Как наладить отношения с одноклассниками? Школа, как и любая образовательная организация, – это место, куда дети приходят не только за знаниями, но и за общением. И даже нельзя сказать, что первостепенно. Ведь и то, и другое играет важную роль в развитии ребёнка.
Умения ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми, устанавливать контакт со сверстниками совершенствуются в школьный период. Успешность учебной деятельности зависит не только от умственных способностей ребёнка, но и от того, как проходит процесс социализации.
Но случается так, что отношения с одноклассниками не складываются. У ребёнка конфликт со сверстниками, он не хочет ходить в школу. На фоне этих проблем может снизиться успеваемость, нередко появляются психологические проблемы. Как помочь ребёнку справиться с этой ситуацией? Что нужно сделать, чтобы наладить отношения с одноклассниками?
Как определить, что есть проблема в отношениях с одноклассниками?
КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!
На первый взгляд, кажется, что у ребёнка нет проблем. Он хорошо учится, старается участвовать во всех школьных мероприятиях; от учителей не поступает жалоб и замечаний. Но всё чаще и чаще можно заметить грустный взгляд при возвращении с учёбы. Нежелание ходить в школу, которое с каждым днём усиливается. В общении с родителями ребёнок избегает школьных тем.
А если и приходится общаться на тему учёбы, то не упоминает своих одноклассников и отделывается лишь общими фразами. Пытается перевести разговор в другое русло или вовсе его прекратить. Иногда чувство грусти сопровождается слезами, которые ребёнок пытается скрыть.
Замкнутость ребёнка, его ранимость, безразличие ко всему происходящему в школе, отсутствие общения с одноклассниками во внеурочное время должны насторожить родителей. Возможно у их ученика появились проблемы в общении с одноклассниками.
Почему возникают трудности в общении?
Умение общаться и находить общий язык с людьми любого возраста формируется в раннем детском возрасте. Со временем оно совершенствуется, когда ребёнок попадает в разное социальное окружение. Школьный период – это время, когда определяется место ученика среди сверстников. Но не всегда получается эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Случается и так, что у ребёнка нет друзей, и тому может быть несколько причин.
Отсутствие у ребёнка социальных навыков
Современные информационные технологии кардинально меняют жизнь по сравнению с тем, что было ещё лет пять назад. Нынешнее поколение большую часть времени проводит в Интернете, общаясь друг с другом в социальных сетях. Дети снимают видеоролики, выкладывают их в Сеть и получают одобрение. Обсуждают посты и фотографии, участвуют в дискуссиях на разные темы.
Новенький в классе. Как влиться в новый коллектив? | Психология TutorOnline
В Сети общение происходит легко и непринуждённо, любое высказывание или картинку можно удалить, если она пришлась не по вкусу большинству пользователей. Совсем по-другому обстоит дело в реальности, где приходится строить коммуникацию по другим правилам.
Долой замкнутость
Ребёнок стесняется первым пойти на контакт. Он нерешителен и в других ситуациях: ему страшно отвечать на уроках. Неловко реагировать на внимание других людей. Такие дети предпочитают оставаться в тени, наблюдая за происходящим со стороны. Постепенно эта модель поведения начинает преобладать в отношениях ребёнка с окружающими людьми.
Это приводит к тому, что у ребёнка отсутствует круг общения.
Авторитарный стиль семейного воспитания
Если родители всегда решают за ребёнка, с кем ему общаться, как и когда говорить и отвечать на вопросы, то он будет испытывать трудности в процессе коммуникации. Речь идёт не только о неумении вступать в диалог, но и о способах поддерживать беседу. Ребёнок просто отмалчивается на любую попытку сверстников завязать диалог. Или во всем потакает одноклассникам.
Дети не любят слепого подчинения, отсутствия собственного мнения у собеседника. Чем старше ученики, тем ярче проявляется эта особенность.
Неудачные попытки общения
Ребёнок испытал стресс, обиду, разочарование при попытке подружиться с одноклассниками. Возможно, кто-то грубо ответил на его приветствие, или он сам вёл себя недоброжелательно и получил ответную реакцию. В таких случаях у детей, особенно младшего школьного возраста, вообще пропадает желание общаться с кем-либо. Ребёнок не предпринимает попыток общения. Старается отгородиться от одноклассников, формируя вокруг себя стену непонимания и одиночества.
