Как получать хорошие оценки по русскому языку

Если вы знаете критерии оценивания ОГЭ по русскому языку, вы будете уверены, что сдадите экзамен максимально хорошо. Вы будете знать за что начисляют баллы, как их можно заработать больше, на что обратить внимание. Мы собрали для вас полную информацию по критериям оценивания работы в 2022 году и представили в простой и удобной форме, чтобы было проще разобраться.

Таблица с баллами по русскому языку
Оценивание изложения
Оценивание тестовой части
Оценивание сочинения
Оценивание грамотности

Шкала перевода баллов в оценки
Количество баллов для поступления в профильные классы
Использование маршрутного листа

Таблица с баллами по русскому языку

Критерии проверки ОГЭ по русскому расписаны в Методических материалах ФИПИ на 2022 год. Их можно на сайте на сайте института. Информация открыта не только для предметных комиссий, но и для пользователей любых других категорий (учителей, учеников, родителей.). Изменений КИМ в структуре и содержании экзамена ОГЭ в 2022 году нет (в отличие от ЕГЭ 2022).

Как написать контрольную по русскому языку на хорошую оценку?

На сдачу ОГЭ по русскому языку отведено 3 часа 55 минут.

Критерии оценки ОГЭ по русскому языку, сводная таблица:

7 заданий с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа

Количество ошибок в изложении и сочинении

Максимально возможный балл 33.

Оценивание изложения

Сжатое изложение – это второй номер задания, максимально за него можно набрать 7 баллов. Изложение должно быть объемом в районе 150 слов. Если изложение содержит меньше 50 слов, задание будет считаться не выполненным.

Как посчитать слова:

  • при подсчете учитывают самостоятельные и служебные части речи;
  • инициалы и фамилия считаются одним словом;
  • слова, написанные через дефис (все-таки) считаются одним словом;
  • цифры, написанные символом, не считаются (3 года – одно слово), написанные словом, считаются (три года – два слова).

Как оценивается изложение:

Содержание

  • не отразил одну микротему;
  • не отразил более одной микротемы

Сжатие исходного текста

Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, использованы они на протяжении всего текста

Применено 1 или несколько приемов сжатия текста, но:

  • использовал их для сжатия 2 микротем текста;
  • использовал их для сжатия 1 микротемы текста;
  • не использовал приемы сжатия текста

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:

  • допущена 1 логическая ошибка и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста;
  • просматривается коммуникативный замысел, но есть более 1 логической ошибки и/или есть 2 случая нарушения абзацного членения текста

Оценивание тестовой части

Тестовая часть состоит из 7 заданий, целью которых является проверка навыков грамматического анализа текста. Максимальный балл 7, по одному баллу дается за каждое правильное выполненное задание.

Школьные советы! Как учиться на 5 с плюсом? Back to School!

О критериях оценивая тестовой части:

Вопрос 2. Синтаксический анализ текста

Дан небольшой отрывок текста, его необходимо проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций.

Вопрос 3. Пунктуационный анализ текста

Необходимо повести пунктуационный анализ заданного текста: определить, где и какой знак препинания (запятая, тире, двоеточие) нужно поставить, а где нет.

Вопрос 4. Синтаксический анализ словосочетания

На проверку навыков анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса:

  • · определять главное и зависимое слово;
  • · вид связи слов;
  • · умение перестраивать словосочетание.

Вопрос 5. Орфографический анализ

Проверка знаний правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения.

Вопрос 6. Анализ содержания текста

Дается текст, который нужно изучить и понять его смысл. Затем из указанных утверждений необходимо выбрать те, которые соответствуют смыслу текста.

Вопрос 7. Анализ средств выразительности

На определение предложений, в которых использовано указанное в задании средство выразительности речи.

Вопрос 9. Лексический анализ текста

В заданном в тексте нужно найти указанное в описание задания слово. Это может быть, как троп, так и синоним, антоним. Также в задании может указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях.

Оценивание сочинения

Сочинение – это задание 9. Оно носит творческий характер и проверяет умения экзаменуемого формулировать свои мысли, приводить аргументы, логически рассуждать. Даются три темы, можно выбрать любую. Критерии оценки практически одинаковые по структуре, но есть небольшие различия. Максимально за сочинение можно набрать 9 баллов.

