16.05.2022 | Ольга Васильевна Лысенко 3 комментария «У нас в школе просто неумные дети, которых невозможно научить красиво писать и быстро читать», — это реальные слова одного учителя. И такое мнение не редкость. Однако я предлагаю не верить таким учителям. Потому что есть другой подход к каллиграфии, при котором ученики за 1-3 дня проходят первую пропись и начинают писать красиво. Это подтверждает. Читать далее
«У нас в школе просто неумные дети, которых невозможно научить красиво писать и быстро читать», — это реальные слова одного учителя. И такое мнение не редкость.
Однако я предлагаю не верить таким учителям. Потому что есть другой подход к каллиграфии, при котором ученики за 1-3 дня проходят первую пропись и начинают писать красиво.
Это подтверждает случай, который произошел со мной лично.
Когда учитель 1-Б класса 5 апреля экстренно переехала в другой город, уже 6 числа я вышла на замену в этот класс. Только-только стартовала III четверть, и к нам добавились 4 новых ученика, которые ВООБЩЕ НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ! Что делать.
Алгоритм обучения
Я решила выдать детям тетради в частую косую линейку, чтобы они начали прописывать буквы с самого начала.
Результаты первого урока:
Они прописывали по 3-5 букв каждый день. Ребята старались, писали снова и снова, если что-то не получалось.
Кстати, в царской России каллиграфия была ежедневным уроком с 1-го по 4-й класс. Но сегодня нужного уровня можно достичь гораздо быстрее.
Смотрите, какие результаты мы увидели уже через 7 дней:
На 20-ый день занятия каллиграфией мы прошли уже 3 прописи. Осталось дописать 8 букв.
Как быстро достичь результатов?
Ряд последовательных шагов помог ребятам ускорить освоение навыка в разы. Я рекомендую сделать их и вам:
- Применить речевые формулы из курса «Каллиграфия. Красивый почерк за 20 уроков». Они очень простые, и детям не нужно зазубривать их наизусть.
- Соблюдать правило: не переходим к следующему элементу, если текущий элемент или буква прописаны не идеально
- Не заставлять прописывать буквы целыми листами. Если буква получилась, прописываем 3 штуки для стабилизации и переходим к написанию следующей буквы.
- Как только написали букву, сразу переходим к письму соединений.
- Как только прописали соединения и изучили несколько букв, которые можно соединить в слова, сразу переходим к письму слов!
- И главное — все задания делаем посильными для детей.
При таком подходе результаты не заставят себя ждать.
А далее отвечу на самые частые вопросы и помогу развеять сомнения в эффективности метода.
Почему на первоначальном этапе нужно писать в тетради в частую косую линейку?
На это есть 2 основные причины: частая косая линейка помогает регулировать наклон и в такой тетради регулируется ширина соединений.
Важно! Детям нужно показать, какая ширина соединения должна быть между всеми буквами.
Что делать, если ребенок пишет красиво, но медленно?
Продолжать работать в тетрадях в частую косую линейку, постепенно наращивая темп.
Сколько времени нужно писать в таких тетрадях?
Первый год точно нужно.
Мы заметили, что второклассники, которые в течение I четверти писали в таких тетрадях, сохранили наклон и пропорции в написании букв, перейдя к работе в тетрадях с широкой линейкой.
Если практики у ребенка пока мало, нельзя переходить к письму в широкую линейку.
Что делать, если в школе все дети уже пишут в широкую линейку?
В таких случаях я звоню учителю и говорю, что ребенок ходит на курсы коррекции почерка, и ему необходимо сейчас писать в специальной тетради в узкую косую линейку. Отказов пока не было. Все учителя шли навстречу.
Чем мотивировать ученика?
Например, я делаю своих учеников тренерами по письму, и они помогают при работе с новой группой. Так те, кто сам недавно плохо писал, теперь могут стать помощником учителя и заработать 20 рублей за проведение одного урока.
Родителям объясняю, что по-настоящему мы учимся тогда, когда сами учим чему-то других. И все согласны!
Попробуйте повторить эти рекомендации. Вполне вероятно, что и в вашем случае они станут мощнейшим прорывом в области обучения каллиграфии. И помогут растить молодое поколение детей, которые хотят писать красиво, быть старательными, терпеливыми и последовательными.
Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко
Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.
Comments
- Наталья говорит 17.05.2022 в 12:46
Добрый день! Я живу в Латвии, но каждый раз, когда прослушиваю или читаю разработки Ольги Васильевны, благодарю случай, что однажды мне попался ролик с этими материалами. Я, к сожалению, нн имею возможности покупать все интересующие меня материалы. Но даже те, что в открытом доступе, для меня очень ценны!
Спасибо большое за Вашу работу!
С ув. Наталья.
