В роли сватов обычно выступали родственники жениха, пользовавшиеся особым уважением, иногда — его родители или даже специально приглашенные люди, известные своим красноречием и обаянием. Иногда пользовались услугами свах, которые должны были вначале подобрать невесту: разузнать о том, какое приданое дается за ней и в чем оно состоит — в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. В случае успеха сваха получала от заинтересованной стороны определенное вознаграждение и обязательно кашемировую шаль. Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правой ногой и при этом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится».
Сватовство 2021, как сватать невесту!
Дату сватовства выбирали особо. Прежде всего это должно было быть нечетное число, но ни в коем случае не тринадцатое, идеальный вариант — третье, пятое, седьмое или девятое числа месяца.
Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца. После ухода сватов кто- либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле. По дороге желательно было не встретить никого из знакомых и ни в коем случае ни с кем не разговаривать. Перед тем как постучать в дверь, надо было непременно прикоснуться плечом или рукой к дверному косяку.
После приглашения в дом вначале полагалось перекреститься и только затем начинать разговор о будущем браке. И самая верная примета успеха дела — прикоснуться перед началом переговоров к ножке стола, за которым чаще всего велась беседа.
В разговоре не полагалось называть вещи своими именами: разговор начинали с посторонних тем и непосредственно к переговорам приступали в иносказательной форме: «Ищем телочку, не заблудилась ли» или «Хотим купить телочку», «У вас товар, у нас купец», «У вас куничка, у нас охотник» и т. д. Если ответ был положительным, родители невесты и сваты должны были трижды обойти вокруг стола, а если нет — сваты удалялись, стараясь закрыть дверь спиной, что должно было помешать девушке выйти замуж.
Сватовство проходило в два этапа — на первом принимали принципиальное решение о том, состоится ли брак, а на следующий день договаривались о смотринах, которые, по обычаю, проходили через неделю в доме невесты.
Смотрины
Это событие состояло из двух частей — знакомства жениха и невесты и торга за приданое. Главное действующее лицо этого события — невеста, которая стремилась предстать перед родителями жениха в лучшем виде. По обычаю, она должна была переодеться не меньше трех раз, показать свое умение рукодельницы и собственноручно приготовить угощение.
Затем родители будущих супругов удалялись для переговоров о размере приданого. Если договориться удавалось, жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. Когда они возвращались, жениху подавали стакан медового питья. Если он согласен был взять девушку в жены, он выпивал его целиком, если нет — возвращал его полным. После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.
Сватовство,свататься.как сватать невесту
Сговор
Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.
Сваха была главным действующим лицом сговора, устраивая брак, она должна была соблюдать множество условностей: она не должна была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» — поздно встанут на ноги), она не должна была есть и пить, оберегая будущих детей от обжорства и пьянства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи — считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, зашедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.
На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте Божьего милосердия — икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона родительского благословения. В этом обряде участвовали крестная мать и крестный отец, которые также благословляли иконой. С этого дня невесту освобождали от всех работ по дому, она должна была заниматься только приданым и подготовкой к свадьбе.
Приметы и обычаи сговора
• Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оставался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем — не плакаться.
• Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу — постные дни (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).
Рукобитье
Это событие происходило за несколько дней до венчания. Сваты с отцом и матерью жениха в сопровождении родственников ехали к отцу и матери невесты. Приглашенные садились за стол, покрытый скатертью, на котором стояли пирог и соль. Отец невесты зажигал перед образом свечу, и все в избе вставали, а двери запирали — чтобы посторонний не мог сглазить.
С молитвой родители молодых через стол скрепляли правые руки сватов, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук, трижды приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками пирог разламывали, одну половину отдавали отцу жениха, а другую — отцу невесты (чья половина окажется больше — у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства). Пирог должен был храниться у жениха и невесты до свадьбы, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего; причем жених — невестину половину, а невеста — женихову. При этом приговаривали: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».
Накануне свадьбы. Девичник
Жених присылал подарки невесте — иголки, нитки, шелк, холст, ножницы и другие принадлежности для рукоделия. По традиции, в сундучок с подарками непременно надо было положить кнут и изюм и другие сухофрукты и сладости. Этот дар означал, что если будущая супруга оскорбит или обидит мужа, то будет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и сладостями он обещает, что у нее не будет недостатка в дорогих вещах. Жених должен был также передать невесте драгоценности к свадебному платью, гребенку, зеркало, румяна, духи и мыло. Невеста в ответ посылала жениху рубашки или другую одежду, платки собственной работы.
