«Интересы ребенка фигурируют на бумаге, а на деле все работает на цифры и отчетность, на правильность оформления, на попытки избежать ответственности и спихнуть с себя проблему на кого-то еще». Мама 5 детей Светлана Строганова о том, почему органы опеки не могут помочь детям из неблагополучных семей остаться дома.
Светлана Строганова с приемной дочерью Полиной
В Москве спасатели нашли в квартиру истощенную девочку-маугли 5 лет. Ребенок не может говорить, общаться, обслуживать себя. Мать, по словам следствия, приходила к ней раз в 5 дней. Состояние квартиры, в которой жила девочка, пугает. Полицию вызывали соседи, которые несколько дней слышали вой и плач ребенка.
К счастью, девочка жива в отличие от последних случаев в Кирове или Санкт-Петербурге, где дети все-таки умерли от истощения. Конечно, возникает вопрос, чего ждали соседи несколько дней? Почему раньше не сигналили? Но тут же можно спросить и с другой стороны – а что, вызывать полицию каждый раз, когда слышен рев или детские крики?
Торсунов О.Г. Как помочь ребенку из неблагополучной семьи
У меня 5 детей, иногда они играют или даже спорят, ругаются, дерутся. Кое-кто может начать очень громко рыдать, если не получит желаемую игрушку или разрешение смотреть мультики. Если каждый раз соседи будут вызывать полицию, во что превратится жизнь моей семьи, моих соседей и полицейских?
А вот еще один громкий случай – у Олеси Уткиной, инвалида по слуху, отобрали двух маленьких детей. При этом вся история очень странная.
С одной стороны все происходящее можно свести к тому, что мама была плохо социализирована (хотя дети были всегда ухожены, накормлены) и даже имела проблемы с алкоголем (хотя медицинского освидетельствования нет), но факты говорят сами за себя – месяц после изъятия детей из семьи и помещения их в больницу, мама практически неотступно была с детьми, заботилась о них и пыталась сделать все, чтобы их вернуть домой. Детей матери не отдали, а разделили (и это тоже страшная схема в нашей системе), поместили в разные учреждения и очень быстро выставили в базу данных на устройство в семью, хотя Олеся не лишена прав и даже не ограничена в них.
Суд должен был состояться 11 марта, но его перенесли на 1 апреля. Судья заболела, а других в Питере, видимо, нет. Олеся навещает детей, дети плачут и просятся домой. Они не понимают, за что их так наказывают.
И получается, что теперь со стороны социальных служб, которые призваны заботиться о детях, мы видим жестокость. Зачем разлучать любящую мать и детей, если нет никакого криминала?
Да, живет Олеся бедно. У нее комната в коммунальной квартире и совсем небольшой доход, а еще не очень любезные соседи, которые периодически жалуются на нее в полицию и опеку. Олеся не покупает икру, не ходит по театрам, не ездит отдыхать в Испанию. Но является ли это основанием для того, чтобы лишать детей самого близкого человека? У меня есть соседка, пожилая женщина.
У нее под опекой находятся двое внуков 11 лет, она живет с ними в одной комнате в коммунальной квартире. И точно так же ее соседи по квартире пишут заявления в опеку, в прокуратуру, в полицию о том, что-де бабушка не осуществляет должный уход за детьми.
Зная этих детей много лет (ребята часто бывают у нас в гостях, а иногда остаются даже ночевать), я неоднократно подтверждала, что готова ручаться во всех инстанциях, что бабушка детей любит и заботится о них. Но зачем-то людям очень нужно избавиться от этой бабульки и детей. Вот и «проявляют бдительность». В итоге бабушка сейчас вынуждена переезжать в другое место.
Ребенок в детском доме – это отсутствие головной боли
И вот тут, как бы нам ни хотелось начать ругаться на органы опеки, которые могут в одночасье разрушить то самое ценное, что есть у детей – связь с родителями, надо остановиться и задать себе вопрос: «А какие есть методы воздействия у этих самых органов опеки на неблагополучные семьи? И какие схемы действий в подобных ситуациях у них вообще есть?» Давайте я расскажу, чего у них нет.
У них нет своих психологов. Да-да, в службах опеки работают не психологи, а посему сами оценить правильно состояние семьи и детей в полной мере они не могут. Так, на глазок. Кстати, сейчас точно так же оцениваются и кандидаты в приемные родители – на глазок. У них нет материальной базы. То есть помочь с ремонтом квартиры или с зимними и летними вещами неимущей семье они не могут.
У них нет юридической базы. Они не могут ходить за семью в банки и договариваться о реструктуризации долгов или в суд, чтобы не отключали электричество за неуплату и т.д. У них нет ресурсов искать малоимущим семьям работу или подработку.
У них нет нянь, нет центров временного проживания, нет групп поддержки, нет транспорта для помощи в переезде, нет группы продленного дня для детей, нет кружков, дефектологов, логопедов, наркологов, специалистов по дезинфекции помещений, нет медиков, нет кинологов и фелинологов или хотя бы волонтеров, пристраивающих собак и кошек в добрые руки … и еще долго можно перечислять, чего нет у органов опеки.
