Если у ребенка есть трудности с орфографией и расстановкой знаков препинания, самое время это исправить. Как улучшить грамотность простыми способами, читайте в нашем материале.
Мария Савинова
педагогика
Методист, учитель русского языка и литературы в сети частных садов и школ нового поколения «Академическая гимназия», стаж работы 10 лет Личный сайт
Сложности с изучением родного языка в школе могут возникать по нескольким причинам. Ошибки на письме появляются не только потому, что ученик не выучил правило. Но и потому, что у него есть проблемы с устной речью, правильным произношением и распознаванием звуков и слов, дисграфия. Также грамотность зависит от таких психических процессов, как память, мышление, внимательность и т. д.
Если родители замечают, что ребенок никак не может справиться с изучением родного языка, получает низкие оценки, пишет с ошибками и не понимает логику расставления знаков препинания, то лучше обратиться за помощью к педагогу. Специалист оценит причины проблем и подберет индивидуальный план занятий.
Но родители тоже могут помочь ребенку повысить грамотность и подтянуть знания по русскому языку без репетитора. Главное — донести до своего ученика мысль, что в каждом деле нужна самодисциплина и постоянство. Врожденной грамотности не бывает, все навыки тренируются путем изучения правил и регулярных упражнений.
Лучшие способы повысить грамотность
Писать диктанты
Сначала нужно понять, какие орфограммы у ребенка вызывают сложности. Напишите с ребенком диктант — и по ошибкам увидите, какие пробелы есть в его знаниях, какие правила нужно повторить или выучить.
Родителям, если они не педагоги-филологи, не стоит полагаться на собственные знания. Лучше выбрать готовый диктант в специальных пособиях или на официальных образовательных ресурсах в интернете.
Учитывайте, что диктант должен быть подобран по возрасту ребенка, быть ему интересным и не слишком длинным (так, для 5-го класса норма — не более 100 слов, для 6-го класса — 110, для 7-го — 120, 8-го — 150, 9-го — 170). Написание текста под диктовку хорошо тренирует орфографический и пунктуационный навыки.
Читать художественную литературу
Во время чтения включается зрительная память, а значит, фиксируется написание слов, расстановка интонационных знаков, пополняется словарный запас.
Но важно читать качественную литературу, книги, подготовленные к печати солидным издательством. К сожалению, на форумах и в непрофессиональных интернет-источниках публикуются тексты без редактуры и корректуры, поэтому есть риск «обогатиться» новыми ошибками и непроверенной информацией.
Переписывать отрывки текстов
Умение точно переписывать текст поможет ученику повысить уровень грамотности в кратчайшие сроки, развить внимательность и интуитивно узнавать ошибки. Это упражнение задействует два вида памяти — механическую (при списывании) и зрительную (при прочтении), поэтому ребенок с большей вероятностью запомнит написание слов.
Лучше выбирать отрывки из разных произведений — так школьнику будут встречаться новые для него стилистические приемы, словосочетания, лексика, которые он сможет в дальнейшем использовать при написании сочинения.
Запоминать слова
Еще один лайфхак для того, чтобы «подтянуть» русский язык, — выписать сложные слова, в которых ребенок постоянно делает ошибки, на бумаге и приклеить на видных местах. Такие подсказки обязательно вспомнятся в нужный момент, например, во время проверочной работы на уроке в школе.
Использовать онлайн-тренажеры
На профильных интернет-ресурсах можно найти ответы на многие лингвистические вопросы, подсказки и правила, тесты для проверки знаний и онлайн-диктанты. Выполнять такие задания ребенку наверняка будет интереснее, чем сидеть над учебниками.
Источник: www.parents.ru
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
(1324 оценки)
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось.
Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
- «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
- «небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
- «потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Причины безграмотности:
- Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
- Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
- Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
- Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
- ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
- не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
- пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
- у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
- недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
- работа с картинками «Найди 10 отличий»;
- игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
- одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
- При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
- Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает. И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.
Начальная школа
- В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
- Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
- Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
- Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол. ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
- Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
Средняя школа
- Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
- Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
- Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
- Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
- Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
- Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.
Источник: www.7ya.ru