Как правильно окунаться в святой источник

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

Сайту требуется оплата, собираем посильную помощь ПОЖЕРТВОВАТЬ

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
  • Верба — зачем освящать вербу?
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
  • Крещение. 70 вопросов о Крещении
  • 10 советов постигающим веру
  • Агния (Анна) Римская, мученица
  • Оскорбление религиозных чувств верующих?
  • Агафия, мученица. Житие
  • Любовь и справедливость
  • Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?
  • Икона «Не рыдай мене мати»
  • Свобода — что такое христианская свобода?
  • Адам Ветхий. Житие
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • Ушел из жизни иеросхимонах Силуан (Сухаревский)
  • Как терпели скорби Оптинские старцы
  • Православная семья — вопросы и ответы
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Сквернословие или православный взгляд на мат
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • Смертные грехи в православии
  • Таланты и богатство — как ими пользоваться?

Наши друзья

Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?

Опубликовано: 25.05.2017 by Анатолий Баданов

Как часто окунаться в святую купель?

Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?

Хочу привести вашему вниманию письмо одной из читательниц портала «АЗБУКА» и актуальные ответы священства которые отреагировали на ее письмо.

«Недавно я отказалась в паломнической поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к источнику преподобного Сергия Радонежского. Было многолюдно и холодно.

Все сразу устремились к обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше окунаться, как это делать — 3 раза по три погружения, 3 захода по 3 раза по 3 погружения. Я быстро запуталась и решила вообще не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство паломников меня осудили. Посещение купальни в паломничестве — это на самом деле обязанность каждого православного христианина? И правда ли, что по температуре воды можно определить ее благодать? И как разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3? С уважением, Алевтина Жукова, 23 года»

Правила купания в купели купальни Святых источников

ИГУМЕН ПЁТР (МЕЩЕРИНОВ), НАСЕЛЬНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ

Дорогая Алевтина! Вы столкнулись с очень распространенным в Русской Церкви явлением. По научному оно называется «двоеверием» – когда под христианскую внешность «приспосабливаются» языческие обычаи. Само почитание источников по происхождению – обычай именно языческий, к христианству он не имеет прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный обиход. Но окунание в источники должно стоять в христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по паломничеству поставили его, судя по всему, на первое…

Господь дал нам Новый Завет; Церковь хранит его и живет им. Суть Нового Завета – поклонение Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внешнее обстоятельство не имеет определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь – вещь непростая, она требует и свободы, и ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что есть в человеке.

Людям все это тяжело; ветхий человек требует реальных, зримых, вещественных, магически-действенных форм богопочитания. В самом деле, гораздо легче «освятиться» тем, что трижды, или трижды по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом настоящим (не то, что другие!) православным, чем понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим, честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением. Не только посещение купальни в паломничестве, но и само паломничество не является непременной обязанностью каждого православного христианина. Чем перемещаться шумными и неровными компаниями по городам и весям нашего необъятного Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви посредством чтения Священного Писания, святых отцов и современных церковных авторов, чаще участвовать в таинствах, молитве и добрых делах.

Благодать ни по температуре воды, ни по каким иным вещественным факторам не определяется, а определяется она мирным устроением сердца и любовью к Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке, как паломническая поездка. Наконец, в полукликушеской народной нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии хорошо бы уже обращать внимание на более важные и серьезные вещи.
Бог вам в помощь!

Читайте также:  Как попасть в оружейную палату московского кремля

ИЕРОМОНАХ ГЕРМОГЕН (АНАНЬЕВ), НАСЕЛЬНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ

Купание в источнике является благочестивой традицией, но ни в коем случае не обязанностью христианина. Естественно, температура воды о благодати не свидетельствует (какое-то языческое понимание благодати).

Три захода по три погружения совершают в честь Святой Троицы и таинства крещения, во время которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это опять же только традиция, в отличие от крещения никак канонически не обусловленная.

Купание в холодной воде больше укрепляет тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к спасению она имеет опосредованное отношение. Если человек по каким-то причинам не хочет окунаться в источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о греховности.

СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ КОВАЛЕВ, КЛИРИК ХРАМА МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЗАЦЕПЕ

Надо искать золотую середину. В паломнические поездки ездят разные люди, в том числе только начинающие воцерковляться. Как правило, более воцерковленные спутники (и руководители паломнических групп) начинают их учить. И порой говорят такое, что душа леденеет: например, «классифицируют» источники по болезням и т.д.

