Умение быстро читать и при этом усваивать информацию – один из ключевых навыков любого школьника, ведь от этого во многом зависит его успеваемость. Поэтому в начальной школе так много внимания уделяется освоению данного навыка, а дети периодически сдают тесты по технике чтения, где главным критерием оценки является количество прочитанных слов за минуту.
В статье рассмотрим, как увеличить скорость чтения, какие упражнения для этого нужно выполнять, а от каких лучше отказаться.
Отметим, по различным данным, те или иные трудности с обучением, в частности,с чтением испытывает от 20 до 35% российских школьников, большинство из которых – учащиеся начальных классов. И это дети без каких-либо отклонений в интеллектуальном и психическом развитии! Да, у некоторых из них выявляется дислексия развития, но, в большинстве случаев сложности с освоением навыка чтения не связаны с неврологическими расстройствами.
Почему дети медленно читают?
Как увеличить скорость чтения
Основными причинами, почему дети не могут увеличить скорость чтения, да и в целом освоить этот навык, педагоги и логопеды называют:
- недостаточное развитие артикуляционного аппарата;
- регрессии при чтении. Это ситуация, когда ребёнок возвращается к уже прочитанному слову;
- низкий уровень концентрации внимания;
- слабый словарный запас;
- прыгающий взгляд. Ребёнок постоянно переключает внимание с одного слова на другое или даже с одной строчки на другую;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- низкий уровень развития речевого дыхания. Кстати, оно влияет и на качество почерка, а также на общую скорость письма.
Если проанализировать причины появления трудностей с чтением у детей, то можно их классифицировать на несколько групп:
- отсутствие банального интереса к чтению, из-за чего у ребёнка и нет нормального словарного запаса;
- артикуляционные проблемы;
- мозжечковая недостаточность, из-за которой у ребёнка прыгают буквы перед глазами, а мозг просто не успевает обрабатывать поступающую информацию.
Поэтому для увеличения скорости чтения ребёнку недостаточно просто больше читать!
Ему необходимо:
- выполнять специальные упражнения, которые направлены на стимуляцию мозжечка, обеспечение согласованной работы полушарий (при обязательной доминации левого полушария);
- сформировать правильную нейродинамику чтения;
- тренировать речевое дыхание и работу артикуляционного аппарата;
- развивать концентрацию внимания, силу воли и усидчивость.
Упражнения для увеличения скорости чтения
В различных пособиях можно встретить множество “полезных”, на первый взгляд, упражнений для скорости чтения. Например:
Лайфхаки для школьников: как улучшить скорость чтения [Любящие мамы]
- работа со скороговорками;
- чтение текста без пробелов;
- чтение текста с переставленными буквами;
- чтение задом наперёд;
- чтение перевернутого текста;
- таблицы Шульте.
НО! Данные упражнения не позволяют увеличить скорость чтения, более того, они провоцируют снижение концентрации внимания и рассогласованность в работе полушарий мозга. И они точно не решают главную задачу – формирование правильной нейродинамики.
К тому же некоторые упражнения для развития скорости чтения, в частности, таблицы Шульте только ухудшают ситуацию с чтением и письмом у детей с изначальными трудностями в обучении. Дело в том, что занятия по этим таблицам тренируют хаотичное движение глазных мышц на пространстве листа (таблицы), что естественным образом тренирует развитие т.н. «бегающих глаз», в результате чего детям только труднее становится удерживать строчку во время чтения и концентрировать внимание.
Какие ещё упражнения не рекомендуется выполнять детям с трудностями в обучении, вы можете узнать из вебинара учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Запрещённые приёмы при дислексии, дисграфии и СДВГ».
Увеличение скорости чтения у детей и взрослых по методу Татьяны Гогуадзе происходит реально в короткие сроки! В чём секрет?
Особенность методик, применяемых в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, заключается в том, что дети решают свои трудности с чтением и письмом без чтения книг или занятий на тренировку скорости чтения. Все упражнения направлены на формирование правильной нейродинамики и доминации левого полушария мозга с одновременным стимулированием работы мозжечка.
Кроме того, значительное внимание уделяется развитию речевого дыхания и артикуляционного аппарата.
