Когда я договариваюсь с кем-то об интервью, как правило, люди приходят ко мне с готовностью. Они хотят обратиться к миру и поделиться своими мыслями или опытом.
Но что делать в ситуациях, когда человек сам не желает взаимодействовать с вами? Чтобы достучаться до скрытного человека, требуется особый подход, много терпения и специальные вопросы, помогающие наладить отношения.
Допустим, вам нужно что-то выяснить. Зачем по офису болтается этот новый парень? И не планирует ли ваш сын-подросток устроить вечеринку, когда вы уедете из города? Такие разговоры иногда похожи на изощренный танец вокруг интересующей вас темы. Ваши шансы достигнуть цели будут выше, если вы зададите правильные вопросы — и тем самым наведете мосты.
Вам нужно знать:
- Что происходит?
- О чем думает ваш собеседник?
- Есть ли у вас какие-то противоречия?
У людей много причин быть замкнутыми. Они могут что-то скрывать или чего-то стыдиться. С подозрением относиться к вам из-за ваших взглядов или из-за чего-то, что происходило между вами в прошлом. Сердиться, обижаться или считать, что весь мир против них. Они могут быть скрытны по натуре.
А некоторые просто замышляют что-то недоброе.
Вопросы, наводящие мосты, должны подталкивать людей к общению, даже если они изначально этого не хотят. Принципы построения вопросов-мостов направлены на однозначный результат: заставить раскрыться не доверяющего вам человека.
Ваши шансы на успех возрастут, если вы будете соблюдать следующие условия.
- Твердо знайте, чего добиваетесь. Четко сформулируйте для себя, что хотите узнать. Не теряйте из виду цель.
- Избегайте «тревожных кнопок». Не начинайте с обвинений или вопросов, которые сразу заставляют защищаться. Лучше просто пытайтесь завязать диалог.
- Не обвиняйте, а спрашивайте. Начните с того, что беспокоит собеседника, и попытайтесь что-то об этом выяснить. Что кажется ему несправедливым? Затем спросите о причинах и мотивах его действий.
- Демонстрируйте понимание и поддержку. Вы хотите получить откровенные ответы и понять подоплеку чужих поступков, поэтому должны подталкивать человека к дискуссии. Направляйте его и поддерживайте. Предлагайте награду. Для вас главное — разговорить собеседника.
Решение головоломок
В этой главе я познакомлю вас с человеком, чей опыт, знания и работа позволяют считать его знатоком самых труднодоступных и глухих закоулков человеческой натуры. Он учит тому, как расспрашивать по-настоящему упрямых и недоброжелательных собеседников.
Если вы когда-нибудь пытались получить ответы от того, кто не желает откровенничать, вы поймете, какую роль в разговоре играют эти вопросы:
- Каковы ваши мотивы?
- Что у вас на уме?
- Представляете ли вы опасность?
Бэрри Сподак — эксперт по оценке угроз. Он изучает людей, которые скрывают самые темные и опасные секреты. Он разработал протоколы и практические методы для общения с потенциальными киллерами, террористами, школьными стрелками и недовольными сотрудниками.
Бэрри учит уважительным расспросам, которые, по мнению большинства экспертов, являются наиболее эффективным способом убедить враждебно настроенного человека пойти вам навстречу и выдать определенную информацию. Они помогают ослабить защитные барьеры человека и снизить его тревогу. Вопросы Бэрри направлены на то, чтобы инициировать диалог, пусть не вполне гладкий, но позволяющий установить некоторое доверие и благодаря этому получить информацию даже от неразговорчивых собеседников.
Если убрать из этого сценария экстремальные условия и характеры собеседников Бэрри, то методику вполне можно применять, общаясь с семьей, друзьями и коллегами. Кто-то что-то скрывает. Кто-то что-то замышляет. Кто-то не говорит вам то, что вы должны знать.
Если вы правильно используете вопросы, наводящие мосты, то сможете разговорить этих людей: они раскроются и вы получите представление о том, что у них на уме. Первый шаг — уменьшить напряжение.
Бэрри — приверженец выдвинутой нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом психологической теории, согласно которой существует два режима мышления.