Зачем мучить ребенка, если у него корявый почерк. Вспоминаю как «воевала» с сыном из-за почерка, по русскому оценку снижали из-за этого. Прошло время, закончил: школу с медалью, очень хорошо один из сложных факультетов в городе, получил второе высшее, был главным редактором институтской газеты, командиром взвода на военной кафедре. За 3 года рабочего стажа сделал хорошую карьеру в IT индустрии. И когда смотрю на открытки, из разных городов, любуюсь надписью корявым почерком «Родителям от сына».
Вот объясните зачем надо было заставлять* писать красиво, кто определил каким почерком должны писать дети и почему этот почерк является эталонным. Но природу не обманешь.
* в 6 классе покупала пропись, чтобы прописывал. Снижали оценку по русскому языку — это же унижение личности, это не оценка его умственного труда.
- Татьяна говорит 19.05.2022 в 14:05
Галина, проблема некрасивого, неразборчивого почерка очень часто (не в вашем конкретном случае) заключается в том, что это негативно влияет на грамотность письма. Кроме того, занятия каллиграфией почти всегда положительно сказываются на мыслительной деятельности (ум на кончиках пальцев, мелкая моторика). И последнее: разборчивое письмо, как и грамотное, — показатель уважения к собеседнику, которому не нужно разбираться, что хотел сказать автор русского текста. Поэтому прилагать усилия все-таки нужно, просто ничего не стоит делать до фанатизма (в том числе снижать оценку в среднем звене только из-за почерка).
Источник: bestbabyclub.ru
Алгоритм написания букв в тетради частую наклонную линию
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)
Алгоритм написания букв в первом классе Марабаевой Л.А., учителя начальных классов ГОУ СОШ №1207 г. Москва, доработан и видоизменен для написания в тетради с частой косой линией.
Скачать:
pismo_s_sekretikom.zip | 1.46 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм написания букв
Этот материал можно использовать в 1 классе при обучении грамоте.
Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия.
Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу «Школа России» по русскому языку под редакцией В.Г. Горецкого, он основывается на формировании у учащихся предметных, метапредметных и .
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому
в помощь молодому и начинающему учителю, у которого нехватка времени на подготовку к уроку.
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому
урок-плакат чтения №3 и №3 письмо Кто любит трудится, тому без дела не сидится. Предложение.Письмо овалов и полуовалов. Для дистанционного обучения 1 класс.
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому.
Дистанционное обучение.
Урок-плакат для дистанционного обучения4 чтение и №4 письмо Люби все живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов.
методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому. Дистанционное обучение
Плакат-урок чтение №5 и письмо №6 Ненужен и клад когда в семье лад. Слог и ударение.Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Для дистанционного обучения.
Методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому.Дистанционное обучение
Плакат-урок №6 чтение и письмо № 7 Согласие крепче каменных стенн.Тренировка пишущей руки и письмо элементов букв. Короткая наклонная линия с закруглением. Дистанционное обучение.
Источник: nsportal.ru
Секреты «частой косой с дополнительной горизонтальной»
«Частую косую с дополнительной горизонтальной линией» в массовой школьной тетради мы (а «мы» — это компания БиДжи) возродили в 2015 году параллельно с «косой с дополнительной горизонтальной». Нас об этом попросили наши клиенты из Крыма.
К процессу мы подошли со всей ответственностью, разработав собственный блок с оптимальными расстояниями между строками, дополнительными линиями и отступами. Крымчане «на ура» встретили ввод этих линовок в ассортимент БиДжи.
Дальше было ещё интереснее, так как тетради с этими линовками появились в прайс-листе компании, их стали заказывать и клиенты из других регионов: ЦФО, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Но вторыми после Крыма по объёму закупок этих тетрадей всегда шли покупатели из Южного Федерального округа, что совершенно естественно, так как после воссоединения с Крымом именно наряду с Федеральными операторами осуществляли основные поставки ритейлерам Крыма. Но «Федералы» до сих пор так и не озаботились их наличием в своём прайс-листе. Хорошо это или плохо — смотря с какой стороны смотреть!))) Зато нашу новаторскую на современном отечественном рынке канцелярских товаров идею воспроизвели коллеги по цеху. Мы не в обиде — видимо, такова судьба всех успешных начинаний.
С 2015 года продажи тетрадей с этими линовками увеличиваются на 50% ежегодно. Это — статистика.
Не менее любопытна реакция в регионах на появление новых линовок на полках магазинов. Менеджеры оптового звена «продвинутых» компаний уже давно знают, что это за тетради. А вот сотрудники небольших фирм и розничные продавцы путают их с обычной «часто косой» и «с косой» (Но это в лучшем случае. В худшем — вообще не понимают, зачем им это привезли).
С «конечниками» ситуация почти зеркальна — мотивированные и продвинутые мамы сразу понимают о чем речь и покупают их в количестве, более того, ищут специализированные точки продаж, обмениваясь информацией на различных форумах. Подтверждаю это, так как, периодически их читаю и часто натыкаюсь на подобные посты. Те, кто не в теме, покупают просто как «частую косую».