Графокоррекция
Это базовое упражнение для увеличения скорости чтения и коррекции почерка. Авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе направлена на:
- изменение работы мозговых ритмов;
- повышение концентрации внимания;
- формирование правильной нейродинамики;
- развитие силы воли и усидчивости;
- повышение уровня орфографического внимания, за счёт чего одновременно улучшается и ситуация с грамотностью на письме.
Регулярные занятия графокоррекцией позволяют сделать чтение более беглым, осмысленным, помогают детям лучше запоминать новую информацию.
С техникой выполнения графокоррекции более подробно можно ознакомиться здесь.
Специальные физические упражнения для повышения скорости чтения
Их секрет в том, что они направлены на стимуляцию работу мозжечка, который в нашем теле отвечает за реализацию интеллектуальных способностей. А значит, чем лучше работает мозжечок, тем проще ребёнку, да и взрослому человеку даётся обучение.
Тренируя своё тело, мы тренируем свой мозг!
Во время выполнения физических упражнений от мышц тела в мозг поступают импульсы, благодаря которым формируются новые нейронные связи и происходит эффективная коррекция работы полушарий мозга.
Вот только основные упражнения, которые делают дети в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для увеличения скорости чтения и улучшения навыков письма:
- упражнение «Качели» – это перекаты с пятки на носочки. Просто стоим и качаемся, при этом руки находятся на поясе;
- «Тучка-солнышко»;
- упражнения с эспандером;
- графокоррекция.
Все эти упражнения дети способны выполнять и дома самостоятельно. Скоро мы начнем проводить онлайн-занятия, чтобы все желающие дети могли овладеть навыками самостоятельной тренировки своего левого полушария и нейродинамики, которая сделает обучение в радость.
Тренировка речевого дыхания
Его нужно обязательно развивать, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и внятно читал, а также писал аккуратно и без ошибок.
Особенность речевого дыхания в том, что выдох должен быть довольно продолжительным и производиться через рот, ведь именно на выдохе человек говорит, читает и пишет проговаривая. Соответственно, чем продолжительнее будет выдох, тем длиннее будет фраза, которую ребёнок сможет произнести, прочитать и записать. А значит, и скорость чтения будет увеличена.
Кстати, одним из самых простых и эффективных упражнений для развития речевого дыхания являются самые обыкновенные воздушные шарики.
Как только ребёнок освоит речевое дыхание, то он перестанет проглатывать слова, будет лучше чувствовать и понимать текст. Разумеется, возрастёт и темп чтения.
И ещё один совет родителям детей дошкольного возраста: старайтесь как можно больше читать вслух своему ребёнку. Он будет видеть, как работает артикуляционный аппарат взрослого, понимать, как нужно прочитывать слова без проглатывания, как двигаются глаза по строчкам. К тому же такое чтение будет развивать словарный запас ребёнка, что также важно для увеличения скорости чтения в будущем.
Ещё больше информации о методах, упражнениях по увеличению скорости чтения, преодолению других трудностей с обучением вы можете узнать из статей в нашей «Базе знаний». Мы также готовы персонально помочь всем семьям детей с дислексией, дисграфией, СДВГ справиться с проблемами и открыть ресурс семьи для самостоятельной помощи своему ребёнку.
Мы обязательно вам поможем!
Как уже помогли тысячам семьям
Источник: dyslexia.ru
Как увеличить скорость чтения ребенку
Различные техники быстрой работы с текстом все чаще интересуют современных родителей. Скорочтение позволяет ребенку знакомиться с целой страницей текста за считанные секунды, что очень полезно и в детстве, пока он учится в школе, и во взрослой жизни. Но как увеличить скорость и качество чтения и добиться того, чтобы школьник хорошо понимал и запоминал прочитанное?
Скорочтение для детей
Современный человек с детства окружен такими объемами информации, которые сложно было вообразить еще 100-200 лет назад. Один только интернет представляет собой бесконечное хранилище знаний, в котором можно найти ответ почти на любой вопрос в электронных книгах, статьях и темах на различных форумах. Именно избыток текстовой информации, который появился в последние десятилетия, подталкивает родителей на то, чтобы обучать своих детей технике быстрого чтения.
В сети или книжных магазинах можно найти немало различных пособий по скорочтению от известных авторов – Шамиля Ахмадуллина, Зотова Сергея, Олега Андреева. Обучение быстрому чтению по этим пособиям действительно может принести видимый результат, но желаемого эффекта удастся добится, если занятия по данным методикам ведутся опытными педагогами. Во многом низкая эффективность самостоятельных занятий связана с тем, что родители не уделяют должного внимания базовым навыкам малыша, которыми он должен обладать еще до того, как начнет учиться быстро читать.
