Сегодня дочка принесла из школы тетрадь, всю усыпанную красными галочками.
Оказывается, оценку ей снизили за то, что после слов «Домашняя работа», «Классная работа» и «Упражнение 4» она не поставила точки.
Я всегда считала, что в заголовках точка не ставится. Но какого-то правила или регламента на эту тему найти не могу.
Не поможете?
Или я не права, и это вовсе не заголовки?
Я помню, что нас в школе учили ставить в этих случаях точки. Не помню почему.
Обычно не ставится — но в школе учителя всегда требуют ставить, еще со времен моего детства.
Тайна сия велика есть 🙂 Это просто одна из многих необъяснимых глупостей началки, можно только запомнить, а потом забыть.
«В ставке Гитлера все малахольные. » — из фильма «В бои идут одни старики»
Товарищ, вот то же самое, именно этими словами хотела написать.
В заголовках точка не ставится (полиграфическое правило). Но оно не имеет отношение к школе (это не типография, а учебное заведение). В упомянутых случаях точка обязательна, так как «Домашняя работа» и т.п. не есть заголовок как таковой, а название формы работы.
Оформление тетради по математике. Как оформить классную и домашнюю работу по математике?
Edited at 2013-10-02 16:02 (UTC)
(Удалённый комментарий)
Как учителю русского языка и литературы мне всегда было абсолютно все равно. ))))
Главное, чтобы по существу в домашней работе все было правильно!
Все бы учителя были такими адекватными!
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
В верстке — не ставится. Но и домашняя/классная работа — это не газета и не журнал.
Хм. ещё в моё время вроде как изменили правило и отменили точки в заголовках.
Но считать это ошибками. Неразумно.
Посмотрите статью Т. А. Остриковой «Небуквенные графические знаки и их функции: лингвометодический аспект». Опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 6 за 2008 г.). Там есть кое-что и по Вашему вопросу. Цитирую (С. 39):
«Смысловой функцией точки является указание на повествовательный характер предложения. Как показано, знаки препинания выполняют двойную функцию: сигнализируют о конце предложения (будь то заголовок или какое-либо другое предложение) и маркируют функциональный тип предложения. Точка входит в систему знаков препинания, выполняющих две функции.
Для практики печати постановка точки после заголовков не является новостью. Точки после заголовков ставятся в учебниках и учебных пособиях для начальной школы.
По многолетней школьной традиции точки всегда ставились после ежедневных записей на доске и в тетрадях, после названия жанра учебной работы. Например:
Одиннадцатое октября.
Классная работа.
Диктант.
Однажды осенью.
Далее следует текст. Иначе эту работу оформить нельзя. Вместо слова-предложения Диктант может быть любое название жанра работы.
В последние годы под влиянием печатных источников точки ставятся реже, но продолжают ставиться после номера упражнения, пункта плана и т. д.
Как написать: диктант, домашняя работа, изложение, классная работа.
Показательно, что после именительного темы, расположенного на одной строке с последующим текстом, ставится точка, а при вынесении его в отдельную строку точка исчезает.»
(Удалённый комментарий)
Сформулированное вами правило не работает. Например, по такой логике не надо было бы ставить точку в конце абзаца, главы или всей книги — окончание всех этих предложений «и так более чем выделено» пустотой после них. Однако, во всех перечисленных случаях точка ставится.
Источник: pishu-pravilno.livejournal.com
Как пишется классная работа
Единые требования к орфографическому режиму в начальных классах
Тетради для учащихся 1 – 2 классов подписывает учитель
для контрольных работ
по русскому языку
по русскому языку
учени ка ( цы ) _ 1 ___класса ,, А ”
учени ка ( цы ) _ 1 __класса ,, А ”
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Поля соблюдаются с внешней и внутренней стороны. По математике отчёркиваются на 4 клетки широкие поля простым карандашом, внутренние – 7 мм по русскому языку, 2 клетки по математике.
Учащиеся 1-2 классов по письму пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 2-3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма. Но переход во 2-м или 3 классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом, учитель самостоятельно дифференцирует момент перехода на письмо в широкую линейку, руководствуясь наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
Все начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 (для контрольных работ) показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета.
Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
В 1 классе дата работы в тетрадях не пишется.
Во 2 классе по русскому языку обозначается число – арабской цифрой, а название месяца прописью (1 сентября). В 3-4 классах — пишется полностью (Первое сентября).
Для учащихся 1 – 4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради , на которой написана дата и наименование работы. Дополнительных полей с пропуском не должно быть. При оформлении красной строки делается отступ вправо. Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Подчёркивания и условные обозначения выполняются аккуратно ручкой (для начала до сформированности навыков аккуратной работы учитель может организовать карандашом), в случае необходимости – с помощью линейки.
В ходе работы по русскому языку строчки не пропускаются. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
По математике новый вид работы следует начинать, пропуская 2 клетки (пишем на третьей) и номер задачи или примеров записывается на широких полях без значка № и на этой же строке начинаем работать.
По математике во 2-4 классах дата записывается на полях в цифровом формате (10.12.2006г). Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по математике во всех случаях пропускать 1 клетку. При оформлении каждой новой строки от полей слева клетку не пропускать, а при записи столбиков отсчитывать три клетки (пишем на четвертой) от самого длинного примера.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком другой письменной работы, в тетрадях по математике пропускать 4 клетки (для отделения одной работы от другой и выставления оценки).
Рекомендуется в 4 классе писать на отдельной строке название темы урока по русскому языку и математике. Соблюдать красную строку. Обозначать № упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). На новой строке с заглавной буквы начинается упражнение; в столбик слова записываются с маленькой буквы.Обозначить номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1-вариант. I-в.(запись римскими цифрами)
Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель,
· во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
· Объем работы – 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах.
· Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления.
· Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
· Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.
· Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.
· А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
· Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
· В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
. При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день и оцениваться.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на классных родительских собраниях или при индивидуальной беседе – домой отдавать не рекомендуется.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков окружающего мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
· По русскому языку – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для творческих работ (в 3-4 классах).
· По математике – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ
Разлиновка тетради по обучению грамоте в 1-2 классе вводится в две линии. Высота заглавных букв – до середины широкой строки, строчных – до верхней линии узкой строки. В 3 – 4 классах рекомендованы тетради по русскому языку в одну линию. Высота строчных букв приблизительно 3 мм, заглавных – 7 мм.
4.Единые требования к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему.
Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Источник: school152spb.ru
Как правильно писать заголовки «Классная работа», «Диктант» в школе?
Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном написании заголовков «Классная работа», «Домашняя работа», «Диктант» и других в школьных тетрадях.
По информации справочно-информационного портала «Русский язык», точки в заголовке, согласно общему правилу, не ставятся. Однако в школьной практике (особенно в младших классах) точка в конце заголовка (Диктант. Классная работа.) обычно сохраняется.
Это делается, чтобы не мешать закреплению стереотипа, что в конце предложения надо ставить точку. И уже в старшей школе учителя акцентируют внимание детей, что точки в заголовке не нужны.
Таким образом, правильно оставлять заголовки без точек на конце, однако в начальной школе ее написание помогает привыкнуть к общепринятому правилу о точке в конце предложения.
Фото Антона Буценко