Как наладить отношения с одноклассниками: рекомендации родителям ребёнка
Если у ребёнка не складываются дружеские отношения с одноклассниками, родители могут помочь ему в преодолении этого барьера и сформировать определённый алгоритм поведения.
Научите ребёнка общаться
Объясните ребёнку правила общения. Дети чувствуют неискренность, поэтому одним из главных факторов успешной коммуникации является правдивость и подлинная заинтересованность в собеседнике. Учите его терпимости к чужому мнению. Не всегда позиция одноклассника будет близкой и понятной, но необходимо выдержать такт и иметь уважение.
Эти понятия не всегда понятны ребёнку, особенно младшего школьного возраста. Задача родителей – сделать их доступными для детского восприятия.
Умение слушать – уже успех!
Если человек умеет слушать, вокруг него всегда будет много друзей. Это касается не только взрослых, но и детей. В детской аудитории всегда есть место задушевным разговорам, секретам, которые обязательно надо выслушать. Этот навык пригодится и во взрослой жизни. Детям сложнее справиться с этой задачей, ведь ребёнку некогда слушать, ему нужно рассказать и о себе.
Миссия родителей – сформировать этот навык у ребёнка.
Решайте проблему вместе с учителем
Учитель – это тот человек, который большую часть времени проводит в школе, общаясь с учениками. Если причиной отсутствия у ребёнка друзей является конфликт, учитель может помочь в решении проблемы. Не бойтесь спрашивать совет у классного руководителя. Сообща можно справиться с любыми трудностями.
Позвольте ребёнку быть самостоятельным
Многие родители, узнав, что ребёнок не всегда находит общий язык с товарищами по классу, пытаются во всем обвинять другую сторону. Не бросайтесь на обидчика сразу, как узнаете о недопонимании между детьми. Пусть ребёнок сам попытается исправить ситуацию. Но не пускайте решение на самотёк. Если заметили конфликт, старайтесь контролировать происходящее.
Нельзя упустить тот момент, когда ситуация выйдет из-под контроля и ребёнку понадобится помощь взрослых.
Работайте над детской самооценкой
Одиночество и отсутствие друзей в школе присущи детям с низкой самооценкой. Такой ребёнок не уверен в себе, не верит в свой успех, сомневается в своей привлекательности. Он считает, что неинтересен одноклассникам, поэтому не стоит предпринимать попытки установить с ними контакт. Эта установка может стать серьёзным препятствием для установления дружеских контактов.
Пересмотрите стиль семейного воспитания
Возможно, вы слишком строги со своим ребёнком. В семье, где у детей нет своего мнения, точки зрения, а лишь признаётся воля родителей, сложно научиться общаться с окружающими людьми.
Интересуйтесь жизнью ребёнка
Ребёнку важна и нужна поддержка родителей. Заметив, что он не справляется с коммуникативной задачей в школе, создайте ситуацию успешного общения в семье. Разговаривайте на разные темы, спрашивайте мнение ребёнка, формируйте правильную точку зрения. В таком общении направляйте его в нужное русло, объясняя, как нужно реагировать на возникающие обстоятельства – где лучше промолчать, а где нужно сказать своё слово.
Как наладить отношения с одноклассниками: рекомендации детям
- Дети выбирают друзей исходя из своих интересов и увлечений. В младшем школьном возрасте ученики объединяются в компании с учётом разных факторов: места жительства, посещения творческих объединений, дружеского общения родителей. При этом девочки дружат только с девочками и неохотно берут в свою компанию мальчишек. И наоборот.
- Чтобы одноклассникам было интересно с тобой общаться, проявляй искреннюю заинтересованность в своих друзьях. Стремясь подружиться со сверстниками, не переусердствуй в своих стараниях. Ложь всегда заметна и непростительна, особенно в детском коллективе.
- Учись говорить «нет». Даже если ты боишься обидеть одноклассника своим отказом, но тебе не хочется соглашаться на то, что он предлагает, смело высказывай своё мнение. Отстаивать свою позицию нужно вежливо, но уверенно. Только так можно заслужить авторитет и интерес окружающих.