Первый Канеман назвал Системой 1 — это своего рода низшая передача нашего мозга; она распространяется на любые действия и позволяет нам легко принимать решения и находить готовые ответы. Ее можно представить как автопилот нашего мозга. Если кто-нибудь спросит вас, сколько будет два плюс два, вы автоматически, не прилагая никаких умственных усилий, ответите «четыре».
-
В Системе 1 , в состоянии, которое Канеман называет «когнитивной легкостью», мы чувствуем себя расслабленными, спокойными и все контролирующими. Человек, задающий вопросы, может подключить собеседника к Системе 1, спросив о погоде или предмете одежды или даже просто предложив чашечку кофе. Этот радушный и привычный жест успокаивает.
Мозг в Системе 2 всегда настороже. В незнакомой или недружелюбной обстановке он работает именно так. Мы начинаем обдумывать каждое слово. Сколько будет 435 разделить на 9? Это ты взял мою бутылку джина?
Скорее всего, именно в таком состоянии находится ваш подросток, если считает, что вы обвиняете или осуждаете его. В таком же состоянии находитесь вы, когда ваш босс плохо отзывается о вас на аттестации. И именно так реагирует на допрос практически любой подозреваемый.
Бэрри учит агентов, как добиться того, чтобы в мозге тех, с кем они работают, преобладало действие Системы 1. Он советует своим ученикам начинать с вопросов, которые позволяют собеседнику оставаться в зоне комфорта, даже если они не имеют отношения к делу. Спросите о чем-нибудь обычном или об известных вам событиях из жизни человека, которые не вызовут у него никаких подозрений.
Допустим, агент приходит к некоему Джозефу, имя которого всплыло при расследовании. Пока Джозеф считается источником, а не подозреваемым. Войдя в гостиную, агент замечает на стене картину.
— Мне нравится эта картина. Кто ее написал?
Если только предмет расследования агента не кража произведений искусства, такой вопрос — звучащий как признание, даже как комплимент — может помочь растопить лед. Тема искусства позволяет Джозефу поговорить о чем-то знакомом. Как объясняет Бэрри, агент должен слушать внимательно и, если Джозеф ответит спокойно и открыто, задать еще какие-то вопросы о картине, чтобы за несколько минут легкой беседы перевести его в состояние «когнитивной легкости».
Даже те из нас, кто не имеет отношения к спецслужбам, используют этот метод беседы — сознательно или нет. Мы ищем способы разбить лед в первые минуты знакомства, пытаемся завязать беседу, начав с легкой темы.
Представьте себе, что вы — менеджер страховой фирмы. Анна, одна из ваших сотрудниц, приходит в ваш кабинет за ежегодной оценкой своей работы. Пара коллег пожаловалась на то, что она позволяет себе пренебрежительно отзываться о людях за их спиной. Вы хотите, чтобы Анна прекратила вести себя так, но вам вначале нужно понять, что у нее на уме. Она настороже.
Вы вспоминаете, что видели у нее на столе новый компьютер. Вы спрашиваете:
— И как твой новый компьютер?
«Он очень быстрый, — отвечает она. — Никогда не зависает. Мне уже давно пора было его поменять».
Не так уж много, но вы все-таки заставили Анну разговориться.
«Прекрасно, — отвечаете вы. — А тачскрин комфортный?»
Вы видите, как плечи Анны слегка расслабляются. Она не слишком рада быть здесь, но по крайней мере вы узнали, что ей нравится ее новый компьютер.
У вас мало времени, так что нужно перевести разговор на проблему. Но Бэрри советует не спешить слишком сильно. Не стоит так сразу переводить ее мозг в Систему 2 прямыми вопросами. Пообсуждайте компьютер еще немного.
— Как ты пришла к выводу, что тебе нужен именно этот компьютер?
Вопрос, начинающийся с «как», требует ответа другого типа — содержащего некие обоснования и историю. Бэрри объясняет своим студентам из ФБР и других спецслужб, что человеческому мозгу нравятся истории. С их помощью мы учимся и запоминаем. Они пробуждают интерес и позволяют нам делиться опытом.
Представим Бэрри на месте босса. Он отталкивается от ее ответа и спрашивает:
— Это популярная марка? Как ты думаешь, ее многие выбирают?
