«Когда я узнала, что у меня рак, тетя повела меня к монаху, отцу N. Он не благословил оперироваться. Все во мне сопротивлялось и как-то не укладывалось в голове, но тетя сказала, что он «такой молитвенник, и еще и… видит!»
Я ждала полгода… Отец N сказал, что надо лечиться травами, я лечилась, но стало хуже… И тогда я пошла к другому священнику. Он сказал: “Не знаю, кто берет на себя смелость такое советовать людям?! Да, “врачи – не боги”, но кое-что они умеют. Надо ехать и лечится!» И я прооперировалась» – пишет на одном из православных форумов Ксения.
Настоятель храма св. равноап. кн. Владимира в Новогиреево отец Алексий Батаногов 15 лет был «больничным священником, – окормлял 70-ю городскую больницу Москвы. В своей практике он не раз сталкивался с ситуациями, когда встает драматический вопрос «благословения» на ту или иную форму лечения.
Как понять, на что брать благословение?
– Давайте вдумаемся в само значение слова «благословение» – это благие слова, то есть, прежде всего – молитва.
Как правильно брать благословение у священника на какое-либо дело? (прот. Владимир Головин)
«Благословите меня на что-то» означает, в том числе, и «помолитесь обо мне, о том, чтобы со мной все было по воли Божией». А еще это просьба о поддержке, помощи – Божьей и человеческой.
Никакой универсальной формулы благословения, которую должен произнести священник, нет. Не надо ждать особых «правильных слов» и «правильных действий» – каждый батюшка скажет что-то свое.
На все ли необходимо благословение? Конечно, всякий раз, когда православный человек готовится к важному делу, он берет благословение – одобрение того или иного своего решения. И здесь очень важна такая вещь, как послушание, только вот понимает его каждый человек по-своему.
Для монахов послушание – один из главных обетов, и в монашеской жизни, действительно, порой нельзя, что называется, и шагу ступить без благословения.
Другое дело – человек мирской. У него часто и духовника-то нет, у него есть частная жизнь, семья, работа, на работе – начальник и всем им приходится оказывать послушание в той или иной мере..
Брать благословение на все и всегда, даже если ты очень хочешь жить в послушании своему духовнику, просто невозможно. Мы принимаем решения десятки, сотни раз в день, и, чтобы не потеряться в этом море сомнений, нам даны заповеди Божьи, здравый смысл, нравственный и житейский опыт. А ориентир всех наших действий – Евангелие.
То же касается и вопросов медицины.
Как определить, на что брать благословение? Вот зуб удаляют или аппендицит вырезают – это достаточно серьезно? Или просить благословения священника стоит только по вопросам жизни и смерти, а по мелочи – не стоит?
Все дело в том, что мелочь это или не мелочь, каждый оценивает сам. Для кого-то зуб полечить – обычное дело, а для кого-то – целая история, он боится и подходит, просит: «Батюшка, я к зубному иду, боюсь страшно, благословите, помолитесь!».
Тут, скорее, речь идет о поддержке. Батюшка говорит: «Господи, благослови! Иди, не бойся, не ты первый, не ты последний. Будем молиться». Подбодрит, скажет доброе слово, и человек почувствует себя уверенней.
Благословение Как получить Благословение у Священника
Важен совместный поиск воли Божией священником и больным
Православным людям нельзя игнорировать мнения врачей в решении медицинских вопросов. Вопросы медицины очень сложны, часто сами врачи выносят по одному и тому же вопросу разные заключения.
А священник – не медик, и у него просто нет достаточных компетенций, чтобы самостоятельно рассуждать о медицинских вопросах, по которым просят его благословения.
Поэтому совершенно точно не стоит на беседу с батюшкой приносить ворох анализов, назначения, результаты УЗИ и выписки.
Можно рассказать священнику историю болезни кратко. И заранее максимально точно сформулировать свой вопрос, понять, между чем и чем стоит ваш выбор.
