Как правильно держать скрипку и смычок ребенку

Сложную тему я выбрала для разговора. Попробуем же разобраться.

Итак, ваш ребенок первый раз посетил урок по скрипке. Педагог показал ему скрипочку, смычок, объяснил, как держать инструмент. Ребенок узнал, что такое канифоль и зачем она нужна. Сколько струн у скрипочки, как они звучат, что за прием игры – pizzicato. Вы тоже, конечно, присутствовали на занятии.

И вас тоже “загрузили” информацией – как ухаживать за скрипкой, какие ноты взять в библиотеке, а какие – купить в музыкальном магазине. И еще вам сказали, что надо заниматься дома.

Придя домой, вы погрузились в нескончаемую череду повседневных забот. Вам смутно помнится – надо что-то сделать, а вот что? Скрипка. И вы понимаете, что все, поведанное вам на уроке, благополучно забылось.
(На память юного скрипача не надейтесь – ребенок забыл все еще раньше вас).

Делаем первый вывод – на уроке надо достать блокнотик и ручку и все-все записывать: как организационные вопросы — где купить ноты, канифоль, так и специальную информацию — как называются струны / где живут нотки / как располагаются пальцы на смычке.

Работа Над Постановкой Правой Руки.


Вывод второй – если нужно пойти в магазин или в библиотеку, делать это надо сразу после урока. В крайнем случае, на следующий день. Иначе забудете и не сможете на следующем уроке внятно ответить на вопрос преподавателя, почему нет того, сего.

Предположим, вы успешно прошли первую часть квеста под названием “Домашнее задание”. Ноты куплены, указания педагога записаны. Можно облегченно вздохнуть? Что вы, все только начинается! Теперь надо заниматься.

Все не так сложно, как кажется. Поначалу дома надо будет только вспоминать пройденное на уроке. Занятие для первоклассника может длиться 30 минут. Для дошкольника хватит и 15 минут в день. (Здесь я напоминаю вам, что пишу об учащихся обычной музыкальной школы. В лицеях и «десятилетках» другие правила.)
Это хорошая новость.
А вот плохая – заниматься надо каждый день.

Для чего это нужно?
Вроде бы на уроке ученик что-то усвоил, проработал, запомнил.
Ну и зачем каждый день повторять одно и то же?
Упражнения какие-то странные (в зеркало посмотреться, головой покачать. Ручки послушные-непослушные).
Песенки идиотские, все на одном звуке, слова – для умственно отсталых.
А зачем в ладоши хлопать, считать какие-то доли?
И каждый день? Свихнуться ж можно!

Давайте по порядку.
Про упражнения:
Скрипка – непростой инструмент, к нему надо привыкнуть, почувствовать удобство – с этого и начинается так называемое владение инструментом. Поэтому первые простые упражнения должны выполняться изо дня в день. Особенно важно следить за осанкой – во избежание проблем с позвоночником. Профессиональные скрипачи работают над постановкой всю жизнь, корректируя и совершенствуя свой игровой аппарат. Ребенок учится различать свободу и напряжение, следить за правильным положением головы, рук, плеч при игре на скрипке.

Про песенки:

Как правильно держать СМЫЧОК


Музыкальный слух тоже развивается на протяжении всей жизни. Поэтому в первых домашних заданиях обязательно будут упражнения на развитие слуха, а именно – пение песенок с названием нот, со словами, пение отдельных нот (нот, на которых звучат “пустые” струны – остальные звуки будут выстраиваться относительно открытой струны, поэтому важно зафиксировать слухом звучание таких нот, как “ля”, “ре”, “соль” и “ми” ). Цель таких упражнений – чистое интонирование мелодии.

Про хлопанье в ладоши:
Ритм – основа музыкального произведения. Очень важно с самого начала дать представление о системе длительностей, о сильных и слабых долях такта. Этого педагог и добивается, предлагая ученику прохлопать (протопать, продирижировать) ритм песенки. Мозг ребенка не перегружается лишней информацией, но основные понятия о ритме усваиваются.

