Приемы и уловки в ведении спора, использующиеся участниками споров развивабт доказательную базу спора и позволяют быть более убедительными в его процессе.
Доказательство бывает прямое и косвенное.
«Прямым называется то доказательство, в котором тезис получается из аргументов по правилам дедуктивных умозаключений. Ни каких дополнительных приемов рассуждения при этом не используется. Если аргументы истинны, то тезис из них следует с логической необходимостью и достоверностью.
Косвенным доказательством называют доказательство, в котором сначала доказывается антитезис, а затем уже, убедившись в ложности антитезиса, доказывают истинность тезиса».
Разделительно-категорическое доказательство основывается на разделительно-категорической демонстрации аргументов.
Опровержение – есть доказательство неистинности, ложности тезиса или аргумента. Нарушение любого из них ставит под угрозу успех опровержения.
Различают три основных способа опровержения.
Первый способ относится к опровержению аргументов, служащих основой рассуждения.
Как победить в любом споре? Пирамида Грэма – 7 уровней аргументов.
Второй способ опровержения связан с рассмотрением необходимой логической связи между доводами и тезисом, которые служат соответственно посылками и решением дедуктивного вывода.
Третий способ относится к опровержению самого тезиса. В принципе такое опровержение может быть применено к любому утверждению.
Непосредственно в споре могут видеться как одинаковые стратегии, так и различные. Стратегия истины нацеливает участника спора на дискуссионное поведение поиска истины, и для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, участники спора сопоставляют самые разные точки. Стратегия истины характеризуется следующей формой полемического поведения.
В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Стратегия спора определяется также и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Наиболее часто приходиться сталкиваться со стратегией общечеловеческих интересов, национальных интересов, интересов определенных слоев общества, групповых интересов, семейных интересов, а также личных интересов участников спора. «Тактика спора включает в себя полемические приемы и уловки в споре. К полемическим приемам относятся: Критика аргументов, которая основывается на опровержении ложного тезиса оппонента достоверными фактами. Принцип «бить врага его оружием» основан на использовании слов, принципов и доводов оппонента против него же».
Прием «сведение к абсурду» в сочетании с приемом иронии и сарказма приводит утверждение оппонента к абсурдному результату.
«Довод к человеку» — это разновидность подмены тезиса, когда вместо обсуждения по существу того или иного соображения начинают оценивать достоинства или недостатки человека, выдвинувшего это соображение.
«Возвратный удар» (прием бумеранга) — это когда в споре реплика или аргумент обращается против того, кто его высказал.
Подхват реплики — это заострение полемического спора на вновь открывшимся аргументе оппонента. Атака вопросами – это прием, который основан на перехвате инициативы в постановке вопроса с целью сделать положение оппонента затруднительным, заставить его обороняться, оправдываться, тем самым создать для атакующего наиболее благоприятные условия для спора. «Подмазывание аргумента». Прием основан на применении откровенно льстивых комплиментов оппоненту.
Как Выиграть Любой Спор — 5 Шагов
Заключение
Вызвать желание завязать спор, втянуть в активный обмен мнениями всех присутствующих – основная задача руководителя дискуссии, диспута, полемики. Он должен быть достаточно искусным и гибким, стремясь, например, так или иначе относящихся к теме.
Необходимо, чтобы обсуждение, спор всегда были сосредоточенными, т.е. велись вокруг выдвинутого тезиса, не уклонялись далеко от главной проблемы. Деловой спор никогда не должен переходить в перебранку, в обмен колкостями.
Спор — это борьба, и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре. Во всякой борьбе очень ценной является инициатива. Нужно уметь повести ход полемики по своему сценарию. Рекомендуется, не обороняться, а наступать.
Рекомендуется также концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено.
Можно применять в споре прием опровержения противника его же собственным оружием.
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу дискуссии.
Нужно знать предмет спора. Не следует категорично высказываться о вещах, которые вам малознакомы.
Нужно знать правила логики. Иногда в споре мы чувствуем, что «что-то здесь не то», а что именно, не знаем.
Нужно сохранять спокойствие в споре. При прочих равных условиях в споре, как правило, побеждает тот, кто ведет его спокойно
Споры в России всегда считались неотъемлемой частью духовной и общественно-политической жизни.
Литература
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: 2001.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. М.: 2005.
3. Дюбуа Ж. Общая риторика. М.: 1988.
4. Данилец М.А. Спор в цифровой среде. 2010 //Геополитический мониторинг России №2 (2010)
5. Ивин А.А. Логика: учебник. – М.: Гардарики, 2000.
