Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь.
Я работаю учителем начальных классов и предлагаю вам узнать проверенный способ научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш.
Подготовка к занятию:
- Для начала необходимо выбрать подходящее время для обучения. Ребёнок не должен быть уставшим, голодным, возбуждённым. По времени – около 11 часов утра.
- Занятие не должно длится более 10 минут для дошкольника, чем младше ребёнок, тем меньше времени должно уходить на одно занятие.
- Во время объяснения создавайте приятную атмосферу, пусть ребёнку понравится учится.
- Подготовьтесь к занятию. Найдите подходящую ручку или карандаш. Они не должны быть слишком тонкими или толстыми, желательно, чтобы на поверхности были грани. Также приготовьте лист бумаги на котором ребёнок будет пробовать писать. Кроме того, вам понадобится обычная бумажная салфетка и фломастер.
Занятие:
- Предложите ребёнку зажать мизинцем и безымянным пальцами салфетку (как показано на Рис.1) и не выпускать её во время того, пока вы будете учиться держать ручку (этот приём поможет исключить два пальца и держать ручку только тремя).
- На среднем пальце отметьте фломастером место, где должна лежать ручка (сбоку, рядом с верхней половиной ногтя). Смотри Рис.2
- На ручке, которой ребёнок будет писать, отметьте линией то место, за которое следует взяться пальцами (примерно 15 мм от края). Смотри Рисунок 3
- Положите ребёнку ручку на отмеченную точку на пальчике и попросите зажать её, с двух сторон, указательным и средним пальцами, так что бы пальцы слегка согнулись.
- Предложите ребёнку поводить ручкой в воздухе, попробовать сгибать и разгибать пальцы в первой и второй фалангах, но так, чтобы ни ручка, ни салфетка не выпадали из руки.
- Далее пусть ребёнок попробует написать что-то на бумаге.
- Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. Оба локтя лежат на столе.
- Кода пишем, то противоположный конец ручки или карандаша должен смотреть на плечо ребёнка.
Как правильно держать ручку при письме ребенку? Показываю наглядно.
Источник: dzen.ru
Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку?
Макаренко Светлана Владимировна
Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку?
Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ И РУЧКУ?
Почерк — одна из насущных проблем школьной образовательной системы.
При выявлении уровня развития умений и навыков по письму в 1 классе учитывается развитие каллиграфических навыков.
Одной из причин, влияющих на почерк, является технические проблемы – положение бумаги, руки, качество ручки, поза пишущего.
Важно научить ребенка писать правильно до поступления ребенка в детское образовательное учреждение. Речь идет не о буквах и цифрах, а о правильном положении пальцев в момент письма.
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
• научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
• научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
• научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно?
Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
От того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит и его здоровье. Неправильный захват при письме может негативно сказаться на зрении ребенка, привести к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.
Признаки неправильного захвата карандаша :
• Большой палец во время письма находится ниже указательного;
• Пальцы находятся далеко от пишущей части;
• «Щепоточный» захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части);
• Карандаш лежит на указательном пальце;
• Слишком сильный нажим на бумагу;
• Верхний конец карандаша при письме направлен в сторону, а не к плечу;
• Ребенок поворачивает лист бумаги, а не карандаш.
Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме
Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:
• «Кладем ручку спать». Сначала взрослый показывает игру сам. Средний пальчик – это кровать. Верхняя фаланга указательного пальца подушка. Ее кладут под верхнюю часть карандаша, которую затем укрывают одеялом, используя большой палец.
Пусть ребенок попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
• «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, ваш малыш будет точно удерживать предмет.
Повторяйте упражнение чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
• «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Такие кусочки тяжелее удерживать всей ладонью и ребенок схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
• «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную игру. Когда ребенок берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
• «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на указательном пальце небольшую, но яркую точку. Скажите ребенку, что размещая в своей руке карандаш (ручку, нужно укладывать его именно на отмеченное место.
Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Уточните, что палец не должен съезжать за пометку.
• Трюк с канцелярской скрепкой
Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».
• Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»
Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий
В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развития мелкой моторики. Вот несколько примеров:
• Нанизывания бус, шнуровки, развязывание узелков;
• Работа с ножницами;
• Лепка и аппликация;
• Штриховки, обведение по контуру, раскрашивание и т. д.
Все упражнения преподносятся в игровой форме, поэтому дети с удовольствием их выполняют.
Помимо подготовки руки к письму и формирования правильного захвата, необходимо научить ребенка, как нужно сидеть за столом при письме.
Ноги должны стоять на полу;
Спина должна быть прямая;
Локти нужно держать на плоскости стола;
Между телом и столом должно быть небольшое расстояние (с кулачок);
Лист бумаги или тетрадку стоит класть под углом 30 градусов по отношению к телу.
В особых случаях воспользуйтесь устройством для поддержания осанки (проконсультируйтесь у педагога и врача).
Правильному положению позвоночника ребенка во время занятий за столом (чтение, письмо, рисование, сохранению правильной осанки способствует устройство для поддержания осанки «Правильная осанка-здоровая спина». Подходит для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Высота и угол наклона регулируются в соответствии с ростом ребенка.
Правильное положение ручки при письме :
При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки :
-левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки;
-указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой — обеспечивает поддержку снизу;
-все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку;
-при письме согнутый мизинец является опорой для руки.
-обратный конец ручки должен быть сконцентрирован на правое плечо.
Публикации по теме:
Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.
Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.
Советы, которые помогут родителям вырастить ребёнка-эрудита Советы, которые помогут родителям вырастить ребёнка эрудита. Обладать знаниями и умение ими пользоваться — совершенно две разные вещи.
Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых» Одним из показателей хорошего воспитания детей является их умение не перебивать взрослых во время разговора. Наверное, многим родителям.
Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами» Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью.
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.
Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.
Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.
Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш: 7 способов
Ответственные родители стараются приобщать ребенка к освоению письма с ранних лет. Перед началом занятий будущему школьнику нужно показать, как правильно держать ручку и карандаш. Это умение относится к мелкой моторике. В детских садах, кружках рисования и прикладного творчества развитию пальчиков и мелкой моторике уделяется большое внимание. Если ребенок домашний родителям необходимо самим привить ребенку этот навык.
Почему это важно
Пустить на самотек занятия по рисованию и письму — не лучшая идея. Когда малыш впервые берет в руку карандаш и пытается что-то изобразить на листке бумаги, ему важен сам процесс. Он может зажать карандаш в кулачке, или схватить его так, как удобно на данный момент. Не стоит надеяться, что неуклюжие каракули могут в один прекрасный день превратиться в каллиграфический почерк.
Если не откорректировать положение пишущего прибора в руке ребенка, со временем это может войти в привычку, которая станет серьезным препятствием в школе. Даже если почерк будет красивым и разборчивым, странное положение ручки будет вызывать насмешки одноклассников. На занятиях в школе педагог обязательно обратит на это внимание и постарается помочь исправить неправильное положение ручки, но выработанная с раннего детства привычка может оставаться неизменной. Юный школьник будет уставать, страдать от того, что у него не получается письмо, он будет отставать в написании диктантов, и как следствие – в дальнейшем обучении.
Родители должны осознавать, что правильно держать ручку при письме первокласснику очень тяжело. К тому же, она может падать или рвать тетрадь при написании букв. Это может вызвать слезы и раздражение. Испытывая негативные эмоции и повышенную нагрузку на руку, ученик будет пытаться найти удобное положение. Из-за этого может возникнуть неприятие домашних заданий, ухудшиться осанка и зрение.
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку, потребуется время и терпение. К этому следует приучать постепенно, при помощи незамысловатых игр и рисования. Также при покупке канцелярских принадлежностей следует учитывать их назначение и размер.
Как правильно держать ручку при письме
Большинство современных письменных приборов очень удобны и имеют резиновую метку, где следует располагать пальцы. Она находится на расстоянии 1,5 см от кончика.
