Море адреналина, всплеск эмоций и незабываемые ощущения – все это дарит парашютный спорт. Однако прыжки с парашютом не такое простое занятие, как, к примеру, фитнес, бег или плавание. У решившихся на свободный полет в воздухе сразу возникает много разных «а что если…». Накапливаясь, сомнения и тревоги могут заставить передумать даже самых решительных и бесстрашных особ.
Чтобы смело (или хотя бы без лишних волнений) попробовать приобщиться к парашютному спорту, необходима определенная внутренняя подготовка. Выясним, как морально подготовиться к первому прыжку с парашютом, как не ошибиться с экипировкой, и что обязательно нужно взять с собой на столь увлекательную авантюру.
С чего начать
Итак, вас впервые посетила шальная мысль «а не прыгнуть ли мне с парашютом…». Прежде всего, нужно найти единомышленников. Это могут быть друзья, родные, коллеги или знакомые по общению в социальных сетях. Отправляться на первый прыжок лучше всего в компании. Даже если никто не примкнет к вашей затее в качестве участника, попутчики поддержат вас морально, «поболеют» во время прыжка, поздравят после удачного приземления, сделают на память фото или видео об этом грандиозном приключении.
Как прыгать с парашютом: советы и противопоказания | Парашютизм
Далее надо найти место, предоставляющее все необходимое для прыжков с парашютом. Во многих городах для профессионалов и любителей открыты парашютные клубы и школы. Удостоверьтесь, что у выбранной вами организации хорошая репутация – почитайте отзывы в интернете, поспрашивайте знакомых. На работу в аэроклубы принимают квалифицированных специалистов и тренеров, но предварительная проверка не помешает.
Прыгаем! Или нет?
Моральную подготовку к грядущему событию стоит начать задолго до назначенного «часа икс». Будьте готовы к тому, что у вас неизбежно возникнет «сомненья дрожь». Только очень хладнокровные женщины (да и мужчины) не будут волноваться перед первым в жизни прыжком с парашютом. Но вот нервничать ни в коем случае не нужно. Лучше отринуть переживания и настроиться на захватывающее приключение.
Для своего спокойствия новичок может прыгнуть в тандеме с инструктором. Впрочем, после курса наземного обучения и тренировки первый прыжок можно выполнить и самостоятельно. В этом случае понадобится оформить страховку от несчастного случая, принести паспорт и водительские права. Если прав нет, придется заглянуть в поликлинику и взять справку, что вы не состоите на учете у психиатра и нарколога.
Те, кто прыгает в тандеме, привозят на летное поле только удостоверение личности (паспорт, студенческий билет, права). Если вы захотите завести книжку спортсмена-парашютиста, где будут фиксироваться все прыжки, принесите фотокарточку 3 на 4 см.
Готовимся морально
Чтобы морально подготовиться к дебюту в парашютном спорте, рекомендуется:
Всё, что нужно знать для первого прыжка с парашютом
- Ответить для себя на вопрос, зачем вы вообще будете прыгать. Пусть это будет связано с детской мечтой, жаждой приключений, возможностью испытать что-то новое и пережить необычные эмоции. Но не стоит совершать прыжок только из-за желания кому-то что-то доказать или на спор. Хотя и такие варианты тоже не исключены и не запрещены.
- Избавиться от любых негативных мыслей. Не стоит прокручивать неблагоприятные варианты развития событий, размышлять о всяких «а вдруг…». Если же ужасные картинки так и лезут в голову, лучше перенести прыжок, отвлечься на что-либо и повторить попытку спустя несколько недель.
- Не представлять всевозможные ужасы это еще полдела. Страх перед прыжком может сохраниться где-то в глубине сознания. И тут важно понять, что именно вас пугает – высота, свободное парение в воздухе, травма при приземлении и т.д. Только осознав и приняв источник страха, можно его побороть.
- А вот что стоит представить максимально реалистично и в мельчайших деталях, так это грядущий полет. Включите фантазию и вообразите его от момента посадки в самолет до приземления на землю. Так вы поймете, что конкретно пугает вас в предстоящем прыжке. Мысленно переступив через страх, вы одолеете его, а затем повторите то же самое наяву.
- Также рекомендуется сравнить грядущий прыжок с другим действием, которое вы поначалу боялись совершить. Например, прыжком с вышки в воду или катанием на колесе обозрения. Скажите себе, что прыгать с парашютом ничуть не страшнее, и вы вполне можете это сделать.
- Расслабьтесь, не думайте о прыжке с парашютом денно и нощно, пусть все идет своим чередом. Сейчас такие прыжки не опаснее прогулки по улице. Конечно, очень маленький риск есть. Но статистически он не больше, чем, например, при поездке в автомобиле или полете на авиалайнере.
