Непослушный язычок все никак не освоит правильный звук Р? Распространенная ситуация. Отсутствие звука Р или его дефектное произношение – это одна из самых распространенных логопедических проблем как среди детей, так и среди взрослых. В отличие от других звуков, Р редко появляется сам по себе.
В этой статье вместе с логопедами Novator разберемся, почему с Р столько трудностей, как произносить звук правильно и обсудим способы постановки звука в домашних условиях.
Досье на звук Р
Звук Р согласный. Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых, воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ.
Р – твердый, всегда звонкий звук.
Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Произнесите звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р), чтобы ощутить разницу в формировании звука.
Звук дрожащий , вы можете почувствовать как вибрирует горлышко. Это происходит потому что голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, создавая вибрацию.
Логопед для непосед: как научиться произносить звук «Р» [Любящие мамы]
В образовании звука участвует кончик языка – звук переднязычный.
Почему звук Р не появляется сам по себе?
Сразу же ответим на самый важный вопрос. Когда в норме должен появиться звук Р? Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат.
Звук Р относится к звукам позднего онтогенеза. Артикуляцию звука Р ребенок не видит, поэтому звук не появится по подражанию. К тому же, в произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы звук получался правильным и красивым, должен быть хорошо развит язык, нужно сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.
Многие родители оценивают развитие речи ребенка именно по наличию или отсутствию звука Р. Поэтому, когда в 3 года ребенок начинает рычать, родители радуются и хвалят его. Однако, таком раннем возрасте речевой аппарат ребенка не справляется с правильным произношением, поэтому ребенок искажает звук, находя наиболее простую и удобную для себя артикуляцию.
Как НЕ правильно произносить звук Р?
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.
Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:
- Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
- Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани.
- Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
- Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
- Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.
Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».
Почему не получается правильный Р?
Причины неправильного произношения могут быть как физиологическими, так и психическими. Самые распространенные из них:
короткая подъязычная уздечка (можно растянуть специальными логопедическими упражнениями)
суженный, либо массивный язык
гипертонус или гипотонус языка, его низкая пластичность
отсутствие навыков правильной артикуляции
нарушение фонематического слуха
подражание близкому человеку с неправильным произношением
Ваш ребенок слышит Р?
Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (например, мягкие от твердых, свистящие от шипящих, глухие от звонких) и узнавать смысл слов. При нарушении фонематического слуха, ребенок не понимает звук и не произносит его.
Прежде чем поставить звук Р, необходимо убедиться, что ребенок отличает его от других звуков. Сделать это можно с помощью простой игры.
Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С, Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р.
Если ребенок путает близкие по звучанию звуки : Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.
Поэтапная постановка звука
Как научить ребенка рычать?
✅ Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.
✅ Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему малышу!
Novator подготовил для вас 7 способов постановки Р:
1️⃣ Грибочек на ветру.
Медленно цокаем как лошадка, затем она останавливается отдохнуть наверху, язычок приклеивается к небу и вот – готов грибочек. Теперь держим приклеенный язычок и с силой дуем на наш грибочек – Трррр!
2️⃣ Дятел (Барабанщик)
Стучим язычком на за верхними зубками – Д-Д-Д. Следите, чтобы язык у малыша не опускался, стоял наверху. Когда начнет получаться,берём ватную палочку и ставим ее под кончик языка ребенка и быстро-быстро двигаем вправо-влево (сильно не размахиваемся, палочка остается практически на месте). Двигаем только кистью! Получается д-д-р-р.
Если справились с этим заданием,играем в волшебную палочку – она иногда внезапно исчезает! Помогаем палочкой, когда слышите Р,отдергивайте палочку на пару секунд, прислушивайтесь, рычит ли дальше ребенок? Если нет, пробуем снова.
Почти то же самое, что «Дятел», только + Н. Малыш звонит в колокольчик – Дынн, Дынн. Широкий язычок стоит за верхними зубками. Применяем палочку, заводим моторчик, слышим – Дрын, Дрын. Отлично! Дальше играем в «волшебную палочку».
4️⃣ Американские горки
Катимся с горки вниз: кончик языка упирается в нижние зубки, произносим Хххь. Затем подпрыгиваем на горке! Язычок прыгает к верхним зубкам, при этом мы еще катимся с горки (Хххь), получается Р шепотом. Этот способ получается не у всех, но его тоже стоит попробовать!
Берем двумя руками обычный карандаш, для начала его нужно помыть. Упираем карандашик в нижние зубки, рот слегка прикрыт, но так, чтобы языку было, куда двигаться. Язык лежит на карандаше сверху, слегка выглядывает из-за верхних зубов. Напрягаем пресс, сильно дуем на кончик языка (говорим жжж или ззз) – получается Р! Способ подойдет только для тех ребят, кто сможет сильно подуть на кончик языка.
