Игорь Моисеев играл в бильярд с Маяковским и первым начал ставить физкультурные парады на Красной площади. Он женился на невесте сына маршала Конева и 18 раз отказывался вступать в компартию.
24 мая 2019 08:00 1 169
Жизнь великого балетмейстера — настоящий учебник, по которому можно изучать историю страны. Он прошел через двадцатый век, пережив все его революции и войны. «Неизбежное встречай достойно» любил повторять Игорь Моисеев. Так он давал понять, что ход событий человек изменить не может, но в его власти достойно прожить собственную жизнь. Смысл своей он видел в творчестве, которому преданно служил двадцать четыре часа в сутки.
Моисеев никогда не хвалил своих артистов. Относился к себе и к ним строго. «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете!», — мог остудить накал страстей после грандиозного концерта. Интересно, что в его ансамбле не было солистов. Мэтр считал коллектив единым целым, в котором каждый танцор может подменить своего коллегу: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля», — говорил он.
Класс-концерт «Дорога к танцу». Балет Игоря Моисеева
Его боялись и обожали. Как вспоминают артисты ансамбля, тот, кто попадал к нему в кабинет на разговор, запоминал эту встречу навсегда. Такова была сила харизмы и обаяния великого хореографа.
ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
Семья Моисеевых жила очень бедно. Отец — в прошлом юрист, пытался заработать уроками французского языка. Мать прекрасно шила и бралась за любую работу. Однако случались дни, когда в доме было нечего есть. Игорь часто болел — так на его здоровье сказались безденежье и голод.
Как в жизни Игоря Моисеева появился балет? По семейной легенде отец будущей легенды стал свидетелем страшной уличной драки. Вернувшись домой, он с порога заявил сыну, что завтра же запишет его в балетную школу, чтобы уберечь от дурного влияния.
Педагоги только руками всплеснули, когда увидели, какой талант к ним привели. Мальчик обладал хорошими данными, был очень пластичным и музыкальным. Уже через месяц Игорь оказался в лучшей кузнице балетных кадров страны — хореографическом техникуме Большого театра. Родители сначала не собирались делать из мальчика звезду театральных подмостков. Но потом рассудили, что профессия танцора спасет их сына от политики и страшных сталинских репрессий.
В дальнейшем это станет жизненным кредо Игоря Моисеева. «Я жил по солдатскому принципу — поближе к кухне, подальше от начальства», — расскажет он в мемуарах.
ГЛАВНЫЙ ТЕАТР СТРАНЫ
В Большом театре Игорю Моисееву прочили большое будущее, заметив его талант, быстро начали вводить в спектакли. С первой зарплаты он принес домой чайник, чем очень обрадовал мать. Они кипятили воду в дырявом, покупка нового казалась несбыточной мечтой.
Обстановка в театре была далеко неспокойной. Игорь попал в число фаворитов молодого балетмейстера Касьяна Голейзовского, новаторские спектакли которого никак не хотела принимать старая гвардия. Интриги и подковерная возня очень мешали работе. Театральная молодежь написала письмо на имя директора в поддержку своего кумира. Активистов из Большого театра немедленно убрали.
Фильм, о Школе-Студии при ансамбле, о первых шагах и становлении юных Моисеевцев.
В списке уволенных артистов Игорь нашел свою фамилию, и… показал характер!
Он отправился на прием к самому наркому просвещения Луначарскому. Буквально на следующий день его восстановили на рабочем месте. Вдумчивый юноша с горящими глазами вызывал симпатию и доверие. Луначарский даже начал приглашать его к себе на знаменитые «четверги». Вместе с поэтом Владимиром Маяковским, французским писателем Анри Барбюсом и режиссером Александром Таировым они обсуждали проблемы культуры, играя в бильярд.
Правда, праздновать победу оказалось рано. Руководство театра по-прежнему видело в Моисееве врага, и не давало ему ролей.
«Мой творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у меня нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Я ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным», — рассказывал Игорь Моисеев.
Спасение пришло неожиданно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер получил травму и в спектакль срочно ввели опального артиста Моисеева. Он был невероятно рад. Однако год без работы заставил его серьезно задуматься, — что, если не только танцевать, но и начать ставить танцы самому?
