Проявление внимательного отношения к леворуким детям включает в себя и организацию учебной деятельности в классе. Леворукий ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть причиной задержки процесса овладения письмом. При обучении леворукого ребенка письму учитель должен знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет на формирование у него навыка письма [6].
Требования для леворукнх школьников значительно отличается от требований, которые предъявляются к детям, пишущим правой рукой, и сводятся к следующему.
- 1. Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена вправо.
- 2. Положение рук, кисти и приемы держания ручки.
Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за кран стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти рук: кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола.
Левша пишет. Методика обучения письму. Исходное положение левой руки.
Точками опоры для кисти служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Приемы держания ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5—2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).
3. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, пугает направление. И это не случайно.
У леворуких, в отличие от праворуких, ведущим является правое полушарие, а левое — подчиненным. В правом полушарии заложены аппараты, связанные с левой рукой и обеспечивающие нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Левая рука при письме производит движения, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево. Для леворуких детей в начальный период обучения письму необходимы упражнения, которые непосредственно будут готовить руку к работе и ориентации в строке.
У шестилетнего леворукого ребенка слабо развиты рука, пальцы кисти рук, отсутствует координация движений, что затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений по образцам. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ;ручку при письме; всасывание и высасывание пипеткой воды из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков;. Завязывание узелков и т.п.
Правильное положение при письме у левши
Здесь же можно предложить гимнастику для левой руки;
выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони [5];
выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному;
руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз;
сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.
Какие же требования следует предъявлять к письму леворукого ребенка? Вот некоторые из них:
- — правильное написание форм букв и их соединений;
- — одинаковое расстояние между буквами и словами;
- — сохранение линейности и ритмичности;
- — прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.
Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывают, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.
Так, первая группа букв имеет ориентацию при их изображении слева направо и справа налево, а также симметричное строение: Е, 3; С, Э; к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки «зеркального письма». Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда’ берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Эту работу лучше проводить в альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве обозначено начало стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелкой черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.
Вторая группа букв имеет такую форму, где верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой:
т, ш, и; в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление и сравнение, а также накладывание одной буквы на другую. При письме в тетради надо ввести для них специальные указатели и опоры (точки). После письма букв их необходимо сравнить с образцом путем зрительного сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.
Третья группа букв и элементов не имеет ориентации в пространстве (о). При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые бы показывали начало и направление движения при их письме.
К другому роду ошибок относятся ошибки, которые вызваны забыванием редко встречающихся форм букв:
Ч, ч: X, х; Ф, ф. Для более прочного запоминания конфигурации данных букв следует ввести образное изображение этих букв- Например, букву х можно увидеть в шагающем человеке, ч— в носике чайника, ф— в очках и т.д.
Предложенная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, по подготовке руки к траектории движений и ориентации в строке помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких шестилетних детей.
У некоторых детей в раннем возрасте проявляется период «псевдоамбидекстрии» (ложной обоерукости). В игре, самообслуживании, рисовании, на письме и т.д. они используют обе руки, не отдавая предпочтение какой-либо. Поэтому на начальной стадии подготовительного периода можно делать осторожные попытки обучения этих детей праворуким действиям. Сопротивление ребенка, желание его писать левой рукой — сигнал к тому, что переучивание необходимо прекратить.
Нужно обратить внимание на последовательность обучения:
- — сначала учитель (родители) объясняет, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на доске. В этом случае учитель должен повернуться к ребенку спиной, а руку вынести вправо, чтобы написанное было видно из-за головы. Следует помнить, что способ написания на доске существенно отличается от способа написания ручкой в тетради. Поэтому эффективнее показывать движения при письме фломастером, дающим четкий и достаточно различимый штрих на разлинованном листе ватмана;
- — на следующем этапе не следует еще давать ребенку самостоятельно выполнять действие, сначала попросите его ?поруководить¦ вашими движениями: ?Начинай здесь, веди сюда, поворачивай. заканчивай. ¦. По данным психологов, ребенок, не отягощенный собственными действиями, неумением, неловкостью, лучше фиксирует свое внимание на составляющих движения (здесь важно все: как держится ручка, как лежит рука, как она передвигается по строке, удерживается ли правильная поза и только потом ? как выполняется буква);
- — самостоятельное выполнение действия должно идти под контролем и при подсказке учителя, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно;
- — на выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент? анализ сделанного. Конечно, необходим и анализ того, как выполнялось действие. (Это достаточно просто осуществить, если есть видеомагнитофон). Если ребенок может объективно оценить что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.
Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения. При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции ?делай, как я¦, по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, ?где начинать, куда вести, где закончить¦, но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.
По мере изучения каждой буквы можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу ?Как писать буквы¦. Во всяком случае такая таблица должна быть все время перед глазами.
Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо ? признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3?7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком. Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений право¦ руки. При этом зеркальность не только не осознается в ход( движения, но зеркально написанный текст без особого труд;
читается, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы. Иногда слова и фразы (рис. 15).
Рис. Образцы зеркального письма у учащихся 1 класса
У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые — налево, левые — направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует.
Прописи для левшей, ребенок левша
Эти прописи разработаны с учетом психофизиологических особенностей леворуких детей.
Ваш ребенок — левша?
Человек родился левшой? Ребенок левша? Что же делать? Этими вопросами много лет нас терзали в не так далеком прошлом. Современный мир совершенно положительно относиться к леворуким детям, так и ко взрослым!И все же, если Вы решили научить ребенка левшу правописанию?
МЫ знаем, как Вам помочь!
Прежде всего, начиная обучение леворукого ребенка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи и поддержке! Другими словами, нам необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв. А именно:
- Нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов.
- Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо)
- Необходимо специально объяснить, как соединяются буквы при помощи соединительного элемента (штриха) и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких — нет (ли, ул, ша).
- Необходимо очень подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы. Отдельно зафиксируйте внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Нужно несколько раз повторить движение и инструкцию в замедленном темпе.
Также, мы напоминаем, что:
— наклон при письме достигается только положением тетради, все линии при письме — прямые;
— ручка должна составлять одну линию с рукой (угол может быть очень небольшим);
— рука при этом должка располагаться под линией письма;
— особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме.
Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, — на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня).
При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо, возможно, будет затруднено. Рассмотрим причины нашего вывода, они таковы:
— бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
— правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
— свет при письме падает справа.
Рисунки, которые нужно дорисовывать, и специальное задание «Найди спрятанную букву» предназначены для тренировки зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации.
Все эти рекомендации мы рекомендуем применять на практике).
Дорогие родители, желательно, чтобы каждое обучение происходило в игровой форме! Как результат — Ваш ребенок с радостью будет применять свои новые навыки и внедрять их с легкостью в жизнь))
Рис. 1. Положение при письме левой рукой
Рис. 2. Положение кисти при письме левой рукой
В добавок вышеизложенному, мы рекомендуем Вам начинать с практики. А именно,
Источник: pishikrasivo.ru
Как правильно держать ручку при письме
Сегодня поговорим о том, как правильно держать ручку при письме.
Педагоги и родители деток младшего школьного возраста, а также дошкольников и первоклассников, нередко сталкиваются с трудностями в обучении этому нехитрому делу.
Дети часто неправильно удерживают пишущий инструмент. Они могут слишком сильно сжимать его, неправильно располагать пальцы, изгибать их или перекручивать запястье. В результате появляется повышенное напряжение в кисти, что приводит к быстрой усталости ребенка, снижению скорости письма и ухудшению почерка.
Важно понимать, что намного проще научить ребенка правильно держать ручку изначально, чем потом исправлять!
Как правильно держать ручку правой рукой
- Ребенок держит ручку между большим и указательным пальцами на расстоянии приблизительно 1,5 см от кончика.
- Средний палец поддерживает ручку, предоставляя ей опору.
- Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони, как при сжатом кулаке.
- Обратный конец ручки должен быть направлен в сторону правого плеча ребенка.
Ручку следует держать свободно. При правильном положении указательный палец может легко подняться, и она не упадет.
Эти правила несложные, но ребенок может их освоить только при постоянном контроле со стороны взрослых!
К сожалению, родители не всегда уделяют этому должного внимания, а порой разрешают ребенку писать так, как ему «удобно».
Учитель в классе тоже не может следить за правильной техникой письма всех учеников. В результате многие дети формируют неправильную манеру письма, исправить которую порой довольно сложно.