Он обращает внимание на потенциальные «точки входа»: с них можно перевести разговор с Анной на историю, которую он хочет услышать.
Допустим, она говорит, что многие люди действительно выбирают эту модель. Она долго изучала информацию о ней, чтобы не ошибиться с выбором. Так она делает все, тщательно и целенаправленно. Вот здесь-то в ее истории и появляется точка входа.
«Я по-другому использую свой компьютер. — говорит она. — С его помощью я могу работать более эффективно. Лучше, чем Эл из кредитного отдела, у которого другая модель».
Анна проводит грань между собой и окружающими, объясняет Бэрри. Сравнивая себя с Элом из кредитного отдела, Анна дает зацепку, за которую умелый интервьюер должен ухватиться. Что-то отличает ее от других. Это дает слушателю точку входа. Бэрри бы обязательно спросил:
— Правда? А что там с этим Элом?
Анна должна начать рассказывать, как ее коллега недавно повел себя в некоей ситуации, и что думают по этому поводу другие люди, и что в итоге произошло. Ее рассказ даст вам еще больше точек входа, больше возможностей для вопросов.
Чтобы метод работал, нужно сосредоточенно слушать — это поможет вам формулировать дальнейшие вопросы, чтобы история обросла подробностями.
Вы разыгрываете своего рода шахматную партию, слушая ответы, формулируя вопросы и при этом продумывая следующие ходы. Следовательно, ваши вопросы должны быть стратегическими. Вы знаете, к чему вы хотите привести разговор, но вам необходимо, чтобы ходы вашего оппонента тоже вели его в этом направлении.
Техника 1. Понимание и поддержка
Чтобы собеседник продолжал говорить, не отклонялся от нужной темы и оставался в Системе 1, Бэрри использует периодические «микроподтверждения». Когда он слышит то, что ему нужно или о чем он желает знать больше, он выражает интерес — практически незаметными движениями, жестами или звуками. Например, он может податься к собеседнику, слегка кивнуть или едва слышно произнести «угу». Такие микроподтверждения поощряют человека продолжать и при этом не прерывают и не отвлекают его. Они сигнализируют об интересе и сочувствии.
По мере развития разговора Бэрри часто предлагает «награды» — небольшие знаки признания. «Действительно, очень интересно, — может сказать он. — Я никогда не рассматривал это с такой точки зрения». Если вы даете что-то людям, они становятся более склонны дать что-то и вам.
Техника 2. Вопросы без вопросительных знаков
Некоторые вопросы работают лучше, когда не отмечены знаком вопроса.
— Расскажите мне больше. Объясните мне это.
Такие вопросы-указания приглашают собеседника помолчать, подумать и вспомнить больше подробностей. По сути, с их помощью вы тоже спрашиваете, но не напрямую. Они отражают ваш интерес, и если вы задаете их верным тоном, а язык вашего тела демонстрирует открытость, то собеседник воспринимает это как позитивную оценку его слов, что очень важно для преодоления барьеров. В таких репликах человек обычно не видит угрозы.
Я на своем журналистском опыте убедился, что вне стандартной схемы «вопрос–ответ» собеседнику легче дышится, эта техника как бы создает для него свободное и более комфортное пространство. Я в таких случаях откладываю ручку, подаюсь вперед и слегка приподнимаю брови, демонстрируя явную заинтересованность. Таким образом я сообщаю людям, что их история зацепила меня и я очень увлечен тем, что слышу.
Бэрри советует при любой возможности заменять вопросы утверждениями. Этот метод способствует более свободной беседе, особенно если кто-то хочет что-то скрыть.
Техника 3. Эхо-вопросы
Есть еще один способ поддержать собеседника, и тут уже не обойтись без вопросительных знаков. Я использую для таких реплик термин «эхо-вопросы». Они очень просты, и я задаю их в разных интервью. Почти всегда это заставляет собеседников рассказывать больше.
Кроме того, эти вопросы эффективно наводят мосты. Превращая слова собеседников в эхо-вопросы, я продолжаю беседу и расставляю в ней акценты, а интонацией задаю своим репликам настроение — сочувствие, удивление, усмешку.