А это все периодически требуется семьям, чтобы ситуация могла выправиться и детям в семье стало лучше. У матери может не быть работы, у нее может сгореть квартира и не быть денег на ремонт, у нее может быть тяжелое заболевание (да даже депрессия), она не в состоянии справиться со своими животными и раздать не может, у нее не хватает времени выправить ребенку речь или водить его на кружки и одновременно работать, ее могут не брать в сад из-за того, что ребенок гиперактивный и многое-многое другое.
Если бы кто-то пришел и помог семье разрешить эти проблемы, то детей можно было бы спокойно оставлять жить в семье. При этом средства, выделенные на решение этих проблем, были бы существенно меньше денег, которые государство будет тратить на детей в детском доме, если их заберут из этой семьи. Но нет у нас таких схем помощи в государстве.
И поэтому все, что может сделать опека, это прийти, посмотреть, составить акт и или оставить ребенка в семье, или забрать ребенка из семьи. Всё. Больше опека ничего сделать не может по большому счету – нет у служб, которые призваны заботиться об интересах детей, никаких действенных схем помощи этим детям. Система на данном этапе может только поддерживать систему. А это не люди, а документооборот.
Интересы ребенка фигурируют на бумаге, а на деле все работает на цифры и отчетность, на правильность оформления, на попытки избежать ответственности и спихнуть с себя проблему на кого-то еще.
Ребенок в неблагополучной семье – это головная боль у опеки, ребенок в детском доме – это отсутствие этой головной боли, и ясно, как могут приниматься решения об изъятии. Кому хочется лишних проблем?
Детские дома – это замкнутый круг
Значит ли это, что их нет совсем в нашей стране – этих схем помощи? Нет, схемы есть. Они есть у фондов, у НКО и разных общественных организаций. А значит на данном этапе, пока не разработана государством схема помощи семьям, нужен симбиоз.
Когда выходит опека по сигналу в семью и видит, что там бедно, что требуется помощь, они дают сигнал в фонд или самой маме сообщают, куда можно обратиться, и проблема может начать решаться. Фондов на всех социально неблагополучных граждан не хватит. Не смогут фонды заменить собой всю государственную социальную сферу.
Но надо стараться сделать хотя бы то, что мы уже в силах сделать – помогать там, где можем. А еще нужно говорить о потребности в государственной схеме помощи (именно помощи) таким семьям, где можно и нужно сохранять детей.
Потому что детские дома – это замкнутый круг: травмированные дети выпускаются из детских домов и создают свои социально неблагополучные семьи, ибо нет у них перед глазами модели нормальной семьи и модели нормальной помощи, и их дети попадают опять в детские дома. И, конечно же, все работники этой сферы должны пройти курс в ШПР. Ибо очень часто, принимая решение об изъятии детей, сотрудники опек даже не догадываются, какая это страшная трагедия для ребенка. И это во сто крат страшнее, чем бедность родителей и текущие потолки в ванной.
Пожертвовать
Поддерживая программы фонда благотворительным пожертвованием, вы помогаете системно решать проблему сиротства. Помочь детям-сиротам может каждый. Благотворительное пожертвование — значимый вклад в благополучие детей
Ежемесячно
Выберите ежемесячную или разовую помощь
619 рублей – это индивидуальное занятие с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
1 238 рублей – это неделя индивидуальных занятий для воспитанника детского дома.
4 952 рубля – это целый месяц индивидуальных занятий с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
Источник: a-dobra.ru
Из опыта работы классного руководителя с обучающимися из неблагополучных семей.
Из опыта работы классного руководителя с обучающимися из неблагополучных семей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы классного руководителя с обучающимися из неблагополучных семей.»
Статья на тему: Из опыта работы классного руководителя с обучающимися из неблагополучных семей.
Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. А «трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза и лишь когда с ребенком случается беда, мы обращаем внимание на уклад семьи, на ее мораль.
Педагогически несостоятельные семьи, не справляющихся с воспитанием детей, характеризуются наиболее типичными педагогическими стилями воспитания.
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль – когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
- Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
- Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
- Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
- Родительские собрания.
- Общешкольные и общественные конференции.
- Индивидуальные консультации педагога.
- Посещение на дому.
- Особенности здоровья ребенка.
- Его увлечения, интересы.
- Предпочтения в общении в семье.
- Поведенческие реакции.
- Особенности характера.
- Мотивация учения.
- Моральные ценности семьи.
- Когда он родился, то…
- Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
- О здоровье можно сказать следующее…
- Его отношение к школе было… и т.д.
- Тематические консультации.
- Родительские чтения.
- Родительские вечера.
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
- Талантливый ребенок в семье.
- Друзья детей – друзья дома или враги?
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
- – не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;
- – у них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);
- – на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;
- – во время встречи могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;
- – не способны говорить связно ни о себе, ни о других;
- – постоянно меняют место жительства;
- – постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.
- Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
- Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
- Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
- Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
- Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
- Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
- Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
Источник: kopilkaurokov.ru