Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.
Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.
Что такое логопедическая спецгруппа?
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
- Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
- ОНР (общее недоразвитие речи).
В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
#1 Как попасть в логопедическую группу детского сада. Доктор Краснова
Актуальны ли логогруппы?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.
Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Как попасть в спецгруппу?
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Комментарии:
Подскажите, пожалуйста, правомерно ли и обязательное ли это правило оставлять детей на ночь в группе по заиканию в логопедическом детском саду? Нам дали такую группу, и сказали что у них такой режим, что 3 раза в неделю дети остаются там с ночёвкой (государственный логопедический детский сад). Можем ли мы отказаться от таких ночевок, и не исключат ли нас из-за этого из детского сада?
ALLiWANTisPHOTOSHOP
Обязательно ли ребенку проходить ППк для того, чтобы специалист (логопед или психолог) взяли его на индивидуальную работу или решение ППк необходимо в индивидуальных, сложных случаях?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, может ли в логогруппе , где находятся дети с онр, находиться и ребёнок с заиканием? И если нет, то на основании каких правовых документов?
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?
Источник: logopediacentr.ru
Как попасть в логопедический сад: пошаговая инструкция по зачислению
Образование
Автор Екатерина Новицкая На чтение 6 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 12.04.2022
Число детей с речевыми нарушениями, которым нужна помощь логопеда, ежегодно возрастает. По статистике до 60% детей приходят в первый класс с теми или иными нарушениями речи, а еще совсем недавно их было в 2-3 меньше — 25-30%.
О причинах такого положения регулярно спорят эксперты, но большинство специалистов отмечают – чем раньше начать коррекцию, тем больше шансов решить проблему к школе.
Попасть в логопедическую группу или специализированный детский сад – непросто, так как желающих много, но вполне реально.Рассказываем, какие этапы нужно пройти, чтобы попасть в логопедический детский сад.
Кто может попасть в логопедический детский сад и на каких условиях
Зачисление детей в детские сады происходит в соответствии с приказом Минпросвещения от 15 мая 2020 г. №236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». Но если ребенку нужна специализированная программа в детском саду и логопедическая поддержка, то процедура зачисления будет сложнее, чем в стандартном случае.
Для кого организованы логогруппы. В логопедические детские сады берут не по желанию, а при наличии показаний:
- ОНР (общее недоразвитие речи);
- ЗРР (задержка речевого развития);
- фонетико-фонетические нарушения;
- заикание.
Часто логопедические проблемы сопровождаются неврологическими (ЗПРР и пр.).
В каком возрасте. Обычно логопедические проблемы диагностируют в возрасте 4-5 лет. Дети могут изначально посещать обычный детский сад с 2-3 лет, а затем перевестись — в логопедический.
Преимущества посещения логопедического детского сада. Посещение ребенком логопедического детского сада имеет ряд преимуществ:
- Максимальная численность воспитанников не превышает 15 человек, что гарантирует индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Дети из логопедических садов уходят в школу более подготовленными. В логосадах не только учат правильному произношению, но и работают над расширением словарного запаса, занимаются развитием фонематического восприятия, обучают связанности речи и азам грамотности.
- В некоторых регионах посещение логопедических групп – бесплатное для родителей (например, в Санкт-Петербурге). К тому же с детьми в логосаду работает комплекс специалистов – логопеды, дефектологи, психологи. Если заниматься с ними за свой счет нагрузка на семейный бюджет получается существенная.
Как понять, что ребенок нуждается в логосаде. Заключение о том, что ребенок нуждается в логопедической группе может выдать только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Родители не смогут записать ребенка в логогруппу муниципального сада только потому, что им кажется, что ребенок нечетко разговаривает или они считают, что здесь им гарантируют более высокий уровень подготовки. К такому выводу могут прийти только специалисты после очного обследования ребенка.
Кто может быть инициатором перехода в логопедический сад. Инициатива о переводе ребенка в логопедический детский сад может исходить как от родителей, так и от воспитателей ребенка в детском саду, логопеда или невролога из поликлиники. Работники детского сада и врачи могут только порекомендовать пройти ПМПК с учетом отмечаемых ими речевых нарушений, но окончательное решение остается за родителями.
Родители также могут самостоятельно обратиться в комиссию, если полагают, что их ребенок нуждается в специализированном обучении.
Порядок получения места в логопедическом саду
Для получения места в детском саду или группе логопедической направленности нужно пройти следующие этапы:
Этап 1. Сбор документов
Подготовить документы для прохождения психолого- медико-педагогической комиссии (ТПМПК), включая:
- свидетельство о рождении;
- характеристику ребенка из детского сада, который он посещает — необязательно, если ребенок еще не посещает ДОУ, документ не нужен;
- карту комплексного обследования ребенка с печатью поликлиники (документ может иметь другое название – например, выписка из истории развития, медицинское заключение, обходной лист);
- справка об инвалидности (если есть).
Точный перечень документом можно узнать в территориальной комиссии по месту жительства, он может варьироваться по регионам.
Этап 2. Прохождение комплексного медицинского обследования
На подготовительном этапе ребенка должны осмотреть и внести результаты обследования в карту (расширенную выписку) следующие специалисты:
- педиатр;
- хирург;
- невролог;
- ортопед;
- лор (сурдолог – по назначению);
- психиатр (для детей старше 3 лет);
- офтальмолог.
