Тема коррекции почерка очень актуальна. Как учителю оценить качество классной или домашней работы, если почерк нечитаемый? Порой и сам ребёнок не может прочесть то, что написал. За почерк, увы, снижают оценки. Но, сколько бы учителя не писали замечания: «Пиши красиво!
«, почерк ребёнка не меняется.
Иногда родители покупают ребёнку прописи с целью корректировать почерк ребёнка, но, как показывает практика, это не работает. И вот почему:
- В прописях, где предлагается обводить несколько раз букву по контуру, не учитывается тот факт, что, обводя, ребёнок не включает произвольный контроль. Чаще всего, ребёнок неосознанно ведёт ручкой по пунктиру. Сами понимаете, такая работа не приведёт к нужным результатам.
- Если ребёнок учится писать в тетради в частую косую линейку, то не факт, что он будет также хорошо писать в школьной тетради. Так как ребёнку нужно научиться соотносить ширину, высоту и длину букв в пространстве тетради в широкую или узкую линию.
- Прописи не учитывают индивидуальные особенности и причины, по которым происходит нарушение почерка у конкретного ребёнка.
Как же тогда происходит коррекция почерка на моих занятиях? Самое первое — это диагностика, в ходе которой я выясняю причины нарушения почерка. Наблюдаю за тем, как ребёнок пишет, изучаю школьные тетради за последнюю четверть. Важно заметить, есть ли истощаемость в процессе письма, через какое время она наступает, что влияет на её возникновение.
1. Учимся писать письменные буквы Аа,Оо,Уу,Ии,ы
Немаловажно, как ребёнок держит пишущий предмет, как располагает тетрадь, как ставит кисть, не пишет ли от плеча, какую позу принимает во время письма. Включаю, если это необходимо, нейропсихологическое тестирование, с целью исключить нарушение регуляторных, зрительно-пространственных функций, мануального праксиса и других.
Затем, исходя из результатов диагностики, я намечаю план коррекции. Если обнаружилось, что есть дефициты психических функций, которые привели к нарушению письма, я включаю в занятия упражнения, направленные на коррекцию данных функций.
Параллельно я приступаю к тому, что заново учу ребёнка писать буквы и их соединения, это включает функции контроля. Так как ребёнок имеет почерк, который у него частично автоматизировался, то первая задача — разавтоматизировать имеющийся почерк, то есть сделать процесс письма осознанным. Обращаю внимание ребёнка на пространственные характеристики элементов каждой буквы, соотношении букв относительно друг друга и расположения букв относительно строки. Каждая буква имеет свой алгоритм написания, свои пространственные ориентиры, свою речевую формулу, благодаря чему ребёнок быстрее запоминает и понимает, как пишется та или иная буква.
Каждую букву мы пишем сначала отдельно, затем в структуре слога, слова. Уделяю внимание удержанию высоты букв в словах при написании предложения. После того, как все буквы усвоены, можно приступать к написанию текстов, где уже можно исправить недочёты и автоматизировать новый почерк.
Как Научить Ребенка Писать Грамотно и Красиво ? Работающая Методика !
Важно учитывать начало строки, отмечать «красную» строку. Школьники усваивают с первого класса, что «красная» строка начинается после отступления двух пальцев слева от начала строчки. Однако к третьему и четвёртому классу, если ребёнок до сих пор применяет этот метод, прикладывая пальцы, «красная» строка может сдвигаться ближе к середине строки. Почему это происходит? Потому что в первом классе пальчики у ребёнка узенькие, а к третьему-четвёртому классу ребёнок растёт, и его пальцы вместе с ним.
Перейдём к наиболее частым причинам нарушения почерка у школьника:
- Нарушение кистевого и пальцевого праксиса. На этот процесс могут влиять наличие неинтегрированных примитивных рефлексов. Например, хватательного рефлекса и рефлекса Бабкина (возможен слишком плотный захват карандаша, напряжение в плечах, оральные синкинезии — непроизвольные движения языком во время письма). Всё это ведёт не только к видимому искажению букв при письме, но и к сильной истощаемости ребёнка во время письма. Так как при письме моторно работают не только кисть, но и другие части тела, что вдвойне энергозатратно для организма.