- Будь собой, не пытайся быть на кого-то похожим, играть не свойственную тебе роль.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»
Источник: happym.ru
Как помочь первоклашке подружиться с одноклассниками?
1.
От того, как сложатся взаимоотношения вашего ребенка с одноклассниками, во многом зависит его дальнейшее отношение к школе и к учебе. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться в новом для него коллективе. Для этого им нужно знать о некоторых психологических особенностях взаимоотношений между детьми 6-7 лет.
Когда ребенок впервые идет в школу, его жизнь полностью меняется. Правила поведения в коллективе, действовавшие до сих пор, подвергаются значительным изменениям. От того, как быстро первоклассник усвоит отличия школьных норм поведения от дошкольных, зависит успех его адаптации.
Новый коллектив, в который попадает ребенок, вызывает стресс. Но все дети реагируют на него индивидуально. Некоторые малыши становятся агрессивными, другие – наоборот, замыкаются в своем маленьком мирке. Построение социальных отношений в новом коллективе может вызвать некоторые затруднения, что связано, главным образом, с одномоментным наложением увеличенных нагрузок и необходимостью найти общий язык со сверстниками.
Межличностные отношения, выстроенные в дошкольном коллективе, в первом классе часто подвергаются кардинальной эволюции. Малыш, который был всеобщим любимцем в детском саду, в школе вдруг может стать изгоем. Родители должны чутко следить за настроением ребенка, его перепадами, и среагировать в случае появления сложностей.
От чего зависит отношение одноклассников к своим товарищам
Впервые мнение о ребенке обуславливается не только его внешними данными и моральными качествами, но и успеваемостью. Именно учитель дает первые оценки детей в школьном коллективе, и, в соответствии с ними, меняется отношение одноклассников к тому или иному ученику.
Исследования показали, что в самом начале обучения в школе наиболее популярными среди одноклассников оказываются дети, которых чаще всего хвалит и выделяет педагог. Именно с таким ребенком все хотят дружить.
Постепенно оценочные суждения учителястановятся менее значимыми для одноклассников, и уже к концу первого полугодия дети объединяются по симпатиям и принципу общности интересов. Ребенок, которому не удалось сблизиться с кем-то из ровесников, оказывается как бы исключенным из общественной жизни класса. В этом случае родители и учитель должны прийти ему на помощь. Но делать это нужно тонко, незаметно.
Причины, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы при общении с одноклассниками:
• неприятие школьных правил поведения, психологическая неготовность к школе;
• заметное отставание в учебе;
• агрессивность, неумение налаживать контакт со сверстниками;
• стеснительность, замкнутость;
• особенности развития ребенка (косоглазие, заикание и т.п.).
Как родителям помочь наладить отношения ребенка с одноклассниками
Психологи утверждают, что чаще всего у первоклассников нелегко складываются отношения с теми детьми, которые не посещали дошкольных учреждений. Родителям «несадовских» малышей рекомендуют уделять повышенное внимание своим детям накануне поступления в школу. Нужно обязательно посещать развивающие занятия, участвовать в групповых мероприятиях, учить ребенка взаимоотношениям со сверстниками в гостях, на игровых площадках и т.д. К 6-7 годам ребенок должен освоить навыки социального поведения в группе.
Агрессивные, или, наоборот, чересчур скромные дети в первые месяцы адаптации в школе – вполне нормальное явление, которое, впрочем, родители и педагоги не должны пускать на самотек. Возможно, такое поведение со временем сойдет на нет. Но, в то же время, если ребенок неуступчив и конфликтен, часто проявляет агрессию по отношению к своим товарищам, родителям, следует регулярно проводить беседы о недопустимости такого поведения. Чересчур стеснительному малышу родители могут помочь, устроив общий праздник и пригласив нескольких ребят из класса в гости.
Огромную роль в успешной адаптации ребенка в школьном коллективе играет его психологическая готовность к процессу обучения. Ребенку предстоит соблюдать школьный режим, правила поведения на уроках, концентрировать внимание на словах учителя. Если учебный процесс первое время вызывает у ребенка сильные затруднения, то родителям необходимо подумать о дополнительных индивидуальных занятиях. В особо сложных ситуациях стоит отложить начало учебы еще на год.
