Цели данного вида работ:
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
3) направлять учащихся на увеличение объема их слуховой памяти от месяца к месяцу.
В начале каждого месяца ребятам дается установка на запоминание и написание предложений с определенным объемом, т. е. количеством слов. Объем предложений может быть досрочно увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.
Вот приблизительный объем предложений:
сентябрь — из 4—5 слов;
октябрь — из 5 слов;
ноябрь из 5—6 слов;
декабрь — из 6 слов;
январь— из 6—7 слов;
февраль — из 7 слов;
март — из 7 слов;
апрель — из 7—8 слов;
май — из 7—8 слов.
Алгоритм проведения слухового диктанта
1) Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза.
Полезные советы Как написать диктант без ошибок?
Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.
2) Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.)
При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и качество слуховой памяти.
3) Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.
4) То же самое со вторым предложением и т. д.
5) Проверка под руководством учителя.
Варианты слуховых диктантов с предварительной подготовкой
Изложенный выше «Алгоритм. » соответствует основному варианту слухового диктанта, который проводится без подготовки к нему.
Учитель может давать слуховые диктанты и с предварительной подготовкой: когда диктанту предшествуют зрительное восприятие всего текста или отдельных слов, в него входящих, и работа по предупреждению ошибок.
Вариант 1. С полной подготовкой.
Материал, предназначенный для слухового диктанта, учитель пишет на доске и предъявляет учащимся для знакомства и объяснения ошибкоопасных мест (они подчеркнуты). Далее запись закрывают.
Диктант проводится согласно алгоритму слухового диктанта, приведенному выше. По окончании диктанта текст на доске вновь открывают — теперь уже для проверки.
Вариант 2. С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан учителем на доске и закрыт. В другой части доски из этого текста выписаны отдельные слова, в которых подчеркнуты орфограммы, — над ними и ведется предварительная работа. Учитель предупреждает учащихся, что эти слова им встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание слов, после чего слова с доски стираются.
Как писать диктант без ошибок? Как научить ребенка писать диктанты без ошибок?
Следующий этап — проведение всего слухового диктанта по обычной форме. Для проверки учитель открывает на доске полный текст диктанта.
Вариант3. «Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками.
Учащиеся получают задания:
1) отыскать ошибки и доказать правомерность их
исправления;
2) подготовиться к записи «чистого» текста под диктовку.
Ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут его под диктовку.
Вариант 4. Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (уже не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.
Если предложение трудно для запоминания целиком, то допускается деление его на удобные части, и записывается по памяти сначала первая часть, затем вторая.
План самодиктанта для учащихся.
1) Читаю предложение.
2) Закрыв глаза, повторяю про себя.
3) Пишу по памяти.
4) Проверяю.
Варианты проверки слуховых диктантов
Проверка идет под девизом «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»
Для проверки слухового диктанта учитель обязательно пишет текст на доске заранее. Во время диктанта запись закрыта, а по окончании — открывается.
Вариант 1. Проверка объема и качества слуховой памяти.
Ребята сами проверяют по тексту на доске, совпадают ли количество и порядок слов в предложении, верно ли ими «услышаны» незнакомые орфограммы (они подчеркнуты учителем заранее).
Если ошибки есть, учащиеся исправляют их в своей тетради. Отсутствие ошибок — показатель отличного качества слуховой памяти.
Вариант 2. Орфографическая проверка.
а) В классе с сильным составом учеников.
В ходе проверки учитель дает учащимся задание:
найти в тексте ошибкоопасные места, подчеркнуть их на доске и в тетрадях, объяснить написание.
б) При слабой подготовке учащихся.
Учитель сам подчеркивает на доске буквы в слабой позиции. Учащиеся выделяют в своих тетрадях те же орфограммы, попутно исправляя ошибки, и доказывают правомерность своего написания.
Вариант 3. Самопроверка учащимися диктанта с доски.
Вариант 4. Взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант по записи на доске. Ошибки в тетради товарища исправляют карандашом.
-82%
Источник: videouroki.net
XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «НЕМОГО» ДИКТАНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Наумова К.А. 1 , Осин А.К. 1
1 Шуйский филиал ИвГУ
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Наблюдения большинства методистов свидетельствуют о том, что роль диктанта при обучении русскому языку значительна. Различные исследования, проведенные в разное время Н.Н. Алгазиной, Л.П. Федоренко, Д.Н. Богоявленским, З.Ф.
