В межсезонье поклонники фигурного катания с нетерпением ждут двух вещей – распределения по этапам серии Гран-при и новостей о новых программах. И если первое неразрывно связано со спортом, то второе отражает обратную сторону фигурного катания – искусство. В борьбе за медали, в отличие от других видов спорта, одно не может существовать без другого, и выбор музыки способен как помочь в достижении цели, так и сыграть злую шутку.
Metaratings.ru разбирается, как музыка влияет на восприятие программы, и вспоминает самые популярные произведения у фигуристов.
Почему музыка – неотъемлемая часть успеха для фигуристов?
В первую очередь, это один из трех компонентов, входящих во вторую оценку наравне с «композицией» и «владением коньком». Оценки не зависят от музыки, за исключением танцев на льду, но об этом мы расскажем чуть позже. Важно только сочетание мелодий и постановка программы.
«Презентацию» (до сезона-2022/2023 «интерпретация музыки» и «перформанс» были отдельными компонентами) оценивают по нескольким критерием: попадания движений спортсмена в ритм, передача настроения композиции и так далее. На практике, чаще всего судьи выставляют среднюю оценку, так как компоненты тесно связаны с техническими навыками спортсмена.
Как создать программу к соревнованиям по фигурному катанию// roller skating// figure skating// квады
Фигурист также может получить бонус за исполнение элемента в музыкальный акцент – GOE, как это случалось, например, в произвольной программе Алины Загитовой в Пхенчхане-2018. Все прыжковые элементы были выполнены в соответствии с музыкальными акцентами, что позволило превратить набор прыжков в целостную программу.
Но вернемся к танцам на льду. Представители одиночного и парного катания не ограничены в выборе музыкального сопровождения, только в его продолжительности – короткая программа – 2:50, произвольная программа – у мужчин и спортивных пар – 4:30, у женщин – 4 минуты. В танцах на льду ситуация иная.
Перед началом каждого сезона Международный союз конькобежцев (ISU) объявляет тему ритмического танца – в сезоне-2022/2023 это латиноамериканские танцы. Взрослые должны использовать в программе не менее двух ритмов из сальсы, бачаты, меренге, мамбо, ча-ча-ча, румбы и самбы. Дорожка шагов в то же время должна исполняться в другом латиноамериканском стиле.
Юниоры должны совместить в программе танго (обязательный стиль) с пасадоблем, фламенко, испанским вальсом, фанданго, болеро, хотой, севильяной или милонгой на выбор. Темп танго – 24 такта (четыре удара в минуту).
На что обращают внимание при выборе музыки для программы?
Основным критерием, если говорить о выборе музыке для программ одиночников и спортивных пар, считается, как ни странно, «уровень ее раздражительности» в первую очередь для исполнителя. Если судьи и зрители видят программу в лучшем случае пять раз в течение сезона (по ходу двух этапов серии Гран-при, чемпионата Европы/чемпионата четырех континентов и чемпионата мира), то фигурист слышит ее ежедневно на тренировках. Если она вызывает раздражение, то работа с ней превращается в испытание на прочность.
Как Выбрать Музыку Для Программы В Фигурном Катании? Топ 5 Ошибок!
Не менее важно, чтобы музыка помогала спортсмену во время программы. Например, в одном из интервью тренер двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю Брайн Орсер отмечал, что для фигуриста важен определенный ритм в программе для исполнения четверных прыжков.
Помимо этого, спортсмены часто используют музыку как еще один из методов влияния на публику и судей. К примеру, национальные мотивы. Кто лучше, чем Хавьер Фернандес, может передать всю страсть «Малагеньи»? Или широту русской души, как не Ирина Роднина и Александр Зайцев под «Калинку»?
Ирина Роднина и Александр Зайцев
Кто занимается музыкой для фигуристов?
Ее обычно выбирают постановщик, тренер и фигурист. В большинстве случаев они останавливаются на известных произведениях, а в некоторых привлекают профессиональных музыкантов. Один из самых известных примеров сотрудничества – тандем Евгения Плющенко и Эдвина Мартона.
«Работая над олимпийской версией «Крестного отца», Эдвин подготовил более 30 вариантов. Мы акцентируем внимание на прыжках, на каждой дорожке, на каждом шаге, на каждом выезде. Когда работаем, я ничего ему не объясняю, просто начинаю танцевать. Движение пошло, и он начинает играть. Я прыгаю – музыка тоже прыгает.