Как правильно держать ручку левой рукой
Здесь часто возникают проблемы у родителей, они задаются вопросом: «Как это сделать?». На самом деле все не так страшно и сложно. Давайте разберемся.
- Ребенок держит ручку между большим и указательным пальцами на расстоянии около 2,5 см от кончика.
- Средний палец подкладывается под ручку, чтобы она была устойчивой.
- Безымянный палец и мизинец прижимаются к ладони, как будто ребенок сжимает кулак.
- Обратный конец ручки направлен к левому плечу ребенка.
Как видите, положение руки при письме не зависит от того, правша или левша ребенок. Поэтому, независимо от предпочтений ребенка, мы можем помочь ему научиться держать ручку максимально удобно.
Какую выбрать ручку для ребенка
Правильная ручка поможет ребенку сохранить правильное положение руки при письме, избежать усталости и напряжения, а также справиться с задачами, такими как писать четко, аккуратно, понятно и быстро.
Важно, чтобы инструмент для обучения письму соответствовал возрастным особенностям и возможностям детей, а также учитывал право- и леворукость, так как манера письма левшей и правшей все-таки отличается.
На начальных этапах формирования навыка письма рекомендуется использовать карандаш в качестве первого инструмента.
В отличие от письма шариковой ручкой, при котором мышцы кисти и предплечья у детей постоянно напряжены, импульсно-нажимное письмо карандашом построено на чередовании произвольных усилий и расслаблений. К тому же, карандаш позволяет ребенку аккуратно исправлять записи в тетради.
В магазинах представлено большое количество пишущих инструментов, давайте посмотрим на что стоит обращать внимание при покупке.
Выбор пишущего инструмента
1. Форма и размер. Предпочтение следует отдавать ручкам с трехгранной формой зоны обхвата, имеющим резиновое или каучуковое покрытие. Такая форма обеспечивает правильное и удобное положение пальцев во время письма, предотвращает их излишнее напряжение и скольжение.
Ручка не должна быть слишком толстой или тонкой, так как оба варианта неудобны для детской руки и требуют дополнительных усилий при письме. Стремитесь выбирать ручки с легким и коротким корпусом, длиной не более 13 см.
2. Чернила. Учителя советуют использовать шариковые ручки в начальной школе. Очень важно, чтобы ручка писала мягко, без нажима, обеспечивая хорошее скольжение по бумаге с любым углом наклона.
Вдобавок, чернила должны быстро высыхать на бумаге, чтобы избежать размазывания, особенно при письме левой рукой. Также важно, чтобы чернила легко смывались с кожи.
Если вы предпочитаете карандаш, следует выбирать карандаш с утолщенным, мягким грифелем, который оставляет яркий след без усилий, не царапает и не прокалывает бумагу, легко стирается и имеет меньшую ломкость.
3. Безопасность. Европейские производители пишущих инструментов для детей выпускают их только с вентилируемыми колпачками в соответствии с требованиями безопасности детской продукции. Это очень важно, так как в случае, если колпачок попадет в дыхательные пути ребенка, он не задохнется, и у взрослых будет достаточно времени для оказания помощи.
4. Дизайн. Исследования показывают, что дети придают большое значение дизайну канцелярских товаров. Если пишущий инструмент нравится ребенку, это помогает создать у него положительное отношение к учебе.
Чтобы не задумываться о том, какая ручка или карандаш лучше, можно просто приобрести специальные ручки и карандаши, предназначенные для дошкольников и младших школьников. Эти инструменты учитывают возрастные особенности и разные стили письма левшей и правшей, обеспечивая комфорт при письме. Однако они продаются далеко не во всех магазинах.
Заключение
Вот мы и разобрали, как правильно держать ручку при письме. Этот навык будет применяться ребенком не только в учебе, но и во всех сферах его жизни. Освоение умения писать правильно, понятно и аккуратно является крайне значимым для человека. Желаю вам и вашим детям успехов в обучении!
В отдельных статьях мы разобрали:
- Как организовать рабочее место ученика;
- Как правильно сидеть за партой.
Не забудьте оценить статью и оставить комментарий, нам очень важно Ваше мнение!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!)))
Источник: elena-simonova.ru