Часто они намекают на собственную просвещенность, отличающую их от остальных членов группы. А на самом деле их советы взяты с потолка: где-то что-то услышали. Неудивительно, что обилие таких сомнительных советов вызвало у вас сомнение. Корить вам себя в данном случае не за что.

Купание в святом источнике должно совершаться с верой. Есть хоть капля веры в благодатную силу источника – наверное, надо себя пересилить и окунуться. Хорошо, если для начала получится один раз. Но вбегать в источник с дикими воплями, потому что тебе сказали «надо». Это странно. Нет пока веры, а холодная вода пугает – лучше воздержаться.

Не смотрите на других (это относится и к тем, кто любит поучать новоначальных), а молитесь об укреплении своей веры.

Источник: dishupravoslaviem.ru

Сила святого источника

Купание в источниках, освященных церковью, всегда было любимым обычаем русского народа. Погружаясь в целебные воды, люди получали ощущение ни с кем не сравнимой радости, а в особых случаях и исцеление от болезней души и тела.

Погружаться в источник можно в лю­ бое время года. Главное правило: помнить, что он святой, поэтому, чтобы получить пользу, нужно совершать омовение с верой и молитвой.

Если сразу погрузиться не хватает духа, можно омыть отдельные части тела: лицо, руки, ноги, а также попить целебной воды. Всё святые источники — целебные.

— Святой источник примет всех, кто пришел с открытым сердцем и вопроше­ нием помощи себе и своим близким. Но люди, одержимые бесами, либо бесовски­ ми мыслями, могут испытать всевозмож­ ные неприятные моменты.

— Хорошо, если перед омовением вы посетите службу, исповедуетесь, при­ частитесь и попросите благословения на омовение. Очень полезно попоститься с предыдущего дня.

— В критические дни для женщин и де­вушек — возможно только омовение из ведра или окропление водой.

— Прибыв на святой источник, поста­ райтесь не мешать присутствующим там. Спокойно дождитесь своей очереди.

— Если вы собираетесь совершить омо­ вение, приготовьте тапочки, одно или два полотенца. Вы можете совершать омове­ние как в рубахе для омовения и в платке (для женщин и девушек), так и без них, если вы никого не побеспокоите своим видом и купель закрытая.

— Обувь следует снимать до того, как вы вошли в купель.

— Окунаться следует с верою и благого­ вением, и трижды, все три раза с головой. Считается, что бесы сидят на макушке. Имейте в виду, что полное омовение с погружением с головой три раза следует совершать, только если вы полностью уверены в силе своей молитвы и состоя­ нии своего здоровья. Иначе можно лишь окунуться без погружения с головой в ку­ пель или окатить себя водой из купели.

Первый раз: крестимся Во Имя Отца и ныряем с головой.

Второй раз: крестимся Во Имя Сына и ныряем с головой.

Третий раз: крестимся Во Имя Святого Духа и ныряем с головой. Аминь!

Второй вариант — купание «архиерейским» чином: три отдельных захода в купель с отдельной молитвой на каждый раз.

— Выходя из купели, следует поблагодарить соответствующего святого и Господа.

— Окунаться в святой источник можно хоть каждый день. Если вы совершаете омо­ вение зимой — обязательно насухо вытрите голову, а затем и все тело. Если купаетесь в теплое время, можете не вытираться.

Читайте также:  Что означают поцелуи в разные части лица

— Не следует набирать в купели воду для питья. Не следует привязывать цветные лоскутки на деревья вокруг и оставлять любые другие следы своего присутствия.

— Следует воздерживаться от купания в ледяной воде лицам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лучше начать с окропления святой водой или омовения из сосуда.

— Не следует совершать омовение при острой фазе воспалительных заболеваний, особенно дыхательной системы.

— Не следует совершать омовение после еды, после приема горячих или горячитель­ ных напитков. Эффект купания в этом слу­ чае может быть совсем нежелательный.

Что вы почувствуете после омовения?

Обычно наблюдаются следующие эф­ фекты: сразу после омовения (в пределах 1 минуты), независимо от температуры окружающей среды, вы начинаете ощу щать, как кожа всей поверхности тела начинает «гореть». Тело как бы обволаки­ вает кокон из внутреннего жара. Этот эф­ фект может продолжаться от нескольких до десятков минут. Кожа словно очища­ется от какого-то налета. Возможно, вы ощутите, как тело приобрело легкость.