Я еду – и музыка едет вместе со мной. У нас получился уникальный тандем, оказалось, что мы одинаково чувствуем музыку. Я – в движении, а он – в своей скрипке», – написал Плющенко в своей автобиографии.
Для склейки музыки привлекают саунд-дизайнера, либо работают с музыкальными студиями. Наиболее распространенный вариант компоновки программы выглядит следующим образом: быстрая первая часть, позволяющая вовлечь публику и сделать самые сложные элементы, например, четверные прыжки или тройной аксель, затем медленная часть, во время которой спортсмен исполняет вращения и раскрывает образ, и снова быстрая, подходящая для исполнения дорожки шагов и эффектной концовки.
Плющенко (слева) и Мартон (посередине) помогли Билану выиграть Евровидение-2008
А что с авторскими правами?
На любое музыкальное произведение распространяются авторские права, вследствие чего лично спортсменам или представителями федерации приходится улаживать конфликты, если такие возникают с авторами.
В Великобритании подобные вопросы решают фигуристы, ведь после приобретения BBC телевизионных прав на показ соревнований по фигурному катанию выступление некоторых спортсменов зрителям пришлось смотреть без звука. Таким образом представители телевизионной компании обезопасили себя от претензий со стороны авторов. Чтобы избежать проблем, местные чиновники предлагают получать письменное разрешение от авторов музыкальных произведений.
Российские спортсмены в то же время не занимаются авторскими правами, так как ответственность за их нарушение несет местная Федерация фигурного катания, где проходит то или иное соревнование. Помимо этого, организаторы мероприятия должны отчислять процент Российскому авторскому общество (РАО), которое перечисляет деньги авторам музыкальных произведений – 2% от дохода после продажи билетов и пять рублей за каждый бесплатный пригласительный.
На расчет отчислений также влияет место проведения соревнований: чем меньше город, тем меньше отчисления. Субсидия не может превышать 50% для населенных пунктов, где проживают меньше пяти тысяч человек.
В то же время большинство авторов положительно относятся к использованию собственных произведений в качестве музыкального сопровождения. «Посмотрел замечательное выступление Евгении Медведевой: я удивлен и счастлив, что она выбрала мое исполнение ноктюрна Шопена», – признавался Джошуа Белл
Кирилл Рихтер был в восторге от программы Камилы Валиевой: «In Memoriam написана в память о всех тех близких людях, которых мы очень любили и которых, к сожалению, с нами нет. Каждый раз, когда я исполняю эту пьесу на концертах, то всегда прошу зрителей вспомнить людей, которые очень много значили для них. Это всегда очень трогательный момент. Я посмотрел программу – это безупречное исполнение. Я доволен, хотя редко бываю доволен», – рассказывал композитор в интервью «Первому каналу».
Источник: metaratings.ru
М узыкальное сопровождение программы
В классификационной программе по фигурному катанию на коньках сказано: «Участники соревнований должны обращать внимание на выбор музыкального сопровождения программы». Но подобрать красивую музыку, которая отвечала бы характеру составленной программы и хорошо адаптировалась с отобранными элементами, не легко. Нужно обладать хорошим музыкальным вкусом, иметь хотя бы элементарные знания музыкальной грамоты и проявить немало терпения и трудолюбия.
Стараясь подобрать эффектное музыкальное сопровождение для своей программы, фигуристы нередко обращаются к модным произведениям, которые почти каждый день звучат по радио, исполняются на эстрадных концертах, танцевальных вечерах. Но модное еще не значит хорошее, и к тому же модные произведения обычно недолговечны, а работать над программой приходится длительное время.
При выборе музыки фигуристы порой не учитывают своих индивидуальных качеств и технических возможностей примене* ния ее.
Как известно, программу произвольного катания составляют по такой, наиболее распространенной схеме: 1 — вступление; 2 — темповая часть; 3 — умеренная; 4 — стремительный финал: Каждая часть исполняется в определенные отрезки времени — 4—5 минут, которые отводятся на выполнение всей программы.
Взяв заранее подготовленную темповую структуру программы, фигурист начинает укладывать музыкальный материал в отрезки времени каждой части. Но нередко отобранная для произвольного катания музыка не соответствует составленному хронометражу. Спортсмен не может связать музыкальные отрывки, сохранив хотя бы относительную их целостность, с той или иной частью программы.
Возникают перед фигуристами и другие трудности. Поэтому поговорим о том, какую лучше музыку брать для музыкального сопровождения и как ее компоновать.