НОГИ ПОТОМ, СНАЧАЛА НЕСИ ДУШУ…
Неожиданно идея получила блестящее развитие. Танцы, которые Моисеев поставил для нескольких балетов, оказались очень успешными. Начинающий хореограф-постановщик написал письмо на имя Молотова. В нем он предлагал создать ансамбль народного танца, обещая взять всю организационную часть на себя. «Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать», — прозвучало в ответ.
Первая репетиция ансамбля народного танца состоялась 10 февраля 1937 года. Небольшая группа энтузиастов во главе с Игорем Моисеевым провели ее в здании Дома учителя в Леонтьевском переулке. В момент появления коллектива на свет его организатору был всего 31 год.
ЛЮБОВЬ ВОЖДЯ
Благодаря таланту Моисеева зрители увидели знаменитые спортивные парады на Красной площади. Сталин посмотрел выступления физкультурников, созданные фантазией начинающего постановщика, и пришел в настоящий восторг. Он пожелал, чтобы тот, кто их ставил, продолжал и дальше выпускать столь успешные номера. Даже те, кто позже видел эти парады на экране, говорили о том, насколько зрелище завораживало.
Однажды Игоря Моисеева вызвали с гастролей правительственной телеграммой. В купе к перепуганному артисту зашли люди, одетые в форму сотрудников НКВД, взяли вещи и пригласили следовать за собой. Всю дорогу, пока его везли на Лубянку, Моисеев гадал, — арест это или нет? Оказалось, его услуги потребовались Лаврентию Берии.
Общество «Динамо» провалило генеральный прогон, Моисеев должен был в кратчайшие сроки поставить новый оригинальный номер. И он с задачей справился!
«Не волнуйтесь, товарищ Моисеев. Нет такой вещи, которую бы мы не сделали для того, чтобы парад удался. Поэтому продумайте наше выступление спокойно», — объявили ему.
Источник: www.starhit.ru
Самодур, тиран. И всегда — гений
На днях исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного хореографа Игоря Моисеева. В течение многих лет он был бессменным художественным руководителем коллектива, известного во всем мире как «Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева». Через школу танца и ансамбль за долгие годы его существования прошло не одно поколение советских людей.
Собеседниками «Правды.ру» оказались люди, которые были непосредственно связаны с творчеством маэстро и с ним лично. Поскольку собеседники относились к советской номенклатуре, знавшими не только творческое закулисье, но и секреты политического бомонда, они попросили сохранить их имена в тайне. Вот каким предстал Игорь Моисеев и его ансамбль из их рассказа.
Игорь Александрович был гениальный деспот. Второго такого не найти. Основа танца Игоря Моисеева — это танец на раскаленной сковороде. Словно бы танцуют одними пальчиками. Он никого не брал по блату.
Никогда. Не брал даже детей своих артистов, какими бы они не были заслуженными, народными и т. д. Он сам вел очень строгий отбор. Никаким другим путем попасть в труппу Моисеева не представлялось возможным. Может быть, поэтому у него был ансамбль высочайшего мирового уровня. У него была своя система, своя школа.
Заменить такого гениального постановщика сейчас некем.
В ансамбле за глаза его называли Мойша — он же Моисеев. Его боялись и любили, потому что знали: если он поговорит с тобой, у тебя станет легко на душе. Он не был плохим человеком. Моисеев увольнял легко, если танцовщики не справлялись с дикой нагрузкой. Переводил в другие ансамбли. Он был жестким и жестоким, самодуром и тираном.
Но всегда — гением.
Когда должен был сниматься фильм про Анну Павлову, а в его труппе была девушка, похожая на неё и ее пригласили сниматься в этом фильме, Моисеев не разрешил. Или в ансамбле — или в кино. К нему даже нельзя было подойти с таким предложением.
С возрастом он уже мало что видел своими глазами, хотя всегда сидел на всех репетициях. В его окружения находились доносчики (дрожавшие за такой лакомый кусок), которые говорили маэстро — вон та немного полновата. Моисеев вызывал «толстушку» и говорил, чтобы она за две недели похудела на 20 килограмм!
Только девушкам маленького роста разрешалось быть пухленькими, а рослым и средним — нет. В результате девушки пили фуросемид и другие слабительные средства, чтобы только поддержать себя в норме. Многие после этого окончательно и бесповоротно испортили свое здоровье. Некоторые спились…
Игорь Моисеев не был состоятельным человеком. В отличие от второй жены, в быту он был достаточно скромен. Когда он ушел от Тамары Зейферт, то забрал лишь чемодан с бельем и свою шикарную библиотеку. Всех, кому удавалось побывать у Игоря Александровича в гостях, своим количеством потрясала его домашняя библиотека.
