобы ребенок пошел | Арина Никитина
Как называется обряд разрезания пут на казахском языке?
Зрители познакомились с одним из многочисленных казахских обрядов — «Тусау кесер» (разрезание пут). Этот обряд проводится для детей, чтобы те быстро встали на ноги. . По обычаю, ножки ребенка перевязывали веревкой, свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки.
Зачем ребенку перерезать путы?
Значение традиции разрезания пут
Главный смысл традиции — получение еще одного благословения, «чтобы путь в жизни был гладким». У кыргызов благословению издревле придавалось очень большое значение. Разрезание пут — в основном праздник маленьких ребятишек.
В каком возрасте ребенок начинает ходить уверенно?
Ползанье — всего лишь один из этапов развития и запрещать малышу ползать, чтобы пораньше пошел, тоже не следует. Поэтому возраст, когда ребенок начинает ходить, разнится от 8 до 18 месяцев, в среднем малыш делает уверенные первые шаги в период с 9 до 16 месяцев.
Что дарят на Шилдехана?
В этот день гости одаривают ребенка подарками. Если раньше мальчикам дарили сбрую, седельный набор, упряжку для коня, девочкам — украшения, то в наше время положено дарить предметы первой необходимости для малыша и матери: колыбель, коляску и другое.
Что такое Бесик той в Казахстане?
Колыбель и приданое для ребенка — бесик тарту — предоставляет сторона родившей женщины (в некоторых регионах дарят родители мужа). Сваты преподносят друг другу подарки, обязательно девять штук (обычай «тогыз апару»).
Какие казахские обычаи вы знаете?
- Бас табақ — главный поднос с мясом для самых почетных гостей, обычно старейшин.
- Сый табақ — также преподносится почетным гостям, пожилым людям.
- Жастар табақ предназначен для молодежи.
- Жай табақ — стандартный поднос для большинства гостей.
Когда делают 40 дней девочке?
Чтобы новорожденный мальчик отличался силой и смелостью, 40 дней ребенку отмечают на 39-й день. Над девочками такие обрядовые действия проводят на 41-й день. Считается, что тогда она будет прилежной и покладистой.
Что за традиция Асар?
«Асар» — древний обычай казахского народа, согласно которому люди, собравшись вместе, искренне и безвозмездно выполняют непосильные для одного человека или для одной семьи работу. . Слово «асар» в переводе на русский язык означает «всем миром».
Что такое Ерулик?
Ерулик — это угощение для новых соседей, новоселов.
Их приглашают к себе в гости, чтобы они быстро привыкли к новой среде. Ерулик должен сблизить соседей.
Какие традиции в казахской семье?
- Бесике салу – один из первых обрядов в жизни ребенка, это церемониальное укладывание в люльку.
- Кыркынан шыгару – обряд купания ребенка, когда ему исполняется 40 дней.
- Тусау кесу – обряд перерезания веревок, связывающих ноги, перед тем как ребенок начнет ходить.
Источник: chelc.ru
Как перерезать путы чтобы ребенок начал ходить
В книге «Золотые традиции народной культуры» тоже есть про путы, но во-первых там объяснение немного иное, что путы режут лишь тем, кто
*встал на ноги, но долгое время не может решиться сделать первый шаг, тогда мать или кто-то из близких брали нож (про деревянную ручку ничего не пишут) и трижды (а не крестообразно, как меня учили) проводили им по полу между ног малыша, при этом приговаривали (меня приговорам не учили):
«Разорвитесь путы!»
или
«Рублю-зарубаю путы у раба Божия (Имя)! Во имя Пресвятой Богородицы! Аминь!» И действительно, ребенок вскоре начинал ходить (вот чудеса-то! А так бы не пошел, на мой взгляд, объяснение притянуто за уши). Понять смысл этого ритуального действия можно лишь тогда, когда мы вспомним о том, что умершему человеку, который отправлялся в мир иной, ноги перевязывали специальными перевяслами. Когда же душа возвращается из мира предков вместе с новорожденным, тогда и нужно освободить его от пут бывшей жизни.*
Метки:
- 20 комментариев
- Оставить комментарий
- Поделиться
- Пожаловаться
- Ссылка
LJ Video
( 20 комментариев — Оставить комментарий )
14 авг, 2011 17:31 (UTC)
а руки и ноги разве не для транспортировки связывают? нам говорили развязывать после того, как гроб был поставлен для прощания. т.е. смысл у них был достаточно прозаический.