Генри говорит: «Они обращались со мной так, что мне кричать хотелось».
Вы задаете ваш эхо-вопрос: «Кричать?»
Рита говорит: «Не знаю даже, зачем я вообще силы трачу. Они там такие некомпетентные».
Вы говорите: «Некомпетентные?»
В большинстве случаев такие эхо-вопросы из одного слова подталкивают людей к объяснениям и более подробному рассказу.
Бэрри обучает этой технике в составе так называемого метода «рефлективного слушания». Он объясняет своим ученикам, что они должны внимательно следить за словами собеседника, если хотят подхватывать его слова на лету. А когда речь идет об оценке угроз, ставки очень высоки.
Эхо-вопросы и рефлективное слушание помогают узнать, что на самом деле стоит за словами собеседника. Они служат в разговоре своего рода знаками пунктуации, которые позволяют выделить важный момент или мысль, чтобы перейти к дальнейшим подробностям и обсуждению.
Вывод. Стройте мосты
Вопросы, наводящие мосты, работают лучше всего, когда люди находятся в состоянии когнитивной легкости и чувствуют, что у них есть благодарная аудитория. Вы можете добиться этого эффекта с помощью вопросов (с вопросительными знаками или без), используя слова собеседника, прислушиваясь к точкам входа и аккуратно поддерживая его сложные или иррациональные мысли. Вы строите мост кирпичик за кирпичиком, вопрос за вопросом. Вы делаете это со всей тщательностью, зная, что мост не строится в одно мгновение и по пути вам может встретиться много трудностей.
Материалы по теме:
Источник: rb.ru
25 психологических уловок, которые всегда работают
Невероятные факты
Хотите узнать простые психологические уловки?
Эти хитрости помогут вам в самых разных жизненных ситуациях, начиная с того, как произвести хорошее первое впечатление и привлечь объект вашего внимания до умения получать желаемое.
Их очень легко запомнить и применить в повседневной жизни.
Психологические уловки в общении с людьми
1. Папина мудрость
Хотите, чтобы человек воспринимал вас серьезно, когда вы даете ему совет? Расскажите ему, что этот совет дал вам ваш отец.
Люди склонны придавать большее значение родительским наставлениям.
2. Обусловливание разговора
Во время разговоров, когда человек произносит определенное слово, выполняйте какое-то действие. Это может быть кивок, улыбка или другой позитивный жест.
Очень скоро человек начнет произносить это слово чаще, ожидая положительного подкрепления. Эта хитрость поможет вам во многих ситуациях получать желаемое.
Эффективность этой уловки, как правило, зависит от того, насколько другой человек в вас заинтересован.
3. Камень, ножницы, бумага
Перед тем, как начать, задайте собеседнику вопрос и сразу переходите к игре «Камень, ножницы, бумага».
Человек в большинстве случаев использует «ножницы», позволив вам выиграть. Эта уловка особенно полезна, когда вам нужно решить, что вы хотите.
4. Любовь и логика
Если вы хотите приучить своего ребенка есть овощи, дайте ему выбор двух вещей из пяти.
Так он будет чувствовать, что делает выбор и контролирует количество, которое он съест. Этот трюк можно использовать и во многих других ситуациях.
5. Говорите и вручите
Хотите, чтобы человек помог вам что-то донести? Не спрашивайте, а просто вручите ему вещь, продолжая с ним разговаривать.
6. Говорите и идите
Точно так же, если к вам подошел надоедливый коллега по работе, просто встаньте и проводите его к его месту, разговаривая с ним.
7. Расчистите путь
Если вы оказались в многолюдном месте, вы можете использовать следующий прием, чтобы расчистить себе путь к выходу. Просто посмотрите в направлении места, куда вы хотите пойти.
Не на людей вокруг, не на обстановку, телефон или друзей, а просто туда, куда хотите уйти. Вы увидите, как люди начнут уходить с вашей дороги. Причина проста: люди посмотрят вам в глаза и если они увидят, что ваш взгляд сосредоточен, они лучше поймут ваши намерения и естественным образом отойдут.
8. Найти наблюдателя
Было ли у вас когда-нибудь чувство, что кто-то наблюдает за вами или вы чувствуете чей-то взгляд у себя на спине?
