К 17 годам подростки не видят, в чём они сильны. Почему?
Подросшие дети в основном определяют себя только через призму навыков, оцениваемых в школе, и предметов, которые им преподавали в школе. Поэтому их восприятие собственных навыков не совсем точно.
Школьная система не способна оценить абсолютно все имеющиеся навыки ребенка, ведь не все они касаются школьных предметов. То есть, остаются недооцененные способности, которые могли бы помочь определиться в выборе профессиональной деятельности.
Получается, чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать и понимать себя. Все ли одиннадцатиклассники способны на это?
Правильная профориентация — это понимание того, что движет человека изнутри:
- какой у меня есть интерес и к чему?
- к какой цели я стремлюсь и каким себя вижу?
- куда хочу идти и каким путем?
То есть идеально сделать выбор соответственный и стремлениям, и талантам. Но для подростка это понимание неочевидно. Ведь есть мнение родителей, сомнения в своих способностях и оглядка на сверстников. А уж чего стоят одни только социальные сети, пропагандирующие жизнь без забот! Итог — люди работают, не любя свою деятельность, должность и сферу вообще.
На что правильнее опираться в выборе профессии?
Навыки или всё же таланты? Они дополняют друг друга. Казалось бы, навыки в приоритете. А талантов может и не быть. Кто-то может сказать, что у него совсем нет талантов.
Но это те, кто их ещё в себе не открыл.
Детям просто необходимо определить свои таланты, чтобы полностью вложить их в работу. Родители могут помочь ребёнку осознать сильные стороны, подчёркивая, что он умеет делать хорошо и легко.
А навыки же приобретаются по мере прохождения обучения и нарастания опыта. Всё это вместе формирует потенциал каждого ребёнка, который затем выражается в профессии, похожей на него самого.
Можно ли ошибаться в выборе и быстро переориентироваться?
Конечно. Но, например, материально «потерять» год не все могут себе позволить. Психологически это тоже очень сложно.
Надо принять и признать свою ошибку. Вернуться в начало пути. Объясниться с окружающими. А бывает так, что люди решают не признавать свою ошибку и продолжают упорствовать, чтобы отодвинуть время сложного выбора.
Могут ли родители «оказать медвежью услугу» в выборе профессии?
Да. Часто, именно родители больше напряжены, чем дети, когда дело касается профориентационного выбора. Именно родители в первую очередь нуждаются в ощущении безопасности своих детей. Часто взрослые считают, дети слишком пассивны в отношении своего будущего, что ещё больше беспокоит их. Поэтому они могут оказывать чрезмерное давление, не давая ребятам продохнуть и определиться.
Как помочь детям определиться?
Часто старшеклассники ждут, когда им скажут, что делать. Они мечтают о волшебной шляпе из Хогвардса: «Ты создан для той или иной работы». Но не так человек становится хозяином своей жизни.
Когда подросток говорит, что он хочет заниматься той или иной профессией, не надо спрашивать «А почему?» Надо спросить: «А что ты уже предпринял, чтобы продвинуться вперёд в реализации этого плана?»
- Сходил на курсы?
- Записался на консультацию?
- Нашёл необходимую информацию?
- Узнал, где можно стажироваться?
Всё это покажет мотивацию выпускника и его участие в собственном выборе, который будет определять его взрослую жизнь.
Подростки не всегда понимают, что его интересы могут быть областью, в которой можно работать и зарабатывать.
Не надо навязывать родительскую точку зрения. Решение ребёнок должен принять сам. Он единственный, кто знает, что на самом деле его вдохновляет и мотивирует.
Неужели профессиональный выбор обязывает нас следовать по нему всю жизнь?
Мало тех, кто чувствует призвание к какой-либо деятельности. Ребята редко имеют точное представление о будущей профессии.
Иногда людей интересует не конкретная деятельность, а целая сфера (например, сфера коммуникаций). И в этой области множество вариантов профессии.
Поэтому нормально, когда человек движется по карьерной лестнице не только вверх, но и по горизонтальному пути, расширяя свои компетенции внутри одной проф. области. Чтобы быть успешным, надо уметь перестраиваться. Да и сам человек меняется в течение жизни. В 20, 30 и 40 мы не одинаковы.
Но как показывают опросы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) много детей даже не знают о новых видах профессий, которые создаются, в результате цифровой трансформации экономики. Поэтому важно помочь «расширить горизонты» и изучить всё разнообразие мира профессий. Чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свой карьерные амбиции в соответствии со своими желаниями и способностями.
Согласно исследованию IPSOS (международная исследовательская компания) , из 30% молодых людей, у которых был неудачный первый рабочий опыт, более половины считают, что они могли бы избежать этого, просто встретив человека, занимающегося рассматриваемой профессией, чтобы иметь более надёжную информацию.
Поэтому при выборе профессии хорошо бы пообщаться с человеком из этого профессионального мира. Используя социальные сети сделать это нетрудно. Сейчас многие ведут блоги и открыто рассказывают о плюсах и минусах своего профессионального выбора. Но самый идеальный вариант осознать реальность профессии — это пройти наблюдательную стажировку, хотя бы на день или полдня.
Четыре универсальных совета, чтобы помочь подростку выбрать будущую профессию:
Общайтесь с ним , чтобы помочь ему определиться, понять его мотивы, интересы, увлечения. Любое, даже самое необычное хобби можно проецировать на полноценную трудовую жизнь.
Предвосхитите время выбора : начните профориентационные поиски раньше, чтобы не пришлось решать в срочном порядке. Это касается всех неопределившихся.
Сопровождайте его в поиске информации : помогите встретиться с заинтересованными сторонами в выбранной отрасли или профессии, используйте свои знакомства для этого.