15 авг, 2011 05:21 (UTC)
Жизнь лет 100 назад в сельской местности была довольно тяжелая и делать вещи непрактичные было просто некогда. Но мышление было мифологическим и любое действие, на наш взгляд, практичное, было магическим. Сор в избе сожгли — ссоры избежали. Руки перед едой помыли — с нашей т.з. меньше микробов, с т.ч. предков чужое в тебя не войдет.
Так и тут, живому ноги не перевязывают, даже с последующим сниманием этих веревок, значит покойник уже не из живых. Ну и, скорее всего их именно развязывают, т.к. завязывание развязывание узлов — действие магическое, в узел можно силу собрать, а развязав узел — дать свободу движению силы (вспомните, что когда в доме рожают, то развязывают все узлы в доме и отпирают все замки), т.е. дают покойнику свободно уйти в мир мертвых. Я больше чем уверена, что эти путы у покойника именно развязывают, а не режут.
А тут металл, который сам по себе очищает (нож) и разрубание-разрезание, т.е. резкий переход в новый мир.
15 авг, 2011 05:22 (UTC)
Т.е. путы то физически сняли, но символически они на покойнике и остались
14 авг, 2011 17:31 (UTC)
«умершему человеку, который отправлялся в мир иной, ног
Аня, тут какая-то нестыковка. Ноги умершему завязывают, когда омоют и кладут в гроб. А перед тем, как опускать гроб в землю, ноги умершему, наоборот, развязывают.
15 авг, 2011 05:22 (UTC)
Re: «умершему человеку, который отправлялся в мир иной, н
Я выше ответила
14 авг, 2011 17:52 (UTC)
Я вообще ребром руки «резала», когда Сева пошел. Не было возможности и времени бежать на кухню за ножом.
15 авг, 2011 05:23 (UTC)
Все же там металл должен быть
15 авг, 2011 05:44 (UTC)
Это-то я теперь понимаю, а тогда это казалось пережитком прошлого и бабушкиными предрассудками.
14 авг, 2011 18:42 (UTC)
удивительные книжки ты читаешь.
Богородица рядом с прошлыми жизнями.
15 авг, 2011 05:32 (UTC)
Это не книжки такие, это мышление такое. Возьми любой заговор, там и Иисус и Богородица и Алатынь камень тут же (его символизируют валуны на языческих капищах). Да что уж далеко ходить, нигде у меня нет столько знакомых — православных верующих, сколько на Кубани, и именно оттуда я привожу каждый раз информацию о каком-нибудь вполне дохристианском обычае. Так что такая каша-малаша для меня — норма. Подозреваю, что только сейчас, после того как поколения атеистов были и народные традиции забылись, появились христиане, которые в своей голове двойственности не допускают, да похоже и таких немного. А раньше таковских и не было.ё
14 авг, 2011 20:55 (UTC)
Точно знаю, что на Полесье до сих пор перерезают путы не тогда, когда ребенок пошел, а когда только встал на ножки. У меня подруга глубоко живет белорусскими обрядами, советуется со своей бабушкой и бабушками деревни, откуда ее мать родом, и она без книг перерезала путы сыну, когда он встал на ножки.
15 авг, 2011 05:33 (UTC)
Спасибо. Очень интересное замечание.
15 авг, 2011 01:28 (UTC)
У нас в деревнях(юг Красноярского края) путы перерезают только тем детям, кто долго не ходит. Про то надо всем перерезать — ни разу не слышала, только «по показаниям» , и обязательно с наговорами, без наговоров — не дело.
15 авг, 2011 01:47 (UTC)
Ага, по детству тоже такое помню, что долго не ходящему малышу перерезают (север Иркутской обл.)
15 авг, 2011 05:35 (UTC)
Очень интересно. Только в данном случае география не показательна, в соседних деревнях Сибири могли жить выходцы из разных регионов России и обычаи сильно отличаться могли. Интересно, откуда те сибиряки, где резали опционно изначально?
15 авг, 2011 05:35 (UTC)
У нас тоже чиркают 3 раза ножом, когда ребенок пойдет. Помню, сестра своему ребенку перерезала, а я своим уже нет.
У нас тут еще, кстати, есть обычай ребенку после рождения «править» голову в бане, это специальные люди делают.
15 авг, 2011 05:43 (UTC)
А это где? А что за люди правят голову?