6. Левин Е.М. Парадоксы спора, М.: Интер 2004.
7. Михальская А.К. Основы риторики. М.: 2001.
8.Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии.
2003.
9. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. Вопросы философии. 2004
10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.: 2003
Источник: proza.ru
Как побеждать в споре и понимать, когда лучше отступить
Иногда спор взаимно обогащает собеседников, а иногда лучше вовсе не терять на него времени. Научиться узнавать такие ситуации поможет пирамида Грэма.
Андрей Якомаскин
Преподаватель и писатель. Делится вдохновляющими историями в своей группе в соцсети «ВКонтакте».
Каждому хоть раз приходилось спорить. Некоторые делают это тактично, выражая уважение к собеседнику, другие переходят на личности, пытаясь гнуть свою линию. Оба способа — часть системы, которая помогает получить из спора выгоду. Называется эта система пирамидой Грэма.
Пол Грэм — американский предприниматель и бизнес-ангел, который стал знаком широкой аудитории после публикации ряда смелых эссе. Одна из самых известных работ Пола Грэма — «Как правильно возражать» (How to Disagree), написанная в 2005 году. В этом эссе автор привёл иерархию аргументов в споре, которые помогают понять, можно ли его выиграть и стоит ли вообще продолжать.
Я хочу познакомить вас с основными ступенями пирамиды Грэма и рассказать, как они помогут извлечь пользу из любого спора.
1. Прямые оскорбления
- Пример: «Ты конченый идиот!»
- Цель использования: провокация эмоций.
Когда человек оскорбляет вас, вместо того чтобы приводить аргумент в пользу своей точки зрения, это значит, что его цель — вызвать у вас ответные эмоции. У него нет доказательств правоты по обозначенному вопросу, и теперь он пытается затащить в пучину непонимания и вас.
Обсуждать стратегии поведения в этом случае нет смысла. Просто всеми силами избегайте попадания в подобный спор.
2. Переход на личности
- Пример: «Только такая деревенщина, как ты, будет приводить подобные аргументы».
- Цель использования: смена темы.
Люди на второй ступени пирамиды в спорах обращаются к личным особенностям того, с кем спорят: его социальному статусу, полу, внешнему виду и так далее. К сожалению, такой способ ведения диалога стал особенно опасен с появлением социальных сетей, где легко найти информацию о собеседнике и сделать её объектом обсуждения.
Причина перехода на личности схожа с предыдущим пунктом. У человека нет других аргументов, и он пытается перевести тему в другую плоскость, указывая на ваши особенности как на недостатки. Опытные ораторы просто признают несовершенство своей личности и продолжают диалог, не давая себя запутать.
Однако начинающему спорщику лучше сразу прекратить разговор и оставить соперника наедине с его словами.
3. Претензии к тону диалога
- Пример: «Не повышайте на меня голос! Да как вы со мной разговариваете!»
- Цель использования: попытка закончить спор, чтобы не проиграть.
Под претензией к тону понимается пристальное внимание к тому, как вы говорите или пишете, вашей терминологии и оборотам речи. А так как это восприятие субъективно, продолжать диалог с таким человеком будет сложно. На что он, собственно, и рассчитывает.
Этот приём говорит о том, что человека загнали в угол, но признавать свою неправоту он не хочет. В отличие от двух предыдущих ступеней, на этой у вас есть шанс выиграть спор или, как минимум, свести его к компромиссу. Для этого примите субъективные претензии и последовательно изложите свои аргументы.
Перед лицом фактов оппоненту будет некуда бежать.
4. Препирательство
- Пример: «Ну что за бред? Ты вообще ничего не понял! И что дальше?»
- Цель использования: попытка закончить спор на ничьей.
К стратегии препирательства прибегают те, кто понимает, что их битва уже проиграна, но если они запутают оппонента, то можно будет предложить ничью.
Для этого они используют пустые аргументы, которые вообще могут не относиться к теме беседы. Ваши доводы они просто игнорируют. Для описания такой ситуации подходит известная фраза — «разговор глухого с немым».
Если вы хотите выиграть спор на этапе препирательств, регулярно возвращайтесь к теме обсуждения и склоняйте оппонента аргументировать свои выводы.
5. Контраргумент
- Пример: «А моя мама (начальник, друг, известный актёр) утверждает совершенно другое! Я всё делал не так, как ты говоришь, и у меня получилось!»
- Цель использования: попытка конструктивного диалога.
Использование контраргументов — первый признак того, что ваш собеседник хочет договориться. Проблема заключается в том, что люди часто не берут во внимание взгляды и опыт собеседника.