Подбираем правильную экипировку
Одежда для первого и последующих прыжков с парашютом должна быть спортивного типа – максимально простой и удобной, из добротного плотного материала, без лишних элементов. Существует несколько обязательных правил, которые следует учесть при подборе экипировки. Они особенно актуальны для тех, кто прыгает самостоятельно, а не с инструктором:
- Важно, чтобы одежда по максимуму закрывала тело. Идеальный вариант – комбинезон.
- Даже в жару обязательны длинные рукава.
- Штанины и рукава должны плотно прилегать к телу и не задираться.
- Штанины лучше заправить в ботинки или носки, а рукава – в перчатки.
- Перчатки – не обязательный, но желательный атрибут.
- Перчатки рекомендуются не слишком толстые и не ограничивающие подвижность пальцев.
- Желательно выбрать свободные брюки, на несколько сантиметров длиннее ваших обычных.
- На ноги лучше всего надеть берцы или подобные им высокие и жесткие ботинки со шнуровкой. Кроссовки или кеды нежелательны.
- Любая выбранная для прыжка обувь должна быть крепкой, с толстой и плоской подошвой.
- Обувь должна плотно сидеть на ноге, голеностоп должен быть закрыт.
Крупные пуговицы, крючки, липучки и другие аналогичные приспособления на одежде и обуви недопустимы. За выступающие элементы может зацепиться стропа, что приведет к самым плачевным последствиям. Колюще-режущие и хрупкие предметы надо заранее убрать из карманов. Также лучше оставить дома или снять перед прыжком наручные часы с металлическим браслетом и украшения.
За несколько часов до прыжка
Как следует отдохните и выспитесь накануне прыжка. Ваши лучшие помощники перед парашютным развлечением – крепкий, спокойный сон и бодрое состояние утром. Для снятия мандража категорически запрещено пить спиртное, даже если это всего лишь полбокала вина. Также не рекомендуется принимать успокоительные препараты и лекарства (кроме жизненно необходимых).
Если утром вы почувствовали небольшое недомогание или признаки простуды, лучше с парашютом не прыгать. Во-первых, из-за простудной болезни можно повредить барабанные перепонки и носовые пазухи. А во-вторых, болевые ощущения значительно снизят удовольствие от прыжка.
Свои коррективы в ваши смелые планы могут внести и какие-либо внешние обстоятельства. Например, если погода нелетная, долгожданное действо отложится на несколько часов или даже перенесется на следующий день. Кратковременные задержки из-за сильного ветра и осадков – не редкость. Поэтому рекомендуется захватить на аэродром еду и питье. В обессиленном состоянии прыгать с парашютом не следует.
Приехали на место! Что делать дальше?
Итак, Тот Самый День настал. Вы прибыли на летное поле и готовитесь совершить первый в своей жизни прыжок с парашютом. Если вы прыгаете в тандеме с профессионалом, вас ждет короткий инструктаж (не дольше 15 минут). Очень внимательно слушайте тренера и запоминайте последовательность действий при прыжке.
Находясь в самолете, постарайтесь не волноваться. Чтобы отвлечься от тревожных мыслей, любуйтесь видами или повторяйте про себя указания инструктора. Перед тем, как сделать первый шаг из самолета, старайтесь вообще ни о чем не думать. Никакого страха! Только восторг от потрясающего полета.
Вот вы и на земле! Вам понравилось? Тогда можно повторить.
Елена С.
Женщина и Город
Источник: www.ladyandcity.ru
Опасно ли прыгать с парашютом?
Парашютный спорт – экстремальная дисциплина, сопряженная с повышенной опасностью для здоровья и жизни. Перед тем как подняться в воздух и прыгнуть с парашютом человека попросят подписать бумагу о добровольном характере прыжка и отсутствии претензий к организаторам в случае каких-либо неприятностей. И это – непростая формальность.
Вероятность несчастного случая
Информация о смертности, связанной с парашютным спортом, не является публичной. В открытом доступе можно найти данные за период 1998-2005 гг., опубликованные российским Федеральным управление авиационно-космического поиска и спасения. В соответствии со статистикой этого ведомства за 7 лет в России был зафиксирован 91 смертельный случай в результате неудачного прыжка с парашютом. Что составляет в среднем 13 человек в год.
Много это или мало?
Если говорить о месте парашютных инцидентов со смертельным исходом в структуре общей смертности от внешних причин (около 200000 случаев ежегодно), то они занимают самое последнее – с долей 0,007%.
Таблица 1. Структура смертности от внешних причин (100% – все случаи со смертельным исходом)
Причина смерти | Доля в общей смертности от внешних причин, % |
Убийства | 16,5 |
ДТП | 10 |
Пожары | 5 |
Прыжки с парашютом | 0,007 |
Ежегодно в России совершаются около 40 тыс. прыжков. Из них:
- смертельный исход – 0,03% – 3 из 10000 человек;
- травматизация (переломы, ушибы, сотрясения) – около 0,1% – 1 из 1000 человек.
