Как помочь первокласснику адаптироваться в школе

В статье даны конкретные практические рекомендации, которые помогут первоклассникам легче пережить новый эмоциональный опыт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику адаптироваться в школе?

Линейка, первая учительница и знакомство с одноклассниками — трогательные моменты, которые запомнятся надолго. Вместе с тем малыши испытывают немало стресса в период адаптации к обучению в школе. Рассказываем, как помочь им пережить новый эмоциональный опыт.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например:

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Снова в школу. Как помочь первокласснику адаптироваться

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе.

Сколько времени занимает адаптация в первом классе

Принято считать, что адаптация первоклассников к школе может длиться от двух недель до нескольких месяцев, а возможно, и весь первый класс. Всё очень индивидуально — здесь играют роль разные факторы:

  • специфика школы,
  • характер ребёнка,
  • объём учебной нагрузки,
  • психологическая стабильность,
  • атмосфера в семье,
  • профессионализм педагога,
  • коллектив.

Если в семье поддерживается комфортный и дружелюбный климат, мама с папой не ругаются, выслушивают малыша, учитывают его мнение и поддерживают — адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче и быстрее.

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических рекомендаций, которые помогут в школьной адаптации первоклассников.

1 . Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка. Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью.

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе.

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться. В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости.

3. Следите за здоровьем

Режим дня для адаптации первоклассников

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов. Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние.

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была?

Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?»

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности.

Когда малыши идут в школу, на них возлагается немало новых обязанностей. Нужно регулярно рано вставать, сидеть за партой смирно и делать домашку. На длительность адаптации первоклассников к обучению влияют такие факторы, как характер ребёнка, атмосфера в семье, личность педагога и общий уровень подготовки к учёбе.

Чтобы помочь первокласснику, следите за собственным эмоциональным состоянием. Не забывайте давать ребёнку море заботы и поддержки. Малыш должен чувствовать вашу защиту.

Семье важно в период адаптации первоклассника помнить про режим — вовремя ложиться и хорошо питаться. Помимо этого, важно проявлять заинтересованность тем, как проходит учёба, и на первых порах адаптации помогать с домашними заданиями, сбором рюкзака или стиркой школьной формы.

Желаю, чтобы адаптация к школьному обучению прошла гладко и безболезненно!

Источник: nsportal.ru

Как помочь ребенку адаптироваться в первом классе

Кристина Манасарян

Школа — новый и серьезный этап для всей семьи. Много изменений, новые люди, новый режим — все это может стать непростым испытанием для ребенка. Решили подготовиться к учебному году заранее и рассказать родителям, как помочь детям пережить адаптацию и что делать, если привыкнуть к школе никак не удается.

Читайте также:  Как пользоваться эфирными маслами для волос

Материал подготовлен при помощи эксперта — учителя начальных классов школы ЗИЛАРТ 548 Екатерины Тихоновой.

Адаптация — это совокупность факторов. Это главное, что важно понять родителям. Если ребенок успешно осваивает программу и быстро решает примеры, это не показатель успешной адаптации. Видов адаптации можно выделить несколько:

  • организационная — все то, что касается режима, правил, обязанностей;
  • учебно-мотивационная — здесь как раз смотрим на уроки, мотивацию, навыки;
  • психологическая (самая важная) — это про реакцию ребенка на новую для него социальную роль;
  • социальная — здесь речь про общение с детьми и взрослыми, навык соблюдения правил в обществе.

 В период адаптации ребенку обязательно нужны поддержка и внимание родителей. Фото: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com

Адаптация успешна, когда все показатели на высшем уровне. А именно: ребенок соблюдает режим (с помощью родителей, конечно); учится сам собирать рюкзак; ему в школе интересно, нет пробелов в программе (или они легко устраняются); он не капризничает и не отказывается ходить в школу; легко ладит как с другими детьми, так и с окружающими его взрослыми. Люди реагируют на новые стрессовые ситуации по-разному. Дети не исключение. Поэтому им так нужна помощь взрослых на этом этапе.

Почему могут возникнуть проблемы у первоклассников

Все дети разные и своим особым способом адаптируются к новым условиям. То, насколько этот процесс будет успешен, зависит от многих факторов: настроя родителей и педагога, отношений с одноклассниками, школьной и внешкольной нагрузки. Мы осветили несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание, чтобы облегчить адаптацию ребенка в первом классе.

Попробуйте интерактивные задания для детей на Учи.ру
Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа

Новый режим

Кажется, что он не сильно изменился с дошкольного периода, особенно для детей, которые ходили до этого в детский сад. Так же рано надо вставать, находиться в группе детей и слушать взрослого, соблюдать установленные правила. На самом деле школьный режим сложнее: ребенку теперь надо сидеть на уроке от звонка до звонка, за 10 минут отдохнуть, а затем попробовать снова сосредоточиться.