В мировой практике редко бывали случаи, когда музыка писалась специально для фигуристов. Обычно на соревнованиях мы слышим разнообразную музыку: балетную, эстрадно-танцевальную, симфоническую или инструментальную.
Какой из перечисленных жанров следует предпочесть при подготовке музыкального сопровождения? Любой, все зависит от стиля и манеры исполнения фигуриста.
При составлении музыкальной программы встает много других проблем: в каком объеме должны сочетаться отрывки из разных музыкальных жанров, сколь органичной будет эта связь, какому жанру отдать предпочтение и, главное, как добиться того, чтобы составленная из отрывков различных музыкальных произведений программа звучала как единое целое. Точных рецептов здесь предложить нельзя, но установить определенные принципы построения можно.
Поскольку фигурное катание близко к балету, фигуристы часто используют для музыкального сопровождения балетную и эстрадно-танцевальную музыку. Но мы должны обратить внимание на некоторые особенности этого жанра. Эстрадно-танцевальная музыка, в частности современная джазовая, несмотря на эффектность, таит опасность динамического и темпового однообразия.
Нельзя путать понятия — темповое однообразие и ритмическое. Для джазовой музыки, наоборот, характерно разнообразие ритмов. Смена их, казалось бы, удобна для выполнения на льду, например, шаговых комбинаций, но происходит она в такие короткие промежутки времени, в которые фигурист не в состоянии выполнить задуманную комбинацию в унисон с музыкой. Поэтому, если спортсмен любит джазовую музыку, лучше взять материал из так называемого «симфо-джаза». Сохраняя яркие краски джазовой музыки, она создает возможности для «наката» в фигурном катании на коньках.
Музыку для балета создавали выдающиеся композиторы — Чайковский, Прокофьев, Равель, Дебюсси и другие. Их произведения привлекают фигуристов, но использовать их трудно, они требуют специальной отработки, так как балетная техника имеет свои особенности. В балете много элементов, которых совсем нет в фигурном катании или противоположных им, например мелкая техника.
Некоторые элементы, которые кажутся общими, в фигурном катании выполняются совсем иначе. Это создает специфику балетной музыки. Поэтому фигуристы, взяв вариацию из балета, тщетно пытаются подогнать под нее элементы фигурного катания. Из всего богатства балетной музыки мастера фигурного катания должны брать только то, что не противоречит его особенностям: непрерывности скольжения, более длительному исполнению элементов и т. д.
В последние годы все чаще можно услышать под сводами катков симфоническую и инструментальную музыку. Стараясь создать впечатляющие композиции, в поисках новых средств выразительности фигуристы обращаются к этим жанрам музыки. Искания мастеров ведут к обогащению и дальнейшему развитию фигурного катания, которое становится фактически новым видом искусства.
Составить музыкальное сопровождение из произведений симфонической музыки очень трудно, нужно иметь специальную подготовку и обладать музыкальным мышлением, чтобы глубоко понять и прочувствовать их. Без убеждения, что взятый музыкальный материал понят и осознан, нельзя приступать к освоению музыки на льду. Поэтому не следует брать очень сложные произведения.
В отобранном материале должны быть ясно выражены танцевальные ритмы или чувствоваться четкая ритмическая структура. Странное зрелище представляет катание фигуриста под музыку, которую нельзя воплотить в движениях на льду. Надо помнить, что не всякая музыка, а тем более инструментально-симфоническая, поддается «оттанцовыванию».
Совершенно недопустимо с нашей точки зрения соединять в одной музыкальной программе отрывки из произведений противоположных жанров, как например джазовую и симфоническую музыку, легкую танцевальную и инструментальную. К сожалению, программы, составленные таким образом, еще встречаются на соревнованиях.
Так как обычно невозможно использовать целое произведение в качестве музыкального сопровождения, приходится составлять композицию из отрывков. Компиляцию музыкального сопровождения надо делать технически правильно с музыкальной точки зрения. Здесь следует консультироваться со специалистами: звукооператором, аккомпаниатором и другими. Но поскольку не всегда есть к кому обратиться за помощью, дадим несколько рекомендаций, которые помогут избежать крупных просчетов в музыкальной программе.
Составлять музыкальное сопровождение лучше из сочинений одного и того же автора или даже одного какого-то произведения. Это позволяет сохранить единство музыкального стиля. Фигурист должен знать, что недопустимо «обрывать» музыкальное предложение, фразу или период только потому, что по времени они не связываются с выполняемым элементом.
