Как поощрять ребенка за хорошую учебу

Ребёнка нужно обязательно поощрять за хорошую учебу. Это лучшая мотивация на дальнейшее получение знаний и отличные результаты в обучении! Но за все старания и примерное поведение в школе поощряйте малыша правильно. Иначе может получиться так, что в дальнейшем ребёнок станет требовать очередной «приз», чтобы вы полюбовались отличной оценкой в его дневнике. Как поощрять школьника, если он старательно учится?

Тревожность и как с ней бороться

Тревогу может испытывать любой человек в связи со стрессом, неприятностями. Но бывает, что, вроде, беспокоиться не о чем, а тревога мучает всё равно.

Давать или нет ребёнку деньги за хорошие оценки?

Давать или нет ребёнку деньги за хорошие оценки?

Денежные «бонусы» за хорошую учебу — одна из лучших мотиваций для ребёнка, при умелом применении. Школьник, если ему пообещать денежное вознаграждение за хорошо написанную контрольную работу, наверняка с воодушевлением подтянет предмет. Тут есть одно большое «но».

Очень скоро система «отличная оценка — деньги» плавно перетечет в систему «деньги — отличная оценка» — школьник хорошо учится, только после того, как вы даете ему денег. Это для него становится неким средством заработка. Совсем не хочется учиться, но ради денег стоит немного поднапрячься — вот как будет рассуждать ребёнок. Так вы вырастите умеющего хорошо считать бизнесмена, но не настойчивого человека, стремящегося к получению новых знаний!

Если и задействуете в воспитании малыша, который только пошел в первый класс, денежную мотивацию, продумайте все моменты. Лишние карманные деньги — это не постоянная зарплата ребёнка! Это только «премии» за какие-то крупные достижения — например, отлично оконченный учебный год. А методика «10 рублей за каждую пятерку», которую часто практикуют родители, может иметь пагубные последствия.

Хвалить детей нужно правильно

Хвалить детей нужно обязательно. Так школьник будет уверен в том, что родителям небезразличны все его достижения. В следующий раз он станет стараться еще лучше. А такая мотивация — верный помощник в учебе. В похвале нуждается и маленький первоклассник, и такой «уверенный в себе» старшеклассник!

Хвалите ребёнка правильно. Акцентируйте внимание не на его качествах, а именно на самом достижении. Ежедневные похвалы по типу «ты самый умный/талантливый/сообразительный в классе» могут выработать завышенную самооценку. А это не всегда хорошо, поскольку ребёнок не будет в дальнейшем видеть, признавать и исправлять своих ошибок, что ему очень пригодится во взрослой жизни.

Школьник похвастался «пятеркой» в дневнике за ответ у доски? Хваля отличника, сделайте акцент именно на том, как хорошо он освоил тему, а не на том, что он растет таким гениальным.

Родителям не стоит считать социальную жизнь малыша чем-то уникальным. Не бегите к нему с восторженными возгласами, если школьник выполнил свои прямые обязанности — прилежно написал домашнее задание, подготовил портфель к завтрашнему дню. Это может посеять в ребёнке сомнения в собственных силах. Дети должны понимать, что некоторые вещи они должны делать и без похвалы.

Подарок за отличную учебу

Подарок за отличную учебу

Подарки — такая же острая тема, как и денежные вознаграждения. Тут главное — не перегнуть палку. Маме с папой со средним заработком нереально покупать презенты для ученика за каждую положительную оценку, полученную на уроках.

Можно делать подарок, о котором давно мечтал малыш, по окончании учебной четверти или года. И хорошо, если школьник заранее не узнает, что именно вы ему преподнесете. А то может выйти так, что ребёнок будет хорошо учиться только потому, что вы пообещали ему заветный планшет, а получив желаемое, забросит все уроки.

Если малыш за свои старания и просит какой-то определенный подарок, родителям лучше не брать на себя строгих обязательств на покупку этой вещи. Ребёнок на вас серьезно обидится, если свое обещание вы по тем или иным причинам не выполните. Скажите, что обязательно постараетесь купить именно этот подарок за его школьные достижения.