Рубрики: | для родителей |
Источник: www.liveinternet.ru
Как подружить школьников?
Отзвенел для первоклассников первый звонок, прошли первые восторги от новых впечатлений в школе, подарены цветы учительнице, началась учеба с ежедневным утренним подъемом и первыми небольшими домашними заданиями. Школьная жизнь приняла нового ученика в свое глубоководное течение. Но почему-то ваш первоклассник становится все грустнее.
Уже нет той искренней радости от школы, уже не собирает с вечера портфель, не торопит вас при выходе из дома. Что произошло? Что не так? Не нужно долгих бесед и разговоров, для того, чтобы ваш малыш открыл вам свою проблему: «Со мной не хотят дружить! Там все чужие, не хочу больше в школу!»
Если вы услышали от своего первоклашки подобную исповедь, не впадайте в панику: ваш ребенок вступает в новую фазу самостоятельной жизни, в которой нужно будет научиться строить отношения, искать и беречь друзей, уметь учитывать мнение других, одновременно оставаясь при своих интересах. Для «домашних» детей, не посещавших детсад, и не имевших большого опыта общения со сверстниками в студиях, кружках и подобных заведениях, это переживание более актуально, чем для детей, часто находящихся в обществе. Дети, привыкшие вращаться в кругу друзей и сверстников, гораздо легче входят в новый коллектив и принимают незнакомую обстановку. Хотя, адаптация в новой среде и построение новых отношений – это то, что необходимо будет пройти всем: и «домашним» и «общественным».
Первый класс для ребенка – это стресс. Пусть зачастую не опасный, не угрожающий здоровью, но все, же стресс. Во-первых, в школе в действительности не реализуются все те мечты, которые были связанны с учебой: до начала занятий ребенок представлял себе школу по-своему.
Будущий первоклассник мог вообразить, что школа – это увлекательное путешествие (как поездка на море или в горы), в котором все удивительно и служит к получению удовольствий. Но реальность оказывается не совсем такой, какой хотелось ее видеть и осознание этого может прийти достаточно быстро. Вот и постигает некоторое разочарование вашего школьника после первых нескольких дней или недель новой жизни.
Во-вторых, любой малыш, даже прошедший ясли и детсад, хочет быть в центре безраздельного внимания и заботы. Каждый хочет быть «первым и единственным», а не «одним из» равных себе сверстников.
Ребенку трудно настроиться на понимание того, что он не может делать все, что пожелает: не может в любой миг встать из-за парты и пойти куда угодно, не может разговаривать во время урока, не должен опаздывать в класс после перерыва и т.д. Новые рамки поведения действуют угнетающе на первых порах, создавая негативное настроение у детей. Таким образом, первые дни или недели в школе могут создать некий фон, на котором легко рождаются проблемы. Родителям нужно быть готовыми к подобным вещам и реагировать на них совершенно спокойно, помогая ребенку преодолевать трудности.
Как найти друга первокласснику?
Если в «разговоре по душам» ваш первоклассник озвучил конкретную проблему (с ним не дружат его одноклассники), не пропускайте это мимо ушей. Как уже было сказано, отсутствие дружбы может быть одним из симптомов стресса, испытываемого маленьким учеником. Исходя из этого, пытайтесь решить эту проблему комплексно, т.е. с учетом всех факторов, влияющих на его настроение в это период.
Нужно понимать, что малыш, попавший в новую обстановку, ищет себе поддержки и опоры в лице тех людей, у которых с ним есть хоть какие-то отношения, с которыми он хоть как-то знаком. И если в классе нет ни одного одноклассника-приятеля, ребенок остро чувствует дефицит отношений «немного больше, чем просто знакомый». Собственно, эта модель действует и для взрослых: попадая в новое окружение, мы неосознанно ищем хоть кого-то или что-то знакомое для нас. Мы хотим «зацепиться» за уже изведанную часть реальности, чтобы чувствовать себя увереннее.
Безусловно, в приобретение новых друзей, многое зависит от самого ребенка, от его темперамента и коммуникабельности. Но не стоит забывать, что в отличие от взрослых, у ребенка нет опыта завязывания дружбы, он не способен к абстрактному мышлению в применении правил и принципов построения отношений. Поэтому взрослые должны помочь малышам.