Покатаемся на мотоцикле! Сначала просто едем: произносим Ззз, затем скатываемся с горки: резко уводим язык назад, как бы прокатываясь по небу, за верхними зубками – получается быстрый Р.
7️⃣ Бонусный способ: Пчелка (комарик)
Мы превращаемся в пчелок! Давайте поговорим на пчелином – Жзжзжз (произносим жз как бы слитно). Механизм такой же, как у Дятла и Колокольчика: берем ватную палочку, ставим под кончик языка и заводим моторчик: двигаем вправо-влево. Получается жзжз-ррр.
Чек-лист правильной артикуляции:
Как правильно произносится звук Р:
✅зубы разомкнуты, губы не напряжены;
✅ кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами – он вибрирует;
✅ задняя часть языка отодвинута назад и приподнята;
✅ боковые края языка прижаты к верхним зубам;
✅ спинка языка опущена;
✅ воздушная струя при произнесении звука сильная и проходит по середине;
Автоматизация звука Р:
Если вам подошел один из наших способов, и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.
Автоматизация поставленного звука «Р» происходит в 4 последовательных шага.
1️⃣Закрепляем правильное произношение изолированного звука «Р».
Попросите ребенка продолжительно порычать.
2️⃣Учимся правильно произносить звук «Р» в прямых и обратных слогах:
Прямые слоги: РА РО РУ РЫ РЭ
Обратные слоги: АР ОР УР ЫР ЭР
3️⃣Закрепляем произношение звука «Р» в словах, где звук находится в начале, в середине, в конце слова.
Пример: Ракета, робот, рынок, сорока, брусника, транспорт, ветер, тротуар.
4️⃣ Вводим звук «Р» в самостоятельную речь путем проговаривания предложений и чистоговорок.
Пример: Рая кормит рыб. Ира раздаёт тетради. Верба распускается ранней весной.
ВАЖНО! Данная статья – это не призыв к действию, мы не ставим звуки по статьям из интернета. Эта статья создана для ознакомления с нашими методиками.
Если у вас получилось пробудить великого тигра – поздравляем, были рады дать полезный материал! ❤️ Но: самостоятельно ставить звук не рекомендуем, так как все дети разные и подходящий способ постановки звука подберет профессиональный логопед. К тому же, самим можно неправильно поставить или закрепить звук!
Мы в Novator успешно ставим Р, даже в самых сложных случаях!
Хотите заниматься? Приглашаем вас на бесплатную онлайн-диагностику. Записывайтесь прямо сейчас на нашем сайте .
Источник: dzen.ru
Как научить ребенка говорить букву Р
Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.
Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»
В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.
В каком случае произношение Р считается неправильным:
- При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван — «ка_аван»);
- В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
- Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга — «ладуга», дерево — «дейево» и т.д.);
- Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.
Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.
Видео-помощник: учимся красиво говорить звук «Р»:
Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р
Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.
Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.
На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.
- Малоподвижный речевой аппарат
Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.
- Некорректное фонематическое восприятие
При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка — «тутка», пижама — «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.
При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно — сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.
Нужна ли помощь логопеда?
Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р — вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.
Чем поможет ребенку логопед:
- определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
- изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
- составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.
Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).
Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика
Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.
Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».
Упражнения для дыхания
«День рождения». Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.
«Полет снежинки». Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это — снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка.
Вдох должен быть через нос, а выдох — плавный, длительный через рот.
Упражнения для губ
«Заборчик». Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.
«Хоботок». Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!
«Лягушка». Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.
Упражнения для языка
«Иголка». Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.
«Лошадка». Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.
«Варенье». Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.
«Качели». Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.
Делаем «Барабанщик» и другие полезные упражнения, как это показано на видео:
Упражнения для растяжения уздечки языка
При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.
Дотянуться до кончика носа — задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.
Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.
Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения.
Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.
Закрепление звука «Р» в речи ребенка
Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом — по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».
РА-РА-РА (2 раза) — был я у ребят вчера.
РО-РО-РО (2 раза) — потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ (2 раза) — заяц спрятался в нору.
РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) — мы играем во дворе.
УР-УР-УР (2 раза) — с Катей мы ловили кур.
— Вера и Рома играют в жмурки.
— Туристы развели костёр.
— Фёдор топором рубит дрова.
— У Иры красные рукавички.
— Шофёр проверят мотор.
— На горе Арарат растёт крупный виноград.
— У мыши в норке сыра корка.
— Трое трубачей трубили в трубы.
— После росы росли розы.
— Во мраке раки шумят в драке.
У реки росла рябина,
А река текла — рябила.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба — рыбий царь,
Под горкой — норка.
В этой норке крот
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.
Учим ребенка говорить звук «Р» дома — что взять на заметку
Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните — даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.
Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:
- чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
- используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
- для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
- поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время «проблемному» звуку не менее 20 минут ежедневно.