Если учесть, что аналогичный показатель смертности при пожарах составляет 6,7%, то вероятность погибнуть при совершении прыжка с парашютом в 233 раза меньше, чем от огня.
Примеры реальных несчастных случаев
Ниже приведены случаи реальных инцидентов, имевших место при совершении прыжков опытными парашютистами.
- 2 парашютиста при спуске находились рядом друг с другом, допустили столкновение на высоте 60 м., произошло частичное гашение куполов, увеличение скорости приземления. Результат – переломы. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
- Произошло неправильное раскрытие основного парашюта в результате некорректно произведенной укладки. Прыгающий пытался выправить ситуацию, но ничего не вышло. Запасник открыт на высоте ниже 100 м. Приземлялся на частично наполненном куполе запасника и нескольких секциях основного купола. Результат – перелом бедра и ребер.
- Парашютист опасно выполнил разворот на 180° на высоте 30 м при ветре 10 м/с. Результат – переломы ног и сотрясение мозга. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
- Приземление на крышу здания с гашением купола, последующим протаскиванием парашютиста и падением на землю. Результат – тяжелые травмы.
- Приземление на неровность: одной ногой на кочку. Результат – перелом лодыжки.
- Потеря человеком сознания при спуске. Приземление происходило в неуправляемом режиме. Результат – смерть парашютиста.
Причины несчастных случаев
- В почти 80% случаях причиной несчастного случая является неправильные действия парашютиста:
- 30% несчастных случаев происходит в результате неправильного приземления (резкое управление, низкие развороты, недооценка метеоусловий и др.);
- 27% отсутствовала попытка открытия запаски;
- 21% – запасной парашют открыт на низкой высоте.
Как видно, почти 50% смертей происходит в результате неправильного раскрытия или нераскрытия запаски.
- Оставшиеся 20% несчастных случаев связаны:
- с неправильной работой страхующего прибора или его с его отсутствием;
- с потерей сознания парашютистом во время спуска;
- другими не зависящими от прыгающего человека факторами.
- Неправильно думать, что при прыжке погибают только прыгающие первый раз. Они составляют менее 30% от общего количества смертей. 70% – те, кто имеют опыт более 25 прыжков. Это свидетельствует о том, что несчастные случаи в парашютном спорте происходят в результате:
- неосмотрительности;
- недисциплинированности;
- самоуверенности;
- принятия неверного решения во время спуска.
Как предостеречься от несчастного случая
Успех (или неудача) прыжка определяется:
- на 20% – подходом к организации и к инструкторской работе в выбранном парашютном клубе;
- на 80% – дисциплинированностью и алгоритмичностью действий самого парашютиста.
Выбрать правильный парашютный клуб
Собравшись первый раз прыгнуть, примите во внимание два момента:
- рекомендации других людей;
- стоимость прыжка.
С первым – все понятно: вряд ли кто обратится к организаторам, за которыми идет не очень хорошая слава. Клубы, понятно, не афишируют и любым образом скрывают случаи «происшествий». Но мир слухами полнится. Никогда не прыгайте за дешево. Самолет, горючее, услуги пилота и инструктора – все это стоит денег.
Если стоимость невысока, значит, в конторе на чем-то экономят.
Парашютистов выбрасывают не на минимально положенной высоте 800 м, а на 600 м или даже 400 м. Прыгающему не нужно ничего предпринимать: парашют выдергивается стропой, закрепленной на самолете, при совершении прыжка. Однако если по какой-то маловероятной причине что-то пойдет не так, у человека должно быть время для раскрытия запасного парашюта. Предельная высота, на которой это можно делать безопасно – 300 м.
Скорость свободного падения – около 50 м/с. Т.е. если организаторы экономят и опасно выбрасывают парашютистов на высоте 600 м, у человека есть всего 6 секунд, чтобы сориентироваться и выдернуть чеку из запасного парашюта. Если – на высоте 400 м., то – всего 2 секунды. Этого катастрофически мало даже для профессионала.
Автоматическое страховочного устройство – ППКУ – должно раскрыть запаску на высоте 400-500 м. Но и на нем организаторы могут экономить. Они рассуждают так: все равно основной парашют раскроется принудительно, высота небольшая. Чтобы ППКУ не сработало, нужно выдернуть специальную чеку из устройства в течение первых секунд спуска.
Многие новички от охватившего восторга и нервного возбуждения забывают об этом. В результате в дополнение к основному выбрасывается еще и запасной парашют.