Ну а священнику, получив всю эту информацию, совершенно точно необходимо очень хорошо подумать.
Моя позиция такова: в случае, если речь идет о серьезной проблеме – онкологии, трансплантации или иной тяжелой операции, было бы правильнее говорить не об одной встрече больного человека и священника. Будет хорошо, если, выслушав человека, священник помолится, подумает пригласит на ещё одну беседу. Ведь у этой истории может быть развитие – новые анализы, второе мнения врача, еще какие-то повороты.
По своему опыту я могу сказать, что когда идет вдумчивое обсуждение, совместная молитва священника и больного человека, совместный поиск воли Божией, участие в таинствах – исповеди и причастии, Господь указывает путь.
Возможно не сразу, постепенно.
Если человек действительно все хочет сделать по воле Божьей, Господь поможет через людей, через обстоятельства, через какие-то «случайности». Не вспомню ни одного случая фатальных ошибок при таком подходе, все как-то устраивалось. Это касается, конечно, не только медицины.
Чем отличается послушание «простому священнику» от послушания старцу
Священник должен понимать свою меру ответственности. Одно дело – советы старцев, которым Господь открывает Свою волю, – как Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому, Иоанну Кронштадскому, нашим современникам – отцу Иоанну Крестьянкину, отцу Николаю Гурьянову. Все помнят, наверное, историю из книги «Несвятые святые», когда отец Иоанн Крестьянкин не благословил свое духовное чадо на операцию, но женщина вопреки не послушалась, пошла на операцию и умерла.
И когда человек обращается за благословением к старцу с несомненным духовным авторитетом, ему надо понимать и верить, что он идет узнать волю Божию, а не волю старца.
И потому данный ответ надо быть готовым исполнять, а иначе – зачем спрашивать?
Но ведь у нас сегодня старцев, не хочу сказать, – нет, но они практически недоступны. Может быть где-то на Афоне, может, где-то еще, сокрытым образом, но они мало кому доступны…
А те «старцы», к которым автобусами возят паломников – скорее, коммерческий проект, по крайней мере, что-то сомнительное, тут стоит быть очень острожными, осмотрительными.
К обычным же священниками, пусть и опытным, и праведным, подход как к старцу – не применим. И тут уже сам батюшка должен понимать, что он не может нарушать свободы воли человека.
Есть ли мера этого послушания? Да, это здравый смысл.
Благословение духовника – не приказ, это молитвенная поддержка, одобрение, подтверждение того, что человек хочет исполнить волю Божию, а не поступить по своему произволу.
Что делать, если человек не хочет поступать так, как благословляет священник? Если остаются сомнения – надо идти к нему еще раз и, может быть, просить, чтобы он помолился сугубо, отнесся повнимательнее. Но не бежать сразу за «вторым мнением» к другому священнику в надежде, что он сделает так, как вы хотите.
И обязательно молиться самому, просить Бога, чтобы он указал вашему духовнику – как же правильно? Не перекладывать всю молитву и поиск воли Божьей только на батюшку как «профессионала». Ведь это – ваша жизнь, ваш вопрос.
Главным критерием в вопросе благословения, конечно, должна быть любовь. Советовать и благословлять священнику нужно с любовью – так, как бы ты посоветовал своему ребенку, своему близкому. А больному – обращаться за советом к таким священникам, в которых чувствуется вдумчивое, внимательное отношение.
Я как-то прочел у одного из наших святых такое высказывание: «К какому священнику лучше обратиться – к прозорливому или к рассудительному? – Конечно к рассудительному!». Мне близка эта точка зрения.
«Не навреди»
Бывают, действительно, случаи, когда на лечение или операцию не благословляют. Тут стоит разобраться – что это за ситуация? Если это выглядит так: «Батюшка, благословите сделать операцию!» – «Не благословляю!», – ответил батюшка, развернулся и ушел, – надо задуматься – а кто это сказал? Если Серафим Саровский, нужно покориться.