Если вы хотите это узнать, попробуйте следующий психологический прием — зевните и посмотрите на человека. Если он зевнул в ответ, вы его обнаружили. Это связано с тем, что зевота заразна.
Это хороший прием, который также поможет выявить, проявляет ли к вам кто-то интерес.
9. Кивающая собака
Когда вы задаете вопрос и хотите услышать положительный ответ, кивните. Человек, которого вы спрашиваете, считывает социальные подсказки и с большей вероятностью скажет «да».
10. Застрявшая в голове песня
У вас в голове застряла назойливая песня? Она продолжает прокручиваться снова и снова в вашей голове.
Существует одна психологическая уловка, которая вам поможет. Подумайте о конце песни, не о начале и не о середине. Ваш мозг будет продолжать думать о незавершенных вещах.
Спойте ее до конца. Эта песня будет завершена, и произойдет перенастройка. Это избавит вас от песни, и вы сможете снова сосредоточиться на чем-то продуктивном.
Это поможет замкнуть круг.
11. Первое впечатление
Когда вы впервые знакомитесь с кем-то, старайтесь быть дружелюбным. Копируйте жесты и мимику человека и сделайте так, чтобы ваше рукопожатие было теплым.
Собеседник будет ассоциировать вас с чем-то положительным и будет рад вас видеть снова.
12. Недоброжелатель
Думаете, что кто-то агрессивно настроен или собирается критиковать вас во время встречи?
Попробуйте сесть прямо рядом с с человеком. Таким образом вы сможете умерить его пыл.
Намного легче демонстрировать агрессию по отношению к человеку, который сидит на другом конце стола, но если он сидит рядом, ему будет это сделать намного сложнее.
13. Сбор информации
Хотите получить у кого-то информацию? Задайте вопрос, и если ответ вас не удовлетворяет, продолжайте молчать.
Посмотрите на человека и улыбайтесь, терпеливо ожидая ответ. Молчание в сочетании с контактом глаза в глаза вызывает дискомфорт.
Человек почувствует необходимость заполнить молчание и убрать напряжение, и даст вам более полный ответ.
14. Услуга за услугу
Хотите, чтобы человек оказал вам услугу? Сначала попробуйте оказать ее первым. Ему будет намного сложнее вам отказать.
Приемы психологического воздействия
15. Наглый человек
Вы можете заставить человека почувствовать себя неуютно, если будете смотреть на линию роста его волос во время разговора.
Эта хитрость поможет поставить собеседника на место, когда это необходимо.
16. Симпатия
Когда вы находитесь в группе людей, и кто-то рассказывает шутку, понаблюдайте, кто на кого смотрит. В такой ситуации, мы склонны инстинктивно смотреть на человека. который нам ближе всего или нравится.
17. Попросите об одолжении
Хотите, чтобы человеку вы больше нравились? Попросите его что-то для вас сделать. Известно, что людям, которым вы оказываете услугу, вы нравитесь больше.
Это работает, потому что мозг старается рационализировать: раз человек оказал вам услугу, вы ему нравитесь.
18. Зовите по другому имени
Хотите, чтобы человек относился к вам определенным образом? Вы можете этому поспособствовать, называя его определенным образом.
Например, если вы хотите, чтобы человек был с вами дружелюбным, зовите его именем, которое ему нравится. Если вы хотите, чтобы между вами были чисто профессиональные отношения, можете называть человека по его званию.
19. Не исправляйте людей
Когда человек неправ, сохраняйте молчание. Как правило, это не имеет значение, и исправляя его, вы создаете атмосферу негатива и плохого впечатления. Но если ситуация требует, чтобы вы высказались, начните расспрашивать его об их ответе.
20. Помни меня
Наши воспоминания непостоянны. Мы склонны помнить начало и конец чего-то, в то время как середина остается размытой.
Старайтесь не оказаться в середине, чтобы произвести впечатление. Когда вы знакомитесь с новым человеком, будьте первым или последним. То же самое можно применить на собеседованиях.
Если вы идете на свидание, постарайтесь выбрать начало или конец дня. И, будучи на свидании, постарайтесь произвести впечатление в начале или конце свидания.