На девичнике невеста прощалась с «красотой» — повязкой из парчи с позументами и лентами, которую девушка носила на гуляньях и хороводах, которую уносила ее сестра или подруга. Это был грустный день — невеста прощалась с девичеством и готовила себя к тяжелым испытаниям семейной жизни. Накануне свадьбы для невесты топили баню, которую охраняли друзья жениха или родственники невесты — караульщики. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, присланным женихом, угощала подруг, которые ее сопровождали, сладостями, присланными женихом.
В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.
Источник: alegri.ru
О правильном сватовстве
Или как посватать красивую, хозяйственную и кроткую девушку?
Бурятские свадебные обряды упрощаются давно: «С начала ХХ в. традиционная свадьба со всем комплексом сложного церемониала заметно идёт на убыль: сначала постепенно исчезают предсвадебные церемонии, а затем значительно сокращаются церемонии и ритуалы самой свадьбы» (Буряты. 2004. с.200).
Исчезает девичник (басаганай наадан). Сватовство проводят даже в кафе – «по-современному», где исчезает его глубокий духовный смысл. Не случайно у забайкальских бурят сватовство называется «хадаг табиха» — хадаг ставят на почетное место, а это буддийский алтарь. И это просьба о благословлении брака у божеств…
В каждом районе по-своему
В интернете есть общие инструкции по бурятскому сватовству. Но свои особенности сохранились в каждом районе. В Закамне, говорят, даже в каждом селе, отделенном горами от других, есть свои требования (например, чётное или нечётное количество сватов). Где-то от сватов требуют ящик водки, в Тунке просят закрыть поднос деньгами и золотом и прочее.
В целом у селенгинских и восточных (хоринских и агинских) бурят большое влияние оказывает ламаизм, в отличие от баргузинцев и кударинцев. «Эти группы бурят, в прошлом выходцы из западной Бурятии, сохранили в свадебной обрядности много общих черт с кудинскими и верхоленскими группами в содержании обряда и в терминах» (Бабуева. с.210). Так, у них на роль сватов стараются выбирать только мужчин. Хотя сегодня без женщин сватовство в условиях их ведущей роли в делах семьи, да и не только, уже сложно представить.
Агинская невеста
Недавно мы сватались к невесте из Аги. Нас было пять человек родственников из Алари. По дороге позвонил агинскому другу. Он мне рассказал, что и как, особых сложностей нет: «Сам был на днях на сватовстве. Обе стороны были из Аги. Всё по-современному». Но не совсем к нашему удовольствию… Поехали в четверг (день сказали в дацане).
Заехали по ходу солнца («нара зүб»), машины были в порядке (нельзя приезжать «на хромой лошади»), поставили их не напротив ворот, а рядом (нельзя ставить прямо напротив входа во двор – так выносят мертвецов). Нас никто не встретил (гостей никто не встречает). Во дворе ходят женщины, бегают дети. На нас ноль внимания. Указывают на двери: «Заходите туда».
В зале накрыт стол и за ним молча сидят хозяева – трое мужчин и четыре женщины: «Сайн байна!» И далее, всё на бурятском: «Мы потеряли нашу лошадь где-то в ваших краях. Не видели её?» — «Нет, не видели» — «Что же делать? Как быть?» — «Проходите за стол, рассаживайтесь. Чаю попейте» — «Спасибо! Спасибо! Отчего бы и не попить у добрых людей?»
Поначалу разговор не клеился. Больше кушаем. Но в такой обстановке и еда не идёт! Хотя стол ломился от бурятских, русских и китайских блюд и был украшен батареей разнообразнейших напитков! Старшая женщина со стороны хозяев нараспев сказала: «Мы из степной Аги, не любим торопиться. Не спешите, дорогие гости.
Времени у нас впереди много!» Но мы всё же подступили к цели: «Ах, да! Пока искали лошадь, услышали, что у вас есть дочка — дангина. А у нас есть сын – батор! Не поговорить ли нам об этом?»
В целом сватовство включало в себя церемонию знакомства, преподнесение хадака божествам, содержательные тосты и возлияния, обмен подарками и, конечно, красивые песни (особенно в исполнении хозяев). Так за увлекательной игрой (а сватовство — это игра, а не только знакомство и деловые вопросы), за интересными разговорами и песнями прошли положенные три часа, и мы стали прощаться. Хозяева настойчиво удерживали, но в итоге вышли всей толпой провожать нас, уже не совсем чужих людей.
