С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Община — это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.
Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.
КАК ПОСТРОИТЬ ХРАМ В ЧИСТОМ ПОЛЕ?
В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено — например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, — все это может очень осложнить процесс согласования.
Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка — именно под строительство храма.
По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.
Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.
Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.
Строю храмы. Как построить храм? С чего начать строительство церкви. Для чего строят церковь
Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, — в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.
Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.
Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».
Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, — говорит отец Даниил. — И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, — например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому — и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.
Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье — таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, — говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. — Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату — это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».
Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона — благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», — говорит отец Варфоломей.
В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. — Если просто отправить рассылку и ждать ответа — откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке — откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.
Есть интересный способ для сбора средств на храм — именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.
«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап — предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.
Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма — это алтарь, в центре которого находится престол — самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви — Евхаристия (благодарение) — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас — это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.
Возвышение — продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, — называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи — полукруглый выступ — амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником — проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма — равносторонний крест |
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы — три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, «как на цепи подвешенный к небесам» |
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей — алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть — притвор. Притвор — место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди — оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.
Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс — место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение — в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии — молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή — усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.
Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.
Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор — главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» — возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.
Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников — чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно — например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики — крест, одна сторона которого вытянута на запад |
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг — это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.
Никольская шатровая церковь в Балахне. XVI в. Шатровый стиль, в отличие от крестово-купольного, оставляет довольно мало места внутри, но позволяет «вытянуть» храм вверх |
Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.
http://www.tovrest.ru/works/proektirovanie/chasovni/
Код для размещения ссылки на данный материал:
Как будет выглядеть ссылка:
Источник: www.nsad.ru
Как открыть церковь
Открытие храма — дело загадочное. Ему не учат в школе, о нём не расскажут по телевизору. Просто было в древности: соорудил алтарь из камней — вот тебе и место для молитвы. А вот сейчас полно всякой бюрократии, да ещё и с церковью как-то согласовать нужно. Да и само здание ведь как-то должно быть по-особому устроено, верно?
Кажется, надо столько перелопатить информации о том, как открыть церковь, что лучше не начинать. Было бы место, где всё сразу написано. Да вот же оно! В этой статье есть все основные моменты.
Церковь — это православный храм
Церковь — понятие многозначное. Скажем, Церковь Христова — это название всех верующих христиан, как совокупности душ. Но в контексте нашей статьи ограничимся одним значением слова «церковь»: церковь, как православный храм.
Сперва нужно себя спросить: «Действительно здесь нужна церковь?»
Вопрос о целесообразности строительства не лишний. К сожалению, открытие церкви часто происходит бездумно. Многие представители духовенства призывают строить побольше храмов, аргументируя это тем, что на одиннадцать тысяч человек у нас по одной церкви.
Но есть два факта, которые замалчивают:
- Из этих одиннадцати тысяч человек далеко не все христиане, многим нужны мечети или иные храмы;
- Даже среди номинально православных людей не много тех, кто будет ходить в храмы. Церкви пустуют, и батюшки ломают голову о том, как привлечь туда молодёжь. Об этой проблеме широко известно. Если пустых храмов полно, нужен ли ещё один в Вашем регионе?
Строить церкви на месте парков и природных зон неправильно.
И ещё один вопрос, который нужно решить заранее, — опросить людей. Возможно, даже собрать их подписи в поддержку строительства. Увы, часта практика, когда православные храмы возводят не просто так, а уничтожая для этого зелёные парки и прочие прекрасные объекты.
Не каждый человек будет рад такому. И это правильно.
К тому же, опросив местных жителей, можно узнать, что они, например, хотят увидеть на пустующем месте не храм, а школу, больницу или детский садик. Необходимо считаться с желанием населения. Храмы, которые построены вопреки ему, лишь портят репутацию Церкви. Люди начинают начинать РПЦ не как духовную, а как бездушную религиозную организацию.
Так что строительство — огромная ответственность. И подойти к нему нужно с умом.
Получить разрешение на строительство может официально зарегистрированная религиозная группа
Если речь идёт о православной церкви, то первым делом на её строительство нужно разрешение правящего архиерея.
Инициатором может выступить церковная община: это зарегистрированная как юридическое лицо религиозная группа. А зарегистрировать её возможно только в том случае, если в составе не менее десяти человек, которые достигли совершеннолетия и постоянно проживают в одной местности. Интересный момент:
- Если религиозная группа новая, то она должна присутствовать в этом регионе ещё пятнадцать лет до того, как получит право на строительство храма;
- Если группа имеет централизованную религиозную организацию, то это нужно только подтвердить. Ждать пятнадцать лет не нужно.