Пройти врачей можно в поликлинике по месту прикрепления или в частном медицинском центре (за исключением психиатра – его проходят только в государственных клиниках).
Педиатр может внести результаты обследования тех специалистов, которых ребенок посещал в текущем году. Это позволяет сократить время на прохождение осмотра.
Запись невролога должна свидетельствовать, что у ребенка есть проблемы с речевым развитием и содержать конкретный диагноз по МКБ. Например, дизартрия, алалия, логоневроз и пр.
Этап 3. Запись ребенка на территориальную ПМПК.
Записаться может только родитель или законный представитель ребенка при условии предъявления полного комплекта документов. Обычно запись происходит при личной явке, но в некоторых регионах доступна электронная запись на ПМПК.
Этап 4. Прохождение комиссии ПМПК
В назначенный день родители приходят с ребенком на комиссию. При себе нужно иметь паспорт, полис ОМС и свидетельство о рождении. Также родители стандартно заполняют:
- заявление о проведении обследования в ПМПК;
- заявление на прохождение комиссии;
- согласие на обработку персональных данных.
Иногда ребенка просят принести с собой результаты его самостоятельного творчества (поделки, рисунки и пр.).
Обычно комиссия состоит из следующих специалистов:
- логопеда (иногда – дефектолога);
- педиатра;
- детского психолога;
- психоневролога или психиатра.
Основной задачей комиссии является определение речевых нарушений, рекомендация оптимальной образовательной программы и ее продолжительности. Процесс обследования ребенка стандартно занимает 15-30 минут.
В рамках прохождения комиссии родители могут:
- присутствовать на обследовании и обсуждении результатов;
- высказывать свою позицию по рекомендациям организации обучения и воспитания детей;
- получать консультации специалистов по вопросам обследований, имеющихся правах ребенка и родителя;
- обжаловать результаты обследования, с которыми они не согласны.
По результатам родителям выдадут копию заключения ПМПК под личную подпись. В нем будет сказано, на сколько лет выдано заключение – обычно это 1-2 года, сделаны выводы, нужна ли ребенку логопедическая группа, коррекционные занятия с логопедом, наблюдение невролога и пр.
Этап 5. Подача заявления на зачисление в логопедическую группу
Заявление на зачисление или перевод в логосад можно передать через портал госуслуги или МФЦ. В Москве встать в очередь в детский сад можно на официальном сайте мэра Москвы, в Санкт-Петербурге – на региональном портале госуслуг.
В заявлении можно указать до 3 детских садов, первый из списка будет считаться приоритетным. К нему нужно приложит подтверждающие документы (при подаче через госуслуги их нужно сфотографировать или отсканировать):
- паспорт родителя;
- свидетельство о рождении;
- копию заключения ТПМПК;
- свидетельство о регистрации по месту жительства;
- документ, подтверждающий льготу (если есть).
После получения заявления ребенка поставят в очередь на зачисление в детский сад. В лучшем случае ребенку дадут детский сад в том же учебном году. Но если мест недостаточно, придется ждать год или даже несколько лет.
Этап 6. Получить направление в детский сад и подписать договор
Когда подойдет очередь ребенка, ему предоставят место в логопедической группе. Сообщение об этом придет на электронную почту или родителям позвонят из детского сада и пригласят для подписания договора.
Когда все этапы пройдены, ребенок может начать посещение логопедического детского сада.
Источник: ivprave.ru
Как попадают в логопедический детский сад?
Опять вставать в очередь? Или получить направление от логопеда?
(320 оценок)
Несколько лет назад на смену логопедическим детским садам пришли логопедические группы. Как туда попадают?
Чем отличается логопедический детский сад от обычного?
Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?
Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?
Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).
В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.
В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Также в детском саду может работать логопункт — в этом случае логопед индивидуально занимается с детьми с нарушенным произношением по определенному графику.
Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.
Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.
Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.
Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.
Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).
Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
Итак, как устроить ребенка в логопедическую группу детского сада.
Шаг 1. Встать в очередь на место в детский сад — это можно сделать через портал Госуслуг (электронная услуга «Запись в детский сад») или на официальном сайте мэра Москвы.
Шаг 2. Получить в районной поликлинике направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Для этого потребуется посетить педиатра, невролога и логопеда.
Шаг 3. Собрать необходимые документы для ПМПК (точный список уточняйте в ПМПК по месту жительства).
Шаг 4. Записаться на прием в окружную ПМПК — это также можно сделать через портал Госуслуг.
Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.
Какие нужны документы для логопедического сада?
Документы для прохождения ПМПК
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
- четыре медицинских заключения:
- детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до лет — невропатолога районной детской поликлиники),
- логопеда районной детской поликлиники,
- отоларинголога районной детской поликлиники,
- окулиста районной детской поликлиники.
Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.
Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.
Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:
- логопед,
- психолог,
- иногда психоневролог.
Задача комиссии — определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!
Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, она дает заключение о направлении ребенка в группу для детей с задержкой психо-речевого развития или в общую логопедическую группу. Например, если у малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то ему будет рекомендована группа для детей с ЗПР. А если у ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.
С заключением ПМПК родители обращаются в выбранный мим детский сад или, если возникнут трудности, в местное управление образованием.
Авторская статья
Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»
Источник: www.7ya.ru