 Новый режим влияет на моральное и физичесое состояние ребенка. Фото: Alexander Egizarov/shutterstock.com

Вставать тоже придется раньше: надо успеть собраться, проверить портфель (лучше это делать, конечно, с вечера), одеться, позавтракать и дойти до школы. В первые недели дети так устают после школы, что, приходя домой, засыпают — хотя в детском саду могли наотрез отказываться от дневного сна. Это нормально. Новый режим влияет и на моральное, и на физическое состояние.

Недостаток движения

Еще одно важное отличие школы от детского сада — малоподвижный образ жизни.

Екатерина Тихонова
Учитель начальных классов

Есть мнение, что не надо отдавать ребенка на секции сразу же в начале нового учебного года. Но подумайте: в школе дети сидят по 4-5 часов, не всегда есть возможность поиграть на переменах. А детям это очень важно. Ищите спортивные секции: плавание, танцы, футбол, что ребенку ближе.

Это помогает и с режимом: ребенок знает, что в 6 вечера у него занятия, значит, до этого времени надо доделать все дела. Это потом пригодится и в учебе.

 Движение для детей остается очень важным, так как им сложно сидеть по 4–5 часов на уроках. Фото: FamVeld/shutterstock.com

Нехватка прогулок на свежем воздухе

В детском саду дети гуляют по часу два раза в день. В школе прогулки не предусмотрены. Бывает, что уроки физкультуры зимой проходят на улице, но далеко не во всех школах. По нормам ВОЗ, дети должны гулять в общей сложности 180 минут в день. Конечно, в условиях зимы соблюдать такие рекомендации непросто, но можно попробовать объединиться с другими родителями, обратиться за помощью к педагогам — сделать так, чтобы даже в непростых погодных условиях прогулка превратилась в приятный и полезный досуг.

Екатерина Тихонова
Учитель начальных классов

Мы после уроков часто гуляли. Выходили с родителями на ближайшую к школе площадку. Было очень удобно: дети играют и гуляют, а мы — общаемся. Даже 30–40 минут после уроков — это уже здорово.

Появление ответственности

Стать первоклассником — значит приобрести новый социальный статус. Ребенок понимает, что теперь его главная задача — учиться и получать знания. А это уже совсем другой уровень, чем в детском саду. Важно, чтобы такая ответственность мотивировала, но не давила на ребенка. Ведь первоклассники — это такие же малыши, которым по-прежнему нужна поддержка и забота близких.

 Учиться и получать знания — это новый уровень ответственности для ребенка. Фото: Aquarius Studio/shutterstock.com

Самоконтроль и собранность

К школьникам предъявляют больше требований — им предстоит не просто научиться следовать правилам школы, но и стать самостоятельнее и внимательнее. Запомнить, куда повесил куртку, понять, какой учебник надо достать, куда сдать тетрадь, когда помыть руки и отправиться в столовую, чем раскрасить картинку на уроке и как правильно записать домашнее задание. Возможно, не все будет даваться ребенку просто. Но родители могут ему помочь.

Советы родителям

Родители — главная опора для ребенка в стрессовых ситуациях. Именно ваши реакции, слова и эмоции будут островком стабильности в быстро меняющемся мире малыша.

Верить в ребенка

Начало школьной жизни — это столкновение с новой реальностью. Представьте, что вы переехали в другую страну, а там вас просят сразу говорить на иностранном языке, общаться с другими людьми, находиться в новом доме и погружаться в иную культуру. Да, это может стать приключением, но от этого не будет меньше стресса. Ребенок испытывает то же самое: многое ему интересно, но сразу требовать от него результатов не стоит.

Екатерина Тихонова
Учитель начальных классов

Некоторые родители полагают, что ребенок должен стать самостоятельным, должен каллиграфически писать, быстро читать и вообще все уметь. А зачем он пришел в школу? Он пришел учиться. Ребенок никому ничего не должен. У него стресс, и продлиться он может до полугода.

Вам как родителю необходимо помочь малышу заботой, подсказками, вниманием, а не требованиями. Потом вам всем станет проще.

 Период адаптации в школе — это стресс для ребенка, а задача родителя — помочь малышу заботой, подсказками, вниманием. Фото: fizkes/shutterstock.com

Не прививать негативное отношение к школе

Расскажите о школе то лучшее, что вы помните из своего опыта. Конечно, у всех было разное детство, возникали разные ситуации — от некоторых из них нам хочется оградить детей. Да, родители могут быть в чем-то не согласны с педагогом, но лучше обсудить это напрямую с учителем, а не вовлекать в конфликт ребенка. Ваша задача как родителей — создавать доверительные отношения, делать так, чтобы он не боялся делиться с вами как своими победами, так и сложностями.