15 авг, 2011 11:22 (UTC)
Удмуртия. Но я не знаю, делают ли это удмурты. Я из русской семьи. Когда я родилась, меня тащили вакуумом за голову, голова была вытянутая и с гематомой. Папина тетка мне правила голову в бане.
Как это делается, я не знаю, но поняла, что есть традиция это делать в принципе всем детям. Ребенка распаривают и что-то там руками делают, придавая голове правильную форму. Когда я родила дочь, у нее головка была тоже вытянутая, и мама мне предлагала поехать в баню, чтоб голову поправили.
Но я как-то тогда не заинтересовалась, а потом голова более-менее выровнялась, хотя все равно так и осталась довольно удлиненной. Тут вообще по деревням много бабусек, которые, например, заговаривают грыжу, лечат руками и тд. У удмуртов деревенских вообще есть привычка ходить к таким ворожейкам советоваться по разным поводам, лечиться и тд. И, кстати, успешно они это делают. Тут край богатый на всякое шаманство, удмурты свои традиции больше берегут, чем русские, но они скрытные очень, особо-то не рассказывают ничего.
15 авг, 2011 11:25 (UTC)
и забыла сказать, по моим наблюдениям этими штуками занимаются женщины пожилого возраста, но не очень старые. Какого-то названия у них нет, обычно говорят «надо сходить к бабке» то есть бабками их называют. Откуда они этому учатся. я тоже не знаю, надо бы, кстати, спросить, тетя, которая меня правила, живая еще.
15 авг, 2011 17:21 (UTC)
И по поводу Богородицы. У бабушки моей была тетрадка с заговорами и молитвами, то есть все было в одном месте записано. В заговорах как раз фигурировали Богородица, бел-горюч камень, на остове Буяне в море-окияне и тд.
Источник: vokina.livejournal.com
Как ребенку перерезать путы?
Издревле ритуалы и обряды составляли значительную часть жизни.
Особенно большое их количество было связано с рождением и воспитанием малышей.
Многие из них не сохранились, но есть и такие, которые пользуются популярностью и в наше время.
Одним из них является обряд перерезания пут, проводящийся для того, чтобы ребенок быстрее и легче пошел.
Зачем резать?
Молодые пары часто не знакомы с таким ритуалом, как перерезание пут.
Однако старшее поколение верит, что его проведение позволит крохе вовремя пойти.
Обряд берет свое начало еще в дохристианское время, когда считалось, что души приходят в этот мир много раз.
У умершего человека связывали путами руки и ноги до полного окоченения. Это делалось для того, чтобы тело не разваливалось. Потом их снимали и клали в гроб.
Считалось, что, рождаясь заново, ребенок словно спутанный. Его душа близко к загробной жизни и может вернуться туда в любой момент.
По всем признакам ребенок больше покойник, чем живой человек, поскольку он все время в горизонтальном положении, не говорит, лежит спеленатый, не может есть обычную еду, его обмывают. Его связь с подземным миром еще слишком сильна.
Однако кроха растет, учиться поднимать головку, смеяться, садиться, делать первые шаги. Именно вертикальное положение малыша свидетельствовало о том, что он окончательно определился между мирами и решил остаться в человеческом. В это время проводился обряд перерезания покойницких веревок, которые связывали его душу все это время. Чтобы помочь ему освободиться призывали старшую женщину, но могла это сделать и мать ребенка.
Сейчас обряд используется для облегчения первых шагов, чтобы малыш раньше отпустил мамину ручку и пошел сам уверенной походкой.
Важно! Родители хотят максимально облегчить жизнь своего ребенка, и перерезание пут – это одна из возможностей, пожелание от близких долгой и счастливой жизни.
Казахский обряд Тусау кесер
В Казахстане обряды по сей день играют огромное значение. Особенно большое их количество относятся к детям, ведь благодаря их проведению кроху благословляют на дальнейшую жизнь. Один из таких обрядов – тусау кесер или перерезание нитей. В современном Казахстане обычай трактуется по-разному в зависимости от региона, но самое распространенное значение – он облегчает первые шаги и делает походку уверенной.
Как правило, проводится по достижении ребенком одного года. Однако дата проведения ритуалом не закреплена. Родители сами выбирают удачный момент, когда кроха начинает делать первые шаги, а это может произойти как в 10 месяцев, так и после года.
Согласно давним традициям нити перерезаются трижды одним человеком – наиболее достойным. Однако иногда обряд проводят в три дня, в каждый из которых рассекают путы, но разными людьми.