Таким образом – посредством упражнений и повторений — формируются основные навыки. Не буду объяснять, что такое навык, здесь лучше написано.

Если упражнения не повторять и не выполнять домашние задания, ребенку будет неприятно посещать скрипичный класс.
Судите сами: ученик не усвоил материал предыдущего урока ни головой (названия нот, звучание песенок), ни мышцами (способ держания скрипки и смычка, приемы игры); педагог не может дать новой информации, а вынужден повторять то, что было раньше; от этого ученику становится скучно — опять то же самое, и педагог, между прочим, тоже не в восторге. Ставятся плохие отметки, радость творчества тихо плачет в уголке.
В итоге ребенок либо бросает заниматься, либо занимается очень плохо (“мама сказала ходить на урок, вот и хожу”). И неизвестно еще, какой вариант развития событий хуже.

Читайте также:  Киа Рио или Шкода Фабия что лучше

Если вы хотите, чтобы ребенок узнавал что-то новое, чтобы общение со скрипкой и с педагогом было в радость – помогайте своему сыну или дочери заниматься дома. Помните, что в первые годы обучения многое зависит от вас.
Не ждите, что ребенок сам изъявит желание поиграть дома на скрипке. Он найдет много других интересных дел.
Не взывайте к его совести – не поможет.
Организуйте свое чадо. Просто приучайте каждый день посвящать время занятиям музыкой.
Помните, что внимание ребенка не бесконечно. Видите, что начинает отвлекаться? Дайте скрипачу отдохнуть – сделайте гимнастику для укрепления позвоночника, например. Переключитесь на другую задачу – после игры pizzicato попойте песенки, после дирижирования позанимайтесь упражнениями для правой руки.

Некоторые родители спрашивают меня, а нельзя ли сделать так, чтобы ребенок ходил на уроки почаще. Ну, чтобы дома не заниматься. А то мы, знаете ли, не умеем. И времени нет совсем.

Вот что я могу на это ответить:

Педагог учит в классе.
Ученик работает на уроке и занимается дома, а в класс приносит результат домашних занятий.
Родители помогают ученику заниматься дома.

Такова формула успешного учебного процесса, простая, как все гениальное.

Наверное, вы мечтаете о том времени, когда ваш сын/ваша дочь подрастет и будет самостоятельно заниматься, делать уроки.
А у вас появится, наконец, свободное время. И вы будете пить чай с печеньем, внимая неземным звукам скрипки.
Помогите вашему ребенку стать организованным, приучите его к ежедневным занятиям.
И тогда ваша мечта станет реальностью!

Вот прошла осень, за ней зима, весна. Выступления, экзамены. Вот они, долгожданные каникулы!
Но на последнем уроке педагог дает ученику какие-то нотки. И говорит, что это – задание на лето.
Вы тихо (или громко – зависит от темперамента и манеры поведения) возмущаетесь – какое такое задание? Летом ребенок должен отдыхать!

Надо ли заниматься музыкой в летние каникулы?
Действительно, вопрос сложный.

Конечно же, лето – это отдых. Гулять, купаться, есть фрукты – и никакой школы. Родители тоже чувствуют некоторое облегчение – не надо беспокоиться об оценках, водить в школу и в музыкалку, проверять уроки. Можно хоть немного расслабиться.

Заглянем, однако, в недалекое будущее. Представим, что лето закончилось и начался новый учебный год.

Ваш отпрыск, одичавший за время каникул, приступает к занятиям в школе.
И тут. Боже мой! Домашние задания, контрольные, новые предметы, новые требования. Ребенок тонет в море информации.
А еще надо идти в музыкальную школу. И вспоминать, как держат скрипку. И не только как держат, а еще и как на ней играют. Оказывается, и здесь требования стали выше. Надо к какому-то техзачету готовиться, а потом – учебный концерт, а потом – экзамен.

И тут выясняется, что навыки – те, что так долго формировались – потеряны.
Пальцы не помнят правильного положения на грифе.
Уши не помнят чистых нот. Да не только чистых, а просто — нот.