- Нарушение общей моторной сферы. Например, нарушения в координации рук может привести к тому, что ребёнок не поддерживает тетрадь второй рукой, тетрадь скользит по столу, и теряется нужный наклон написания, соответственно, буквы искажаются.
- Нарушение зрительно-пространственных функций. В этом случае не усваивается правильное написание букв и их элементов, может теряться строка, уходить вверх или вниз, буквы «прыгают».
- Нарушение регуляторных функций (планирования и контроля). Тогда ребёнку трудно удерживать строку, писать буквы одной высоты, ширины, соблюдать равные промежутки между словами, дописывать слова красиво, не обводить буквы по несколько раз, так как это требует больших усилий со стороны контроля, которого недостаточно у ребёнка.
- Ребёнок пропускал много занятий в первом классе (например, по причине болезней) и пишет теперь так, как успел усвоить.
- Медленный темп деятельности. Не успевая выводить буквы правильно, пишет так, как придётся, лишь бы успеть за диктовкой учителя.
При переходе письма из тетради в узкую линию к письму в широкую почерк может поменяться. Становится мелким, буквы имеют разную высоту. Ребёнок теряет ориентиры, и, если до перехода имелись проблемы с почерком, то в данном случае они только усугубляются.
Вышеназванные причины могут сильно истощать ребёнка во время письма. На письме истощаемость может выглядеть так: почерк сильно ухудшается к концу строки, абзаца, предложения, слова и даже буквы. Ребёнок как будто ленится написать последний элемент буквы, но, на самом деле, ему трудно контролировать письмо, так как организм экономит энергию. Макрография или увеличение размера букв к концу предложения, слова, строки или абзаца также является признаком истощаемости. Ребёнок часто говорит, что не любит писать, или вздыхает при необходимости выполнения работ письменно.
Чтобы избежать проблем с почерком в школе, необходима дошкольная подготовка по формированию графомоторных навыков. Это могут быть домашние занятия с родителями. Но лучше всего, если специалист сможет провести диагностику, исключить предпосылки к нарушению письма и принять необходимые меры.
При грамотной коррекции почерк становится читаемым, у ребёнка высвобождается энергия на соблюдение орфографии, процесс письма уже не вызывает негатива, и с удивлением ребёнок обнаруживает, что умеет писать лучше.
Источник: samopoznanie.ru
ПРОПИСИ С ЧАСТОЙ КОСОЙ ЛИНЕЙКОЙ ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК И ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс)
Леонид Некин делится своими прописями со всеми, их можно скачать и распечатать, эти прописи он разрабатывал для своих детей. Некин о своих прописях: «Во-первых, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства. Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке.
После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше. В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено.
Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».
В прикрепленных файлах:
— Чистый лист с линовкой
— Образцы написания букв (алфавит)
— Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы)
Скачать:
Источник: nsportal.ru
Настоящие прописи для 1 класса в косую линейку
Вот так выглядят настоящие прописи для 1 класса в частую косую линейку.
К огромному сожалению большинства родителей, в начальной школе исчез такой предмет как чистописание.
Вот так выглядят настоящие прописи для 1 класса в частую косую линейку.
К огромному сожалению большинства родителей, в начальной школе исчез такой предмет как чистописание.
Да и на обычную отработку написания букв в первом классе почти не обращают внимание. В итоге все дети пишут «как курица лапой». Можно предположить, что это от того, что детям придется больше печатать на клавиатуре, чем писать от руки.
Но ведь процесс письма напрямую связан с развитием детского мозга. Чем лучше у малыша развита мелкая моторика, а именно она отвечает за то, как ребенок управляется с ручкой или карандашом, тем более развиты речевые отделы мозга. Мелкая моторика связана с развитием сознания, мышления, пространственной ориентации, памяти и зрения.
Поэтому, занимайтесь с детьми самостоятельно. и пропись вам поможет.
Внимание!
Материалы можно скачать на ваш компьютер или распечатать прямо с нашего сайта.
Источник: pochitai-ka.ru