В случае православных храмов действует второй вариант. Община должна быть зарегистрирована при помощи следующих документов:
новая религиозная группа должна присутствовать в регионе, чтобы получить право на строительство храма
- заявление о регистрации.;
- список граждан, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, даты рождения и места жительства;
- устав создаваемой религиозной организации;
- протокол учредительного собрания из десяти человек и более;
- документ, подтверждающий факт существования религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, или подтверждение ее вхождения в централизованную религиозную организацию;
- основные положения вероучения и описание используемых практик, сведения о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, к воинской службе;
- информация о местонахождении руководящего органа создаваемой религиозной организации;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Нужно обратиться с письмом в местные органы власти и разучиться поддержкой епархии
Следующий шаг — обращение в местные органы власти. Здесь важно всё сделать по уму. Лучше всего доверить переписку самому архиерею. Его положение будет более убедительно для районной или городской администрации.
Но мало просто попросить место под храм. Хорошо уже на этапе согласования иметь чёткое представление о самом здании:
- Как будет выглядеть здание;
- Сколько человек будет вмещать;
- В честь кого будет главный престол.
Дальше многое будет зависеть от сговорчивости самой администрации. Ведь она может дать как хороший участок, так и неудобный — где строительство осложнено, а расположение удалено от населённых районов города или деревни.
Важно, чтобы участок был чуть больше, чем нужно под храм. Этот запас, как показывает практика, обязательно пригодится.
Перед началом строительства нужно собрать документы для его разрешения.
В первую очередь это кадастровый паспорт, где будет указан вид разрешённого использования земельного участка.
Подробные руководства о порядке действий при оформлении земельных участков, проектировании и строительстве православных храмов есть у руководства епархий. Для каждого региона эти документы могут сильно отличаться, так как везде есть своя специфика.
Так что лучшим вариантом будет запросить в епархии информации, как простроить церковь в деревне или городе Вашего региона правильно. В этих документах будут подробно описаны правила подведения коммуникаций к храму, порядок оформления земельно-правовых отношений и прочие рекомендации.
Если хотите открыть церковь в деревне или городе, лучше начать с небольшой часовни
Начните с малого. Небольшая деревянная избушка, часовня, обойдётся примерно в 100 тысяч рублей. Она будет выстроена в короткие сроки и без накладок. При желании здание можно будет расширить.
Зато почти сразу получится организовать службы, включиться в жизнь православия. В противном же случае, если решить построить большой собор, работа встанет надолго. А непредвиденные обстоятельства могут и вовсе сорвать все планы.
Проект храма должна сделать архитектурно-проектная мастерская
Не так давно люди могли сколотить деревянную избушку и назвать её храмом. В советские годы гонений все были и этому рады. Собственно, подобные строительные инициативы встречаются и сегодня, но всё реже.
Православный храм надлежит строить по строгим правилам, чтобы он мог функционировать. Тут нужно учесть и требования пожарной безопасности, и особенности устройства вентиляционной системы. Очень может быть, что проект, выполненный новичком в строительстве, просто забракуют. А ведь усилий и времени жалко.
Есть специальные архитектурно-проектные мастерские. Их немного, но зато все с государственной лицензии. Храмы по их проектам легко проходят согласование в комитете по архитектуре и генплане, а также проходят необходимые экспертизы.
средняя стоимость строительства храма
Но стоит заранее убедится, что конкретная архитектурно-проектная мастерская согласна учесть пожелания заказчика, а не заниматься отсебятиной.
Рабочих нужно нанимать по своим возможностям: либо частников, либо от фирмы
Нет никаких общих рекомендаций о том, кто же лучше построит храм. Это могут быть простые энтузиасты, но зато талантливые. Довольно дёшево частники способны выстроить то же самое, что и известная строительная фирма задорого. Но можно будет хорошо сэкономить на разных управляющих, громком имени и прочих наценках.
С другой стороны у частников и ответственности меньше. Сделают плохо — кому предъявить претензии?
Фирма дороже, но и надёжнее. К тому же удобнее заказать сразу «под ключ», чем на каждом этапе искать себе мастеров разных направлений.
Роспись храма нужно поручать православным художникам
Расписывают храм обычно акриловыми красками, хотя возможны иные варианты. Есть мнение, что иконописец должен быть благочестивым христианином. Так бывает не всегда, но желательно, чтобы всё получилось именно так.