Кто-то почувствует, что голова стала легче, исчезло напряжение в шее, у кого- то легче станут руки, кому-то станет легче ступать по земле.

Вероятно, через некоторое время вы об­ ратитесь к своим мыслям и заметите, что их словно кто-то пригладил. Если душа ваша подготовлена, то, возможно, вы ощу­ тите состояние, которое можно описать словом «благодать». А кто-то сможет и получить ответы на важные вопросы.

В тяжелой болезни

При тяжелых недугах в старину советова­ ли омыться в «семи водах». То есть найти и совершить омовения в семи различных святых источниках. Заметное улучшение и кардинальное изменение состояния на­ ступает уже после омовения в 4-м — 5-м источнике. Шестое и седьмое омовение закрепляют достигнутый результат.

При омовении в семи святых источни­ках следует совершать купание в новом источнике не ранее, чем через неделю после предыдущего купания. Необходи­ мо дать организму время для адаптации (перенастройки).

В России бесчисленное множество свя­ тых источников, расположение близких к вашему региону можно узнать в спра­ вочниках, в храмах, в Интернете.

Источник: www.raosmin.ru

Зимнее купание

Если бы мне прежде предложили на выбор два вида смерти: одну — привязали бы к спине пушку с ядрами, чтобы выстрелить, а другую — заставили бы зимой лезть в прорубь, я бы еще подумал, какую выбрать, и, может быть, предпочел первую как более гуманную. Вот так я относился к зимнему купанию. Был уверен, что никакая сила в жизни не заставит меня залезть зимой в прорубь.

И вот однажды в декабре мы с приятелем Игорем приехали в Дивеево. До этого я уже несколько раз бывал в этих местах, связанных с именем преподобного Серафима Саровского. Познакомился во время прошлых поездок с начальницей дальнего скита, с сестрами. И когда мы приехали, обитатели скита нас радушно встретили, поселили в новом домике, а сами ушли ночевать в ветхий.

На прощание начальница скита матушка Варвара обронила: «Ну, ребятки (это было давно, лет двадцать назад — диак. А.Р.), располагайтесь, отдыхайте. Утром встанете, умоетесь, сходите искупаться на источник батюшки Серафима». Думаю: «“Сходите искупаться. ” На улице двадцать градусов мороза! Да если я там лицо умою, оно сразу ледяной коркой покроется.

Ну, я еще могу рискнуть туда руки засунуть, но чтобы КУ-ПА-ТЬСЯ. Ээх, может быть, матушка забудет до утра?»

В общем, ночь я провел тревожно: то просыпался, то засыпал, ворочался. Вышел в телогрейке ночью на крыльцо, зуб на зуб от холода не попадает. Не представляю, как эту телогрейку с себя снять — не то, чтобы после этого еще лезть куда-то в ледяную воду. Вернулся обратно в постель, думаю: «А как же раньше люди ради Бога голову на плаху клали? А я смогу или не смогу?

Смогу или не смогу? Смогу или не смогу?!» Решаю: «Смогу! Но… как-нибудь в другой раз».

Матушка Варвара пришла с утра: «Ну, — говорит, — ребята, просыпайтесь, умывайтесь, сходите искупаеться на источник батюшки Серафима».

Думаю: «Не забыла!»

Сестер спрашиваем: «А вы-то сами зимой купались в этом источнике?» Тешим себя надеждой, что если слабый пол через это прошел, нам морально будет легче настроиться.

— Да, — отвечают, — купались в прошлом январе, на Крещение… Да вы не бойтесь, там вода теплая, от нее даже пар идет.

Размышляю: «Я туда летом ногу засовывал, ее чуть не свело от холода, с чего это вода вдруг зимой теплою стала?» Ну, понятно: она — теплей, чем температура окружающего морозного воздуха, оттого и парит.

Читайте также:  К чему снится думать что беременна

В общем, матушка Варвара дает нам на прощание два широких обрезка сосновой доски. Я кошусь с подозрением: «А это зачем?»

— А это, — объясняет, — чтобы после купания вы не примерзли ко льду, когда будете одеваться.

