Когда говорят о травле в школе, как правило, имеют в виду буллинг в детском коллективе. Но иногда зачинщиком травли становится педагог. Наш блогер, клинический психолог Станислав Самбурский, рассказал, как распознать учителя-абьюзера и защитить ребенка.
Травлей считается любой вид агрессивного преследования и издевательства большей части группы (одноклассники, одногруппники, коллеги) над одним из членов коллектива. Чаще всего, мы сталкиваемся со школьной травлей, зачинщиками которой могут быть как ученики, так и учителя, подвергающие ребенка физическому или психологическому насилию в школе.
Педагогическое насилие — это психологическое или физическое воздействие на ребенка, когда его потребности не учитываются педагогом, а личные границы постоянно нарушаются. Причинами такой модели поведения является:
- Желание достичь быстро образовательного результата. Педагог оправдывает насилие тем, что у него «такие методы». Мол, я практикую чрезмерную строгость и жесткую дисциплину по отношению к ученикам, но зато они достигают высоких результатов».
- Укрепить авторитет. Насилие в данном случае является эффективным (по мнению педагога) инструментом укрепления авторитета в глазах всего класса: «Дети уважают и боятся меня»;
- Разрешить свою личную проблему. В этой ситуации насилие со стороны педагога вызвано его психологическими травмами и недостаточным уровнем стрессоустойчивости, в результате чего учитель не может себя контролировать и постоянно срывается: «У меня много проблем в личной жизни, которые я не могу решить, поэтому часто выплескиваю свой гнев на детей».
Как распознать учительский абьюз
Школа является вторым по значимости институтом социализации ребенка, где педагог выступает своего рода авторитетом в воспитании, развитии ученика и формировании его личности. Я, как клинический психолог, считаю, что от учителя зависит многое: он оценивает результат деятельности ребенка, стимулирует его заинтересованность в учебе, оказывает влияние на его самооценку и помогает выстраивать взаимодействие с остальным коллективом.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ НЕНАВИДИТ ТЕБЯ
Однако далеко не все педагоги используют полученную власть во благо ребенка. Даже наоборот -некоторые из них прибегают к психологическому и физическому насилию. Как учитель может травить ребенка?
1. Кричать
Нейробиология человека устроена таким образом, что громкость и тембр голоса играют огромную роль во взаимодействии и являются своего рода инструментом, который может сигнализировать нам о тревоге и опасности.
Педагог может повысить голос, если жизнь и здоровье ученика находятся под угрозой. Но если учебный процесс регулярно сопровождается криками, это может негативно сказаться на психике ребенка. Постоянное общение с детьми на повышенных тонах станет для них источником стресса и причиной потери чувствительности к реальным угрозам.
2. Использовать техники невербального насилия
Помимо голоса, сигнализировать об опасности можно с помощью мимики, жестов и поз. Вот почему из-за агрессивного выражения лица, сцепленных рук, резких движений и давящих «нависающих» поз педагога уровень стресса у ученика также повышается.
Что бесит учителя | Анастасия Лисогор
3. Критиковать, переходя на оскорбления
В этом случае учитель оценивает не конкретные действия ребенка, а его личность в целом. Например, вместо того, чтобы просто указать ошибку в примере, он начинает говорить ребенку о том, какой он невнимательный, тупой и ни к чему не годный. В результате вместо анализа и исправления ошибки ученик начинает думать, что другие хорошие, а он плохой, его учебная мотивация снижается, а тревожность и страх совершить новую оплошность наоборот возрастает.
4. Прилюдно унижать, сравнивать и обесценивать
Для усиления воздействия на ребенка учитель может пытаться вызвать у него вину и стыд, прилюдно унижая и сравнивая его с классом: «Это худшее сочинение в моей жизни», «Тебе стоит брать пример с Кости», «У тебя что, русский не родной?». Из-за подобного предвзятого отношения не только снижается самооценка, но и может начаться настоящая травля со стороны одноклассников.
5. Оценивать внешность
Учитель акцентирует внимание на особенностях ученика: чертах лица, весе, цвете волос, макияже и так далее. Оценка внешности может стать причиной вины, стыда, неуверенности в себе и насмешек окружающих. Я считаю, что этот стресс-фактор мешает ребенку хорошо учиться и получать качественные знания.
6. Оценивать достаток в семье
Оценка благосостояния ребенка — это опосредованная психологическая манипуляция, с помощью которой педагог выплескивает на ученика накопившееся недовольство родителями. Это может выражаться как в виде шутливых или саркастических замечаний, так и в виде прямого публичного унижения: «Давайте скинемся и купим Диме ручку», «Твои родители что, на форму по физре не заработали?».
7. Применять физическое воздействие
Педагог также может нарушать границы ученика, игнорируя его физические потребности. Самым же грубым нарушением прав личности в школе является применение физического насилия. К счастью с появлением у учеников мобильных телефонов мы все реже сталкиваемся с такой моделью поведения.