Впечатления в подарок

Ребёнку будет очень приятно получить в подарок за хорошую учебу положительные впечатления. Семейный поход в кино, театр или в парк развлечений, билет на долгожданный концерт любимой музыкальной группы, путевка в летний лагерь — вариантов таких подарков-впечатлений масса. По сути, это не материальные презенты. Зато положительных эмоций и воспоминаний будет море.

Конечно, речь не идет о том, чтобы каждую неделю по выходным устраивать для своего ученика пышные праздники. Но приятные впечатления в качестве вознаграждения за старания в учебе (например, после отличной оценки за контрольную) — это хорошо. Кто, как не родители знают своего малыша — подумайте, что именно он хотел бы получить в подарок. Может быть, ему и концерт никакой не нужен, а просто хочется провести семейный вечер с вами.

Читайте также:  Как зовут певиц из группы серебро

Дополнительное время на отдых для малыша

Дополнительное время на отдых для малыша

В школах сейчас большие нагрузки, намного большие, чем еще пару десятков лет назад. Дети устают от многочисленных уроков и домашних заданий. Неудивительно, что родители жалеют своих малышей, на время учебного года вообще «ограждая» их от любых домашних дел. Это не совсем верный подход. Если правильно выстроить распорядок дня школьника, у него будет хватать времени на все — и на учебу, и на отдых, и на домашние дела.

Чем чревато полное освобождение ребёнка от дел по дому? Можно взрастить лень в малыше, убить на корню его стремление хоть чем-то вам помочь! Совсем скоро он привыкнет к такому положению дел и поймет, что учеба (и неважно даже, хорошо он учится или плохо) для него — освобождение от прочих обязанностей. Естественно, и дома он помогать маме не станет, и не факт, что учиться будет хорошо.

Но если вы видите, что ребёнок старательно учится, сидит за учебниками, уделяет много времени школьным занятиям и дополнительным секциям, освобождение его от некоторых домашних забот станет хорошим вознаграждением и мотивацией. Уверены в своем отличнике на «все 100»? Раз в несколько месяцев (если, конечно, ребёнок сам этого захочет) можно позволить ему пропустить одно занятие в спортивной секции или даже учебный день. Пусть проведет это время по своему желанию. Такое вознаграждение подойдет только для деток, которые действительно ответственны и не станут потом постоянно выпрашивать у родителей «освобождения» от школы.

Читайте далее

Тревожность и как с ней бороться

Тревогу может испытывать любой человек в связи со стрессом, неприятностями. Но бывает, что, вроде, беспокоиться не о чем, а тревога мучает всё равно.

Источник: medaboutme.ru

Как поощрить ребенка за хорошие оценки?

Как поощрить ребенка за хорошие оценки?

Поощрения и наказания применяются в педагогике на протяжении многих столетий. После длительного пути педагогической эволюции, методы коррекции поведения, противоположные по смыслу, объединились и находятся в неразрывной связи. При этом очень важно, чтобы методами «кнута и пряника» владели не только педагоги, но и родители. Ведь успехи ребенка в учебе во многом зависят именно от семейного воспитания и умения родителей использовать методы дополнительного стимулирования интереса к учебе.

Кроме этого, важно воспитать в ребенке чувство ответственности за свое будущее. Школьник должен понимать, что учится он не за хорошие оценки и поощрительные призы от родителей, бабушек и дедушек, а для себя.

Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!

Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни».

Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.

Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей.

Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить. Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек.

Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?

У каждого действия существует определенная цель. В педагогике поощрение – метод стимулирования хороших поступков с помощью морального воздействия. Хорошая оценка – это уже поощрение, которое показывает, что ребенок выучил урок лучше своего товарища, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Дополнительно учитель может похвалить ученика в классе, одновременно вызывая у одноклассников признание «выталкиванием из общих рядов» (по А.С. Макаренко) и стимулируя их к равнению на лучшего.

Читайте также:  Под какую песню бородина танцует на льду

Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг. Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания.

Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода.

И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).