В музыке существует понятие родственных тональностей. Тональный план произведения — один из важнейших компонентов любого музыкального сочинения. Нарушать его нельзя. Безграмотно соединять отрывки произведений, где рядом стоит, например, до мажор и фа-диез мажор. Это резко диссонирующее сочетание.
Но, к сожалению, приходится слышать на выступлениях фигуристов, как в подготовленных музыкальных программах одна тональность накладывается на другую без всякой связи и гармонической последовательности.
Яркое звучание получает музыкальная композиция, искрящаяся многообразием ритмов. Такая музыка дает широкий простор для подбора различных элементов, фигур и комбинаций.
Большое значение имеет и темповое разнообразие музыкального сопровождения. Но опять возникают трудности компоновки контрастирующих частей. Чтобы композиция была мелодичной (гармоничной), нужно каждую часть, исполняемую в другом темпе, подготавливать небольшим вступлением. Это относится и к динамическому построению музыкальной программы.
Резкие динамические сдвиги (переходы), если они не продиктованы самим автором, следует «сглаживать» при помощи промежуточных отрывков, предположим, между форте и пианиссимо. Небольшие музыкальные вступления облегчают спортсмену переход к новым движениям, к другому темпу.
Фигуристы высокого класса начинают произвольную программу обычно с быстрого, стремительного темпа, переходя затем на более умеренный. Финальная часть в большинстве случаев исполняется в оживленном темпе. Естественно, что всевозможные разбеги, шаговые комбинации, вращения выгоднее исполнять под музыку быстрого темпа, а всевозможные спирали, позы, кораблики — под умеренную, спокойную.
Когда фигурист отработает окончательный вариант музыкальной композиции, он должен разложить ее на основные элементы по структуре музыкальной формы. Фактически уже по ходу составления он делит ее на несколько крупных фрагментов. Далее раскладывает на более мелкие элементы: периоды, предложения, фразы и такты. Мы рекомендуем делать графическую запись музыкальной программы на бумаге. Необходимо высчитать длительность каждой музыкальной части в отдельности и установить места не только полных, но и половинных каденций, то есть зафиксировать все моменты логических завершений в музыкальной программе.
Значение органической связи элементов и комбинаций программы с музыкальным сопровождением недооценивают еще многие тренеры и фигуристы. Они отводят ей роль аккомпанемента, дающего только ритмическую основу исполнению. Но все мы с восторгом смотрим выступления наших лучших фи-
гуристов, у которых движения служат стихийным выражением музыки. Она помогает раскрыть замысел композиции, подчеркнуть трудность и мастерство выполнения тех или иных элементов, вызывает душевный подъем у фигуриста, помогает ему с вдохновением исполнить программу.
Тренеры и фигуристы должны иметь определенный минимум специальных знаний в области музыки. В процессе обучения и совершенствования хореограф и аккомпаниатор знакомят фигуриста с основами музыкальной грамоты. Ему нужно иметь понятие о музыкальных звуках, строе, звукоряде, регистрах, знать, что такое темп, ритм, такт, метр и динамические оттенки, построение музыкального фрагмента, предложения, периода и музыкальных фраз. Более подробные знания по тео< рии музыки фигуристы могут получить в специальном курсе В. Вахромеева «Элементарная теория музыки (Музгиз, 1963).
Без знания элементарных основ теории музыки, без понимания ее эмоционального содержания и связи с движениями нельзя достигнуть подлинного мастерства в фигурном катании на коньках.
Источник: www.tulup.ru
Девочке фигуристка помогите подобрать музыку
Всем Помогите подобрать музыку для девочки 6 лет,2- й юн.,если важно)) с переходами от более медленной к быстрой. желательно какую-то классику,как пример тарантелла из балета Анюта,саундтрек из списка Шиндлера (понятно,что под это мы не катаемся)),El Triste. может быть детский вокал душещипательный)) Спасибо огромное.
12.11.2016 21:33
первое, что в голову пришло. сейчас еще подумаю:))) https://www.youtube.com/watch?v=C9J3dUIi74I и вот это https://www.youtube.com/watch?v=h8QmV8wxEeE
13.11.2016 01:31
забавно, что Моцарта по первой ссылке автором назначили )
12.11.2016 22:04
Богемская рапсодия, я видела как под нее мальчик танцевал на льду — потряс просто.
13.11.2016 01:30
Из прям ускоряющейся тот же Чардаш Монти и Mary Hopkin — Those Were The Days.
13.11.2016 15:14
Огромное всем спасибо за ответы-советы. Ищу еще)) Хотелось бы,чтобы вот за душу пробирало)
Источник: eva.ru