Блог
Одна из основных целей воспитания детей — научить детей самодисциплине. Некоторые родители считают, что наказание — залог эффективной дисциплины. Но если мамы и папы усвоят и применяют следующие советы, явления крика, крика и шлепания исчезнут, и между родителями и детьми установятся теплые и доверительные отношения.
Руководство по отношениям между родителями и детьми
- Старайтесь регулярно находить время, чтобы поиграть с малышом.
- Родители никогда не должны спорить друг с другом о дисциплине перед своими детьми.
- Никогда не давайте команду ребенку без присмотра.
- Будьте последовательны, т.е. поощряйте или наказывайте определенное поведение одинаково и последовательно.
- Согласитесь, какое поведение желательно, а какое нежелательно.
- Согласование того, как реагировать на нежелательное поведение.
- Как можно подробнее объясните ребенку, чего ожидать в случае нежелательного поведения.
- Объясните, что считается нежелательным поведением. Недостаточно сказать: «В вашей комнате беспорядок». Беспорядок должен быть четко определен: «Вы оставили грязную одежду на полу, грязную тарелку на столе и не застелили постель.
- Как только вы изложите свою точку зрения и ваш ребенок будет сопротивляться, перестаньте ее защищать. Просто подтвердите свою позицию и перестаньте отвечать на возражения.
- Обратите внимание на постепенные изменения в поведении. Не ждите слишком многого. Поощряйте поведение, которое приближает к желаемой цели.
- Помните, что ваше поведение служит образцом для поведения ваших детей.
- Если один из родителей ведет образовательную беседу с ребенком, а другой родитель входит в комнату в этот момент, он не должен вмешиваться в учебный процесс.
- Поощряйте желаемое поведение словами, приглашающим прикосновением или чем-то осязаемым, например игрушкой, едой или посещением зоопарка.
- Оба родителя должны нести равную долю ответственности, когда дело касается воспитания ребенка.
Три ключа к успешному воспитанию детей
5 правил дисциплинирования ребенка. Как дисциплинировать ребенка. Дисциплина в семье
Дисциплина должна быть:
- Бизнес. Последствия нежелательного поведения должны быть ясны, а в случае их возникновения — принудительно.
- Справедливый. Наказание должно быть соразмерным непослушанию. Кроме того, если негативное поведение повторяется, заранее определите последствия, чтобы ребенок знал, чего ожидать. Никакого сурового наказания не требуется. Простое наказание в виде запрета на игру на определенный период времени может быть весьма эффективным, если оно применяется последовательно каждый раз, когда происходит нежелательное поведение. Также награждайте ребенка за периоды времени, например, часть дня или весь день, когда ребенок не заслужил никакого наказания или получил только один выговор.
- Дружелюбный. Когда вы говорите детям, что они вели себя ненадлежащим образом, или предупреждаете их о нежелательном поведении, используйте дружелюбный, но твердый стиль общения, дайте им знать, что они получат «взаимно согласованный» штраф, если они нарушат договор. Попросите их подумать и вспомнить, что им следует делать по-другому, чтобы избежать нежелательных последствий в будущем. «Поймайте» их с лучшей стороны и поощряйте правильное поведение.
Моделирование отношений родитель-наставник
Как приучить ребенка к дисциплине
- Постарайтесь увидеть себя наставником для своих детей. Подробно продемонстрируйте им, как вы хотите, чтобы они вели себя. Помогите им с помощью поддержки и конструктивной критики.
- Вместо того, чтобы говорить детям, чего они не должны делать, научите их и покажите, что им следует делать.
- Когда ваш ребенок что-то делает правильно, похвалите его подробно. Скажите: «Мне нравится твой ____ путь». Быть конкретным.
- Помогите ребенку научиться выражать словами то, что он чувствует. Скажите: «Ты выглядишь нервным», «Как ты себя чувствуешь?», «Похоже, ты злишься на что-то ____», «Ваши чувства полностью оправданы».