Отношение детей к деньгам и способам их зарабатывания – отдельная тема воспитания. Лучше объяснить ребенку, что для того, чтобы заработать деньги и купить ему учебники, игрушки, родителям нужно было долго и прилежно учиться, чтобы их знания оценили работодатели. Ребенок должен настроиться, что его знания нужны ему, а не родителям или учителям, чтобы его в будущем оценили как квалифицированного специалиста на работе, где он сможет зарабатывать деньги на свои желания и подарки/сувениры для родных, которые переживают за его успехи и морально поддерживают в учебе. В конце концов, он – часть семьи, в которой все заботятся друг о друге совершенно бесплатно, а лучшая награда – внимание и любовь близких, а не «ты мне – я тебе».

Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.

Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:

  • Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитывать надо личным примером;
  • Поступки взрослых не должны противоречить долгим нравоучительным беседам: дети быстро замечают фальшь, расхождение слова и дела;
  • Прежде чем требовать, объясните столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенными в том, что ребенок услышал и понял;
  • Убедитесь, что плохая оценка – результат неправильного поведения, потому что ругать за непонимание темы нельзя.

Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:

  • Ученик вместо выполнения домашнего задания пошел на футбольный матч;
  • Ребенок решил воспользоваться шпаргалкой, вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
  • Разговаривал на уроке с соседом по парте, не слушал учителя и т.п.

Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.

Вместо заключения

Конечно, нет ничего плохого в том, что родители подарят школьнику желанную вещь в награду за хорошую учебу. Но только в том случае, если часто разговаривают с ним. Рассказывают о том, как переживают о его успехах и мечтают, что он станет самым умным и образованным человеком, гордостью семьи.

Важно просто проводить с ребенком выходной, говорить о его проблемах, рассказывать о своей учебе, о том, как справлялись с трудностями в его возрасте. Почувствовав себя равным, ребенок быстрее осознает, что хорошие оценки нужны ему самому.

Источник: fulledu.ru

«За пятерку — платим, за двойку — вычитаем»

Многие родители считают, что денежное поощрение лучше всего мотивирует ребенка учиться. Семейный психолог Катерина Демина специально для «Мела» детально разбирает этот вопрос и объясняет, почему оплата хороших оценок — не лучшая практика, и чем она может вредить школьнику.

Я провела небольшой социологический опрос в интернете, задавая один и тот же вопрос на нескольких «родительских» и «семейных» сайтах: о чем вы хотели бы прочесть в книге на тему «Дети и деньги»? На первом месте по результатам голосования в сети оказалась проблема: платить или не платить детям за домашнюю работу, как за школьные задания, так и за работу по хозяйству. По частоте возникновения на форумах и конференциях эта тема также лидирует. Хотя, казалось бы, в чем проблема? Хочешь платить — плати, не хочешь — ищи другие способы воздействия.

Существует несколько вариантов решения этого вопроса.

Метод «пряника»

Все очень просто: за пятерки-четверки платим заранее оговоренную сумму, за двойки — вычитаем. Тройки считаются нейтральной оценкой и не оплачиваются совсем. Некоторые продвинутые родители используют еще и «повышающий и понижающий коэффициент»: допустим, русский язык-литература-история дочке даются легко — за них платим только половину суммы. А труд-изо-физкультуру вообще за работу не считаем. Пятерку за контрольную по математике оплатим вдвое, за четвертные оценки — или дорогие подарки, или большой нагоняй с огромным штрафом (хорошо, если не с тюремным заключением).

Читайте также:  Почему часто снится бывший муж который бросил

Сын пришел из школы и рассказывает: «Мам, представляешь, Алиске мама предложила айфон купить, если четверть без троек закончит. А она так скривилась, и говорит: „Это что, мне целый месяц домашку делать что ли? Мне папа его и так на Новый год подарит“».

Метод «кнута»

Понятно, зеркальный вариант: за пятерки-четверки не платим ничего («учиться — это твоя святая обязанность»), за двойки-тройки лишаем карманных денег.

И тот и другой метод, как мне кажется, ничего, кроме вреда, не принесут. Будем исходить из допущения, что дети любознательны от природы, и учиться им должно быть интересно по умолчанию. Но вот приходит такой любопытный Буратино в первый класс, а там — в основном скука смертная. Сиди прямо, в окно не смотри, не разговаривай.