Ребенок испытывает стресс – все, что весной так легко получалось, куда-то пропало.
А педагоги если и не говорят, то думают примерно так: полгода занятий – коту (извините!) под хвост! Все, что было достигнуто за год, весь совместный труд ученика и педагога — утеряно и забыто, надо начинать с начала.

Особенно умиляет, когда в конце лета звонят мне родители учеников и радостно сообщают, что “не занимались все лето! Ну, то есть скрипку вообще не доставали из футляра!” Интересно, как я должна реагировать? Радоваться вместе с ними? Иногда после таких “радостей” всерьез хочется бросить любимую работу.

Читайте также:  Как очистить фарфор от чайного налета

Как видите, картина довольно мрачная.
Ребенок в растерянности из-за свалившихся на него требований.
Педагог в отчаянии – по причинам, указанным выше.

А все могло быть по-другому. И бывает ведь! (Редко, правда. )

От вас, мудрых и любящих родителей, требуется совсем немного дальновидности и организованности.

Если ребенок проводит лето на обустроенной даче, то вполне может взять с собой скрипку. И понемногу разбирать новую программу. 20 минут-полчаса в день – разве это много?

Бывает, что условия не позволяют взять с собой инструмент (поездка в лагерь, в другую страну, пеший поход). В таком случае вам заранее придется подумать о своевременном возвращении из поездки – чтобы ребенок начал заниматься недели за две (а лучше – за три ) до начала учебного года.

Как правило, педагоги прекрасно понимают необходимость летнего отдыха. Задание на лето чаще всего небольшое. От ученика требуется лишь разобрать одно-два произведения. А от вас – разумный распорядок дня и некоторая доля непреклонности
(Ребенок: опять заниматься? А ребята на речку идут. Родитель: Ничего-ничего. Позанимаешься – и тоже пойдешь.)

В результате ребенок приходит на первый урок подготовленным. Руки не устают, пальцы не болят от струн (это тоже важно), нотный текст разобран. Можно осваивать новые штрихи, спокойно работать над качеством звука, тембром, динамикой, характером произведения.
Заниматься музыкой – тем, ради чего вы и привели свое чадо в музыкальную школу.

Источник: proza.ru

Как держать скрипку

Скрипка – утонченный музыкальный инструмент, при игре на котором многое зависит от правильной позы музыканта. Чтобы долгие репетиции были комфортными и не вызывали усталости в руках, чтобы смотреться с инструментом органично и уверенно, научитесь правильно держать скрипку.

Как держать скрипку

Статьи по теме:

  • Как держать скрипку
  • Какие виды скрипок существуют
  • Игра на скрипке: как держать инструмент

Инструкция
Если вы правша, то держите скрипку с левой стороны; правой рукой работайте смычком.

Держать скрипку нужно прямо перед глазами, чтобы взгляд был направлен на гриф. При этом пальцы левой руки должны быть перпендикулярно направлены к струнам и располагаться ближе к деке, чтобы кончики пальцев легко ударяли по струне.

Не опускайте скрипку на плечо и не кладите ее на подушку – это отрицательно сказывается на качестве извлекаемого звука. На опускайте с силой подбородок на специальную подушку – эта возможность используется для дополнительной фиксации инструмента, но не для расслабления шеи.

Большой палец левой руки не вытягивайте над грифом, а немного направляйте к третьему пальцу, чтобы облегчить игру на скрипке и слегка растянуть руку.

Старайтесь направить руки друг к другу, слегка наклоняясь вправо. Поднимайте скрипку вверх, чтобы правая рука свободнее владела смычком, но не позволяйте левой руке соприкасаться с телом.

Нет определенных правил, как держать смычок. Многие известные скрипачи держали смычок разными пальцами. Все зависит от индивидуального строения кисти. Почувствуйте, какими пальцами вам будет удобнее направлять смычок. Поднимая его над грифом скрипки, расслабьте кисть, позвольте ей «упасть» на струны.