А вообще на ранних этапах, когда нужно поскорее возвести хоть какое-нибудь здание, вопрос приобретения утвари и росписи храма может не стоять. Так ли важны эти атрибуты, когда мы строим церковь?
Деньги просят у организаций, либо используют именные кирпичи
Расходы в любом случае будут серьёзными. Лучший вариант — найти спонсоров. Благо православие — самая распространённая религия в России, и в числе верующих полно богатых людей. Но где их искать? Не по объявлению же?
Среднюю стоимость храма в регионах оценивают в три миллиона рублей. В Москве выйдет куда дороже. Да и маленький деревянный домишко за 100 тысяч — не такая доступная инициатива.
Решают, конечно, в разных местах эту проблему по-разному. Есть два популярных способа:
- Рассылка писем с просьбами в самые различные организации. Чем больше, тем лучше. А ещё эффективнее — звонить, люди лучше откликаются. Можно попробовать обратиться в банк, рекламную компанию и т.д. Если не помогут сами, подскажут, где ещё попросить.
- Именные кирпичики. Много верующих считают для себя честью, если в храме сохранятся их имена, написанные на различных архитектурных элементах. Например, на огромный храм Ведического планетария в Индии деньги успешно собирают именно таким образом.
Храм нужно освятить
Освящение храма проводится в несколько этапов. Ещё на этапе строительства хорошим тоном считается пригласить священника, чтобы он провёл службу для освящения строительства.
После того, как здание завершено, необходимо освятить здание. Это многоэтапный ритуал с крестным ходом, принесением мощей, установкой придела. Непосредственно к теме открытия храма он не имеет отношения и рассмотрен в отдельной статье.
Церковный бизнес — допустимо это или нет?
Торговля в храме в Библии осуждается несколько раз. Например, здесь:
Марк, 11:15–17
«Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».
Правило 76 Шестого Вселенского Собора тоже запрещает церковный бизнес:
«Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».
Ни апостолы, ни Христос не торговали, а Церковь столетия существовала без тарифов на требы и продажи свечей. Святые отцы всегда выступали противниками торговли в храмах.
С другой стороны, церкви нужно на что-то существовать, платить налоги, делать ремонт.
Церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги, пожертвования добровольны.
Правильная позиция — убрать ценники со всех товаров и объявить за них добровольное пожертвование. Кто богатый, даст больше. Кто бедный, меньше. А кто-то вообще заберёт бесплатно. Но на том и выстроена духовная жизнь: чтобы доверять Господу, и коль священник занимается благим делом, люди сами должны это оценить.
К примеру, у некоторых буддистов монахи вообще живут на подаяния. Если их покормили, значит, будут жить. А нет — умрут.
Конечно, изменить ситуацию с торговлей сложно. Это дело не одного дня. Но наша задача — призвать приходы к совести, а народ — к щедрости. Искренняя плата намного честнее принудительных тарифов.
Источник: hranitelclub.com
Как построить храм на своем участке
- 13.09.2020
- Город
- Контакты
Моя подруга из храма несколько раз обращала мое внимание на сайт «Азбука верности» и в мае я зарегистрировалась там.
Тогда же, в мае мы познакомились и начали общаться. Ходили в храм, слушали лекции Смирнова и ходили в Сретенский монастырь на лекции о.
Новые участники
Дни рождения
Именинники
Дневники
Своими силами.Как люди строят храмы и часовни.
24 ноября 17 22:21 24.11.17 22:21 — 2501 0
В нашей стране живет большое количество верующих людей, для которых строительство храма — дело благое и нужное. Они тратят свои силы, средства и годы жизни, чтобы реализовать свою мечту, возводят святыню как символ добра, мира и любви к людям. Посмотрите, что из этого выходит.
Храм, построенный «Бурановскими бабушками» Известный российский коллектив «Бурановские бабушки», занявший на музыкальном конкурсе «Евровидение-2012» второе место, построил на свои гонорары церковь в родном селе. Собственно, целью их поездки на Евровидение и оказалось возведение данного храма взамен разрушенного в годы Wow.
Одних гонораров на строительство нехватило, но на помощь полюбившимся всему миру добродушным бабушкам пришли состоятельные люди, политики, общественные деятели. Всего денег было собрано на сумму 12 млн. рублей.