Примите как данность, что время, когда выбирали один путь и на всю жизнь, прошло. Ваш ребёнок, возможно, будет вынужден изменить свой выбор в течение жизни, и это неплохо. Плохо всю жизнь промучиться на нелюбимой работе.
Если вам интересно порассуждать об образовании и для образования, подписывайтесь на наш канал !
Источник: dzen.ru
Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально. Как помочь ребёнку выбрать профессию
Чтобы помочь ребенку определиться с профессией, нужно долго с ним разговаривать (и лучше без токсичных фраз ), вместе пытаться искать путь к успеху (и обсуждать, что вообще такое — успех), изучать перспективные профессии, спрашивать совета у специалистов, пробовать, ошибаться и считаться с мнением подростка, даже если оно отличается от вашего. Вспоминаем все, что мы уже писали на эту тему, и отвечаем на главные вопросы родителей.
Когда нужно начинать профориентацию?
Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.
Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.
С чего тогда начать? С профориентационного теста?
Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.
Важно понимать, что профориентация, особенно в современном мире, — это не столько выбор конкретной профессии (профессии сегодня очень быстро трансформируются, исчезают и возникают), сколько набор оптимальных факторов: с людьми человек будет работать или с техникой, в корпоративной среде или индивидуально, насколько важны для него социальная защищенность и творческое самовыражение и так далее. Для всего этого очень важно понимание особенностей личности, и консультация психолога может стать здесь хорошим подспорьем.
Чем я ещё могу помочь ребёнку? Хочу подойти к принятию решения серьезно
Первое, что вы можете сделать уже в раннем возрасте, — разговаривать и наблюдать: что ребёнку нравится? Увлечения и даже манера поведения так или иначе говорят о личности, и из этого можно сделать выводы о том, что подойдет человеку в будущем.
Желание все время играть в больницу может и не означать, что ребёнку подходит профессия врача, но, возможно, говорит о том, что ему важно проявлять заботу и брать на себя ответственность во взаимодействии с людьми. Если ребёнок хорошо улаживает конфликты в компании или лидирует в коллективе, это может быть сигналом того, что ему неплохо будет развивать управленческие навыки. А увлечение компьютерными играми может значить, что ребенку интересна эта сфера, — тогда почему бы не узнать про возможности карьерного развития в ней?
Будьте чуткими и прислушивайтесь. Предложите ребенку узнать о профессиях, связанных с тем, что ему интересно, где его увлечения и склонности могут быть применимы. Если вы не знаете многого об этой сфере, предложите сделать исследование вместе. Вы можете узнать о перспективах, о которых и не догадывались.
Пора решать, куда идти учиться, а ребёнок ничего не знает и не хочет
В таком случае принцип сохраняется тот же, что и в предыдущих пунктах, но с условием сжатых сроков. Если решите обратиться к психологу, дайте знать сразу, что времени у вас мало. Постарайтесь акцентировать внимание на вашей цели и получать как можно больше информации о сферах, связанных с конкретными увлечениями. Даже если это увлечение — гулять с друзьями во дворе (в этом случае, возможно, стоит обратить внимание на сферу коммуникаций). Также если есть возможность дать ребенку чуть больше времени и остаться в школе до 11-го класса, разумнее будет принять это решение.
Главное — не давите на ребенка и не принимайте решения за него. Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально
Так же нормально понять в процессе или после обучения по специальности, что нужно заниматься чем-то другим. Если у ребенка нет никаких предпочтений, можно остановить выбор на наборе специальностей широкого профиля с упором на коммуникативные навыки и soft skills, которые пригодятся в любой профессии.
Ребёнку нравится профессия, которая мне кажется бесперспективной и нестабильной. Что делать?
К сожалению, когда вы не помогаете ребёнку сделать собственный выбор, а делаете выбор за него — особенно когда он уже определился с областью своих интересов, — вы создаете и себе, и ему много потенциальных проблем. В дальнейшем они будут связаны с чувством упущенных возможностей, неудовлетворенностью собой и профессией, обидой на вас.
Переживать за финансовое и социальное будущее ребенка нормально — но учитывайте, что вы не обладаете всей информацией о доступных ему путях развития.
Например, вам кажется несерьезным его увлечение кино и театром, но в этой области достаточно специальностей, которые могут приносить стабильный доход, от кино- и театрального менеджмента до актерской работы в цифровых проектах.
Ребенок выберет путь практического применения своих навыков сам, когда понятия, которыми оперируете вы — стабильность, прибыльность, — станут ему доступны
Ваша задача сейчас — быть поддержкой и помочь определиться с направлением, которое поможет раскрыть потенциал личности и приобрести уверенность в себе.
Есть ли эксперты по профориентации подростков, к которым можно было бы обратиться?
Такие эксперты есть, и работа с ними сильно упрощает путь выбора будущей профессии. Например, «Билет в будущее» от Worldskills — это проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов. После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться.
Если вопрос профориентации для вас актуален прямо сейчас — Worldskills как раз запускает третий цикл проекта «Билет в будущее» в 70 регионах России. Пройти тестирование можно на сайте.
Источник: mel.fm
8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию
Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.
Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.
Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.
1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность
К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:
Ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр.
Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.
2. Разберитесь, какие профессии востребованы
Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!
переводчик
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
3. Покажите профессии изнутри
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.
На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.
Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.
специалист по рекламе
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах
Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.
Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.
копирайтер
Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.
5. Забудьте про тесты профориентации
Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.
6. Не путайте любимый урок в школе и профессию
Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.
7. Не заставляйте непременно поступать в вуз
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ».
В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.
8. Не заставляйте заканчивать обучение
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».
После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года.
После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
Чек-лист заботливого родителя
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.
А вам родители помогали с выбором?
Источник: lifehacker.ru