Ни тебе рассказов об интересных вещах, ни сочинений на вольную тему. Самое классное, по идее, должно происходить на уроках труда и рисования — ан нет, опять все делаем по заданию, по шаблону, и вероятность получить «два» за рисунок.

И вот он сидит, мечтает, ждет, пока кончится эта мука, пропускает мимо ушей все, что монотонно говорит учительница. А может, и боится ее смертельно, потому что она кричит и бабахает об стол журналом или указкой. Или родители вчера вечером ругались на кухне. До учебы ли тут?

А родителям нужен результат. Они не хотят краснеть за сына на родительском собрании, не хотят в десятом часу вечера разбираться с уроками, им тяжело выносить собственный гнев и слезы ребенка. Вот тут и появляется это волшебное средство — деньги.

«Давай договоримся, — говорит папа. — Ты уже взрослый, и знаешь, что за работу людям платят деньги. Учеба — это твоя работа, мы будем тебе за нее платить». Далее следуют какие-то переговоры о начальной ставке и штрафных санкциях. Дело сделано!

Поначалу оно и правда работает. Ребенок начинает с энтузиазмом делать домашние задания, это не проходит незамеченным в классе, учительница хвалит. До первой двойки. Когда заработанные тяжелым трудом деньги — отбираются. Ребенок, конечно, в состоянии отследить связь между двумя этими событиями, но не может ничего исправить.

Снова в системе появляется страх, как универсальный рычаг управления. А где страх — там паралич воли, блокируется любое творчество, учеба снова превращается в муку и «отбывание номера».

Более щадящий вариант этого метода — когда деньги только даются, без штрафных санкций. В общем, наверное, ничего плохого в этом нет: ребенок приложил некие усилия и получил заслуженную награду. Некоторая опасность таится в том, что ребенок привыкает получать деньги в общем-то за то, что является его обязанностью.

На самом деле без всяких скидок: учиться — обязанность ребенка, а обязанность родителей — обеспечить учебный процесс. Так что я бы, скорее всего, потратила эти средства на репетитора, на консультации психолога, на перевод ребенка в другую школу, чтобы учеба, наконец, стала для него тем, чем и должна быть: способом познания мира, увлекательным путешествием, игрой.

Раздумывая, куда отдать учиться своего сына, я отчетливо понимала, что его нельзя заставить молчать 40 минут, — его просто разорвет. И исходила из этих условий задачи. Он очень живой, подвижный мальчик, информацию выхватывает «из воздуха», любит рисовать, конструировать, играть спектакли. Я знала, что, если посадить его в класс, где надо сидеть «с ровненькой спинкой», отвечать только когда учительница спросит, а самое главное — где его полгода будут учить читать и считать (а он с четырех лет это умеет), у нас будет куча проблем как со здоровьем, так и с администрацией.

И я нашла ее — школу моей мечты: 15 человек в классе, за быстро сделанное задание получаешь звезду на грудь и задание повышенной сложности, литературой занимаемся для того, чтобы статью написать в лицейский журнал, в пятницу показываем спектакль (каждую пятницу!), четыре раза в неделю физкультура на улице; театр, гончарное искусство, оркестр — обязательные предметы. Мой электровеник приходил из школы в шесть вечера, валясь с ног, но глаза у него горели, он не болел ни разу за два года. Каникулы были бы наказанием, но и в каникулы они пропадали в школе: строили, лепили, ставили.

Да, вы правильно поняли: это был частный лицей. Не сильно дорогой, мне было по силам. Это именно то вложение денег, которое я считаю инвестицией: в здоровье, в положительное отношение к учебе, в закладывание социальных навыков. Сейчас мой сын в 7 классе и я до сих пор не напрягаюсь по поводу его учебы.

Не стоит платить ребенку за сделанные уроки или школьные оценки. Лучше наймите на эти деньги репетитора (можно терпеливую старшеклассницу из соседней квартиры) или сходите на прием к семейному психологу. Если денег много, а проблемы серьезные — найдите хорошую частную школу. Но только не устраивайте рыночные отношения там, где полагается быть интересу и доверию.

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today