Но этого было недостаточно, чтобы полностью завершить работы. Еще около 6 млн. рублей пришлось зарабатывать бабушкам самим и искать спонсоров. Конечно, строилось все не за один день. Бабушки постоянно гастролировали, участвовали в телешоу, что помогало им собрать нужную сумму денег.
После гастролей они сразу же приходили на стройку и проверяли, как идут работы, приносили из дома продукты, а односельчане готовили из них обеды строителям, которые, к слову сказать, работали на совесть. Бабушки не хотели, чтобы внутри храма были расписные стены, поэтому их там просто отштукатурили и побелили.
Зато икон там великое множество, ведь гастролируя в том или ином городе, бабушки, непременно, шли в местную церковь, откуда не возвращались без подаренной иконы. Многое им подарили поклонники, узнавшие о строительстве храма. Вот так осуществилась их мечта, и 12 октября 2014 года храм был открыт.
Храм бабушки Зои Этот храм построен на деньги, собранные Зоей Поповой, жительницей села Артемьево в Ярославской области. Построить церквушку бабушка Зоя мечтала давно.
Еще в детстве завораживал ее своей красотой храм Рождества Христова, располагавшийся в соседнем селе Рождественское и впоследствии снесенный. С тех пор лелеяла она свою мечту. Собирать деньги ей было очень сложно. Мало кто хотел помогать в этом деле.
Она ходила по всем дворам, просила о помощи, но иногда швыряли ей 20 копеек в лицо и хлопали дверью перед носом, обзывая обидными словами. Однажды зашла она во двор к семье, в которой жили молодая девушка со старушкой-матерью и детьми, жили в скромности и нищете.
Узнав о строительстве храма, старушка развернула свой платочек, где на старые деньги лежало 4 рубля 96 копеек и отдала Зое Поповой 2 рубля 96 копеек со словами: «На днях уже пенсия будет, а у нас сухари есть, погрызем». Это был самый богатый двор и святые деньги.
Куда только не ездила она, в какие церкви и приходы не обращалась, где помогали, а где взашеи гнали. Раз попался бабушке Зое один батюшка, который помог ей найти спонсора. Сумма была собрана, как говорится, с мира по нитке… Храм построен и многолетняя мечта Зои Поповой, наконец, осуществилась.
Часовня Людмилы Балеховой На создание этой часовни у жительницы деревни Загубье, расположенном в Карелии, ушло 11 лет. Именно в этой деревне родился святой Зосима, основавший Соловецкий монастырь.
Семь лет Людмила прожила в деревне в полном одиночестве, а сейчас здесь уже появились новые жители. Камень, который изображен на фото, по словам Людмилы, святой. Здесь жрецами совершались жертвоприношения, которые замаливал святой Зосима.
Часовню строили всем миром. Приезжали строители с Соловецкого монастыря, которые за два года поставили сруб. В часовне есть крест из 200-летней сосны и небо, расписывал которое итальянский художник. Зачем Людмила строила этот храм? Попросту из любви к людям, чтобы сделать для них что-то хорошее и памятное.
Алтайский врач-меценат Александр Трибунский работает врачом-рентгенологом Локтевской районной больницы на Алтае. На, практически, собственные средства мужчина самостоятельно возводит уже вторую часовню. Первая находится в селе Вторая Каменка, а вторая — в селе Горловка.
4 октября 2014 года часовня во Второй Каменке была освящена. Конечно, некоторая финансовая поддержка поступает и от друзей Александра, но все же, в большей степени, здесь задействован его труд, стремление и финансовые затраты.
Построенные им церкви уже становятся местом паломничества многих верующих. Возрождение храма в честь святителя Николая Чудотворца на Брянщине Возрождение святыни в селе Смотрова Буда Клинцовского района Брянской области, сгоревшей 25 лет назад идет полным ходом.
А все потому, что откликнулось на это благое дело большое количество людей, в том числе и очень известных. В частности, народный артист СССР, Василий Лановой, является активным участником возрождения данного храма и дает многочисленные благотворительные концерты, деньги от которых направляются на проведение строительных работ. А инициатором данного мероприятия стала Антонина Журавлёва, уроженка Смотровой Буды, которая является Директором концертных программ Василия Ланового. Благодаря ее активной позиции, о храме узнали и откликнулись на призыв о восстановлении актер Владимир Конкин и «Бурановские бабушки», у которых уже есть опыт собственного строительства. Храм восстанавливается, ведь иначе и быть не могло, когда за дело взялось столько неравнодушных людей.
Источник: azbyka.ru