Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Определить характер по РИСУНКУ|Тест «Автопортрет»
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Что о вас говорят ваши рисунки? [Psych2go на русском]
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка семьи
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя.
Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения.
Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя.
Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика.
Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
Источник: 5psy.ru
Интерпретация рисунка «Человек»
2.1 Голова – сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
2.2 Голова большая – неосознанное подчёркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
2.3 Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
2.4 Нечёткая голова – застенчивость, робость.
2.5 Подчёркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
2. 6 Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.
2.7 Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям.
2.8 Плечи и их размеры – признак физической силы или потребности во власти.
2.9 Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
2.10 Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.
2.11 Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.
2.12 Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
- Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Туловище
2.14 Туловище угловатое или квадратное – мужественность. 2.15 Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворённых, остро осознаваемых субъектом потребностей. 2.16 Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности. 2.17 Лицо подчёркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. 2.18 Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.
2.19 Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. 2.20 Уши слишком подчёркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике. 2.21 Уши маленькие – стремление не принимать никакой критике, заглушить её. 2.22 Глаза закрыты – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
2.23 Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. 2.24 Глаза выпучены – грубость, чёрствость. 2.25 Глаза маленькие – погружённость в себя. 2.26 Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
2.27 Полные губы на лице мужчины – женственность. 2.28 Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. 2.29 Рот впалый – пассивная зависимость 2.30 Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. 2.31 Ноздри – примитивная агрессия 2.32 Зубы чётко нарисованы – агрессивность.
2.33 Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. 2.34 Выражение лица подобострастное – незащищённость 2.35 Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчуждённости. 2. 36 Брови редкие, короткие – презрение, изощрённость. 2.37 Волосы – признак мужественности, храбрости, силы.
2.38 Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с воображением. 2.39 Волосы не заштрихованы – субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
2.40 Широкие руки – интенсивное стремление к действию. 2.41 Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивности. 2.42 Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка. 2.43 Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
2.44 Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации. 2.45 Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. 2.46 Руки напряжены и прижаты к телу – ригидность. 2.47 Руки очень короткие – отсутствие стремлений. 2.48 Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.
2.49 Руки изображены близко к телу – напряжение. 2.50 Большие руки и ноги у мужчины – грубость, чёрствость. 2.51 Сужающиеся руки и ноги – женственность. 2.52 Руки длинные – желание чего – то достигнуть. 2.53 Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке. 2.54 Руки, повёрнутые в стороны – зависимость, желание любви, привязанности.
2.55 Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными выпадами. 2.56 Рука, как боксёрская перчатка – вытесненная агрессия. 2.57 Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе. 2.58 Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.
2.59 Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. 2.60 Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость. 2.61 Большие пальцы – грубость, чёрствость. 2.62 Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции. 2.63 Пальцы без ладоней — грубость, чёрствость, агрессия.
2.64 Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. 2.65 Пальцы длинные – открытая агрессия. 2.66 Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. 2.67 Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест. 2.68 Кулаки далеко от тела – открытый протест. 2.69 Пальцы крупные – враждебность.
2.70 Ноги непропорционально длинные – сильная потребность к независимости и стремление к ней. 2.71 Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости. 2.72 Рисунок начат со ступней ног – боязливость. 2.73 Ступни не изображены – замкнутость, робость. 2.74 Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищённость).
2.75 Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. 2.76 Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. 2.77 Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость. 2.78 Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.
2.79 Голова в профиль, тело – анфас – тревога, вызванная социальным окружением, потребность в общении. 2.80 Человек изображённый в беге – желание убежать, скрыться от кого – либо. 2.81 Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей. 2.82 Человек в плавном лёгком шаге – хорошая приспособляемость. 2.83 Человек – абсолютный профиль – серьёзная отрешённость, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Источник: studfile.net