Родителям не всегда удается оценить качество работы с текстом своего ребенка, так как они оценивают его по какому-либо одному свойству: скорости чтения, умению читать слова целиком, способности понимать, запоминать и пересказывать прочитанное. Но чтобы понять, готов ли ребенок учиться быстро читать, нужно детально рассмотреть каждое из перечисленных качеств. Поговорим о том, что должен уметь ребенок, чтобы начать изучать скорочтение.
Как повысить скорость чтения
Технику скорочтения может освоить даже первоклассник, если он обладает основными базовыми навыками, среди которых:
- скорость чтения от 60 слов в минуту. Обычно такого уровня владения навыками работы с текстом малыши достигают примерно к 1-2 классу школы.
- отсутствие речевых дефектов. В дошкольном возрасте малыши часто не выговаривают некоторые сложные звуки, поэтому не рекомендуется изучать скорочтение слишком рано.
- умение доходчиво излагать свои мысли. Владение устной речью напрямую отражается на качестве знакомства с текстом – на воспроизведении и на понимании прочитанного.
- умение пересказать прочитанный текст, просмотренный мультфильм. Эта способность говорит о том, что школьник внимательно следит за повествованием и запоминает описанные в нем события. А это значит, что когда он начнет изучать скорочтение, у него не возникнет проблем с пониманием текста.
Не только базовые навыки ученика имеют значение – чтобы успешно изучать скорочтение, он должен интересоваться литературой и любить книги. Если школьнику категорически не нравится читать, то он не проявит должной мотивации к изучению данной техники, а значит и ожидаемого эффекта от занятий не удастся добиться. Поэтому родители должны уделять особое внимание воспитанию у ребенка любви к литературе.
Если малыш сам хочет научиться быстро читать и обладает необходимым уровнем навыков, то он может приступить к изучению скорочтения. Поговорим о том, как можно повысить скорость чтения с помощью различных упражнений.
Упражнения для увеличения скорости чтения
Существует немало авторских методик, которые отличаются между собой. Но большинство из них включают в себя следующие упражнения для увеличения скорости и улучшения качества чтения:
- заниматься с таблицами Шульте. Имеют множество разных вариантов, но чаще представлены в виде таблиц размером 5 на 5 клеток, в каждой из которых находится неповторяющееся число от 1 до 25. Выполняющему упражнение требуется последовательно найти глазами каждое из чисел, начиная с единицы и далее по возрастанию. Это задание отлично тренирует периферийное зрение.
- построчное чтение. Для выполнения этого упражнения нужно закрывать каждую прочитанную строчку закладкой или линейкой, продолжая читать следующую. Так ученик сможет избавиться от регрессии – от привычки возвращаться к уже прочитанной части.
- читать вслух через слово. Отлично тренирует внимание и беглое восприятие текста. Если часто читать текст через слово, то удастся улучшить качество понимания материала при быстром чтении.
- читать хаотично двигающийся по экрану текст. Позволяет расширить угол зрения, улучшить концентрацию внимания и увеличить скорость реакции мозга на очередную часть задания.
- читать на скорость по таймеру. Важно стараться не только быстро прочитать текст, но и попытаться хорошо запомнить и понять прочитанное.
- читать под ритмичный звук. Учит подавлять внутреннюю артикуляцию и читать более внимательно, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Лучше, если ритм будет создавать сам ребенок, постукивая пальцем или карандашом по поверхности стола – тогда эффективность этого упражнения будет выше.
Перечисленные упражнения являются лишь малой частью заданий, которые нужно выполнять для улучшения навыков работы с текстом. Но достаточно ли их для того, чтобы существенно повлиять на скорость и качество восприятия текстовой информации?
Эффективные методики, проверенные временем
Упражнения и задания, направленные на увеличение скорости чтения, действительно помогают повысить навыки работы с текстом. Но нужно помнить, что даже самые полезные из них не справятся с этой задачей, если не чередовать их с другими заданиями. Важно сделать тренировки последовательными, подчиненными определенной программе, чтобы поэтапно улучшать способности ребенка к чтению и закреплять полученные знания.
