О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
Сайту требуется оплата, собираем посильную помощь ПОЖЕРТВОВАТЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
- Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
- Верба — зачем освящать вербу?
- Крещение — 33 вопроса о крещении
- Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
- «Мытарь и фарисей» в электричке
- Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
- Крещение. 70 вопросов о Крещении
- 10 советов постигающим веру
- Агния (Анна) Римская, мученица
- Оскорбление религиозных чувств верующих?
- Агафия, мученица. Житие
- Любовь и справедливость
- Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?
- Икона «Не рыдай мене мати»
- Свобода — что такое христианская свобода?
- Адам Ветхий. Житие
- Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
- Ушел из жизни иеросхимонах Силуан (Сухаревский)
- Как терпели скорби Оптинские старцы
- Православная семья — вопросы и ответы
- Курение — Святые отцы о курении
- Сквернословие или православный взгляд на мат
- Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
- Смертные грехи в православии
- Таланты и богатство — как ими пользоваться?
Наши друзья
Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?
Опубликовано: 25.05.2017 by Анатолий Баданов
Как часто окунаться в святую купель?
Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?
Хочу привести вашему вниманию письмо одной из читательниц портала «АЗБУКА» и актуальные ответы священства которые отреагировали на ее письмо.
«Недавно я отказалась в паломнической поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к источнику преподобного Сергия Радонежского. Было многолюдно и холодно.
Все сразу устремились к обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше окунаться, как это делать — 3 раза по три погружения, 3 захода по 3 раза по 3 погружения. Я быстро запуталась и решила вообще не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство паломников меня осудили. Посещение купальни в паломничестве — это на самом деле обязанность каждого православного христианина? И правда ли, что по температуре воды можно определить ее благодать? И как разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3? С уважением, Алевтина Жукова, 23 года»
Правила купания в купели купальни Святых источников
ИГУМЕН ПЁТР (МЕЩЕРИНОВ), НАСЕЛЬНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Дорогая Алевтина! Вы столкнулись с очень распространенным в Русской Церкви явлением. По научному оно называется «двоеверием» – когда под христианскую внешность «приспосабливаются» языческие обычаи. Само почитание источников по происхождению – обычай именно языческий, к христианству он не имеет прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный обиход. Но окунание в источники должно стоять в христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по паломничеству поставили его, судя по всему, на первое…
Господь дал нам Новый Завет; Церковь хранит его и живет им. Суть Нового Завета – поклонение Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внешнее обстоятельство не имеет определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь – вещь непростая, она требует и свободы, и ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что есть в человеке.
Людям все это тяжело; ветхий человек требует реальных, зримых, вещественных, магически-действенных форм богопочитания. В самом деле, гораздо легче «освятиться» тем, что трижды, или трижды по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом настоящим (не то, что другие!) православным, чем понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим, честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением. Не только посещение купальни в паломничестве, но и само паломничество не является непременной обязанностью каждого православного христианина. Чем перемещаться шумными и неровными компаниями по городам и весям нашего необъятного Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви посредством чтения Священного Писания, святых отцов и современных церковных авторов, чаще участвовать в таинствах, молитве и добрых делах.
Благодать ни по температуре воды, ни по каким иным вещественным факторам не определяется, а определяется она мирным устроением сердца и любовью к Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке, как паломническая поездка. Наконец, в полукликушеской народной нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии хорошо бы уже обращать внимание на более важные и серьезные вещи.
Бог вам в помощь!
ИЕРОМОНАХ ГЕРМОГЕН (АНАНЬЕВ), НАСЕЛЬНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Купание в источнике является благочестивой традицией, но ни в коем случае не обязанностью христианина. Естественно, температура воды о благодати не свидетельствует (какое-то языческое понимание благодати).
Три захода по три погружения совершают в честь Святой Троицы и таинства крещения, во время которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это опять же только традиция, в отличие от крещения никак канонически не обусловленная.
Купание в холодной воде больше укрепляет тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к спасению она имеет опосредованное отношение. Если человек по каким-то причинам не хочет окунаться в источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о греховности.
СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ КОВАЛЕВ, КЛИРИК ХРАМА МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЗАЦЕПЕ
Надо искать золотую середину. В паломнические поездки ездят разные люди, в том числе только начинающие воцерковляться. Как правило, более воцерковленные спутники (и руководители паломнических групп) начинают их учить. И порой говорят такое, что душа леденеет: например, «классифицируют» источники по болезням и т.д.
Часто они намекают на собственную просвещенность, отличающую их от остальных членов группы. А на самом деле их советы взяты с потолка: где-то что-то услышали. Неудивительно, что обилие таких сомнительных советов вызвало у вас сомнение. Корить вам себя в данном случае не за что.
Купание в святом источнике должно совершаться с верой. Есть хоть капля веры в благодатную силу источника – наверное, надо себя пересилить и окунуться. Хорошо, если для начала получится один раз. Но вбегать в источник с дикими воплями, потому что тебе сказали «надо». Это странно. Нет пока веры, а холодная вода пугает – лучше воздержаться.
Не смотрите на других (это относится и к тем, кто любит поучать новоначальных), а молитесь об укреплении своей веры.
Источник: dishupravoslaviem.ru
Сила святого источника
Купание в источниках, освященных церковью, всегда было любимым обычаем русского народа. Погружаясь в целебные воды, люди получали ощущение ни с кем не сравнимой радости, а в особых случаях и исцеление от болезней души и тела.
Погружаться в источник можно в лю бое время года. Главное правило: помнить, что он святой, поэтому, чтобы получить пользу, нужно совершать омовение с верой и молитвой.
Если сразу погрузиться не хватает духа, можно омыть отдельные части тела: лицо, руки, ноги, а также попить целебной воды. Всё святые источники — целебные.
— Святой источник примет всех, кто пришел с открытым сердцем и вопроше нием помощи себе и своим близким. Но люди, одержимые бесами, либо бесовски ми мыслями, могут испытать всевозмож ные неприятные моменты.
— Хорошо, если перед омовением вы посетите службу, исповедуетесь, при частитесь и попросите благословения на омовение. Очень полезно попоститься с предыдущего дня.
— В критические дни для женщин и девушек — возможно только омовение из ведра или окропление водой.
— Прибыв на святой источник, поста райтесь не мешать присутствующим там. Спокойно дождитесь своей очереди.
— Если вы собираетесь совершить омо вение, приготовьте тапочки, одно или два полотенца. Вы можете совершать омовение как в рубахе для омовения и в платке (для женщин и девушек), так и без них, если вы никого не побеспокоите своим видом и купель закрытая.
— Обувь следует снимать до того, как вы вошли в купель.
— Окунаться следует с верою и благого вением, и трижды, все три раза с головой. Считается, что бесы сидят на макушке. Имейте в виду, что полное омовение с погружением с головой три раза следует совершать, только если вы полностью уверены в силе своей молитвы и состоя нии своего здоровья. Иначе можно лишь окунуться без погружения с головой в ку пель или окатить себя водой из купели.
Первый раз: крестимся Во Имя Отца и ныряем с головой.
Второй раз: крестимся Во Имя Сына и ныряем с головой.
Третий раз: крестимся Во Имя Святого Духа и ныряем с головой. Аминь!
Второй вариант — купание «архиерейским» чином: три отдельных захода в купель с отдельной молитвой на каждый раз.
— Выходя из купели, следует поблагодарить соответствующего святого и Господа.
— Окунаться в святой источник можно хоть каждый день. Если вы совершаете омо вение зимой — обязательно насухо вытрите голову, а затем и все тело. Если купаетесь в теплое время, можете не вытираться.
— Не следует набирать в купели воду для питья. Не следует привязывать цветные лоскутки на деревья вокруг и оставлять любые другие следы своего присутствия.
— Следует воздерживаться от купания в ледяной воде лицам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лучше начать с окропления святой водой или омовения из сосуда.
— Не следует совершать омовение при острой фазе воспалительных заболеваний, особенно дыхательной системы.
— Не следует совершать омовение после еды, после приема горячих или горячитель ных напитков. Эффект купания в этом слу чае может быть совсем нежелательный.
Что вы почувствуете после омовения?
Обычно наблюдаются следующие эф фекты: сразу после омовения (в пределах 1 минуты), независимо от температуры окружающей среды, вы начинаете ощу щать, как кожа всей поверхности тела начинает «гореть». Тело как бы обволаки вает кокон из внутреннего жара. Этот эф фект может продолжаться от нескольких до десятков минут. Кожа словно очищается от какого-то налета. Возможно, вы ощутите, как тело приобрело легкость.