21. Заставить поверить
Если вы хотите, чтобы человек поверил вам, когда вы обманываете, старайтесь добавлять как можно больше деталей.
22. Несогласие
Исследование показало, что, когда собеседник с вами не согласен, вам нужно говорить быстрее, чтобы у человека было меньше времени обработать то, что вы говорите.
23. Как получить согласие
Люди, которые испытывают страх, а затем чувство облегчения, как правило, потом положительно отвечают на просьбы. Например, люди, которые слышали свист невидимого полицейского при переходе улицы, чаще соглашались ответить на опрос, чем те, кто ничего не слышал.
24. Выгодное предложение
Во время переговоров сосредоточьтесь на вашем собеседнике и на том, что он получит после того, как заключит сделку. Например если вы хотите продать машину, вы можете сказать «Я даю вам нашу машину за $10 000» вместо «Я хочу $10000 за эту машину».
25. Свобода выбора
Когда вы даете человеку свободу выбора, это повышает ваши шансы на то, что он сделает то, что вы хотите. Вы также можете добавить, что «но ты не обязан это делать».
Источники информации:
- quora — Какие опасные психологические уловки вы знаете
- wealthygorilla — 20 психологических хитростей
- twentytwowords — Психологические приемы
Источник: www.infoniac.ru
Как разговаривать с людьми — как научиться грамотно говорить с людьми
В человеческом социуме главным является общение. Казалось бы, если все умеют произносить слова, складывать их в предложения, выражать желания, то разговаривать с людьми — задача элементарная. Как показывает многовековой опыт человечества, это не так.
Почему не получается общаться
Отсутствие навыков говорить связано с психотипом человека или с событиями, приведшими к боязни общения:
- Замкнутость. От рождения интроверты сосредоточены на себе и не нуждаются в компаниях и беседах, шумные разговоры их напрягают. Но скрыться от людей в социуме невозможно — школа, университет, работа требуют пересиливать себя, отвечать на вопросы, работать над совместными задачами.
- Стеснительность. Застенчивые люди и рады бы поговорить, но большая аудитория их смущает, они краснеют, потеют, так как желание высказаться рвется наружу.
- Детские психологические проблемы. Неосторожная насмешка одноклассников или сильное давление взрослых («Получишь двойку — будешь улицы подметать, не увидишь месяц компьютера») у многих детей рождает барьер в умении свободно говорить. Они боятся сказать неправильно, и речь не развивается.
Внимательные учителя младшей школы заметили, что только 20 % учеников могут прочитать текст и красиво его пересказать — страница книги укладывается в одну фразу, а подробности приходится вытаскивать наводящими вопросами. Не зря в XIX веке в гимназиях одним из главных предметов была риторика — для грамотной речи нужна тренировка.
Правила успешного общения
Умение общаться считается одним из самых важных навыков и воспринимается как должное. Но правильный обмен информацией не так прост. Где бы люди ни встречались и ни взаимодействовали друг с другом, везде подстерегают недоразумения и ловушки. Избежать ошибок в общении можно с помощью простых приемов:
- Слушать правильно. Для взаимного общения необходимо не только передавать информацию, но и уметь ее получать. Это работает, если каждый внимательно слушает другого, даже когда трудно сосредоточиться.
- Проявлять интерес и сочувствие. Играя со смартфоном, глядя в окно или погружаясь в мечты, сложно сконцентрироваться на разговоре. Таких собеседников не будут воспринимать всерьез. Во время беседы все внимание надо отдавать партнеру, проявляя искренний интерес.
- Не перебивать собеседника. Даже находясь в цейтноте, не следует прерывать партнера по диалогу, который не может дойти до конца своей тирады. Это считается признаком неуважения.
- Следить за языком тела. Большая часть взаимодействия между людьми основана на мимике и жестах. Поэтому свои движения во время беседы нужно контролировать, а за чужими внимательно наблюдать.
- Излагать информацию четко. Речь должна быть понятной окружающим, поэтому лучше не ходить вокруг да около.
- Никто не может читать мысли. Рассчитывать, что другой человек думает так же, смешно. Все идеи доходят до адресата, когда произносятся отчетливо.