Человек получает позитивный результат в одной ситуации и принимает это за эталон. Только может оказаться, что в этом обсуждении его опыт неприменим.
Главное правило, когда дело доходит до контраргументов, — дать человеку выговориться. Во-первых, в его словах может быть зерно истины. Во-вторых, так вы наладите с ним контакт и сможете донести свои идеи.
6. Опровержение по сути
- Пример: «Вы говорите, что это x, а это y. И вот почему…»
- Цель использования: поиск истины, обмен знаниями и опытом.
Главное отличие от стратегии контраргументов — в том, что здесь вы с собеседником на одной волне. Аргументы, которые вы оба приводите, относятся к одной теме, и через них вы взаимно обогащаете знания друг друга.
Если вы используете опровержение по сути, не бойтесь признавать, что согласны с отдельными аргументами собеседника. Он обязательно поступит так же, если на лицо все признаки здоровой дискуссии. В результате такого диалога вы также можете остаться при своём мнении. При этом вы оба будете услышаны и узнаете что-то новое о предмете обсуждения.
7. Опровержение в чистом виде
- Пример: «Вот факты, которые доказывают обратное».
- Цель использования: объективное доказательство.
Только не подумайте, что доказательство подразумевает бросание фактами в лицо. Те, кто используют стратегию последней ступени пирамиды Грэма, не просто приводят факты в качестве аргументов. Такому диалогу присущи три черты.
- Во-первых, собеседники относятся друг к другу с уважением, давая высказать свою точку зрения.
- Во-вторых, каждый выдвигает аргументы не в лоб, а последовательно, чтобы они не выглядели обвинением в глупости.
- В-третьих, они искренне заинтересованы в поиске объективной истины и потому благодарны за общение, даже если оказались неправы.
К таким дискуссиям нужно стремиться, а для этого — работать как над аргументацией, так и над культурой общения.
Победить в споре — не значит разгромить или унизить оппонента. Победить — значит обогатиться через понимание точки зрения другого человека.
Обсуждая любой вопрос, стремитесь говорить о вопросе, а не о личности, с которой вы его обсуждаете. Этого простого правила уже хватит, чтобы улучшить качество дискуссии. А дальше — воспользуйтесь памяткой из этой статьи и двигайтесь по пирамиде Грэма только вверх.
- Как уйти от неприятного разговора
- Как деликатно остановить болтливого собеседника
- Как общаться с людьми, с которыми невозможно общаться
Источник: lifehacker.ru
Как правильно приводить аргументы в споре
Обычно аргумент имеет внутреннюю структуру, включающую следующее:
- тезис – набор гипотез или предпосылок;
- аргументы – метод рассуждения или логики;
- демонстрация – вывод или итог.
Аргумент может иметь одну или несколько предпосылок и один вывод.
Часто в качестве метода рассуждений используется классическая логика, чтобы вывод логически следовал из предположений. Но при этом, если набор допущений несовместим, то из несогласованности логически может следовать что угодно. Поэтому принято настаивать на том, чтобы набор допущений был непротиворечивым.
Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста»
Рассмотрение ситуации
Прежде чем обратиться непосредственно к аргументации, стоит всесторонне рассмотреть ситуацию, по отношению к которой вы собираетесь выдвинуть тот или иной тезис. В частности, полезно будет ответить на следующие вопросы.
- Какова моя роль в данной дискуссии? Веб-разработчик в фирме такой-то .
- Какая тема сообщения? Сайт часто падает, потому что бэкенд не справляется.
- Какова цель сообщения? Убедить руководителя выделить средства на исправление бэкенда.
- Какой канал общения я использую? Пишу развернутое письмо с описанием проблемы и вариантами решения .
- Что представляет собой аудитория? Как убедить этого человека? Руководитель не хочет тратить много денег, поэтому уговорить можно, предложив решение с минимальным бюджетом.
- Каков контекст? Если сайт перестанет справляться, фирма начнет нести убытки, а меня уволят .
Этот этап, хоть и является необязательным, но может значительно помочь в подготовке к ведению дискуссии.
Обращение к аудитории и типы диалогов
Вне зависимости от вашей целей всегда стоит помнить, что аргументы, которые вы приводите, воспринимаются живым человеком. Он может иметь отличные от вас взгляды на тот или иной вопрос. Понимание взглядов, принципов и целей аудитории всегда поможет лучше подобрать тезисы и донести свою позицию.
Скажем, в условной ситуации из прошлой части, руководитель может вообще не понимать разницу между бэкендом и фронтендом, и считать, что вы просто пытаетесь выбить из него денег. Пояснение текущей ситуации и технических особенностей процесса в данном случае становиться «бременем доказательства» для веб-разработчика.