Нужно четко выполнить требования и рекомендации, указанные в задании:

  • В 9.1 провести лингвистический анализ текста с расшифровкой термина и указанием его роли.
  • В 9.2 дать правильный ответ на поставленный в задании вопрос по содержанию текста.
  • В 9.3 расшифровать и дать комментарии к предложенному понятию.
Читайте также:  Бывший не дает покоя что делать

Каждый тезис должен быть подтвержден. При доказательстве мыслей в первом абзаце обязательно нужно приводить примеры, важно ссылаться на текст.

Написанный текст должен быть ясен и не должен включать в себя логических неточностей. Абзацы должны быть отмечены правильно.

В сочинении должны присутствовать все основные компоненты текста типа рассуждения.

Таблица системы оценивания:

Толкование значения слова

Ученик дал определение и прокомментировал его

Ученик дал определение, но:

  • не прокомментировал его
  • дал неверное определение, или толкования слова в работе нет

Наличие примеров-аргументов

Приведены два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или приведены два примера-аргумента из прочитанного текста

  • Приведен один пример-аргумент из прочитанного текста.
  • Приведены пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.
  • Нет ни одного примера-аргумента.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но:

  • допущена 1 логическая ошибка и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста;
  • просматривается коммуникативный замысел, но есть более 1 логической ошибки и/или есть 2 случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но:

  • есть одна ошибка в построении текста;
  • есть две или более ошибок в построении текста.

Когда сочинение полностью переписано или пересказано, работа оценивается в 0 баллов.

Оценивание грамотности

Грамотность оценивается отдельно, на основании проверки изложения и сочинения. Максимально можно заработать 10 баллов.

Таблица грамотности ОГЭ по русскому языку:

Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

  • Есть 2–3 ошибки;
  • 4 и более ошибки.

Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

  • Допущено 3–4 ошибки;
  • Есть 5 и более ошибок.

Грамматические нормы

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

  • Допущено 2 ошибки;
  • Допущено 3 и более ошибки.

Речевые нормы

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

  • Допущено 3–4 ошибки;
  • Допущено 5 и более ошибок.

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

  • 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов;
  • 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

По критериям ГК1–ГК4 учитывается дополнительно объем изложения объем изложения и сочинения. Если он составляет 70-139 слов, максимально будет поставлен 1 балл, если соблюдены следующие требования:

  • ГК1 нет орфографических ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;
  • ГК2 нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка;
  • ГК3 грамматических ошибок нет;
  • ГК4 речевых ошибок нет.

Шкала перевода баллов в оценки

Как перевести первичные баллы в пяти-бальную систему, смотрите в таблице:

Первичный балл

Оценка

29–33, из них 6 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4).

Если по ГК1–ГК4 набрано менее 6 баллов, ставится оценка «4».

23–28, из них 4 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4).

Если по ГК1–ГК4 набрано менее 4 баллов, ставится оценка «3».

Количество баллов для поступления в профильные классы

Для поступления в профильные классы нужно набрать по русскому языку не менее 26 первичных баллов на ОГЭ 2022.

Использование маршрутного листа

Чтобы достичь максимальных баллов на ОГЭ по русскому языку, используйте маршрутные листы. Они помогут осуществлять контроль за процессом обучения, своевременно определять слабые места, чтобы уделить их проработке больше внимания. Вы научитесь разбираться в критериях оценивания. Дополнительным преимуществом использования маршрутных листов является то, что вы научитесь анализировать сводную информацию, делать выводы из приведенных данных. Это вам поможет при сдаче не только русского языка, но и других предметов.

Заполнять маршрутный лист нужно, как минимум 1 раз в месяц, чтобы можно было отследить прогресс.

Примеры маршрутных листов можно скачать с сайтов различных образовательных платформ в интернете или сделать его самостоятельно. Мы приведем заполненный пример такого листа и разберем, какую информацию можно из него получить.