Я выдавил из себя вежливую улыбку, поблагодарил. И мы с Игорем отправились. Он идет с радостью — давно уже о моржевании заговаривал, хотел попробовать. А я иду словно бык на убой.

По ходу я пытался извлечь из своей памяти какой-то ободряющий пример, который бы помог мне настроиться на позитивный лад (к источнику идти около километра по заснеженному лесу — есть время подумать).

Но сколько я в своей памяти не копошился, она услужливо напоминала мне, как фрицы поливали генерала Карбышева на морозе ледяной водой и превратили его в ледяную глыбу. Этот пример, признаться, не способствовал позитивному настрою.

Потом я вдруг вспомнил, что, оказывается, в детстве однажды уже купался зимой, когда мы с мальчишками, катаясь на коньках на пруду, соревновались, кто ближе подъедет к краю полыньи. Мальчик передо мной проехал в полуметре, мой следующий черед.

Я заложил лезвиями коньков дугообразную траекторию еще ближе к обрыву и выиграл, но. не успел насладиться победой: лед неожиданно подломился, и через мгновение я уже барахтался в воде. Минут пять я сопротивлялся, бултыхал руками и ногами. Но плавать в коньках, признаюсь вам, не очень удобно. Потом смирился, опустил ноги и пошел ко дну.

Спустя мгновение ноги почувствовали твердый грунт: поднимаюсь, а там воды по грудь. То есть можно было так долго не упорствовать, не тратить силы. Да и вода там была теплая: туда, как выяснилось, спускали канализацию. В общем, пример опять оказался не совсем подходящим.

Затем я вспомнил, как однажды мы с друзьями перевернулись на плотах, когда решили попутешествовать по реке. Это было в августе, который выдался очень холодным: днем было девять градусов, а ночью на ветвях иней. Мы до утра потом у костра стучали зубами. Спереди тепло, а сзади все инеем покрывается. Помню, когда я вылез из воды, все, включая вещи в рюкзаках, было мокрым до нитки.

Полчаса я бегал по берегу, чтобы согреться. И это в августе. Думаю: если я в августе бегал полчаса по берегу, то сколько же буду бегать в декабре? Пока не помру?

И тут в мою голову пришла спасительная идея: я прыгну в воду, не снимая телогрейки! Пусть потом я погибну, но в первый миг мне будет легче.

Подходим к источнику батюшки Серафима. Понимаю: если я хоть на секундочку задумаюсь, у меня ничего не получится. Быстро все с себя сбрасываю — и бу-у-лты-ы-х в воду!

Ледяной водой меня словно обожгло. Забыл, как дышать. А матушка Варвара на прощание нас наставляла, чтобы на источнике мы троекратно оттолкнулись от дна со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Я троекратно ударил ладошками по дну, что должно было означать, что я оттолкнулся, и, экономя на паузах между словами, с частотой мышиного сердцебиения выпалил: «Во-имя-Отца-и-Сына-и-Святаго-Духа!» — и как пингвин или торпеда вертикального взлета вылетел на берег. А Игорь с достоинством, как на физзарядке, вошел, присел, встал, похлопал себя по груди: «Во имя Отца!», присел, встал, похлопал: «и Сына!», присел, встал, похлопал: «и Святаго Духа!»

Он, правда, посообразительней меня оказался, потому что нырял не с головой. А я целиком погрузился. Представьте: выйти с мокрой головой на улицу в двадцатиградусный мороз. В обычной ситуации — сразу менингит. Человек или погибает или на всю жизнь остается блаженным.

Мне повезло: я не умер.

А мы стояли с Игорем на дощечках, которые нам милостиво дала матушка Варвара и. не спешили одеваться. И нам не было холодно! На душе было покойно, тихо и радостно. И только минут через пятнадцать стало покалывать кисти рук, как бывает, когда снимешь на морозе перчатки. Тогда мы начали одеваться.

Вернулись в скит, матушка Варвара хлопочет: «Мы для вас печку растопили, сейчас погреетесь». Мы отвечаем: «А мы и не замерзли».

Но, честно говоря, столько за время этого эксперимента я натерпелся страху, что решил зимой в Дивеево больше не ездить. Хотя и положительная составляющая в этом опыте тоже присутствовала: дома по утрам я стал обливаться холодной водой, чего прежде обо мне и представить было невозможно.

Источник: pravoslavie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today