Важно! Традиционно путы составляли из трех веревок. Первая – яркая, ее цвет имел определенное значение. Белая – благородство, зеленая – долголетие, красная – богатство. Вторая представляла собой отваренную кишку барана как символ богатой и сытой жизни.
Третья – косичка из трав, означающая рост.
В настоящее время традиционные путы заменили на веревку, состоящую из двух нитей – светлой и темной, символизирующих добро и зло.
Для проведения обряда необходимо сделать следующее:
- Постелить белую полосу ткани и усыпать ее травой. Это обозначает, что малыш пойдет по светлой дорожке в жизни.
- Выбрать уважаемого человека. Если раньше эта роль отводилась старшей женщине, то теперь для мальчиков приглашают мужчину, а для девочек – женщину. В любом случае это должен быть достойный человек, добившийся хорошего положения в обществе. Ведь считается, что часть его черт перейдет на кроху после ритуала.
- Сплетенные нити накинуть на ножки малыша восьмеркой.
- Поставит ребенка на край ткани, перерезать путы. После чего родители проводят его по ней, а гости кидают им вслед сладости.
- В конце дорожки ставят глубокие чаши. В них помещают деньги как символ богатства, шерсть – долголетия; книгу – знаний, конфеты – веселой жизни, кольцо – удачного супружества (для девочек). Чем первым кроха заинтересуется, такой и станет его жизнь.
После проведения обряда следует праздничное застолье, а человеку, перерезавшему нити, родители преподносят подарок. Малыш также получает от гостей дары.
«Зарубание пут» у славян
Высокая смертность детей у славян стала основанием считать, что ребенок, научившийся сам ходить, выживет.
Вариантов перерезания пут было несколько: с использованием или без веревочек, с ножом с деревянной ручкой, с ножницами.
Уважаемая женщина или мать подходила к ребенку, делающему свои первые шаги, и между ножек щелкала ножницами.
Другой способ – брался нож (если мальчик) либо ножницы (если девочка) и ими перед малышом на полу крестили крест, после чего трижды имитировалось перерезание пут.
Если обряд проводили с использованием веревок, то их рассекали сзади. При этом произносились различные пожелания, добрые напутствия. Таким образом зарубался страх перед ходьбой, и малыш начинал быстрее сам передвигаться.
Важно! В современном мире вместо ножа или ножниц используют ребро ладони, которым символически перерубают путы.
Как правильно разрезать путы у малыша на ножках, чтобы начал ходить?
Обряд не обязательно проводить так пышно, как в Казахстане. Тем не менее определенные правила лучше соблюсти. Так, следует сделать следующее:
- Выбрать подходящее время. Ребенок уже должен пытаться ходить самостоятельно, но у него еще есть страх, поэтому он цепляется за ручку.
- Подгадать момент. Проводить ритуал следует, когда кроха поднимает ножку для шага. При этом нельзя его подталкивать, поднимать ножку руками за него или вовсе переходить к ритуалу, пока кроха стоит.
- Перерезать. Делается это снизу между ножек примерно на уровне щиколоток. Подойти необходимо аккуратно, чтобы не напугать малыша. Вместо ножа и ножниц можно использовать ребро ладони. Перерезают крестообразно, можно один раз, а можно повторить трижды. Зачастую даже проводят обряд в три дня.
- Веревочка. Перерезать можно как невидимые, так и настоящие в виде веревочки путы. Однако это будет сложнее, поскольку вряд ли малыш будет спокойно стоять всю процедуру.
Верить или не верить в «путы»?
Родители хотят только лучшего своему малышу, чтобы он не только своевременно пошел, но и жизнь его отличалась благополучием. Все это заставляет их спорить о необходимости следования древнему обряду и его значении. Мнений существует несколько:
- Одни выступают за перерезание пут. При этом не обязательно они верят в обряд, зачастую, считают его безобидным, если и не принесет пользу, то и не навредит.
- Другие настроены негативно. Так, например, в православных семьях не проводят языческие ритуалы, это считается суеверием, которое идет не от Бога. Лучше сходить в церковь и помолиться за здравие.
- Третьи – не верят и не применяют, полагая, что малыш и сам пойдет в свое время.
Бывает и так, что родители узнают о проведении ритуала от старшего поколения, когда он уже состоялся. В таком случае они отмечают, что:
- перерезание пут крохе не навредило, и он быстрее пошел;
- обряд не оказал никакого значения.