Источник: www.sravni.ru

10 лайфхаков по русскому языку от многократной победительницы филологических олимпиад

Продолжаем серию лайфхаков для участников олимпиад. В сегодняшнем выпуске советы дает Юлия Панченко, трехкратный призер Всероссийской олимпиады по русскому языку, серебряный призер Международной олимпиады по лингвистике, трехкратная победительница всероса по литературе.

Русский язык

1. Решайте задания прошлых олимпиад – они помогут почувствовать ваши «слабые места» (скажем, задачи на этимологию). Тренироваться лучше на том, что выходит с трудом, а не на том, что легко дается.

2. Развивайте общую эрудицию. Главным образом, конечно, лингвистическую (не ограниченную только русским языком), но полезными могут оказаться фоновые знания по истории, географии, культуре. Ключевыми для решения они вряд ли станут, но – особенно в работе с древнерусским текстом – могут очень сильно помочь.

3. Листайте разные словари, обращая внимание на редкие и незнакомые слова. Придумайте, как сделать это занятие интересным (например, хорошая игра – отгадывать слово по толкованию Даля). Знакомство со словарями может пригодиться в самых разных заданиях.

4. Получайте удовольствие от исследовательского наблюдения за языком. Попробуйте сами разобрать что-то в древних текстах или присмотреться к другим славянским языкам. Обращайте внимание на особенности речи разных групп людей (знакомых из других регионов, бабушек и дедушек).

Читайте также:  Кто играл кесем в великолепном веке

Олимпиада 80

5. Читая учебную литературу, запоминайте имена лингвистов – они могут пригодиться самым неожиданным образом. А знакомство с историей лингвистических учений хорошо помогает систематизировать знания.

6. Следите за современными исследованиями языка, не пренебрегайте небольшими статьями и лекциями, которые посвящены отдельным явлениям – возможно, при подготовке это и полезнее, и приятнее огромных книг.

7. Большое внимание стоит уделить фразеологии. Старайтесь узнать и запомнить как можно больше пословиц и поговорок; не переставайте пополнять и повторять этот запас знаний.

8. Если вы очень боитесь заданий на этимологию, ищите и запоминайте важнейшие этимологические гнезда, а также ключевые чередования звуков. Любые языковые факты особенно хорошо усваиваются, если не зубрить их, а пытаться вывести самому.

9. Учитесь спокойно работать в условиях ограниченного времени. У каждого своя стратегия: кто-то начинает с самых сложных и трудоемких задач, кто-то с тех, которые можно выполнить быстрее всего. Очень сильно экономит время грамотная работа с черновиком: в нем стоит набрасывать идеи, а не писать полное решение каждой задачи.

10. Не стесняйтесь угадывать ответ: языковая интуиция не менее полезна, чем точное знание. Даже прочитанная гора учебников не гарантирует вам решения олимпиадных задач. В идеальном задании от вас требуется действие ученого – сформулировать гипотезу, которая описывала бы весь имеющийся материал. Всегда пишите все, что можете сказать, даже если это больше, чем спрашивают. Любые содержательные наблюдения могут быть оценены.

Источник: olimpiada.ru

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: как избежать типичных ошибок и получить 100 баллов

ЕГЭ по русскому языку обязаны сдать все одиннадцатиклассники, иначе они не получат школьный аттестат. Более того — это обязательный предмет для поступления на любую специальность в вузе. Как подготовиться к экзамену, на какие задания обратить внимание и что категорически нельзя писать в текстовой части, редакция Synergy Times выяснила у преподавателя русского языка онлайн-школы «Синергия» Татьяны Майской.

Из этой статьи вы узнаете

Как изменения в ЕГЭ–2023 могут повлиять на результаты

С чего начать подготовку

Как готовиться к тестовой части

Как готовиться к сочинению

Как не наделать обидных ошибок на ЕГЭ

Зачем нужны курсы русского языка или репетитор

Как изменения в ЕГЭ–2023 могут повлиять на результаты

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) внёс в ЕГЭ–2023 по русскому языку ряд изменений в задания и систему оценивания:

Для тех, кто сдаёт:
  • добавили в ряде заданий множественные ответы;
  • расширили орфоэпический словарь и словарь паронимов;
  • изменили формулировки в ряде заданий (в основном — чтобы избежать неоднозначной трактовки);
  • поменяли порядок заданий 1–3 на основе микротекста в части 1;
  • задание 3 в части 1 теперь направлено на стилистический анализ текста, а не на общелингвистический, как раньше;
  • в заданиях 3, 21, 26 части 1 повысили уровень сложности (расширили предлагаемый языковой материал);
  • для задания 21 уточнили перечень проверяемых правил пунктуации (всё, что изучают в школе, кроме темы «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями», она будет в задании 20);
  • для задания 26 уточнили перечень средств выразительности из разных разделов лингвистики.