Как спасти ребенка от педагогического произвола
Главное — научиться выстраивать отношения на доверии, поддержки и любви. Ваш ребенок должен понимать, что любая его проблема будет услышана, а вы его защитите и не станете обвинять или наказывать. Вот почему нужно постоянно интересоваться, как дела у школьника, как прошел его день в школе. Дайте сыну или дочери понять, что вы с ними союзники, а не враги.
Следующее, что нужно сделать — научить ребенка обозначать личные границы. Он должен знать, что у него есть права и что ни один человек не может их нарушать.
И последнее: постоянно следите за успехами в школе. Если вы заметили резкое снижение успеваемости, незамедлительно (но без обвинений!) постарайтесь выяснить причину и пообщаться с педагогом.
Изображение: Vectorium / shutterstock / fotodom
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: mel.fm
5 типов школьников, которых ненавидят учителя
На прошлой неделе во всех российских школах прозвенели «Последние звонки». Учителя вздохнули с облегчением, закончился очередной учебный год, осталось только с ГИА и ЕГЭ разобраться. А ещё учителя рады, что некоторых из своих учеников больше никогда не увидят. За время учёбы они знатно попортили им нервы. Редакция Сибдепо пообщалась с учителями трёх кемеровских школ и выяснила, каких школьников они ненавидят, и за что.
Мы понимаем — само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остаётся только её скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то ещё.
Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался наш корреспондент, любят, не взирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.
«Альфа»
Отличительные особенности: из названия понятно практически всё — местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и ещё неизвестно, какой вариант страшнее).
В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причём речь не об учёбе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать. Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нём соперника. Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.
За что ненавидят: за то что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие.
Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьёт по ним со всей безжалостностью малолетнего зверёныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17). Причём, находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдёт) ребёнка в классе.
И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времён написания «Чучела» ничего не поменялось. А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония. В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.
«Первое, чему хочется научить школьника-«альфу», это не то, чтобы правилам этикета, нет, а просто по-человечески относиться к окружающим. Учитель, это не его собственность, не его домашний зверёк, которого можно то гладить, то мучить. Учитель даёт знания, которые пригодятся в жизни. Пусть не все, но пригодятся же. И ни в коем случае «альфе» нельзя показывать свои страхи.
И ладно, если он прознает, что ты мышей или пауков боишься, это ещё как-то пережить можно, но если он поймёт, что ты боишься его… Самым верным выходом из ситуации будет увольнение. Школьника-то просто так из класса не выкинешь, не отчислишь», — рассказал Сибдепо один из собеседников.
«Мажор»
Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все мажоры — дети богатых родителей. Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает).
По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно. Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких ещё поискать.
Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза. Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить весёлую жизнь отличнику из небогатой семьи.
За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.
«На самом деле учителю сложно общаться со школьником такого типа. Наша задача научить его всему, что умеем сами, вне зависимости от того, кто его родители и сколько у них денег. Но иногда становится грустно от того, что современные дети слишком «продвинуты». Например, в нашей школе ученики знают, что плохие оценки влияют на зарплату учителей, и что последние будут предпринимать кучу попыток, чтобы вытянуть школьника хотя бы на тройку», — рассказала Сибдепо учитель одной из кемеровских школ.
«Нюня»
Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слёзы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов всё дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса.
Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьёт), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию. И всё со слезами, причём искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нём, просто мир слишком жесток.
Отдельный подвид — «буйный нюня» (термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику). Всё точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь ещё и попадёт на Youtube, пусть и не в главной роли.
За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даёшь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом ещё и директор начнёт пилить тебя с другой стороны, потому что достали.
«Почти в каждой школе есть приказ о том, что перед началом урока все школьники обязаны сдать гаджеты в специальный контейнер. Но у учеников-«нюнь» всегда есть второй телефон. «Нюня» умело его прячет и при каждой возможности жалуется родителям на несправедливость, с которой столкнулся. На учителя почти мгновенно обрушивается родительская ненависть и критика, о том, что он не вовремя вызвал его ребёнка к доске, он не успел морально подготовиться. Или переболел недавно и не успел восстановиться, а тут учитель вопросы задаёт. Но когда такой школьник получает плохую оценку, виноват тоже не он, а учитель, который не объяснил свой предмет должным образом и покалечил детскую психику», — поделился с Сибдепо учитель кемеровской школы.
«Мудрила»
Отличительная особенность: не забывает напомнить, что всё знает и без учителя. И он не из тех одарённых ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят. Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности.
Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что всё знает. А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приёмы «прокатывают».
«Мудрила» изобретателен, как матёрый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.
За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того — просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.
«Был у меня случай, когда вполне себе умный мальчик тратил время не на учёбу, а на игры в компьютер. Из-за этого стала хромать его успеваемость. Мы обратились за помощью к его матери, та обещала, что обязательно займётся сыном и всё изменится. И ведь правда занялась.