Сам обряд несложный в проведении, и при желании любая мама или бабушка с ним справятся. Однако проводить его или нет – личное решение каждой семьи. В случае если его провели родственники из старшего поколения без желания родителей, расстраиваться не стоит. Обряд никак не навредит, он проводится исключительно из благих намерений.
По моему это дикость и язычество, но если хотите, сделайте, вреда явно не будет) Историческая справка Казахский обычай: Этот обряд проводится для того, чтобы ребенок, который самостоятельно и уверенно стоит на ножках, быстрее пошел. Путы перерезают три раза, приговаривая при этом свои наилучшие пожелания, поют традиционную песню «Тұсаукесер жыры».Некоторые этот обряд проводят три раза и доверяют трем различным людям, но распространен обычай, когда путы перерезает один человек – трижды.
Первый раз – путы из пестрой нити- ала жіп. Для этого заранее готовят пеструю нить. Пестрая нить символизирует «ала жіпті аттама». Ребенок, перешагнувший через пестрые нити во время обряда тұсаукесер, в жизни не будет делать дурных поступков, вырастет человеком честным и благородным.
Так же пестрая нить символизирует то, что в жизни бывают белые и черные полосы и нужно уверенно проходить все препятствия.»Жақсылықта асып-тасымасын, жамандық көрсе, жабырқап-жасымасын, қуанышты күндерінде асылық жасамасын, қиыншылық басына түскенде еңсесі түсіп басылмасын, екеуінен тең өтсін». Второй раз – «тоқ ішекпен»- путы из кишок барана, для этого отваривают толстую кишку барана (это обычно готовят бабушки).
Символизирует сытную, безбедную жизнь. Третий раз — путы из переплетенной зеленой травы. Символизирует постоянный рост и развитие. Малыша ставят на белую дорожку (скатерть или полоса белого материала). Дорожку можно немного присыпать зеленой травкой.
Белый цвет символизирует светлую дорогу, зеленая травка – постоянный рост и благополучие. Затем этими путами, поочередно перевязывают ножки ребенка. Путы перерезают острым ножом желательно с одного раза -«шорт етіп» (не ножницами, в ножницах два лезвия пересекаются, у казахов пересечение лезвий не приветствовалось).
Изначально по казахскому обычаю, путы перерезала женщина с быстрой и уверенной походкой. Сейчас обычно мальчику путы перерезает мужчина, а девочке – женщина и доверяют это очень уважаемому и достопочтенному человеку, которому затем обязательно дарят специально приготовленный подарок. Медлительному и часто спотыкающемуся человеку нельзя перерезать путы.
Малыша, которому перерезали путы, держат с обеих сторон за ручки и иммитируют его бег по белой дорожке. Когда он «пробегает» по дорожке, вслед разбрасывают «шашу» — сладости, которые разбирают гости, чтобы и у них в доме была такая же радость, такой же той, как первые шаги – младенца.
В конце белой дорожки предлагается выбор малышу: в три одинаковые чаши кладут деньги, хлеб (выпечка), книгу – какой путь малыш выберет, по такому пути и пойдет. ПЕРЕРЕЗАНИЕ ПУТ (ЗАРУБАНИЕ ПУТ). Обряд рассечения невидимых пут, связывающих, по народным представлениям, ноги младенца. Он должен был обеспечить ребенка умением ходить, его проводили, когда ребенок сделает первый шаг.
Вологодская легенда так объясняла причину, по которой ребенок не сразу после рождения начинает ходить: «Когда Бог творил все прочие твари-животные, то бросал их, и они, полежав немного на земле, поднимались и тотчас же начинали ходить. А когда Бог творил человека, то держал его в руках и смотрел на него, и жаль Ему было бросать, а потому потихоньку клал его на землю, почему дети не скоро и начинают ходить».
В Сибири, как только ребенок начинал вставать на ножки, ждали, когда он «переступит», то есть сделает первый шаг, в этот момент «перерезали путы»: ножом или топором проводили линию по земле между ног ребенка. В Архангельской губ. П. п. со словами: «Твою страсть секу, твою страсть засекаю». Во Владимирской губ. «зарубать путы» мог тот, кто первым увидел первые шаги ребенка: мать, бабушка, крестная; ножом или ножницами ставили крестик между ножек ребенка, чтобы «зарубить» страх пред ходьбой. Согласно мифопоэтическим представлениям способность человека стоять и ходить была в определенной мере синонимична жизни. Например, в Смоленской губ. и в Сибири про семьи, в которых умирали дети, говорили, что у них «дети не стоят»
Источник: lubimov85.ru