Для начала попробуйте расспросить ребенка об его одноклассниках. Пусть он попытается их описать, расскажет об их поведении, о том, кто ему нравится и с кем бы он хотел дружить. Поинтересуйтесь, как ваш малыш понял, что с ним не хотят дружить, что произошло: ссора, конфликт, или его просто не пригласили для совместных игр.
В зависимости от того, что вы узнаете, предпринимайте дальнейшие шаги. В том случае, если ваш ребенок просто простоял в стороне и прождал приглашения, но конфликта не произошло, попытайтесь ободрить его, расскажите, как начать разговор, как войти в игру вместе со всеми.
Если же школьник жалуется на ссору, попытайтесь узнать причину происшествия, но старайтесь не вмешиваться в разрешение конфликта непосредственно. Попытайтесь помочь дистанционно: объясните ребенку на доступном ему уровне как можно разрешать конфликты. Это важно потому, что взрослеющей личности нужно научиться самостоятельно улаживать ссоры. Но все должно быть под чутким руководством взрослых!
Если простыми наставлениями дело не решается, поговорите с педагогом, поинтересуйтесь, что он видит во всей этой ситуации. Попросите понаблюдать специально за вашим ребенком, обратить внимание на его отношения с одноклассниками. Пусть учитель сообщает обо всех своих наблюдениях вам, а также по мере возможностей попытается ввести вашего школьника в круг общения. Есть много способов инициировать дружбу: посадить за одну парту с предполагаемым другом, дать совместное задание, включить в общую игру и т.п.
Предметом особого внимания сделайте для себя то, чтобы в отношениях с ребенком не потерять контакт. Из всех сил старайтесь не допустить того, чтобы ребенок начал от вас что-то скрывать, чтобы вдруг почувствовал, что вы не желаете или не способны помочь ему. Выражайте готовность слушать его, обязательно реагируйте на его желание поговорить. Если малыш заподозрит, что вы не хотите или не способны помочь ему, он перестанет говорить вам о своих переживаниях, а это чревато печальными последствиями.
Практические советы родителям первоклассника
Вот некоторые советы для родителей, отправивших детей в первый класс (либо для тех, кто планирует это вскоре сделать).
1. Если ваш ребенок пойдет в школу через 1 – 2 года, полезным будет для него иногда посещать школьное здание и двор. Делается это просто: вместо игровой площадки устройте с ним прогулку по территории школы, в которой он будет учиться. Пройдитесь по школьному двору, объясните назначение спортивных снарядов на стадионе.
Если возможно, пройдитесь по школьным коридорам, покажите учебные классы. Дождитесь перемены, пусть ребенок увидит учеников, спешащих по коридору. Все это можно повторить несколько раз.
2. Если ваш ребенок не посещает детсад, заранее приучайте его к режиму дня. За несколько месяцев до начала учебы практикуйте утренний подъем и вечерний отбой в установленное время. В дневном расписании найдите время для занятий: учите алфавит, цифры, рисуйте и совместно читайте книги. Это плавно введет ребенка в представление о режиме и обязательствах.
3. Постарайтесь поискать среди детей вашего района будущих одноклассников вашего ребенка. Познакомьтесь с родителями, подружите ваших детей, вместе отдайте их в школу. Это позволит не только решить проблему дружбы и адаптации в новом коллективе, но и организовать между родителями график проводов и встреч из школы ваших первоклассников.
4. Прививайте ребенку общественное мышление. Объясняйте нужду в друзьях, демонстрируйте сами дружбу со своими друзьями.
5. Установите и поддерживайте добрые (желательно, дружеские) отношения с учителем. Не только обменяйтесь телефонами, но и приглашайте учителя на кружку чая, интересуйтесь успеваемостью вашего школьника, а также его отношениями с одноклассниками.
6. Помните простое правило: кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным! Всячески старайтесь воплотить это правило в собственной жизни и жизни ваших детей. Помните, что друг не только должен восполнить мои потребности в общении, но и ожидает определенных жертв и от меня также. Школьная дружба, фундамент которой заложен в детстве, бывает самой крепкой в жизни.
Источник: materinstvo.ru