Но так как человек уже находится не в свободном падении, раскрыться куполу нет возможности. Запаска начинает наматываться на парашютиста, затруднять подвижность ног – все это вносит дополнительные риски уже на стадии контакта с землей. Поэтому многие организаторы, уменьшая высоту прыжка, вообще не используют автоматическую страховку. В совокупности эти два фактора – опасно низкая высота выхода из самолета и отсутствие или неработоспособность ППКУ – существенно увеличивают риск несчастного случая.
Кроме того, парашютное снаряжение должно периодически проверяться и заменяться. Экономные конторы не уделяют этому должного внимания, используют нештатные элементы в парашютах (проще говоря, отремонтированные), что катастрофически увеличивает вероятность несчастного случая.
- Экономят на квалифицированных кадрах.
От слаженной работы летчика и инструктора во многом зависит успех прыжка. Парашютистов нельзя выбрасывать в любое время. Это делается на определенной скорости, чтобы самолет «не болтало», выброс должен быть без «скольжения». В противном случае, колесо самолета – и такие случаи бывали – может зацепить за какую-либо функциональную часть экипировки парашютиста, сделав невозможным и неполным раскрытие парашюта.
Таким образом, при выборе аэроклуба для первого прыжка примите во внимание следующие советы:
- выбирайте известные клубы с хорошей историей;
- интересуйтесь деталями предстоящего прыжка (высотой, типом парашюта, наличием ППКУ)
- не экономьте.
Быть готовым к прыжку
Несмотря на кажущуюся простоту, прыжок с парашютом – ЭТО СЛОЖНО. В человеке не заложены способности к полету и к управлению куполом парашюта. Более того, все имеющиеся от природы рефлексы противоречат тому, что требуется при прыжке и приземлении. Для большинства людей выпрыгнуть из самолета – уже подвиг.
- Подойдите к подготовке серьезно.
Сегодня многие организаторы ограничиваются экспресс подготовкой непосредственно перед прыжком. Для спуска на круглым куполе с принудительным раскрытием на 800-метровой высоте этого достаточно. Но, если в ваши планы входят захватывающие полеты с высоты 3-4 км, то начните сразу с парашютной школы. Не ленитесь и перед пряжками пройдите полную теоретическую и практическую подготовку.
- Будьте дисциплинированы и психологически готовы
Аэроклубы часто не ставят ограничений по возрасту, а в тандеме с инструктором позволяют прыгать даже детям школьных лет. Стоит помнить, что инструктор – это не панацея, и разбиваются даже самые опытные, имеющие за плечами десяток тысяч прыжков.
Опасность представляет самостоятельный прыжок в подростковом возрасте. В голове прыгающего должен быть четкий доведенный до автоматизма алгоритм действий. Это предполагает определенную психологическую подготовку, эмоциональную зрелость. Чего, например, в 14 лет не хватает.
прыжок с парашютом от первого лица
В любом случае, чтобы подписывать все необходимые бумаги, человек должен быть совершеннолетним, т.е. достигнувшим 18 лет. Иначе – требуется присутствие родителей.
Даже купольным парашютом можно «подруливать», не говоря о «крыле». Например: если ветер сносит не в ту сторону, внизу сложный и опасный для приземления ландшафт и во многих других случаях. Несмотря на кажущийся с земли медленный спуск человека под парашютом, дующий ветер сносит его на километр, а иногда и более, от точки выхода из самолета.
Для корректировки нужно правильно применять технику скольжения. Подтягивая или отпуская нужные стропы, парашютист затормаживает или ускоряет горизонтальное движение.
Большинство травм происходит при касании земли. Скорость человека в этот момент – 3-5 м/с или 11-18 км/ч, что соответствует скорости интенсивного бега. Теперь представьте, что в определенный момент перед вами оказывается стена, и вы врезаетесь в нее со всей силой – примерно то же самое происходит при касании земли, только врезаетесь вы не в вертикальную, а в горизонтальную плоскость. В ветреную погоду скорость приземления еще выше: доходит до 36 км/ч. И это может стать большой проблемой, если спускающийся не прошел подготовку по управлению скоростью спуска и не умеет правильно группироваться при приземлении.
Заключительное замечание
Если вы чувствуете неуверенность, сомневаетесь, что все пройдет благополучно, если вы нервничаете, и вас панически пугает мысль о нераскрытом парашюте – то лучше воздержитесь от прыжка. Возможно, вы еще не совсем готовы к этому шагу. Возможно, вы никогда не будете к нему готовы. Это не должно расстраивать: парашютный спорт требует значительного преодоления себя, обладание мужеством, 100%-уверенности в том, что прыжок удастся. Другой вариант – прыгнуть в тандеме с инструктором, что вселит вам больше уверенности, позволит почувствовать себя в безопасности рядом с профессионалом, а также даст возможность сделать фото и видео с вашим прыжком. Именно так и поступила ведущая проекта “Амазонка” Оксана:
Источник: 1xmatch.com