ЕГЭ на 100 баллов по всем предметам: гид по подготовке к экзаменам

Для тех, кто проверяет:
  • убрали ограничения на максимальный объём сочинения;
  • изменили максимальный балл за выполнение ряда заданий;
  • снизили максимальный первичный балл с 58 до 54;
  • исключили понятие «негрубая ошибка» (такие как описка в имени собственном);
  • уточнили критерии оценивания при наличии фактических ошибок в части 2 — если хотя бы одна допущена при формулировке проблем исходного текста, авторской позиции по отношению к ним, в комментариях учащегося к ним и фактологической точности в целом, то по этим критериям поставят ноль.

Татьяна Майская отмечает, что если ученик начал готовиться к ЕГЭ ещё в 10-м классе, а в 11-м его настигли изменения, это может вызвать определённые трудности. Но не потому, что экзамен стал сложнее.

«Всё дело в тестовом формате, к которому привыкаешь. Ученик может просто впасть в ступор, хотя прекрасно знает правило и алгоритм решения, просто потому, что привык к другой формулировке или к другой последовательности заданий. Изменения в ЕГЭ–2023 связаны как раз с этим. Просто уделяйте чуть больше внимания формулировке и системе ответов (один или множественный выбор)», — поясняет эксперт.

ЕГЭ по математике: как готовиться и когда начинать, чтобы получить 100 баллов

С чего начать подготовку

ФИПИ выкладывает в свободный доступ демонстрационные варианты ЕГЭ по всем предметам, а также их спецификации и кодификаторы. В документах даётся пример экзаменационного материала, пояснение, что именно будет оцениваться, и подробные критерии оценки.

Татьяна Майская советует начать подготовку с изучения этих материалов, а затем — самостоятельно решить демовариант, ограничив время 3,5 часами, как на реальном экзамене.

«Проверьте себя, посмотрите на результаты, посчитайте примерные баллы. Тогда сразу получится выделить слабые и сильные места. Сделайте чек-лист, какие темы нужно подтянуть в первую очередь, а какие повторить, чтобы не забыть», — инструктирует педагог.

Читайте также:  Техника свеча на парня чтобы скучал

В любом случае работа предстоит объёмная: ЕГЭ по русскому языку проверяет всё, что проходят школьники: правила орфографии и пунктуации, культуру речи, знание орфоэпии, средств выразительности. Чем раньше вы начнёте готовиться, тем лучше.

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Как готовиться к тестовой части

Тестовая часть ЕГЭ по русскому языку (1 часть) включает 26 заданий. Она предполагает краткие ответы, которые нужно вписать в бланк. Суммарно за неё можно набрать максимум 30 первичных баллов.

Для подготовки к тесту Майская советует:

  • Создать чек-листы, в которых по каждому блоку (орфография, пунктуация) будет список нужных правил. Эксперт предупреждает: получится объёмный и устрашающий перечень, но не паникуйте: зубрить всё сразу наизусть не надо. Сначала научитесь работать с каждым правилом.
  • Разделить тестовые задания на блоки. Например, задания 9–15 проверяют знание правил орфографии, задания 7 и 8 — знание морфологических и синтаксических норм соответственно. Посмотрите, какие задания для вас легче, какие сложнее, и расставьте приоритеты в повторении тем.

«Самое главное — практика. После того, как вы повторили правило, надо выполнить 10–15 однотипных заданий, чтобы его закрепить. И так с каждым», — подчёркивает педагог.

