Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
1. Учимся писать письменные буквы Аа,Оо,Уу,Ии,ы
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
- ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
- СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
- ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
- ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
- САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Обучение письму: Учимся писать письменную букву А. Подготовка к школе
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
- ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
- БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
- УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
- АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Зачем нужны прописи в 1 классе
Попробуйте написать от руки полстранички текста. Скорее всего, этот процесс будет для вас некомфортным, непривычным и утомительным, особенно если по роду службы вам не приходится много писать. Всё потому, что в повседневности для письменной передачи информации нам хватает пары предложений, набранных в чате одним пальцем.
Нынешние дети не отстают и, зная буквы, к 1 классу уже умеют писать вполне понятное СМС бабушке. Закономерно, что современные родители учеников начальных классов вслед за своим ребёнком задаются вопросом: ну и зачем учиться не просто писать, а писать, красиво выводя элементы буквы? Зачем тратить силы и время на чистописание?
Что такое прописи?
Специальных прописей сейчас много. Для дошкольников есть прописи общеразвивающие, математические, развивающие логику и т.д. Но если мы говорим об учениках начальных классов, то прежде всего в прописях будут задания, направленные на подготовку руки к письму, а затем на чистописание. Ведь первое, с чем ваш ребёнок знакомится в школе, – букварь.
Первоклассники изучают буквы и их звуки, их названия, произношение и написание. Комплекты современных прописей логически дополняют букварь, обучая правильному написанию печатных и прописных букв и их соединений, предварительно предлагая образцы написания.
Зачем первокласснику «каллиграфия»
Прописи помогают формировать не только красивый почерк, но и орфографическую грамотность – важную составляющую общей речевой культуры. Но обо всём по порядку. Начнём с физиологических и психологических свойств и навыков ребёнка 6–7 лет, которые развивают прописи. Это:
- мелкая моторика;
- координация;
- механическая (мышечная) память;
- зрительная память;
- превращение информации из одной формы в другую (звуковая форма информации переходит в письменную);
- формирование культуры речи (аккуратность и культура письма влияет на культуру речи в целом).
Также прописи влияют на развитие сложных нейронных связей в головном мозге, этот процесс проистекает из координации навыка движений руки при письме и мышления, формируется паттерн «слышу – понимаю – воспроизвожу на письме». И волю тоже тренируют именно прописи, потому что выработка навыка письма красивым почерком требует в том числе и волевых усилий. Происходит это очень своевременно: эта сфера начинает формироваться именно в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе.
Конечно, развивая вышеперечисленные характеристики физиологии и психологии первоклассника, те самые тетради с заданиями «обвести», «заштриховать» и «написать по образцу» формируют определённые навыки письма:
- овладение формой букв;
- безотрывное письмо;
- способы соединения букв;
- наклонное написание.
Как прописи помогают в учёбе
Прописи помогают первокласснику не только в написании красивых букв. От того, насколько ребёнок приучен к аккуратному и точному письму, напрямую зависит процесс обучения в целом. Каким образом?
Первоклассник узнаёт, что написание каждой буквы состоит из написания её элементов, соединяя которые мы получаем единое целое. А это даёт ребёнку представление о логике и понимание закономерностей в построении окружающего мира.
Наконец, наш маленький ученик начинает понимать, что от количества и качества приложенных усилий зависит положительный результат: если постараешься, строчка красивых букв станет наиболее наглядной иллюстрацией к этому утверждению.
Вот и получается, что, занимаясь тренировкой почерка в специальных тетрадях, ребёнок получает навыки и знания, необходимые для успешного прохождения образовательного процесса в школе. Стоит ли напоминать, что легко читаемый текст, аккуратность и чистота в тетрадях – одна из составляющих положительных оценок по любому предмету в дальнейшем. Поэтому стремление хорошо и успешно учиться может стать для начинающего ученика мотивацией научиться красиво писать.
Хороший почерк должен закладываться в начальной школе, проблемы с ним могут привести к организационным трудностям и даже к снижению самооценки. Задания, включённые в рабочие тетради УМК «Начальная школа XXI века», формируют графический навык, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление детей, расширяют их лингвистические представления.
Можно ли заниматься по прописям дома?
Сразу заметим: в 1 классе нет и не должно быть домашних заданий. Об этом говорит Федеральный государственный образовательный стандарт, и программа начальной школы, соответствующая ФГОС, такая, например, как «Начальная школа XXI века», домашней работы не предусматривает. Но бывает так, что желание самого ребёнка научиться красиво писать подталкивает родителей потренировать с первоклассником правила написания букв и их элементов дома.
Выбор прописей огромен, но прежде чем покупать, спросите совета у специалиста – учителя. Он подскажет, какую тетрадь лучше выбрать для домашних «тренировок». Например, в системе учебников «Начальная школа XXI века» прописи оптимально дополняют «Букварь» и учебник по предмету «Русский язык», и логичнее всего заниматься дома именно по тем прописям, которые входят в соответствующий учебно-методический комплекс.
Если пишем в прописях дома, то:
- занимайтесь после обеда и послеобеденной прогулки, когда ребёнок отдохнул от школьных уроков;
- не перегружайте ребёнка большим количеством заданий. Пусть напишет одну-две строчки, сохраняя при этом интерес и хорошее настроение;
- хвалите малыша за правильно сделанное задание;
- если что-то не получилось, воодушевляйте, а не критикуйте. Помните, что ваш первоклассник ещё только учится.