Кто-то почувствует, что голова стала легче, исчезло напряжение в шее, у кого- то легче станут руки, кому-то станет легче ступать по земле.
Вероятно, через некоторое время вы об ратитесь к своим мыслям и заметите, что их словно кто-то пригладил. Если душа ваша подготовлена, то, возможно, вы ощу тите состояние, которое можно описать словом «благодать». А кто-то сможет и получить ответы на важные вопросы.
В тяжелой болезни
При тяжелых недугах в старину советова ли омыться в «семи водах». То есть найти и совершить омовения в семи различных святых источниках. Заметное улучшение и кардинальное изменение состояния на ступает уже после омовения в 4-м — 5-м источнике. Шестое и седьмое омовение закрепляют достигнутый результат.
При омовении в семи святых источниках следует совершать купание в новом источнике не ранее, чем через неделю после предыдущего купания. Необходи мо дать организму время для адаптации (перенастройки).
В России бесчисленное множество свя тых источников, расположение близких к вашему региону можно узнать в спра вочниках, в храмах, в Интернете.
Источник: www.raosmin.ru
Зимнее купание
Если бы мне прежде предложили на выбор два вида смерти: одну — привязали бы к спине пушку с ядрами, чтобы выстрелить, а другую — заставили бы зимой лезть в прорубь, я бы еще подумал, какую выбрать, и, может быть, предпочел первую как более гуманную. Вот так я относился к зимнему купанию. Был уверен, что никакая сила в жизни не заставит меня залезть зимой в прорубь.
И вот однажды в декабре мы с приятелем Игорем приехали в Дивеево. До этого я уже несколько раз бывал в этих местах, связанных с именем преподобного Серафима Саровского. Познакомился во время прошлых поездок с начальницей дальнего скита, с сестрами. И когда мы приехали, обитатели скита нас радушно встретили, поселили в новом домике, а сами ушли ночевать в ветхий.
На прощание начальница скита матушка Варвара обронила: «Ну, ребятки (это было давно, лет двадцать назад — диак. А.Р.), располагайтесь, отдыхайте. Утром встанете, умоетесь, сходите искупаться на источник батюшки Серафима». Думаю: «“Сходите искупаться. ” На улице двадцать градусов мороза! Да если я там лицо умою, оно сразу ледяной коркой покроется.
Ну, я еще могу рискнуть туда руки засунуть, но чтобы КУ-ПА-ТЬСЯ. Ээх, может быть, матушка забудет до утра?»
В общем, ночь я провел тревожно: то просыпался, то засыпал, ворочался. Вышел в телогрейке ночью на крыльцо, зуб на зуб от холода не попадает. Не представляю, как эту телогрейку с себя снять — не то, чтобы после этого еще лезть куда-то в ледяную воду. Вернулся обратно в постель, думаю: «А как же раньше люди ради Бога голову на плаху клали? А я смогу или не смогу?
Смогу или не смогу? Смогу или не смогу?!» Решаю: «Смогу! Но… как-нибудь в другой раз».
Матушка Варвара пришла с утра: «Ну, — говорит, — ребята, просыпайтесь, умывайтесь, сходите искупаеться на источник батюшки Серафима».
Думаю: «Не забыла!»
Сестер спрашиваем: «А вы-то сами зимой купались в этом источнике?» Тешим себя надеждой, что если слабый пол через это прошел, нам морально будет легче настроиться.
— Да, — отвечают, — купались в прошлом январе, на Крещение… Да вы не бойтесь, там вода теплая, от нее даже пар идет.
Размышляю: «Я туда летом ногу засовывал, ее чуть не свело от холода, с чего это вода вдруг зимой теплою стала?» Ну, понятно: она — теплей, чем температура окружающего морозного воздуха, оттого и парит.
В общем, матушка Варвара дает нам на прощание два широких обрезка сосновой доски. Я кошусь с подозрением: «А это зачем?»
— А это, — объясняет, — чтобы после купания вы не примерзли ко льду, когда будете одеваться.