Ульченко, С.И. Львовой и другими, показали, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи.
По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием. Диктант – самый распространенный вид упражнения. Он прочно вошел в практику школы и используется для формирования всех типов умений на уроках русского языка: учебно-языковых, правописных и речевых, являясь одним из эффективных видов упражнений.
«Немой» диктант является таким видом работы, который развивает наблюдательность учащихся и их умение описывать происходящее, а также средством обогащения речи детей, так как при «немом» диктанте описываются действия учителя с различными предметами в классе, учащиеся используют те языковые средства, с помощью которых обозначаются действия, их признаки, предметы и выражаются различные отношения между ними.
Учащиеся на практике осознают значение различных языковых средств и учатся употреблять некоторые из них в своей речи, в частности предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, предложения с однородными членами и т.п. И, наконец, «немой» диктант – средство закрепления навыков правописания. Хотя учитель не диктует, не называет слов, все же лексическая сторона диктанта в определенной степени предопределяется преподавателем. Если учитель будет оперировать указкой, картиной, циркулем, учащиеся употребят при описании его действий слова, называющие эти предметы. Что же касается слов, обозначающих действия, здесь ученики имеют большую свободу в выборе слов.
Значение «немого» диктанта для развития навыков правописания увеличивается в том случае, когда перед написанием диктанта делается установка на употребление определенных языковых средств в речи. Таким образом, «немой» диктант на уроках родного языка – средство развития наблюдательности, речевых и правописных навыков.
Анализ опыта учителей по использованию диктантов на уроках русского языка. Для того чтобы выяснить, какие виды диктантов используют учителя чаще всего на уроках русского языка, нами было проведено исследование. В нем приняли участие 91 учитель русского языка общеобразовательных школ Ивановской области с общим стажем работы от 5 до 47 лет, включая учителей начальных классов.
Учителям была предложена анкета, в которой им нужно было выбрать те виды диктантов, которые они используют на уроках русского языка (см. таблицу 1).
Доля педагогов, использующих диктант на своих занятиях
Количество учителей, использующих данный вид диктанта
Диктант «Проверяю себя»
С преобразованиями форм слов, словосочетаний или предложений
На соединение слов или предложений
На разъединение слов или предложений
Диктант-молчанка «Немой» диктант
На расширение диктуемого материала
На сужение диктуемого материала
Диктант по аналогии
Диктант с продолжением (с элементами сочинения)
По данным таблицы 1 мы можем сделать вывод, что самым частотным видом диктанта, который учителя применяют на уроках русского языка, является проверочный диктант, реже всего используется диктант с перестановками. «Немой» диктант на своих уроках применяют около половины учителей, в большинстве случаев – это учителя начальных классов.
В целом мы можем констатировать, что все виды диктантов используются в современной школе на уроках русского языка, но не всеми учителями. Однако каждый вид диктанта был выбран пятью и более педагогами. Это свидетельствует о том, что учителя-словесники на своих уроках пытаются сделать работу более разнообразной и интересной для учащихся, чтобы стимулировать их мотивацию к изучению родного языка.
Цели использования «немого» диктанта на уроках русского языка. Главной целью «немого» диктанта является развитие умений переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения, то есть запись учащимися того, что они наблюдают. Им предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.
Но сам по себе «немой» диктант отдельно в каждом уроке может нести в себе разные цели. Это зависит от темы урока, от его типа, этапа, от того, чего хочет добиться учитель данным видом упражнения. Учителям, принимавшим участие в исследовании, также были предложены вопросы. Первый вопрос: ««Немой» диктант можно использовать при изучении каких-то определенных тем или он подойдет для любой темы по русскому языку?». Второй вопрос: На каких этапах урока вы используете «немой» диктант?
На первый вопрос все учителя ответили, что применение данного вида диктанта допустимо при изучении любой темы по русскому языку. Результаты ответов на второй вопрос, обобщенные по количеству учителей, которые проводят на своих уроках «немой» диктант, представлены в таблице 2.
Распределение педагогов, использующих в качестве метода обучения «немой» диктант, по этапам занятия
Количество учителей, использующих «немой» диктант на данном этапе
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала
4. Формирование знаний и умений
5. Обобщение и систематизация
6. Этап контроля
7. Подведение итогов
9. Постановка домашнего задания
На основе табличных данных можно сделать вывод, что использование «немого» диктанта осуществляется на этапах формирования знаний и умений, обобщения и систематизации и чаще всего – на этапе контроля. Это значит, что в большинстве случаев учителя используют «немой» диктант для того, чтобы выяснить, насколько усвоена учениками та или иная тема урока.