P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики «Обучение и развитие детей«
Источник: rebenokmama.ru
Как научить ребенка говорить букву «р»: инструкция от логопеда
Логопед Анастасия Сперанская рассказывает о том, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать звук «р».
Для начала я советую родителям всё-таки обратиться за первичной консультацией к логопеду. Это необходимо, чтобы понять, почему у ребёнка отсутствует в речи звук «р». Причин может быть много, и логопед точно скажет, как именно лучше работать с вашим ребёнком. Если нет возможности прийти на очную консультацию, посоветуйтесь со специалистом хотя бы по телефону или Skype, опишите ситуацию максимально подробно.
Когда вы выяснили, на какие особенности вам стоит обратить внимание при отработке звука, постепенно приступайте к занятиям дома. Только не забудьте про важные условия, с которых начинается постановка любого звука.
5 правил постановки звука «р»: как не навредить
1. Помните, что звук «р» — единственный вибрант в русском языке. Когда мы произносим его, язык напряжён, он находится за верхними зубами. Воздух проходит между верхними зубами и языком так, что язык дрожит. Так получается звук «р».
Это один из самых сложных звуков, поэтому говорить его быстро и правильно получится у ребёнка не сразу.
Главное в постановке «р» — никуда не торопиться.
2. Не настаивайте на занятиях. Не надо давить на малыша, постоянно обращать внимание на то, что он плохо говорит. Если это единственное нарушение в его речи, оно вряд ли ему мешает. Так что первым делом нужно создать у дошкольника мотивацию для занятий.
3. В случае со звуком «р» мотивация с помощью награды не работает. Если мама говорит: «Скажи правильно «р», тогда получишь конфетку», занятия провалятся. Всё потому, что звук «р» поставить быстро, тем более в домашних условиях, совсем не просто. Это трудозатратное дело, сложное с точки зрения мышечного и психологического напряжения.
На постановку уйдёт в среднем 1,5-2 месяца.
Конфетами тут не отделаешься.
4. Перед первыми занятиями объясните малышу, что с первого раза ни у кого не получается произнести звук «р». Младенцы с самого рождения готовятся произносить его, должным образом тренируя свой артикуляционный аппарат. И звук «р» окончательно формируется у деток к 5-7 годам.
Скажите: «А мы с тобой берём и делаем всё, что другой малыш проходил от рождения до 6 лет, и делаем это за 2 месяца. Вот здорово!» 5. Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи. Лучше всего снимайте уроки на видеокамеру, а потом пересматривайте их вместе с малышом. Так будет проще отследить его прогресс.
И родителю, и ребёнку. После того, как вы подготовитесь к занятиям, можно начинать.
Занятия не должны быть утомляющими. Старайтесь, чтобы они были регулярными, по 10-15 минут в день.
6 уверенных шагов к звуку «р»
1. Делайте артикуляционную гимнастику
- «Часики». Высовываем язык вперёд так, чтобы он был в напряжении и не опирался ни на одну губу. И начинаем водить (тянутся языком) от правого уголка губ к левому и обратно. Это упражнение разрабатывает корень языка. Чем медленнее оно выполняется, тем лучше.
- «Заборчик». Попросите ребёнка резко улыбнуться так, чтобы у него были видны зубы. Пусть 2-3 секунды удерживает губы в таком положении. Затем надо расслабить рот и повторить упражнение ещё раз.
- «Иголочка». Резко вытягиваем язык вперёд, чтобы он стал прямым и острым, как иголочка.
- «Месим тесто». Высовываем язык и начинаем шлёпать губами и произносить звук «пэ-пэ-пэ». Язык должен быть расслаблен.
- «Грибочек». Широко откройте рот, сделайте так, чтобы язык присосался к нёбу. Не забывайте, что рот должен быть широко открыт.
2. Делайте упражнение «Барабанщик»
Когда у малыша получаются эти упражнения, можно целенаправленно переходить к постановке звука «р». Для этого делайте упражнение «Барабанщик».
Улыбайтесь, открывайте рот, растягивайте губы, остреньким кончиком языка касайтесь за верхними зубами и начинайте сначала медленно, потом быстрее произносить звук «д». Получается: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ». Подбородок при этом не двигается, рот открыт широко, губы растянуты!
3. Добавляем в упражнение «Барабанщик» движения шариковым зондом
Когда ребёнок делает упражнение «Барабанщик» хорошо (в течение 30 секунд чётко и быстро произносит звук «д»), можно приступать к следующему этапу.
Заранее приобретите шариковый зонд (инструмент для занятий логопеда) или палочку с круглым наконечником (подойдёт и ватная). Также для следующего упражнения можно использовать палец. Ребёнок делает упражнение «Барабанщик», а вы в это время ставите палочку рядом с кончиком языка и начинаете водить ей справа налево (перпендикулярно языку).
Делать это надо быстро. Получается «болтушка» из звуков.
Источник: letidor.ru