А если не дал благословения обычный священник или монах, если вы видите, что это не было сказано с любовью, с участием, без рассуждения и молитвы, – не надо такого совета слушаться.
Врачи в своей работе всегда помнят правило: «не навреди». Я убежден, что и священник должен давать советы, исходя из того же принципа.
А если лечение тяжелей болезни?
Особо трудная тема – лечение детей. И тут я знаю просто вопиющие случаи: врачи жаловались, что священники напрямую мешают им, убеждая родителей отказываться от медицинского вмешательства, или от традиционной медицины, лечиться «травками», «маслицем», «святой земелькой» (это, конечно, совсем не значит, что священники не должны советовать прибегать к помощи святынь, тем более Таинств – исповеди и причастия).
Но неправильно отказываться от лечения, от помощи врачей – это мое мнение. Детей надо лечить, делать операции, если это необходимо. Может быть, если есть сомнения в том или ином враче, стоит искать других специалистов.
Стоит просить священника молиться о том, чтобы Господь указал, кому из докторов довериться, чтобы все устроилось. Запрещать лечить ребенка нельзя.
Есть ситуации, когда ребенок родился маложизнеспособным (например, с диагнозом СМА), и лечение в какой-то момент времени лишь стало продлеванием страданий ребенка, не обещая никакой положительной динамики. Это очень трудный, тяжелый вопрос.
Но и здесь духовник, священник сначала должен с любовью помочь родителям принять эту тяжелую ситуацию, а не просто советовать отказаться от лечения. Это может занять определенное, немалое время.
Пытаюсь вспомнить, приходилось ли мне не благословлять кого-то на операцию. Напрямую такого, пожалуй, не случалось. Но есть одна деликатная ситуация, которая касается очень пожилых людей – когда человек находится уже в «призывном» возрасте и когда лечение, процедуры, операция могут оказаться тяжелее, чем сама болезнь.
Вмешательство не продлит жизни, не улучшит ее качества – стоит ли мучить человека? А вдруг он не выдержит, умрет в реанимации или прямо на операционном столе, не успев причаститься и попрощаться с близкими?
Бывало, что я советовал: не надо, пусть лучше человек будет молиться, причащаться почаще, с родными своими побудет. В конце концов, где лучше умирать – дома или в больнице?
Хотя и тут есть тонкий момент. Болезнь болезни рознь – будут ли боли, будет ли умирающий в сознании? Это все как раз и нужно проговорить, учесть – хороший священник и должен помочь принять решение.
Но если шанс на выздоровление есть, отказываться от помощи точно не нужно ни в каком возрасте.
Врач + священник = всесторонняя помощь больному
Сама эта поднятая тема говорит о том, как важно священникам и врачам взаимодействовать друг с другом в вопросах помощи больному. Ведь человек состоит из тела и души, и невнимание к чему-то одному может уменьшить шансы на выздоровление.
А еще лучше, когда есть соработничество, взаимопонимание больного, духовника и врача.
Со времен моей службы в 70-й больнице у меня осталось много контактов врачей – в спорных случаях я всегда стараюсь посоветоваться с медиками о том, что сказать тому или иному прихожанину, обратившемуся за благословлением на лечение.
А в те годы, когда я окормлял больницу, и врачи обращались ко мне: «Батюшка, поговорите с таким-то больным, чтобы он не так активно постился – ему это неполезно».
Хорошо бы, если бы такое общение происходило, но как это устроить на практике, пока не очень понятно. Ведь если врач сам православный, он еще может рассмотреть такую возможность – связаться с духовником своего пациента. Во всех остальных случаях доктора чаще всего на такой контакт не идут.
Фото: Павел Смертин
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник: www.miloserdie.ru
Как брать благословение? Правила церковного этикета
Казалось бы, что тут сложного: сложил руки «лодочкой» — и все. Но нет же: а какая рука сверху? А целовать руку священника потом или нет? А зачем вообще ему руку целовать? А благословение — это как поздороваться с батюшкой?