Я выдавил из себя вежливую улыбку, поблагодарил. И мы с Игорем отправились. Он идет с радостью — давно уже о моржевании заговаривал, хотел попробовать. А я иду словно бык на убой.
По ходу я пытался извлечь из своей памяти какой-то ободряющий пример, который бы помог мне настроиться на позитивный лад (к источнику идти около километра по заснеженному лесу — есть время подумать).
Но сколько я в своей памяти не копошился, она услужливо напоминала мне, как фрицы поливали генерала Карбышева на морозе ледяной водой и превратили его в ледяную глыбу. Этот пример, признаться, не способствовал позитивному настрою.
Потом я вдруг вспомнил, что, оказывается, в детстве однажды уже купался зимой, когда мы с мальчишками, катаясь на коньках на пруду, соревновались, кто ближе подъедет к краю полыньи. Мальчик передо мной проехал в полуметре, мой следующий черед.
Я заложил лезвиями коньков дугообразную траекторию еще ближе к обрыву и выиграл, но. не успел насладиться победой: лед неожиданно подломился, и через мгновение я уже барахтался в воде. Минут пять я сопротивлялся, бултыхал руками и ногами. Но плавать в коньках, признаюсь вам, не очень удобно. Потом смирился, опустил ноги и пошел ко дну.
Спустя мгновение ноги почувствовали твердый грунт: поднимаюсь, а там воды по грудь. То есть можно было так долго не упорствовать, не тратить силы. Да и вода там была теплая: туда, как выяснилось, спускали канализацию. В общем, пример опять оказался не совсем подходящим.
Затем я вспомнил, как однажды мы с друзьями перевернулись на плотах, когда решили попутешествовать по реке. Это было в августе, который выдался очень холодным: днем было девять градусов, а ночью на ветвях иней. Мы до утра потом у костра стучали зубами. Спереди тепло, а сзади все инеем покрывается. Помню, когда я вылез из воды, все, включая вещи в рюкзаках, было мокрым до нитки.
Полчаса я бегал по берегу, чтобы согреться. И это в августе. Думаю: если я в августе бегал полчаса по берегу, то сколько же буду бегать в декабре? Пока не помру?
И тут в мою голову пришла спасительная идея: я прыгну в воду, не снимая телогрейки! Пусть потом я погибну, но в первый миг мне будет легче.
Подходим к источнику батюшки Серафима. Понимаю: если я хоть на секундочку задумаюсь, у меня ничего не получится. Быстро все с себя сбрасываю — и бу-у-лты-ы-х в воду!
Ледяной водой меня словно обожгло. Забыл, как дышать. А матушка Варвара на прощание нас наставляла, чтобы на источнике мы троекратно оттолкнулись от дна со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Я троекратно ударил ладошками по дну, что должно было означать, что я оттолкнулся, и, экономя на паузах между словами, с частотой мышиного сердцебиения выпалил: «Во-имя-Отца-и-Сына-и-Святаго-Духа!» — и как пингвин или торпеда вертикального взлета вылетел на берег. А Игорь с достоинством, как на физзарядке, вошел, присел, встал, похлопал себя по груди: «Во имя Отца!», присел, встал, похлопал: «и Сына!», присел, встал, похлопал: «и Святаго Духа!»
Он, правда, посообразительней меня оказался, потому что нырял не с головой. А я целиком погрузился. Представьте: выйти с мокрой головой на улицу в двадцатиградусный мороз. В обычной ситуации — сразу менингит. Человек или погибает или на всю жизнь остается блаженным.
Мне повезло: я не умер.
А мы стояли с Игорем на дощечках, которые нам милостиво дала матушка Варвара и. не спешили одеваться. И нам не было холодно! На душе было покойно, тихо и радостно. И только минут через пятнадцать стало покалывать кисти рук, как бывает, когда снимешь на морозе перчатки. Тогда мы начали одеваться.
Вернулись в скит, матушка Варвара хлопочет: «Мы для вас печку растопили, сейчас погреетесь». Мы отвечаем: «А мы и не замерзли».
Но, честно говоря, столько за время этого эксперимента я натерпелся страху, что решил зимой в Дивеево больше не ездить. Хотя и положительная составляющая в этом опыте тоже присутствовала: дома по утрам я стал обливаться холодной водой, чего прежде обо мне и представить было невозможно.
Источник: pravoslavie.ru