На вопрос «Для каких целей вы используете «немой» диктант?» участвовавшими в анкетировании учителями были даны следующие ответы: «Развитие мышления учащихся», «Развитие внимания учащихся», «Активизация словарного запаса учащихся», «Расширение словарного запаса учащихся при проверке», «Практическая направленность языковых форм и средств изучения орфограмм», «Проверка навыков грамотного написания учащимися слов с разными видами орфограмм», «Развитие орфографической зоркости у учащихся», «Развитие письменной речи учащихся», «Развитие творческих способностей у учащихся», «Поддержание дисциплины в классе», «Связь теории с практикой», «Осуществление проверки и контроля усвоения материала учащимися».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что «немой» диктант используется учителями чаще в начальной школе, реже – в среднем и старшем звене, используется он в соответствии с целями, которые учителя ставят к уроку, независимо от темы этого урока. Но применяется «немой» диктант только на определенных этапах урока, в основном это – формирование знаний и умений, обобщение и систематизация и этап контроля. В процессе написания «немого» диктанта у учащихся формируются языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции. Использование «немого» диктанта помогает не только формировать необходимые универсальные учебные действия, развивать психические процессы у учащихся, но и осуществлять контроль за усвоением материала, а также развивать творческие способности детей.
Место «немого» диктанта в структуре урока русского языка и методика его проведения. Для достижения данной цели было исследовано 45 конспектов уроков русского языка разных учителей на разные темы, в организационной структуре которых авторами конспектов был указан «немой» диктант. Конспекты уроков были отобраны методом сплошной выборки в сети Интернет на сайтах учителей. Возрастная группа учащихся – 2-7 классы.
Методика проведения «немого» диктанта в каждом из отобранных уроков анализировалась на основе специально составленного перечня вопросов, обеспечивающего разностороннюю методическую характеристику данного необычного вида диктанта: 1) производится ли «диктовка», и, если да, то кем; 2) что представляет собой «диктуемый» материал; 3) с какой целью предлагается ученикам диктант, когда и на каком этапе изучения темы он используется; 4) как воспринимают материал ученики; 5) в чем особенность подачи «диктуемого» материала и организации диктанта; 6) каким образом фиксируется «диктуемый» материал учениками; 7) используется ли какое-либо дидактическое средство; 8) предлагается ли выполнить дополнительное задание.
Проведённый методический анализ отобранных уроков показал, что только в 8 из 15 конспектов уроков русского языка используется собственно «немой» диктант в том понимании, которое определила Т.А. Ладыженская, впервые теоретически описавшая методику его проведения. В 7 конспектах называемые учителями разнообразные практические методы обучения русскому языку «немым» диктантом не являются, но для их проведения используются средства зрительной наглядности.
Полученные в ходе анализа результаты позволяют сделать вывод о том, что использование «немого» диктанта на уроках русского языка производится в следующих формах: последовательная демонстрация учителем отдельных предметов или их изображений на картинке или слайде, названия которых ученики записывают в тетрадь; последовательная демонстрация учителем или учеником (учениками) серии действий на определённую тему, для описания которых учащиеся используют отдельные словосочетания или строят текст определённого типа и стиля.
На практике «немой» диктант применяется учителями в основном для формирования и систематизации полученных знаний и на этапах закрепления пройденного материала. Данный вид диктанта используется учителями при изучении разных тем.
Воспринимается «диктуемый» материал учениками всегда зрительно, а фиксируется в большинстве случаев письменно. Почти во всех случаях проведения «немого» диктанта учителями используются визуальные дидактические средства, и часто после проведения диктанта учащимся предлагается выполнить дополнительное задание правописной, грамматической, лексической или речевой направленности.
В связи с полученными в ходе исследования результатами мы можем сделать вывод, что «немой» диктант является востребованным практическим методом обучения русскому языку в начальной и средней школе.
Библиографический список
Донеценко С.А., Осин А.К., Михайлова А.В. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Научный поиск. — 2017. — № 1.3. — С. 57-59.
Осин А.К. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИЯХ: СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА //Учитель. — 2003. — № 4. — С. 2.
Источник: scienceforum.ru