По опыту Татьяны Майской, чаще всего вызывают трудности задания 15 (правила написания Н/НН в разных частях речи) и 20 (расстановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи). Первое нужно просто выучить. Второе можно постигать постепенно. Например, начать с повторения темы «Простое предложение» за восьмой класс, понять, как оно устроено, а дальше разбираться, чем оно может быть осложнено.

Также легко сделать ошибку в заданиях 21–23. Они связаны с анализом текста, который человек видит на экзамене впервые. Потренируйте свои навыки на незнакомых текстах.

Как готовиться к ЕГЭ, а главное — когда и с чего начинать

Как готовиться к сочинению

Часть 2 предполагает написание сочинения. За него можно набрать максимум 24 первичных балла. Для этого нужно понять проблему исходного текста, позицию автора, прокомментировать их и представить своё рассуждение.

Здесь оценивают фактологическую точность, грамотность, связность, последовательность и культуру речи. Ещё важна этичность: негативные высказывания, оскорбления, жаргонная лексика, вульгаризмы, цинизм и вообще любая речевая агрессия в экзаменационной работе неуместны.

Потренируйтесь заранее не только анализировать текст, но и рассуждать, аргументировать свою точку зрения, формулировать свою позицию. Можно заниматься самостоятельно или записаться на курсы критического мышления, сторителлинга, писательского мастерства. Навыки пригодятся и на экзамене, и в жизни, отмечает педагог.

Бакалавриат, магистратура, специалитет: в чём разница

Как не наделать обидных ошибок на ЕГЭ

Иногда даже очень усердный и знающий ученик может лишиться баллов на ЕГЭ из-за ошибок, напрямую не связанных с правилами и темами.

Татьяна Майская рассказывает, что надо сделать при подготовке, чтобы не допустить обидных промахов:

  • согласовать пособия и справочники со школьным учителем: не каждая разрекламированная книга подходит, ведь меняются и образовательные стандарты, и сами материалы ЕГЭ;
  • постараться понять предмет, а не только зазубривать правила;
  • готовиться по системе, уделяя внимание всем заданиям, а не только тем, которые получаются плохо;
  • бороться с избыточной ленью, чтобы хватило времени на подготовку, но при этом не забывать отдыхать; часто учеников настолько запугивают ЕГЭ, что они приходят на экзамен предельно уставшими и напряжёнными;
  • заранее потренироваться сдавать ЕГЭ, это поможет понять, сколько времени на какое задание уходит, и грамотно распределить время на экзамене;
  • за две–три недели до экзамена научиться правильно заполнять бланк, например, по роликам на YouTube или тематическим вебинарам.

Непосредственно на экзамене важно:

  • правильно распределить время, исходя из тренировочного опыта;
  • читать каждое задание внимательно и до конца;
  • иметь спокойный психологический настрой; чрезмерное волнение или самоуверенность могут навредить, а вам надо справиться с эмоциями и сосредоточиться на заданиях.

Куда пойти учиться: мини-путеводитель по специальностям, на которые учат в университете

Зачем нужны курсы русского языка или репетитор

У каждого ученика свои особенности: одному сложнее даётся тестовая часть, другому — сочинения. Но подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и сдать на 90+ баллов — выполнимая задача, утверждает эксперт.

Если хотите высокий результат, стоит обратиться к репетитору или пойти на курсы, ведь в обычной школе у учителя меньше возможностей найти индивидуальный подход к ученикам.

На курсах программа подготовки отличается от школьной. Больше времени уделяется практике, информация лучше структурирована, есть возможность уделить внимание каждому ученику. Например, на курсах онлайн-школы «Синергия» работают наставники и тьюторы. Они контролируют прогресс учащихся и отвечают на любые вопросы.

Педагоги при этом акцентируют внимание на осознанном подходе к учебному материалу и заданиям: они учат понимать суть той или иной темы/правила и верно трактовать тесты независимо от формулировки, формата ответов или расположения вопроса.

Готовься к ЕГЭ по русскому языку онлайн под руководством педагогов и наставников

Педагоги и эксперты ЕГЭ системно преподают все нужные темы и учат выполнять задания независимо от их формулировки и формата, ориентируясь на актуальные материалы и варианты ФИПИ. Ученика поддерживают наставники, психологи и тьюторы.

Источник: synergytimes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today