Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды.
В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
К слову, похожий обряд перерезания пут издревле бытовал и у славян: до года ребенок также считался жителем потустороннего мира, покойником, поэтому его ножки был как будто связаны между собой. Обряд разрезания пут проводился тогда, когда малыш делал первый самостоятельный шаг. Доверяли это бабушке. Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета.
Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.
Источник: mir24.tv
Тонкости перерезания пут…
«Провести обряд нашему сыну Марку предложила моя мама», – рассказывает Ольга Хорин. И судя по описанию, даже не все казахи уделили бы столько внимания многочисленным деталям. «В подготовке нам помогла мамина подруга. Белая дорожка, национальные костюмы и все другие атрибуты были тщательно подобраны. Присутствовали многочисленные гости, звучали напутственные речи и пожелания светлого будущего нашему сыну».
На вопрос, знала ли мама ребенка об основном смысле обряда, последовал незамедлительный ответ: «Конечно, я же родилась в Казахстане». Однако, по словам мастера по изготовлению принадлежностей для «Тұсау кесу» Меруерт Серикбаевой, очень многие казахстанцы не знают до конца всей сути традиции перерезания пут: «Даже среди моих коллег, как оказалось, есть те, кто не знаком со всей ее историей и глубоким смыслом».
Среди специалистов нет единого мнения об изначальном значении обряда, ведь с течением времени происходила трансформация в сознании людей. Но так или иначе кочевническую традицию связывают с началом и открытием жизненного пути ребенка. Путь этот и символизирует выстланная белая дорожка, по которой от одного конца до другого должен пройти, как правило, годовалый малыш. Ножки его опутывают веревкой, а избранный родителями гость торжественно ее перерезает, после чего ребенок проходит несколько шагов. Таким образом, считается, что его отпускают препятствия, мешающие идти по дороге жизни.
Человек, режущий путы, согласно поверью передает свои духовные и физические качества ребенку, поэтому к его выбору подходят ответственно. Присутствующие при этом родные и друзья осыпают «светлый путь» монетами и сладостями. Считается также, что данный обряд помогает физическому развитию ребенка: он быстрее научится ходить либо станет ходить увереннее.
Как рассказывает Меруерт Серикбаева, сегодня заказы белых дорожек для проведения «Тұсау кесу» в большей степени поступают из южных и западных регионов Казахстана, где, по всей видимости, население более привержено традициям.
Заказчики, особенно южане и выходцы из западной части Казахстана, предпочитают богато и ярко украшать атрибуты обряда: «Я использую жемчуг золотистого, серебряного либо бежевого цвета, дорогую шторную бахрому, а также перья филина, считающиеся оберегом для малышей, – объясняет Меруерт Серикбаева. – При этом всегда стараюсь создавать уникальный, неповторимый дизайн». По словам мастера, имеют место определенные тонкости в выборе цветов самих пут:
«Раньше преобладали лишь два цвета – черный и белый, сейчас же используют и другие цвета. Черный и белый символизировали двойственность и противоположность мира – плохое и хорошее, добро и зло. Красный цвет в современных условиях трактуют как пожелание достатка, зеленый – процветания и здоровья».
По одной из версий, в прошлые времена использование черного цвета подразумевало необходимость преодоления человеком трудных жизненных полос, так как они неизбежны. Однако многие родители сегодня предпочитают исключить его при изготовлении пут. В некоторых регионах страны ранее использовались не только нити, но и трава и даже бараньи кишки. Так, по мнению некоторых историков, олицетворялся кочевой либо земледельческий образ жизни.
«Перерезать путы по поверью следует ножом, – рассказывает Меруерт Серикбаева, – но многие сегодня предпочитают ножницы из соображений безопасности или просто по незнанию. Дорожка должна быть плотной. Раньше она стелилась из обычной ткани без каких-либо украшений. Причем не только при проведении перерезания пут, но и в других обрядах – например, на проводах невесты.
Сегодня же люди стремятся «украсить» символический жизненный путь ребёнка. Правда, порой приходится консультировать заказчиков о нежелательности тех или иных украшений. Зачастую родители не обращают внимания на немаловажный момент: резать путы важно впереди ребенка, а не позади него».
Пожалуй, одним из самых любопытных моментов можно назвать раскладывание и выбор малышом определенного предмета на конце дорожки. Считается, что таким образом он предопределяет свое будущее. Чаще всего для этого используются домбра (творческий путь), книга или ручка (исследовательская, научная стезя), камча ( путь руководителя, хотя в современном мире такая трактовка может звучать не совсем однозначно). Иногда кладут деньги как предсказание жизни в достатке или деятельности, связанной с финансами, бизнесом.
«Марк выбрал брелок в виде кошелька, в котором лежали деньги, – рассказывает Ольга Хорин, поясняя, что для них выбор его был не принципиальным, как и его точная интерпретация. – Мы просто относимся с уважением и интересом к таким традициям, которые сулят светлое будущее».
Семья Хорин уже более двух лет проживает в Германии и не исключает возможность проведения обряда и будущему второму малышу: «Моя мама очень бы хотела отметить этой традицией годик нашего второго ребенка. Если получится навестить родителей в Казахстане в это время, то почему бы и нет». Остается лишь пожелать, чтобы пандемия отступила, как и иные преграды для проведения подобных торжеств. И возможно, уже повзрослевшие граждане Германии, увидев свои фото с праздника, заинтересуются старой казахской традицией.
Источник: daz.asia