Профессиональный сват
Общая канва обряда такова, но каждое действие имеет глубокий смысл. Как никто другой разбирается в этом Жаргал Батуев, глава большого семейства и рода, сам не единожды отец и дед. Роль главного свата — худын түрүү для него привычна.
— У свата должна быть своя сумка, — говорит он. – С хадаком, бутылкой водки, молоком, пачкой чая, зула (лампадка), спичками, ножом, конфетами и деньгами бурхану. Сваты заходят, ищут алтарь и идут к нему и молятся. Разворачиваются к хозяевам: «Сайн байна!» Хозяева: «Раздевайтесь, садитесь за стол. Чаю попейте! Вы откуда?» — «Да, мимо проезжали.
Из вашей форточки так вкусно пахло. Да и время обеда наступило!»
Хозяева наполняют рюмки и предлагают выпить за знакомство. Начинается неспешный и непринужденный разговор о том, о сём. «А по какой нужде вы едете?» — «Мы слышали, что в вашей деревне есть красивая, с кротким характером гүнжэ (тёлка), (игра слов, на молодёжном сленге «тёлка» — девушка)» — «Да, да. Есть такая. Правильно едете» — «Значит, не ошиблись мы. По адресу зашли!» — «Какой-то язык у вас ненашенский» — «Нютаг нютагай шарай ондоо, Гол голын нохойн дуу ондоо гэдэг!»
Затем: «Однако, всё же, вы не просто так приехали?» — «Да, есть у нас большое и важное дело. Мы хотим вас об этом известить!»
Главный сват объявляет (мэдээ на сартульском говоре):
Хүндэтэ айл аймаг!
Жэлын сайны жэллэн хүлеэжэ,
Энэ үдэрые учартай сайн үдэр гэжэ,
Үреэгээ мори болгохо,
Үриигөө хүн болгохо гэжэ,
Автомашинын абяа гаргажа,
Алтан дэлхэйн тоос хүдэлгэжэ,
Уула дабаае дабажа,
Ус мүрэны гаталжа,
Хашаа хорёондотной буужа,
Мүнгэн цэргэдэтнай морёо уяжа,
Алтан хаалгыетнай нээжэ,
Мүнгэн боцогыетнай алхажа,
Үндэр цагаан үргөөндэтнай орожо,
Бурхан шүтээндэтнай мүргэжэ,
Манай хүбүүн Баир
Танай хүүхэн Дариматай
Хани барицаагаа ниилүүлжэ,
Хажууны нүхэр болгохо гэжэ шидээ.
Танай хүүхэние хүбүүмнай
Насаны хани нүхэр болгохонь гэжэ
Мэдээ таанартаа асараабди.
Ураг эльгэн болохымнай зүбчөөгыт!
В прошлом приезжали на конях с извещением (мэдээ) и это была не сложная процедура согласования времени приезда с хадаком. А вот хадак табилга была и есть самая важная часть свадебного ритуала.
Хадаг табиха
— Известив о цели приезда, сваты получают официальное согласие родителей на предложение о браке их дочери: «Болохо! Болохо!» — рассказывает дальше Жаргал Дабасамбуевич. — После этого главный сват преподносит хадак бурханам, раскладывает рядом деньги, открытые бутылки водки, молока и пачку чая, зажигает принесённую с собой зула (лампадку). Сваты просят разрешения у бурхана взять невесту в этом доме. Обращаются с молитвами, чтобы создающийся союз был крепким и долгим!
После этого следует ритуал «Айладхал», когда сваты просят руку невесты:
Үндэр түрэлтэ ноён урагууд,
Алтан хайрата худагынар!
Үдэры сайны үнжэн хүлеэжэ,
Цагы сайхан саатан хүлеэжэ,
Энэ үдэрые дэмбрэлтэй сайхан үдэр гэжэ,
Бурхан тахилдатнай мүргэжэ,
Эдеэны дээжэ – эсхэмэл цагаан архи,
Эдын дээжэ – хаан дүрсэтэй мүнгэ баряабди!
Хүбүүн хүн үнчэтэй гэжэ
Хүүхэн хүн энжитэй гэжэ
Абдар дүүрэн алтанаастнай
Табан хушуу малаастнай
Дэли ехэ адуунаастнай,
Дэлэнтэй ехэ үнеэнээстнай,
Хонгор түрүү хониноостнай,
Холбоо эбэртэ ямаанаастнай,
Хоёр бүхэтэ тэмээнээстнай,
Хатуу зөөлэн бараанаастнай
Эдлэжэ сууха эзэнтэйнь
Эрижэ ерэсэн бидэн.