Больше книг было, наверное, только в знаменитой Ленинской, ныне Российской государственной библиотеке. В основном у него была собрана библиотека по искусству, картин у него не было. Моисеев собирал только то, чем сам жил в искусстве. Эти книги представляют большую ценность — много больших фолиантов в роскошном переплете, раритетные издания.
При зачислении первое, на что он смотрел, руки. Потом смотрел на ноги. Отбор обычно проходило человека три-четыре, не больше. Остальные шли в ансамбль «Березка» к Мире Кольцовой, который сначала возглавляла Надеждина, в ансамбль Александрова, в хор Пятницкого. Учиться начинали с восьми лет: днем в школе Моисеева, вечером — в общеобразовательной школе.
Выпуск происходил раз в четыре года. Заканчивали школу примерно 25 человек. На выпускном — обязательно сольный номер.
Еще со сталинских времен члены правительства подбирали себе невест только из ансамбля Моисеева. В его школе учились и Конева, и Микоян, и многие другие. Девочки все красивые, молодые, статусные, проверенные — как и нужно было в то время. И вторая жена Моисеева была сначала замужем за сыном маршала Конева. Она перестала танцевать, кажется, в году 1980-м.
Обычно их танцевальная карьера заканчивалась в 36 лет. Все получали статус артисток балета. При желании можно было уйти и в Большой. Хотя в Большом театре всегда существовала своя школа. В ней тоже учились с восьми лет, но немного подольше.
Выпускниц ансамбля Моисеева туда всегда брали охотно.
В репертуаре ансамбля были не только танцы всех народов мира, но и одноактные балеты. Например, балет «Ночь на лысой горе» шел без перерыва в течение 2-х часов. У всех танцовщиков были шикарные костюмы, которые за большие деньги шили в Большом театре. Обувь, костюмы — за это драки никогда не было. У каждого свое. В чистку их не сдавали, всегда выдавали новое, с иголочки.
Это был престиж государства, потому что со сцены каждое пятнышко видно. У всех были свои квартиры и машины. Даже во времена Хрущева и Брежнева правительство понимало, что эти рабочие лошадки везут в нашу страну валюту.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.
Источник: www.pravda.ru
Школа-студия (училище) при ГААНТ имени Игоря Моисеева
77№002836, регистрационный №029787 Срок действия: бессрочно.
Аккредитация: №0003944, серия 77А01, регистрационный №003944, действительно до 16 ноября 2021 года
Директор и художественный руководитель — Апанаева Гюзель Махмудовна |
Приём в Школу-студию осуществляется один раз в пять лет. Принимаются одаренные дети в возрасте 13-14 лет, окончившие 7 классов средней общеобразовательной школы. На последнем году обучения учащиеся проходят дипломную практику в ансамбле.
Основная задача Школы-студии – сохранение и обучение традициям уникальной моисеевской школы танца, воспитание танцовщика – актера, способного воплощать сложные и разнообразные художественные образы. Школу, созданную Игорем Моисеевым, отличает виртуозная техническая оснащенность, свободное владение всеми видами танца, высокий профессионализм, владение национальной характерностью, яркий артистизм – и невероятный задор.
Участие Школы-студии в хореографических фестивалях, конкурсах, проведение мастер – классов, творческих семинаров – лучшая практика для будущих танцовщиков. Выступления Школы-студии в Италии, Бразилии, Японии, Китае, Португалии и во многих других городах получили высокое признание не только у зрителей, но и у профессионалов. Победа Школы-студии на WORLD CHAMPIONSHIPS OF PERFORMING ARTS (США) отмечена золотой медалью.
ПРИЕМ В ШКОЛУ-СТУДИЮ
Школа-студия осуществляет обучение по специальности 520202 «Искусство танца (по видам)» с присвоением квалификации «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель»
На 1 курс (в 8 класс общеобразовательной школы)
Конкурсный отбор проходит в 3 этапа
Согласно Правилам приема, прилагаются следующие документы:
• Справка об образовании (с указанием класса) из общеобразовательного учреждения
• Копия свидетельства о рождении или паспорта (наличие подлинника обязательно)
• Три фотографии размером 3×4
• Медицинская карта из общеобразовательного учреждения.
• Дополнительная информация по телефону 8 (495) 699-65-46
Источник: www.irad.ru