Вместе с ребенком организовать его новый график

Режим — один из важнейших моментов адаптации в школе. Не забывайте о прогулках, здоровом сне и правильном питании. Старайтесь, чтобы уроки были сделаны до 18:00 — после этого времени ребенку лучше играть и готовиться ко сну. В этом возрасте детям следует спать 9-10 часов. Готовить ребенка к ранним подъемам лучшее заранее, до начала учебного года.

Читайте также:  Почему мне нравится танцевать

Начните хотя бы за две недели вставать на 15 минут раньше каждый день. Это поможет и вам тоже: с выспавшимся и спокойным ребенком куда проще найти общий язык в 7 утра.

Разговаривать с ребенком

Старайтесь не ограничиваться стандартным «как дела в школе?». Спрашивайте: «О чем ты узнал сегодня? С кем общался? Было ли тебе интересно? Расстроило ли тебя что-то сегодня? А что обрадовало?

Какие еще чувства ты испытывал?». Будьте готовы к тому, что ребенок не захочет делиться всем, что происходит в его жизни — это нормально. Он растет, какие-то переживания ему хочется оставить при себе, разобраться с ними. Не давите. Бывает так, что дети говорят не сразу, а потом, когда родители заняты, хотят все-таки обсудить то, что их волнует.

Уделите внимание. Сделайте все возможное, чтобы выслушать и поддержать. Иначе в следующий раз ребенок может и не прийти за советом.

 Сделайте все возможное, чтобы выслушать и поддержать ребенка. Фото: ESB Professional/shutterstock.com

Как понять, что адаптация проходит тяжело

Екатерина Тихонова
Учитель начальных классов

Главный «красный флаг» — систематические капризы и отказ от учебы. Не думайте, что это просто манипуляции — не хочу, не буду, не выспался, расстроился. Да, такое может быть у любого ребенка. Но повторяющееся нежелание учиться, идти в школу — это звоночек.

На что еще родителям стоит обратить внимание в первые месяцы учебы?

Часто болеет

Верно, дети часто болеют. Но если ребенок болеет чаще, чем в прошлом — дошкольном — году — это знак, что он не справляется, ему надо отдохнуть. Отправьтесь на выходные в путешествие без гаджетов и прописей, смените обстановку.

Не справляется с эмоциями

Способность контролировать эмоциональное состояние — один из главных признаков готовности к школе. Учеба — это не только знания, но иногда и разочарование от невозможности что-то понять, сделать так же, как другие, стать лучшим. Если ребенок с этими эмоциями справиться не может, значит, сил у него не хватает — подумайте, куда эти силы уходят, и вместе решите, как их можно восполнить. Разные эмоции — это нормально, здесь надо смотреть на степень их проявления и умение ребенка вернуться в нормальное состояние.

 Выражение эмоций — это нормально, важно следить за степенью их проявления и умением ребенка вернуться в нормальное состояние. Фото: Dean Drobot/shutterstock.com

Поведение изменилось

Ребенок может не только устраивать истерики и демонстрировать гнев, когда устал. Если в прошлом у вас дома бегал бойкий активный малыш, а сегодня он вдруг превратился в самого прилежного, тихого и аккуратного ребенка, не спешите радоваться. Возможно, он просто пытается сохранить энергию для всего, что его ожидает в школе за партой. Резкое изменение темперамента ребенка иногда повод насторожиться. Конечно, дети становятся старше, их характер меняется, здесь важно обратить внимание именно на резкие перемены.

Много спит

Если в первые пару месяцев после начала учебного года ребенок спит днем или засыпает гораздо раньше, чем ложился до этого, — это нормально. Организм и психика привыкают. Если любовь к долгому сну ближе к Новому году не исчезает — обратите внимание на нагрузку, узнайте, все ли в порядке в школе, нужна ли помощь с уроками.

Не дружит ни с кем

Екатерина Тихонова
Учитель начальных классов

Мне недавно позвонила мама ученика и сказала, что у ее ребенка нет в классе друзей. Я в таких ситуациях советую родителям самим включаться в общение: пригласить кого-то из одноклассников в гости или в игровую. Причиной затянувшейся адаптации часто становится неправильное формирование отношений с одноклассниками: когда дети чувствуют себя лишними и изгоями.

Вот прошлый выпуск у меня был очень дружный: мы постоянно выезжали на экскурсии с ребятами — игровые и познавательные. Родители также общались между собой. Было очень здорово!