Также стоит отметить, что обучение скорочтению – длительный процесс, который может занимать от нескольких месяцев до одного-двух лет в зависимости от начального уровня навыков ученика. Родителям не всегда удается регулярно заниматься со своим чадом на протяжении всего этого времени и подбирать для него разнообразные упражнения, чтобы разносторонне тренировать его способности. Из-за этого самостоятельные тренировки часто не приносят желаемого результата. Поэтому родители интересуются различными курсами скорочтения, благодаря которым школьник сможет научиться быстро читать и хорошо запоминать прочитанное.
Программа «Либерика» является проверенной временем методикой обучения скорочтению с доказанной эффективностью. На таких занятиях ребенок сможет поэтапно освоить все нужные темы, закрепить свои знания и научиться читать до тысячи слов в минуту. Настолько высокий уровень навыков ученик сохранит навсегда, а значит такие способности пригодятся ему не только в детстве, но и во взрослой жизни.
Поделиться:
- Все (494)
- Семья и отношения (41)
- Воспитание детей (111)
- Безопасность детей (5)
- Здоровье и уход (13)
- Ментальная арифметика (105)
- Меморика (23)
- Либерика (40)
- Хобби (13)
- Музеи и выставки (4)
- Отдых с детьми (13)
- Сделай сам (3)
- Спорт (3)
- Игры (20)
- Спидкубинг (7)
- Обучение чтению (31)
- Преимущества франшизы (25)
- Математика (16)
- Подготовка к школе (10)
- Английский (10)
- Репетиторы (1)
Источник: amakids.ru
Как увеличить скорость чтения у ребенка
Навыки чтения
Автор IQКлуб На чтение 7 мин Просмотров 18.6к. Опубликовано 26.12.2017
Многие родители не понимают, зачем проверять технику чтения в начальной школе. Ребенок в первом классе читает – уже молодец! А тут еще проверка на скорость. И чем дальше (к пятому классу), тем требования ужесточаются.
Как известно, техника чтения проверяется дважды в течение учебного года: в первом и втором полугодии. Если школьник не укладывается в установленные нормативы по скорости чтения — снижается оценка при проверке этого показателя. В результате – расстраивается ученик, беспокоятся родители, и не зря: ребенок с низкой скоростью чтения медленнее усваивает учебный материал, пока он вчитывается в условие задачи, его одноклассники уже начинают решать задание. Поэтому скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать.
Техника чтения
Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.
И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.
Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.
Скорость чтения
И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:
- в первом классе – от 25 слов в минуту;
- во втором – от 50 слов;
- в третьем классе – от 75;
- в четвертом – от 95.
По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.
Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее. Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.
Почему ребенок читает медленно?
Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:
- ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
- недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
- слабый словарный запас;
- проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
- отсутствие интереса к чтению;
- зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
- сложный текст (не по возрасту).
Читайте вместе
Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.
Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно.
Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.
Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.
«Тяжело в учении – легко в бою»
Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения.
Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.
Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.
Упражнения в домашних условиях
“
По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.
Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.
А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.
Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.
- Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
- Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….
При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.
Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.
Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.
Какие существуют общие рекомендации?
- Полезно читать в разном темпе: то быстро, то медленно (главное – четко).
- Пробовать читать при посторонних звуках (это научит концентрироваться).
- Практиковать чтение «через решетку» (для развития умения догадываться по смыслу, в таком случае нет необходимости дочитывать слово до конца — антиципация).
- Чередовать знакомый/незнакомый текст (прочтя несколько раз знакомый текст, скорость чтения увеличивается и переносится, отчасти, и на незнакомый текст).
- Развивать зрительную память.
Полезные советы
- Проверяя в домашних условиях скорость чтения, дайте ребенку незнакомый, но понятный для него текст – не инструкцию к стиральной машине или кухонному комбайну.
- Следите за тем, чтобы предложения были простыми, без обилия знаков препинания. Особенно это важно для первоклассников.
- Не переживайте, если ребенок показывает разные результаты: «вчера читал лучше, чем сегодня» – технику чтения можно проверить несколько раз, в разное время суток.
Обратитесь за помощью в IQКлуб
Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей. Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.
Как воспользоваться услугами сервиса?
- Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
- Дайте ребенку пройти интересный тест.
- После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.
Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.
В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».
Источник: iqclub.ru