Правши берут пишущий предмет первыми тремя пальцами рабочей (правой) руки. Он должен располагаться на боковой части последней фаланги среднего пальца. Именно этот палец задает стержню траекторию движения. Остальные два пальца удерживают ручку в нужном положении: указательный палец должен находиться сверху ручки, а большой — придерживать ее слева. Все три пальца должны быть слегка согнутыми и не напрягаться.
Признаки неправильного захвата
Для предупреждения негативных последствий неправильного захвата, следует обратить внимание, как малыш впервые пытается взять карандаш. Проблемы могут возникнуть, если:
- ребенок сильно сгибает указательный пальчик и придерживает его внешней частью ногтевой фаланги (при этом большой пальчик располагается ниже);
- свободный кончик карандаша направлен не на плечо рабочей руки, а в любую другую сторону.
- на бумаге остаются борозды, грифель или стержень рвет бумагу;
- происходит слабый нажим при письме;
- малыш использует при захвате два первых пальчика, а средний в процессе не участвует;
- карандаш захватывается правильно, но слишком низко или высоко.
Неправильный захват карандаша
Как научить ребенка держать ручку
Если перед школой дома или в детском саду ребенка научить правильно держать ручку, у него не будет проблем с выполнением первых домашних заданий. Эта задача по плечу каждому заботливому родителю. Есть несколько простых и доступных способов помочь малышу быстро освоить пропись и шагнуть на новую ступень обучения.
С помощью резинки
Освоить письмо поможет обычная аптечная резинка, которую надевают на запястье. Резинку слегка оттягивают вверх, делают петельку, в которую продевают ручку ближе к колпачку. Так она будет сохранять правильное положение при письме.
С помощью носового платка или салфетки
Если безымянный пальчик и мизинчик постоянно мешают малышу правильно захватить карандаш, можно воспользоваться маленьким носовым платочком или бумажной салфеткой. Ее складывают в 4 раза и кладут на ладошку. Два последних пальчика должны прижать салфетку к ладошке. Затем рабочими пальчиками нужно правильно захватить карандаш. Этот способ поможет малышу запомнить, как нужно правильно рисовать или писать.
С помощью резиновой насадки
Специальная резиновая насадка с углублениями для пальцев продается в отделе канцелярских товаров. Надев такую резинку на ручку, можно контролировать положение пальчиков первоклашки. Он будет с удовольствием писать, ведь это и ручка и веселая игрушка одновременно.
При помощи ручки для первоклассников
Можно купить готовую ручку для первоклассников, в которой есть выемки для пальчиков. Эту ручку удобно брать в руки, и пальцы сами принимают нужное положение. Такое приспособление можно вырезать самостоятельно из обычной резинки. Получится замечательный тренажер, способный наладить правильный захват и исправить почерк.
При помощи наглядных пособий
Над столом можно повесить яркую схему, как правильно пользоваться письменными принадлежностями.
С помощью круглых палочек пастели или мелков
Отличный способ поставить руку – рисование небольшими пастельными мелками (длиной до 3 см). По диаметру они похожи на ручку или карандаш. Их нужно аккуратно удерживать пальчиками, сложенными в щепоть. По-другому удержать их не получится. Такое занятие очень полезное, так как выполняет двоякую функцию:
- рисование яркими мелками доставляет ребенку удовольствие;
- формируется правильный захват, который можно будет применить к фломастеру или карандашу.
Яркая линия на пальце ребенка
Если ни один из вышеперечисленных способов не помогает наладить отношение между малышом и пишущим предметом, на помощь может прийти яркая линия, нанесенная фломастером на средний пальчик. Эту линию необходимо прочертить под наклоном, в месте, где должна находиться ручка. Можно придать занятию игровую окраску. Малышу надо объяснить, что ручку необходимо положить на яркую линию. А чтобы она не убежала, ее нужно придержать сначала большим пальчиком, а сверху – указательным.
Как научить ребенка держать карандаш
Нередко родители покупают первоклашке толстые не стандартные карандаши. Не лучшим вариантом будет слишком длинный и тонкий карандаш. Их и взрослому держать неудобно, а ребенку тем более. Они должны быть стандартного диаметра, не круглые, а с гранями.
Карандашом пользуются так же, как и ручкой. Бумага для рисования должна лежать прямо перед ребенком, а не с наклоном, как при письме. Кисть и запястье должны двигаться легко, без напряжения.