А вот дальше и те и другие показывают эти тетради учителям и уже именно они чуть ли не требуют от родительского комитета приобрести их на класс. Это, если упрощённо. Главное, что до тех пор, пока тетради с такими линовками не появятся в розничном магазине, спрос на них не возникает. Почему это так происходит и зачем это специализированной рознице?
Начну с ответа на второй вопрос. Именно специализированная розница может и должна предоставлять сервис для покупки специальных (уникальных) школьно-письменных товаров, своего рода «фишек», чтобы отличаться от сетевого ритейла, отстраиваться от него, т.к. сети никогда не будут погружаться в подобные детали.
Теперь к ответу на вопрос почему так происходит и почему именно в Крыму. Наибольший спрос на эти линовки. Коротко. До революции в Российской Империи существовало 25 видов линовки. В 20-е было не до чистописания, стране нужны были технари.
В 1935-м некоторые из «старорежимных» линовок возродили и включили в ОСТ (Общесоюзный стандарт), в 1941 — уже в первый советский ГОСТ и с тех пор они являлись неотъемлемой составляющей портфеля школьника младших классов. Более того, к 1954-м году частая косая без той самой «дополнительной горизонтальной» просто не выпускалась. Но у этой линовки существовали вариации — «в две линейки» и «в три линейки».
К восьмидесятым годам ХХ в. эта линовка исчезла из массовых тетрадей, но осталась в в прописях. Кстати, в прописях (в «рабочих тетрадях» или в тетрадях с «печатной основой», а также в «наводных» тетрадях) подобная линовка в различных вариациях существовала всегда, в том числе и до революции, а также в 30-х и в 40-х годах. Родоначальник системной методики обучения письму — В.С. Гербач, все советские методики основаны на его работах.
А на Украине она сохранилась и в 90-е. Именно поэтому для успешной торговли с полуостровом оптовик просто обязан иметь её в своём ассортименте. Но и сейчас такая линовка осталась в прописях. Изменилась частота косых линий (линовка стала мельче), уменьшилось расстояние между горизонтальными линиями, но сам принцип не изменился.
Жизнь стала стремительнее, поменялись инструменты для письма, от пера мы перешли к перьевой автоматической ручке, от «открытого» пера, к «закрытому», от перьевой — к шариковой. Изменилась сама техника письма. Отсюда и «мельчание» линовки». Незыблемым осталось одно правило — внутренний блок таких тетрадей должен быть плотнее обычного (не менее 70-ти грамм), иначе косой «заборчик» на обороте страницы будет просвечивать. Компания БиДжи не нарушает отраслевые традиции. Даже указывет на обороте: «Рекомендуем для письма перьевой ручкой»:
Возвращаясь к отличию таких тетрадей от прописей и соответственно к спросу, могу сказать одно — любая пропись это типографский способ печати и цена от 50 до 100 руб. в рознице, а тетрадь — специализированный продукт с розничной ценой от 12 до 18 руб. В прописях есть образцы написания букв и строк, а в тетрадях можно практиковаться практически бесконечно! И именно эти две тетради — начальный этап постановки образцового почерка!
А востребованы они не только в начальных классах, но и в подготовительных группах детских садов. И ещё неизвестно, где востребованность выше.)))
И напоследок любопытные факты на данную тему из «Обучения письму», выпущенного ленинградским издательством «Учпедгиз» тиражом 10 000 экз. в 1940 г. В отсканированном виде публикуется впервые.
1) Термин «дополнительная горизонтальная линия» был введён в современный деловой обиход компанией БиДжи. Когда мы готовили свои тетради к выпуску, мы просто не знали, как иначе назвать данную линовку, чтобы отличать её от других.
В СССР эти линии назывались «надстрочная» и «подстрочная» и служили «указанием длины и высоты букв, выходящих из строки, и при письме нескольких строк подряд способствовали устранению неприятного налезания одной удлиненной буквы на другую.»
2) Для 1-го и 2-го классов тетради в частую косую линию выпускались с разным расстоянием между линиями в строке, надстрочная и подстрочная линии располагались также на разном расстоянии от строки.
На скане ниже можно прочесть и о других особенностях линовок и обучения письму тех лет:
Правильная посадка ученика. Правильное положение тетради. Из книги «Обучение письму». Учпедгиз, 1940 г.
Условия, необходимые для обучения письму. Из книги «Обучение письму». Учпедгиз, 1940 г
Как следует держать ручку при письме. Из книги «Обучение письму». Учпедгиз, 1940 г
Полностью все отсканированные страницы книг
«Обучение письму в начальной школе. Б. А. Саглин, 1940 г.» здесь:
«Методическое руководство к обучению письму. Пособие для родителей, учителей, учительских институтов и семинарий. В.С. Гербач. 33-е издание с приложением статей «Круглый шрифт» и «Прямое письмо».
143 стр.1915 г.» здесь.
Источник: kanzoboz.ru