На эти (и не только) вопросы отвечаем в «Слайдах».
01
Что такое благословение?
Это когда священник осеняет человека крестообразно пальцами, сложенными в виде букв IС ХС — Иисус Христос. В этом случае священнослужитель выступает проводником — через него благословляет сам Бог.
02
Кто придумал благословение?
Бог. Сам Иисус Христос перед вознесением на небо благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их (Лк 24:50).
03
Как складывать руки?
Согнуть руки в локтях, ладони вверх, правая рука поверх левой. Движение очень похоже на то, когда из родника пытаешься двумя руками зачерпнуть воды и попить из ладоней. В ответ на это движение священник крестит человека рукой и кладет ее на ладони.
04
Нужно целовать руку священника?
Все зависит от человека — можно целовать, а можно и нет. Действительно, у православных есть традиция целовать правую руку священника — но не потому, что он святой, а потому, что руками он совершает таинство Евхаристии — пресуществление (превращение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Если не хотите — не целуйте. Никто не обидится.
05
А если священник без рясы и креста? Брать благословение?
Если считаете уместным — да. Священники иногда не надевают рясы вне богослужебной жизни, и, если вы встретили знакомого батюшку на улице, можно подойти под благословение.
06
А если священник под запретом?
Запрет — это когда за какие-либо проступки правящий архиерей запретил священнику проводить богослужение. Чаще всего священникам под запретом благословлять людей не разрешают — это прописывается отдельным пунктом в указе о запрете в служении.
07
Благословение — это приветствие со священником?
Нет. Поздороваться со священником можно, как и с обычным человеком, и брать при этом у него благословение не обязательно. Но у нас уже сложилась такая традиция, что, встретив священника, после приветственных слов мы говорим «благословите» и складываем соответственно руки.
08
У кого можно брать благословение?
У священников и архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов) — то есть у тех, кто может сам совершать Евхаристию. У дьяконов, иподьяконов и прочих присутствующих и даже служащих в алтаре мужчин благословение брать нельзя. Даже если попросить, то они не дадут. Так бывает: бородатого человека в подряснике легко перепутать со священником.
09
А если стоит несколько священников, у кого брать благословение?
Можно у всех, но начать со «старшего по званию». Если непонятно, кто это, можно спросить, и остальные укажут на старшего собрата. Если среди священников есть архиерей, то в его присутствии давать благословение они не могут и брать благословение можно только у него.
(65 голосов, средняя: 4,89 из 5)
21 сентября 2018
Поделиться:
Геннадий 1 год назад Ответить
Пресуществление — католический термин, он неверен. Наше слово — преложение. Нет в причастии никакого алхимического превращения одного в другое. Господь соединяется с хлебом и водой, и они становятся Телом и Кровью, не меняя физической сущности. Нет никакого «под видом вина и крови».
Кузнецов Михаил 1 год назад Ответить
Добрый день! Термин «пресуществление» является единственным, закрепленным канонически и возможным для использования. Учение о «преложении» существует, и во многом действительно ближе восточному богословию чем «пресуществление», однако оно никогда не было утверждено нигде, кроме трудов отдельных богословов.
Кроме того нельзя забывать и о том, что католическое и православное понимание одного и того же термина могут быть различными, что мы можем понимать под «пресуществление» не то же самое, что понимают католики. Сам факт возникновения этого термина именно в католической среде не делает термин недопустимым. Кроме того, не уверен что Вы сами сможете объяснить разницу между тем, что написали: «Господь соединяется с хлебом и водой, не меняя их физической сущности», и «Мы принимаем реальное Тело Господне под видом хлеба». И в первом и во втором случае мы имеем изменение субстанции при неизменных акциденциях.