Во время игры на скрипке никогда не используйте силу всей руки для извлечения звука. Нажимайте на струны пальцами или – максимум – кистью. При этом наблюдайте, как отзывается скрипка, как меняется звук инструмента. Варьируйте эти действия, «играйте» с ними.

Если вы еще не держали смычка в руках, тренируйте свою руку на карандаше. Расслабьте кисть, при этом пальцы слегка согнутся. В «колечко», образованное большим и указательным пальцем, вложите карандаш. Средним и безымянным пальцами слегка зафиксируйте карандаш, но не давите на него. Мизинец оставляйте расслабленным.

После того, как ваша рука привыкнет к расслабленному, но фиксированному положению, учитесь держать смычок.

Источник: www.kakprosto.ru

Как правильно держать скрипку и смычок ребенку

«Франко-бельгийский» способ держания смычка.

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.

Читайте также:  Какие упражнения нужно выполнять чтобы похудеть

От касания струны почти без нажима в точках кратного деления получаются флажолеты. Многие флажолеты по высоте далеко выходят из стандартного диапазона скрипки.

Расположение пальцев левой руки на грифе называется аппликатурой (от слова аппликата). Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций.

Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — вплоть до двенадцатой.

Существует как минимум три способа держания смычка:

  1. Старый («немецкий») способ , при котором указательный палец касается трости смычка своей нижней поверхностью, приблизительно против сгиба между ногтевой фалангой и средней; пальцы тесно сомкнуты; большой палец находится напротив среднего; волос смычка натянут умеренно.
  2. Новый («франко-бельгийский») способ , при котором указательный палец касается трости под углом концом своей средней фаланги; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; сильно натянутый волос смычка; наклонное положение трости.
  3. Новейший («русский») способ , при котором указательный палец касается трости сбоку сгибом между средней фалангой и пястной; глубоко охватывая серединой ногтевой фаланги трость и образуя с ней острый угол, он как бы направляет ведение смычка; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; слабо натянутый волос смычка; прямое (не наклонное) положение трости. Такой способ держания смычка является наиболее целесообразным для достижения наилучших звуковых результатов при наименьшей затрате энергии.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять на открытых струнах, и используются как правило в сольных произведениях.

1) Многие педагоги по игре на скрипке утверждают, что рука, держащая смычок, должна быть опущена, а именно, когда вы берете в руки смычок, позвольте кисти упасть, а ваши пальцы сами примут необходимое положение.

2) Многие всемирно известные скрипачи, такие как, к примеру, Сарасате, Иоахим и Венявский, имели свою собственную манеру держать смычок, ведь у каждого рука была особой формы, пальцы и мускулы на руках также индивидуальны. К примеру, Иоахим держал смычок при помощи второго, третьего и четвертого пальцев (не считая большого), поднимая при этом первый палец.

А Изаи, например, держит смычок при помощи первых трех пальцев, приподнимая мизинец. Сарасате же держал смычок сразу всеми пальцами и умел при этом придать своим пассажам легкость и воздушность, а тону исключительную певучесть. Однако, истории известно, что все эти великие мастера использовали только давление кисти на струны инструмента (это значит, что не стоит использовать для этого всю руку). Конечно, узнать, какое именно давление выбирали эти известные скрипачи для каждого отдельного момента, нам не дано.

3) Какого-то определенного правила, которое диктует, какие пальцы и как должны держать и управлять смычком, в принципе, не существует. Можно сказать, что это вопрос чисто субъективного характера — он во многом зависит от ваших физиологических особенностей. Поэтому понять, как именно нужно держать смычок, вы сможете только после многократных попыток понять, какое положение руки и пальцев позволяет добиться желаемого результата.

4) Возьмите смычок так, как удобно вам, поставьте пальцы в рабочее положение (домиком) и освободите мизинец. Проведите смычком сначала по воздуху, а потом по струнам. Если руке не комфортно, положите и вновь возьмите смычок.

Источник: www.sites.google.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today