Классическая риторика предписывает три способа обращения к аудитории:
- апелляция к этосу – означает установление доверия путем цитирования авторитетных источников, предоставления фактических доказательств и справедливого представления проблемы с использованием этических норм;
- апелляция к логотипам – означает предоставление ясного мышления и веских аргументов в поддержку заявлений с использованием логики;
- апелляция к пафосу – означает убеждение через эмоциональное сочувствие, сопереживание.
Выяснив, какова наша аудитория и/или оппонент, рассмотрим основные типы диалогов по их целям.
- Диалог убеждения направлен на разрешение конфликтных точек зрения различных позиций.
- Переговоры направлены на разрешение конфликта интересов путем сотрудничества и заключения сделок.
- Исследование направлено на устранение общего невежества путем роста знаний.
- Обсуждение направлено на удовлетворение потребности в действиях путем принятия решения.
- Поиск информации направлен на уменьшение неосведомленности одной стороны путем запроса информации у другой стороны, которая может что-то знать.
- Эристика стремится разрешить ситуацию антагонизма посредством словесной борьбы.
Тут перечислены лишь некоторые формальные типы диалогов. В реальной жизни участники диалога могут преследовать сразу несколько целей. Их понимание поможет продуктивнее вести дискуссию.
Какие бывают доказательства
После изучения ситуации и аудитории переходим к поиску и представлению аргументов. Условно аргументы можно разделить на три вида:
- заявление об истине указывает на то, что вы верите в то, что что-то является правдой или нет;
- заявление о ценности указывает на ценность, которую вы приписываете чему-то;
- заявление о политике говорит о том, что, по вашему мнению, следует или не следует делать.
Сбор аргументов тоже условно можно разделить на несколько направлений.
- Факты и статистика связывают ваше утверждение с конкретными реалиями.
- Причины и результаты показывают причины и следствия ситуации.
- Примеры и аналогии позволяют сделать аргумент и позицию более понятной, проиллюстрировать свою мысль.
- Цитаты позволяют апеллировать к эмоциональному опыту аудитории, использовать чужой авторитет.
В общих ситуациях рекомендуется опираться в первую очередь на факты и причинно-следственную связь, как на более твердые логические аргументы. Примеры, аналогии и цитаты лучше приводить лишь в качестве второстепенных аргументов, подтверждающих тезис.
Пример: Нам просто необходимо купить новый сервер, так как системный блок на базе Pentium 2 собранный на коленке в 2002 году и подключенный к интернету через dial-up модем со скоростью 45 кбит/с ну никак не может поддерживать 10 тысяч посетителей одновременно. Ведь как говорил Сократ: «Подобает основанию дома и корабля быть крепким, но также и дела началу справедливым и верным быть».
То есть, вначале мы апеллируем к фактам, низкая скорость, устаревшее оборудование, и лишь потом приводим в качестве аналогии цитату Сократа. А не наоборот.
Типичные ошибки в аргументации
Подбирая и прорабатывая аргументацию, можно совершить ряд ошибок, которые сделают ваши аргументы слабее. Приведем тут ряд типичных ошибок:
- поспешное обобщение;
- предвзятость;
- ложная аналогия;
- слабые схемы аргументов;
- смешение свойств целого и частей;
- ложная ассоциация;
- доведение до абсурда возможных негативных последствий;
- подмена понятий;
- сведение аргументации оппонента к чему-то универсально осуждаемому;
- эксплуатация двусмысленных выражений.
Эти ошибки могут быть легко замечены внимательным оппонентом и использованы против вас для опровержения вашей позиции.
Как развивать навыки аргументации на практике
Лучшим способом развития навыков аргументации считается практика.
- Чаще вступайте в дискуссии и обсуждения.
- Постарайтесь иногда становится на сторону оппонента, хотя бы мысленно.
- Используйте прием «адвокат дьявола», когда вы логически отстаиваете в беседе позицию, которую на самом деле не разделяете.
- Больше читайте.
- Тренируйте логическое мышление .
- Практикуйте метод Сократа .
- Просто чаще общайтесь с людьми.
Коммуникативные навыки имеют большое значение в современной информационной экономике, и развитие этих навыков может пригодиться в различных сферах жизни.
Материалы по теме
- Спорим, вы не сможете решить эту задачу с собеседования в Google
- Общение с тимлидом: рабочие правила построения диалога
- ТОП-13 ошибок начинающего программиста
Источник: proglib.io