 Отслеживайте, где может понадобиться ваша помощь: наладить режим, справиться со сложным заданием, найти новых друзей. Фото: YAKOBCHUK VIACHESLAV/shutterstock.com

Если вы говорите с ребенком о школе, а он не упоминает про одноклассников, не хочет рассказывать про друзей — присмотритесь, пообщайтесь с учителем, узнайте, получается ли у ребенка найти общий язык с детьми.

Не хочет идти в школу

Нежелание ребенка идти в школу — всегда повод выяснить причины. Нет, это не норма. Причина должна быть. Не хочется рано вставать? Вместе налаживаем режим, ложимся раньше.

Не может найти друзей? Идем к учителю, родителям одноклассников — ищем способы помочь. Не получается красиво писать? Находим симпатичные интересные прописи, покупаем LEGO (для развития мелкой моторики).

Ребенок в первом классе остается ребенком. Да, он школьник. Важно делегировать ему часть обязанностей и ответственности, воспитывать самостоятельность. Но на первом этапе самое главное — поддержка, внимание, максимальная забота. Вы все вместе входите в новый мир, в котором будет все — дружба, любовь, препятствия, победы и неудачи, разочарования и восхищение.

И пройти через это так, чтобы в будущем у всех остались только самые хорошие воспоминания, можно только вместе.

Источник: uchi.ru

Как помочь адаптироваться первоклассникам

«Первый раз в первый класс» – очень радостный и одновременно очень беспокойный день для всей семьи маленького первоклассника. Впереди школьные будни. И – школьная адаптация: этап непростой и для самого ученика, и для его близких. С какими трудностями сталкиваются дети и их родители в первый год обучения в школе и можно ли добиться успешной адаптации к школе с максимальным комфортом для всех?

Что такое школьная адаптация?

Сам термин «адаптация» подразумевает процесс приспособления организма к внешней среде. В результате происходят внутренние изменения, которые соответствуют новым условиям существования.

Применительно к школе под термином «адаптация» понимается процесс принятия и усвоения ребёнком новой социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса школьника и новых систем взаимодействия («ученик – учитель», «ученик – ученик»), а также связанный с этим процесс выработки новых средств поведения.

Родителям стоит знать, что на этом этапе очень важно помочь первокласснику адаптироваться к новым для него условиям, объяснять, поддерживать и направлять малыша. Внимание и забота сделают процесс привыкания к школе максимально быстрым, комфортным. Это станет залогом будущих школьных успехов вашего любимого ученика.

С чем предстоит столкнуться?

В процессе адаптации первокласснику предстоит приспосабливаться сразу к нескольким важным изменениям в своей жизни.

Освоение нового пространства. Первые недели в школе ребёнок будет знакомиться с местом, где ему предстоит учиться, и искать ответы на вопросы: что такое школа, из каких частей она состоит, как дойти от класса до столовой, что делать, если на пути встретились старшеклассники, и даже – «я заблудился, как мне отсюда выйти?». Освоение школьной среды младшим школьником – очень важная часть адаптации.

Читайте также:  Как сделать красивый макияж для зеленых глаз

Новая социальная ситуация. Ребёнок, который ещё недавно был дошкольником, теперь находится в статусе школьника. Ему предстоит ответить на вопросы: какой я теперь? Чем отличаюсь от себя предыдущего? Что у меня есть на данный момент такого, чем я могу гордиться?

Новые взаимодействия. Ребёнку предстоит осваивать средства социального взаимодействия в новых для него системах «ученик – учитель» и «ученик – ученик». Ему надо будет уяснить правила, по которым общаются в классе дети друг с другом, ученики с учителем, понять, как вести себя в школе можно, а как – нельзя.

И только после того, как ребёнок:

  • освоил пространство физически,
  • осознал себя в новом статусе,
  • понял и принял правила поведения в школе,

можно говорить о том, что он изменился психологически, приспособился к новым обстоятельствам. Отныне школьная среда будет казаться ему безопасной: он уже знает, чего от неё ждать и как себя вести, а значит, адаптировался к школе. Так сколько времени это займёт?

Этапы школьной адаптации

Школьная адаптация делится условно на три этапа (или фазы).

Ориентировочная фаза занимает 2–3 недели. Это самый «острый» и напряжённый период для ребёнка, настоящий стресс для организма.

Фаза неустойчивого приспособления начинается после «ориентировочной» и длится ещё 2–3 недели. Первые сложности позади, ребёнок уже начинает разбираться в школьной жизни, в новых правилах. Его организм испытывает меньший стресс.