Насколько важен красивый почерк?
Экспертное мнение педагогов и психологов относительно приобретения красивого почерка во многом сходится. Научиться писать хорошим почерком не является самоцелью. Важно научиться писать, чтобы грамотно и понятно излагать свои мысли в письменной форме.
Поэтому роль и задачи прописей эксперты отмечают следующие.
-
Приобретение навыка автоматического письма.
Если ребёнок будет думать над каждой буквой, куда вести линию и как соединить её с другой буквой, то вряд ли у него будет при этом возможность подумать над тем, что и как он в этот момент описывает.
Неразборчивый почерк мешает ребёнку самому прочитать то, что он написал, а следовательно, увидеть собственные ошибки и исправить их.
Да-да, обучаясь писать аккуратно и понятно, ребёнок прилагает усилия. Следовательно, учится ценить свой труд. Учителю читать аккуратно написанное понятно и приятно. Получается, трудясь над красотой почерка, ученик проявляет уважение к своему учителю и другим людям, которые будут читать его работы в будущем.
Как видим, прописи не просто тренажёр для выработки каллиграфического почерка. Это – один из многочисленных способов воспитать не только грамотного, но и образованного, и всесторонне развитого человека.
Софья Рогозинская
Источник: shkolaveka.ru
Единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей по русскому языку в I-IV классах
Материал предназначается учителям начальной школы, особенно молодым специалистам, а также будет полезен родителям первоклассников.
Сизикова Светлана Дмитриевна
Сизикова Светлана Дмитриевна
Портфолио Разработки Блог автора |
Неограниченная бесплатная загрука материала «Единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей по русскому языку в I-IV классах» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 1 класс».
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Порядок вывода комментариев:
Благодарю, Светлана Дмитриевна! Очень нужный материал для родителей младших школьников.
Я каждый раз с приходом новеньких детей мучаюсь, объясняю. Вот и в этот раз. В класс пришла новенькая девочка, чтобы долго не объяснять (да и всё равно не запомнит сразу), обновила весь свой «старенький» материал. В электронном виде легче родителям дать. Они у меня регулярно в таком виде информацию получают. Да и решила поделиться с учителями и родителями.
Рада, что оказалось нужным для Вас.
Дочка рассказывала, что родители первоклашек обсуждали Вконтакте, сколько клеточек или полосочек надо отступить в заданиях.
Это не новость для меня. На самом деле нет ничего криминального и страшного, если не то кол-во клеточек отступают. Главное везде одинаково. Когда от одного задания 3 клетки, между другими 4 клетки, то 5 отступлю, то 4 и т.д. В тетрадь смотреть страшно.
Согласитесь с тем, что всё должно быть красиво и аккуратно. К концу 2 класса глаз у детей уже «настолько хорошо прицелен на нужное кол-во клеточек», что без счёта чётко они попадают в нужную клетку. Это уже доведено до автоматизма. Это не так сложно. Мы постоянно проговариваем, когда пишем:
— От домашней работы отступили 4 клетки вниз, в пятой считаю 8 клеток, в 9 пишу с заглавной буквы Классная работа, ставлю точку, на полях число 08.11.
И в русском так же.
— Отступаю 2 линейки вниз от домашней работы. Пишем на следующей число, ставим точку. Далее кл. раб. и т.д.
Проблем нет никаких.
Посоветую материал учителям начальной школы. Спасибо, Светлана Дмитриевна, за полезный ресурс.
Галина Васильевна, буду рада, если, действительно, вашим учителям началки понравится и они воспользуются материалом.
Помогите. как должно выглядеть это задание.списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение. Подчеркни орфограммы в словах. Зимние картины. Давно ушло лето, пролетели осенние дни. Всё засыпано пушистым снегом.
Ударили морозы. Застыли озёра и реки.
Уважаемая Алёна,отвечаю Вам на Ваш «крик о помощи».
1. Раздели слова на слоги. Делим простым карандашом вертикальными линиями.
Зим|ни|е кар|ти|ны. Дав|но уш|ло ле|то, про|ле|те|ли о|сен|ни|е дни. Всё за|сы|па|но пу|шис|тым сне|гом. У|да|ри|ли мо|ро|зы. За|сты|ли о|зё|ра и ре|ки.
2. Поставь ударение.
Зимние картины. Давно ушло лето, пролетели осенние дни. Всё засыпано пушистым снегом. Ударили морозы. Застыли озёра (над ё ударение не ставить) и реки.
3. Подчеркни орфограммы в словах.
Зимние картины (словарное слово, ставим ударение, подчёркиваем безуд. непровер. гл.). Давно ушло лето, пролетели (Правило: безуд. гл. в корне слова. Выделить корень лет.) осенние (Правило: безуд. гл. в корне слова. Выделить корень осен.) дни. Всё засыпано пушистым (жи-ши пиши с и) снегом.
Ударили морозы (словарное слово, ставим ударение, подчёркиваем безуд. непровер. гл.). Застыли озёра (Правило: безуд.гл. в корне слова. Выделить корень озёр. На ё ударение не ставить.) и реки.
Источник: easyen.ru