Как пользоваться кассой букв слогов и счета

К школьному логопеду часто направляются дети, которые на протяжении двух – трёх лет не могут овладеть чтением и письмом. В научном мире не умение овладеть процессом чтения носит название дислексия, а письмом – дисграфия. Эти два расстройства тесно связаны между собой. Как я писала раньше, эти ошибки происходят из – за недостаточно развитого фонематического слуха.

Ребёнок не может слить буквы в слоги, а слоги в слова. Как правило, такой ребёнок читает по буквам (это называется побуквенное чтение). Очень часто искажает прочитанные слова.

Обследуя каждый год учеников начальной школы на предмет «дисграфия», анализируя их диктанты, я очень часто задавала себе вопрос: «Почему с каждым годом детей, не умеющих грамотно писать диктанты, (дисграфиков) становиться всё больше и больше»? Если в начале моей трудовой деятельности их было один – два ученика в классе, то на данный момент — пять, шесть детей в одном классе не могут справиться с такими предметами как чтение и письмо.

Да, конечно, у таких детей, не справляющихся с программой по чтению и письму, не очень развит фонематический слух. Но его и не развивают грамотно в период подготовки к обучению грамоте. Раньше во время занятий по подготовке к обучению грамоте логопеды на фронтальных занятиях, да и школьные учителя в первых классах, активно использовали кассу букв.

Дети из букв выкладывали слоги, слова. Путём замены одной буквы образовывали новые слова, материал подбирался от простых слов к сложным, Спрашивали: «Какой первый звук в слове, какой второй»? Ставили соответствующие буквы (слова «ау», «уа»). Затем слова из трёх букв. Так же спросить какой первый, какой второй, какой третий звук в слове. Поставить соответствующую букву.

Широко использовался такой приём как словообразование. Путём замены одной гласной буквы получить новое слово (бок, бак, бык). Даже не умеющие писать дети уже представляли мысленно, как пишется заданное слово, могли выложить из букв довольно таки сложные слова, предложения. Такая работа играет огромную роль в профилактике такой формы дисграфии, как пропуски и замена гласных букв.

Читайте также:  Как очистить золотые украшения в домашних условиях

Дети должны найти в кассе определённую букву, составить слово. Тем самым у них формировалось внимание, сосредоточенность. В это время звуковой анализ и синтез слова развивается как бы между делом в процессе работы с кассой букв.

Но многие современные учителя и логопеды отказались от этой работы. Большие группы, классы, Работа с кассой предполагает большую подготовку к уроку, или к занятию. Необходимо перед уроком проверить наличие касс у каждого ученика, наличие определённого количества букв в кармашках, чтобы можно было составлять слова, наличие фишек для звукового анализа.

Одно неловкое движение ученика и касса падает, буквы рассыпаются. И всё это может происходить во время урока или занятия. Всё это доставляет огромное неудобства учителю или логопеду, отнимает много сил и времени. Поэтому, может и по другим причинам преподаватели отказались от работы с кассой букв. В школах их встретишь всё реже и реже.

А процент дисграфиков в начальной школе увеличивается, и мало кто задумывается по каким причинам.

Источник: dzen.ru

Работа с кассой букв и слогов
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Целенаправленная, системная работа с кассами букв и слогов дошкольников с нарушениями речи является одним из элементов подхода к обучению родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи.

У ребёнка формируются первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку — сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения. Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения дошкольными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются: зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез, пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез, слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух, сенсомоторные координации, точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и не учебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально -типологических особенностей и возможностей детей.

Читайте также:  Как поймать чужого кота на своем участке

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ребёнка. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

Как средство обучения применяется на занятиях по обучению грамоте. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков дошкольников проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе наглядного материала.

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью детей. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями педагога.

Отвлеченные грамматические понятия — слог, слово, предложение — в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занята вся подгруппа, каждый ребенок.

К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.

Работа с разрезной азбукой на занятиях по грамоте является одним из важнейших средств развития дошкольников 6-7 лет, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Эти преимущества применения разрезной азбуки учитываются в опыте творчески работающих педагогов. Составление слов, предложений — непременное условие обучения грамоте; редкое занятие проходит без выполнения задания дефектолога по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по букварю, печатанию слов и предложений в тетради.

Читайте также:  К чему снится мертвый ребенок который оживает

Из сказанного следует, что работа с разрезной азбукой самым непосредственным образом связана с обучением дошкольников с речевыми нарушениями чтению. Она играет прежде всего роль подготовительных упражнений к освоению письма, а в дальнейшем постоянно с успехом используется учителем в школе, как форма контроля, конкретизации и закрепления правила чтения и особенно письма.

Источник: nsportal.ru

Касса букв, слогов и цифр. ВОПРОС.

Блин, девчата, ну помогайте. Как ею пользоваться то? В интернете только предложения купить. Инструкции по использованию нету, увы.

Комментарии

из букв разные слоги складывать и проговаривать. моя поначалу не могла. так я предложила ей эти буквы не говорить отрывисто, а петь, например м-м-м-м-а-а-а или б-б-б-у-у-у. чтоб поняла, что с чем и как сочетается. а потом уже из слогов слова. в 4 с половиной года читать научилась таким образом. а кассу цифр так и не использовали ни разу.

3 июля 2014 13:14

я сама запустила маленько этот процесс. Когда мы в 4 года пошли в развивашку, можно было научиться читать, но я упустила этот момент. Как всегда, кинулась, когда уже петух жареный в попу клюнул(((

Источник: www.baby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today