Пыталась его контролировать, вот только пользоваться компьютером она не умела и просила сына распечатать ей оценки из электронного журнала. Наш ученик не растерялся, он распечатывал матери оценки. Правда, не те оценки, что были в журнале, а те, которые сам нарисовал в «фотошопе». Обман всплыл в конце четверти, когда мать подростка вызвали к директору. Там-то на «очной» ставке школьник и признался, что специально подделывал оценки, чтобы ему не запрещали играть в компьютер столько, сколько он хочет», — рассказала одна из собеседниц онлайн-журнала.
«Заслуженный омега»
Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит. Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее.
Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить. Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придётся учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.
Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе это ещё полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов и знаний у него не больше чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.
За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него. Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками.
И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе» — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие. И никаких подвижек, ни в учёбе, ни в личностном росте.
«Сильно раздражает, когда задаёшь школьнику вопрос, а он даже не смотрит в твою сторону. Тебя для него, как и других людей, просто не существует. Такой ребёнок живёт, что называется, на своей волне. И в любой момент может выкинуть что-то такое, чего от него никто не ждёт. Одноклассники «тихоню» травят, а у последнего из-за этого копится ненависть ко всему живому.
Говорить о какой-то успеваемости не имеет смысла. Родителей вызывать в школу тоже почти бессмысленно. Чаще всего таких школьников по инерции переводят из класса в класс и ждут, когда же они уже выпустятся», — пояснил Сибдепо учитель кемеровской школы.
Источник: sibdepo.ru
Как справиться с учителями, которые ненавидят вас
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 101 человек(а).
Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 37 012.
В этой статье:
Процесс обучения может быть нелегким, если в дело вступает учитель, который, кажется, вас ненавидит. На самом деле зачастую учителя не испытывают неприязни к конкретному ученику, просто у них есть нерешенные с ним проблемы, которые нужно исправить. Если вы готовы изменить свое поведение, искренне поговорите с учителем, прилежно учитесь в школе, и тогда ваши отношения начнут улучшаться.
Метод 1 из 3:
Решите существующие проблемы с учителем
Оцените свои действия. Вы перечите учителю? Отвлекаете своих одноклассников? Постоянно разговариваете во время занятий или перебиваете других учеников? Дайте оценку своему поведению, чтобы понять, почему учитель к вам не благосклонен. Если вы осознаете, что его неприязнь вызвана вашими действиями, значит, пришло время немного изменить свое поведение. [1] X Источник информации
- Вот некоторые фразы, которые можно использовать:
- «Мне важно сдать этот предмет, и я хотел бы узнать, что мне нужно изменить, чтобы получить положительную оценку».
- «Я действительно хотел бы улучшить отношения с вами, потому что чувствую, что могу многому научиться у вас и из этого предмета. Пожалуйста, подскажите, что я могу сделать, чтобы это произошло». [2] X Источник информации
Принесите извинения за свои проступки. Искреннее извинение будет иметь большое значение для вашего учителя. Во время извинения вам нужно будет сделать две вещи. Прежде всего признайте свои проступки и негативные последствия, которые вызвали ваши действия. Кроме того, выразите сожаление. Извинения должны быть искренними, а усилия осознанными, чтобы не повторять тех же ошибок в будущем. [3] X Источник информации
Поговорите с родителями или с директором. Если учитель вас травит, запугивает или обижает, важно рассказать об этом директору или родителям. Учителю ни при каких обстоятельствах нельзя травить ученика, поэтому вам следует обратиться за помощью, если вы не можете самостоятельно наладить отношения с преподавателем. Если вы считаете, что ваш учитель ведет себя ненадлежащим образом, немедленно сообщите об этом кому-то из взрослых, кто может помочь с проблемой.
Метод 2 из 3:
Будьте хорошим учеником
Не срывайте занятия. Следите за своим поведением — хорошие ученики никогда не срывают уроки и не отвлекают других во время занятий. Не разговаривайте с другими учениками во время урока, не перебивайте их или учителя, не используйте мобильный телефон в классе, не препирайтесь с учителем и не язвите ему, а также всегда поднимайте руку, прежде чем что-либо сказать.
Больше старайтесь в учебе. Если учитель поймет, что вы не прилагаете никаких усилий к выполнению домашних заданий или не работаете в классе, вы вряд ли произведете на него хорошее впечатление. Преподаватели любят учеников, которые готовятся к контрольным работам, сдают домашние задания и участвуют в групповых проектах. Если вам тяжело дается учеба, обратитесь к учителю и попросите его о помощи. Если он увидит ваши старания, скорее всего, он оценит это. [4] X Источник информации
Делайте все возможное и невозможное, чтобы участвовать в занятиях. Преподаватели ценят учеников, которые искренне любят учиться и помогают в классе. Всегда добровольно вызывайтесь отвечать во время урока, предложите прийти пораньше или немного задержаться, чтобы помочь подготовить занятие или навести в кабинете порядок, а также спросите учителя, найдутся ли у него для вас какие-нибудь внеклассные задания. Если вы будете совершенствоваться как ученик, ваши отношения с учителем тоже должны улучшиться. [5] X Источник информации
Источник: ru.wikihow.com