- Выделять главное. Не стоит вникать слишком глубоко в тирады собеседника, а сосредоточиться на сути. Это избавит от недоразумений.
- Структура предложений и лексика. Бесконечные фразы и сложные технические термины в разговорах лучше избегать — это создает путаницу. Чем проще и понятнее язык, тем лучше сообщение воспринимается адресатом.
- Не всегда бороться за первенство. Многие дискуссии выходят из-под контроля, потому что отдельные участники остаются на своих позициях и не желают идти на компромисс. Задачи и проблемы на работе или дома не могут быть решены без уступок.
Успешное общение – это обмен мнениями.
Полезные советы для тех, кто хочет хорошо общаться
Правильное общение означает желание быть понятым. С таким отношением легче приобретать знания для лучшей коммуникации.
Существует методика LIFO (Life Orientations — жизненные ориентации), дающий объективное описание стилей общения, которых 4:
- веселый, быстрый, резкий, расслабленный;
- дружелюбный, обстоятельный, готовый прийти на помощь;
- деловой, быстрый, короткий, громкий;
- деловой, правильный, обстоятельный.
Чтобы быстро перескочить на стиль общения собеседника, нужно правильно оценить собственный и освоить остальные 3. От навыков, приобретенных для грамотной речи, зависит, насколько необходимо улучшить свои риторические способности, чтобы овладеть всеми стилями общения.
Заранее побольше узнать о человеке, с которым предстоит долгий диалог, чтобы отвечать интересно или удивить его в позитивном ключе.
Упражнения для отработки навыков общения
Закрепить разговорные навыки помогут ежедневные упражнения, успешно используемые в психологии.
Разговор с предметами
Учиться разговаривать проще там, где нет ушей — на вещах. Для этого надо выбрать любимый предмет в доме и произносить любые тирады несколько раз во всевозможных вариациях. Предмет мебели «выслушает» без возражений, пререканий и критики, а лексика станет на порядок богаче. Для тренировки зрительного контакта можно привлечь домашних питомцев.
Беседа с отражением
Создать иллюзию собеседника несложно с помощью зеркала. Это хорошее упражнение для тренировки неотрывного взгляда и умения подключать мимику и жесты. Зеркало дает возможность посмотреть на себя со стороны и корректировать свои действия во время будущей беседы с незнакомцем.
Пересказ текста
Устный пересказ прочитанного также полезен, как и письменное изложение. Подобное занятие увеличивает словарный запас и развивает риторические возможности. Достаточно одной страницы художественного произведения.
Закончить чужую мысль
Если ежедневно по 5-10 минут начинать слушать какое-либо сообщение, а конец додумывать самостоятельно, то это поможет развить фантазию и вариативность мысли.
Контакт с 5 случайными людьми
Очень действенный метод в практике изучения иностранного языка удачно подходит для развития речи. Ежедневно следует заговорить с 5 незнакомыми людьми на любую тему и перекинутся несколькими словами. Это легко осуществить с продавцом газет, кассиром в магазине, пассажиром в транспорте. После такой практики исчезает страх новичка, попавшего в новый коллектив, и общение не вызывает трудностей.
Все, кто хочет иметь уважение, одобрение и успех в жизни, должны внимательно разговаривать с другими людьми, чтобы те чувствовали себя комфортно.
Что еще важно помнить для коммуникации
Если разговаривать с людьми тет-а-тет можно научиться без стеснения, то следующие советы помогут лучше общаться в группе:
- всегда говорить громко и четко, чтобы слышали все;
- в течение разговора со всеми участниками необходимо установить зрительный контакт со всеми — это делает вещающего уверенным, а слушателей важными;
- общаясь, следует менять голосовую тональность, чтобы не усыплять внимание группы;
- тех, кто нарушает тишину во время повествования, следует привлечь к разговору, и тема беседы оживится;
- критика собеседника в присутствии других губительна, но можно деликатно попросить озвучить свою точку зрения;
- научиться четко выражать мысль и доходить до сути сложных вопросов за 1-2 предложения, чтобы смысл поняли все и не потеряли интерес.
Главные принципы общения — смотреть собеседникам в глаза открыто, не загромождать язык заумными терминами, быть вежливым и деликатным.
Источник: lovely.dating