Как держать ручку левой рукой
Если ребенок лучше владеет левой рукой, его не стоит переучивать. Ручку кладут на последнюю фалангу среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, а большой палец — справа. Остальные пальцы прижимаются к ладони произвольно. Если попросить приподнять указательный пальчик, и ручка не меняет своего положения — малыш держит письменный прибор правильно.
Упражнения
Для того чтобы первоклашка мог правильно владеть пишущим инструментом, нужно начинать занятия с 2-5 лет. Простые упражнения, совмещенные с игрой, помогут в будущем выработать ловкость пальчиков.
Ребенку можно предложить:
- собирать пальчиками бусинки и складывать их в коробку;
- завязывать бантики на шнурках, узелки на веревочках;
- вытирать нарисованные линии маленькой резиночкой;
- вырезать из бумаги мелкие детали безопасными ножницами и составлять из них мозаику;
- заштриховывать карандашом картинки для раскрашивания;
- рисовать узоры, геометрические фигуры (треугольники, квадратики, круги и т.п.);
- собирать конструктор;
- застегивать пуговицы и т.п.
Некоторые упражнения можно выполнять в виде игры. В это время важно контролировать положение пальчиков малыша.
Игра «паучки»
Ручки ребенка – веселые паучки, а пальчики – их лапки. Их нужно попросить «побегать» по столу. Потопать, попрыгать. Попросите малыша, чтобы «паучки» поздоровались лапками, и что-нибудь порисовали мелками. Это упражнение поможет снять напряжение с пальчиков и отвлечет ребенка от рутинных упражнений.
Каляки-маляки
Дайте ребенку небольшой яркий мелок и лист бумаги. Пусть он рисует на бумаге произвольные непрерывные линии то медленно, то быстро. Начать игру в каляки-маляки можно в медленном темпе, а закончить – в быстром.
Игра «Веселая птичка»
Перед рисованием предложить ребенку поиграть в веселую птичку, которую нужно научить рисовать. Птичка — это левая или правая кисть ребенка. Соедините три первых пальца, а безымянный и мизинец подожмите. Большой палец снизу и два следующих пальца сверху — клюв птички. Поговорите с ребенком от имени птички, пусть ребенок вам подыграет.
Поставьте карандаш вертикально и попытайтесь научить птичку рисовать. Она должна схватить клювом верхушку карандаша и постепенно опустить клювик из пальчиков до нужного уровня. Пусть птичка нарисует сама себя.
Как правильно сидеть за письменным столом
Недостаточно только научить ребенка держать ручку правильно, нужно научить его правильно сидеть за столом. Правильная осанка – основа здоровья школьника.
Необходимо правильно подобрать по высоте стол и стул ученика. Стул должен быть со спинкой, стол – с регулируемыми ножками и крышкой.
Согнутые ноги ребенка в коленях должны образовывать прямой угол. Стопы стоять на полу или на небольшой подставке. Спина должна быть ровной, руки лежать на столе.
Ребенок не должен ложиться грудью на стол. Расстояние между туловищем и столом должно равняться 2 см. Тетрадь должна находиться под наклоном 30 градусов относительно туловища.
Советы родителям
- Как только малыш возьмет в руки карандаш, нужно сразу формировать правильный захват этого инструмента.
- Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, ругать за некрасивые буквы, за «плохой» рисунок.
- В детском саду и школе уделяется достаточно внимания правильной осанке и положению ручки в руке. Но не стоит полностью перекладывать на воспитателя или учителя заботы об обучении ребенка правильному захвату письменного инструмента. Возьмите этот процесс под свой контроль, тогда у ребенка не будет проблем с успеваемостью и здоровьем.
- Занятия рисованием под контролем преподавателя помогут поставить руку и развить у ребенка внимание и усидчивость.
Не важно, какой рукой пишет ребенок. Главное — научить его правильно держать ручку при письме и следовать рекомендациям преподавателя. Ведь от этого зависит и успеваемость, и здоровье, и хорошее настроение.
Источник: orechi.ru