Фаза относительно устойчивой адаптации начинается после фазы неустойчивого приспособления и может длиться от 5–6 недель до года. Достаточно распространены случаи, при которых ребёнок весь первый класс привыкает к школе, к усилившимся физическим, психологическим и интеллектуальным нагрузкам. Это – вариант нормы.

Родителям стоит учесть, что, даже если у ребёнка наблюдается высокая степень готовности к школьному обучению (то есть всё говорит о личностной и эмоционально-волевой готовности, хорошем интеллектуальном развитии), он всё равно будет проходить все фазы школьной адаптации. Это неизбежно. Просто тот первоклассник, чью школьную зрелость психологи оценили как высокую, пройдёт этот период легче, нежели дети со средним или низким уровнем школьной готовности.

Из чего состоит адаптация?

Адаптация первоклассника – комплекс из трёх равнозначных по важности компонентов.

Физиологическая адаптация подразумевает, что ребёнок постепенно привыкает справляться со школьными нагрузками. Большинству первоклассников непросто даётся переход от динамической нагрузки к статической. Перед учеником ставится задача сидеть неподвижно 30–45 минут урока, держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания.

Всё это требует высокого уровня физиологической готовности. Детскому организму нужно время, чтобы он перестроился. Очень часто в самом начале учебного года первоклассники болеют, потому что их организм попросту не справляется с непростой задачей физиологической адаптации.

Социальная адаптация предполагает наличие у ребёнка умений слушать, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Он учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, налаживать отношения со сверстниками.

Психологическая адаптация. Сюда относится желание ребёнка учиться, принятие своей позиции школьника, высокий уровень психологической зрелости. Настроенность на учёбу, школьная мотивация, готовность к обучению, стрессоустойчивость – всё это малыш будет приобретать в ходе психологической адаптации.

Помощь родителей очень важна

Что могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к физиологическим, психологическим, интеллектуальным нагрузкам и избежать школьных стрессов?

Самое главное для мам и пап – не впадать в крайности, не пытаться сделать всё сразу и соблюдать баланс между школьными нагрузками и свободным временем ребёнка. У многих родителей появляется большой соблазн записать малыша ещё и в пару кружков или на секцию. Но делать этого не стоит. Да, очень хочется, чтобы дети росли всесторонне развитыми, но важно также, чтобы они оставались здоровыми, весёлыми, непосредственными, как это и свойственно детям.

Родителям нужно не забывать о том, что каждый малыш уникален, учитывать индивидуальные особенности именно своего ребёнка. Нуждается ли он в твёрдом контроле, или сам имеет достаточную мотивацию, чтобы быть первым учеником? Он стеснительный тихоня или смелый заводила, стремящийся к первым результатам во всём?

Подходя к ребёнку как к личности с выраженной индивидуальностью, нужно внимательно выбирать и программу обучения. Сделать школьное обучение комфортным, радостным и интересным поможет система, учитывающая индивидуальные особенности ребёнка, такая как «Начальная школа XXI века». Ведь эта система особое внимание уделяет именно полноценному индивидуальному развитию ребёнка, его успешному усвоению знаний в привычном для него темпе и, как следствие, плавному вхождению в школьную жизнь.

Вырабатывая план действий на первый год обучения в школе, родителям стоит помнить про все три основные компонента адаптации.

Облегчить физиологическую адаптацию можно, если:

  • продумать и чётко прописать режим дня первоклассника;
  • укладывать его спать и звать за стол в одно и то же время;
  • гулять не менее 2,5 часа в день (в первом классе не задают уроков, и этим надо пользоваться!);
  • чередовать виды деятельности: после занятий – подвижные игры;
  • в школу давать ребёнку перекус (сок, фрукт, йогурт), это поможет поддержать силы, если он устал к концу дня;
  • не оставлять на продлёнке – отдых дома куда полноценнее;
  • по возможности не отменять дневной сон.

Облегчить социальную адаптацию возможно, если:

  • научить ребёнка правилам общения с другими учениками в классе;
  • обратить его внимание на то, как важно быть вежливым;
  • обучать ребёнка самостоятельности: пусть он учится сам собирать портфель, убирать за собой игрушки, выполнять задания (например, поделки к празднику);
  • отказаться от идеи критиковать учителя при ребёнке – это подрывает авторитет учителя.

Психологическая адаптация пройдёт легче, если:

  • привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места и т.п.;
  • старайтесь объяснять всё, что непонятно: задания, ситуации;
  • поддерживая малыша своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;
  • обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье, надёжный тыл (а для этого родителям не нужно ссориться или резко менять устои семьи).

Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.

Анна Калинина-Артемова

Источник: shkolaveka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today