Александр 4 года назад Ответить
По поводу начальниц монастырей не сказано ни че го! А у них то же берут благословение, даже священники и диаконы.
Алексий 4 года назад Ответить
Такая задачка из церковного этикета, с которой я на днях столкнулся: в алтаре присутствует настоятель храма — протоиерей, и приехавший с частным визитом архимандрит. Кто «старше по званию»? У кого первого в таком случае положено взять благословение?
Поддержите «Фому»
«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
Источник: foma.ru
Как брать благословение у священника?
Само слово «благословение» является калькой греческого слова εὐλογία, которое обозначает «восхваление, славословие» Господа («Благословен Бог наш. »). На сегодняшний день в церковном обиходе это понятие является многозначным. Одно из его значений — пребывание в благостном, благодатном состоянии, которое посылает человеку Бог.
Так, Архангел говорит Марии: Благословенна Ты между женами. (Лк. 1: 28).
Но наиболее часто слово «благословение» мы употребляем в его практическом значении. Во-первых, как разрешение на совершение какого-то действия (например, благословение патриарха на строительство храма). И, во-вторых, как испрошение священником Божией благодати на людей. При этом священник осеняет человека или множество людей крестным знамением.
Благословлять друг друга могут и мирские люди. Так, например, огромное духовное значение даже в наши дни имеет родительское благословение, например, на перемену места жительства, на путешествие, на вступление в брак, на уход в монастырь. Однако только иереи и архиереи, получившие благодать Святого Духа в таинстве Священства, способны подавать благословение во время священнослужения.
Священники благословляют не только людей, но также и священные предметы, блюда, например коливо.
Когда можно брать благословение у батюшки?
В Церкви существуют различные ситуации, когда можно получить благословение. Каждая имеет свои смысловые особенности.
Во-первых, зачастую благословение выступает аналогом мирского приветствия или прощания. Поприветствовать иерея таким образом можно не только в церкви, но и встретившись в иной обстановке, если такое приветствие будет уместно.
Во-вторых, благословение может пониматься как дозволение, напутствие на совершение какого-то дела. В церковной среде существует традиция брать благословение духовника или любого священника на важную поездку, на брак, на строительство дома и вообще на совершение каждого важного для нас дела. Благословляясь на любое начинание, мы призываем помощь Самого Бога, Который действует через Своего служителя, говорит его устами.
В-третьих, благословение подается всем прихожанам храма во время службы. В определенные моменты богослужения священники благословляют народ правой рукой (при этом складывая пальцы в подобие начертания букв ICXC, что значит Иисус Христос). В ответ верующие преклоняют голову и кланяются в пояс. Если священнослужитель осеняет прихожан священными предметами (например, крестом или иконой) — молящиеся сначала крестятся, а затем совершают поклон. При этом подносить руки к груди или же целовать их не нужно.
Как брать благословение?
Строгих канонов или предписаний по этому поводу не предусмотрено. Однако есть некоторые правила церковного этикета, подсказанные обычным здравым смыслом.
Подходя под личное благословение, нужно сложить ладони крестом, при этом поместив правую руку поверх левой, и сказать: «Благословите, отче». Священник в ответ на эту просьбу говорит: «Бог благословит!», одновременно осеняя ладони благословляемого крестным знамением, а затем кладет на них свою руку для лобызания (целования).
Некоторые особенности этикета
Если вы хотите подойти под благословение, но при этом рядом стоит несколько иереев, благословиться нужно сначала у старшего по сану. Однако необходимо правильно оценивать ситуацию. Вместо того чтобы поочередно благословляться у каждого священника, можно просто поклониться и произнести: «Благословите, честные отцы!»
Если к одному священнику подходит группа людей, то здесь также следует соблюдать иерархию. Мужчины подходят впереди женщин, старшие впереди младших.
Также не стоит просить благословения в неподходящее время, а особенно в важные моменты богослужения: например, когда священник причащает или совершает каждение храма.
Источник: obitel-minsk.ru