Время подарков
Затем сваты одаривают хозяев, согласно заранее оговорённого количества мужчин и женщин:
Хүрьгэн хүбүүнытнай ацарсан
Хабтатай үргэн хадагыень
Хаан дүрсэтэй мүнгыень барижа байнабди.
Ураг эльгэн болосоноортнай амарчалаад,
Үргэн цагаан цээжэнынгээ оёороос,
Удхатай сайхан юрөөлөө айлдыт гэжэ
Таанартаа хандажа байнабди.
— Самые ценные подарки родителям и старикам, — говорит Жаргал Дабасамбуевич. – Нужно одарить всех присутствующих. Обычно мужчинам — рубашки, женщинам — отрезы и платки, детям — конфеты и деньги. После этого сваты угощают хозяев своей водкой и блюдами. Получают ответные подарки. Не надо устраивать соревнование ими. Это не конкурс.
А самое главное — это юрөөлы каждого присутствующего. Вот, примерно, так проходит правильный бурятский обряд сватовства.
Источник: burunen.ru
Как правильно засватать невесту по современному
Древним русским обычаем является сватовство – день, когда у родителей невесты просят руки их дочери. Помогают в этом жениху сваты. Чаще всего их роль выполняют отец и мать молодого человека, его друзья или родственники. Перед тем как отправиться к избраннице, стоит узнать о традициях этого обряда и заранее подготовиться, ведь не каждый понимает, как правильно сватать невесту перед женитьбой.
Зачем нужно сватовство
Перед тем как заключить брак, молодые люди заранее представляют родителей друг другу. Сватовство помогает познакомить мам и пап между собой, обсудить организационные моменты свадебного торжества и решить финансовые вопросы. Подобный обычай является не только знаком уважения к родителям новобрачной, но и способом «разрекламировать» жениха со всех сторон.
Раньше сватов тщательно подбирали, прежде чем засылать. Часто ими выступали родственники, которые обладали авторитетом и умели красиво говорить. Они приходили с песнями, плясками, шутками.
Сегодня не нужно самостоятельно продумывать программу сватовства. Достаточно ввести в интернете запрос «как сватать невесту», сценарий можно выбрать из появившихся результатов.
Традиции
Некоторые из старинных обычаев принято использовать и сегодня. Они подскажут, как сватать невесту. Например:
- Каравай. Его приносили с собой и раздавали по кусочкам сначала родителям, потом всем остальным. Он символизировал долгий и счастливый брак молодых.
- Рушник. Эту вещь преподносили в качестве подарка от будущих родственников.
- Подарки. Необходимо одаривать родителей невесты.
- Дата для сватовства. Лучшим днем в году для этого мероприятия считался праздник Покров.
Есть и другие традиции, которые показывают, как сватать невесту родителям молодого человека:
- Кроме презентов жених должен преподнести избраннице цветы.
- Уходить после застолья надо по темноте.
- После удачного сватовства семья девушки наносит ответный визит в дом жениха.
Что касается того, как сватать со стороны невесты, то ее родители должны спросить у новобрачного о планах на будущее, о том, какой он видит свою семью в будущем, что любит и кем работает. Отец и мать девушки должны не забывать ее хвалить.
О чем разговаривать
Если родители парня пришли сватать невесту, что говорить со стороны жениха, знает не каждый. В первую очередь надо обсудить отвлеченные темы, а чуть позже рассказать о цели визита. Сваты должны провести смотрины невесты, разглядеть ее, похвалить, расспросить.
Когда гости пришли сватать невесту, что говорить со стороны невесты, нужно подумать заранее. Родителям девушки оказали честь, придя просить руки их дочери, поэтому важно не просто угостить родственников жениха вкусными блюдами, но и поблагодарить пришедших сватов, ответив положительно на предложение жениться.
Если же невеста и ее родственники не хотят принимать жениха, не нужно резко отвечать отказом. Лучше корректно сказать, например, что девушка еще не готова к замужеству. Сегодня таких проблем обычно не возникает, ведь молодые люди самостоятельно принимают решение о свадьбе еще до сватовства.
Каждый сам решает, как провести знакомство родителей. Не обязательно делать все с русским народным размахом. Главное — знать, как сватать невесту родителям жениха или иметь об этом представление.
Источник: www.svadba66.ru