- Постарайтесь увидеть ситуацию глазами ваших детей. Внимательно выслушайте их. Постарайтесь представить психологическую картину того, на что это будет похоже.
- Используйте мягкий, уверенный тон голоса, чтобы изменить их настроение, когда они расстроены.
- Быть хорошим слушателем. Поддерживайте зрительный контакт. Спуститесь физически до уровня маленьких детей. Не перебивай их. Задавайте открытые вопросы, а не вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Расскажите им, что вы от них слышали.
- Убедитесь, что дети понимают ваши инструкции. Попросите их повторить то, что вы сказали.
- Если возможно, позвольте детям решить, когда и как выполнить вашу просьбу.
- Подумайте о невербальном знаке (жесте), который подскажет вашему ребенку, что он ведет себя ненадлежащим образом и что ему следует изменить свое поведение. Это поможет им ответить на ваш запрос, не расстраиваясь.
Награды в позитивном воспитании детей
- По возможности старайтесь использовать поощрения или похвалу, чтобы побудить ребенка улучшить поведение.
- Для детей младшего возраста можно использовать «бабушкиное правило». Скажите: «Собрав всю одежду, можно начинать играть. Убедитесь, что вы используете слово« когда », а не« если ».
- Сочетайте награды со штрафами за серьезные проступки. Скажите: «Каждый раз ____ вы будете лишены ____. Если вы проведете весь день (полдня и т. д.) Без вознаграждения, вы будете вознаграждены ____».
Применение этих практических советов должно помочь родителям овладеть родительскими навыками у малышей-подростков в плане самодисциплины, побуждая детей смотреть на себя позитивно, улучшая общение и выстраивая позитивные отношения.
Источник: centr-shans.ru
Как приучить детей к порядку и не поссориться?
В любом вопросе, связанном с воспитанием детей, прежде всего надо найти мотивацию. Если сможем объяснить, почему важно то, чему мы хотим их научить, то найдём и способы решения этих вопросов. Без мотивации ничего добиться не удастся. Для родителей наилучшей мотивацией станет мысль, что наше спасение напрямую связано со спасением наших детей.
Вспомним пример священника Илия, который был наказан Богом за нерадивое воспитание сыновей. Мамам важно помнить, что женщина спасается чадородием и воспитанием детей. Нередко доводится видеть, что молитва, пост, посещение храма некоторые женщины ставят выше воспитания и заботы о детях.
При этом святые отцы напоминали своим духовным чадам, сетующим, что из-за своих детей они не имеют возможности даже открыть молитвослов, что через них-то они и спасутся. А молитва, пост, таинства и церковные богослужения — это источники укрепляющей благодати, которые даны, чтобы мы могли исполнить своё главное предназначение, заложенное в нас Господом: научиться любить. Всё перечисленное — не цель, но средства к тому, чтобы возрастать в любви, и прежде всего — к нашим детям.
Не допустить дисбаланса
Думаю, что с точки зрения мотивации у нас всё в порядке: мы понимаем, насколько важно воспитывать детей. При этом надо обращать внимание, чтобы в их жизни присутствовала и духовная составляющая. Если будет преобладать забота только о чём-то одном — теле или душе, — будет дисбаланс, который не даст должных результатов.
Поэтому к телесной чистоплотности надо прилагать духовную чистоплотность — то есть уже с маленького возраста приучать детей к покаянию, молитве. Порядок предполагает дисциплину, то есть выполнение определённых правил. Такие правила должны быть во всех сферах жизни ребёнка: встал с кроватки — перекрестился, подошёл к иконам, прочитал коротенькую молитву, а там, глядишь, и порядком в комнате будет легче заняться.
Как не ссориться, воспитывая?
Залогом успеха в воспитании детей могут стать следующие правила.
1. Нужно сформулировать чёткие, понятные и разумные ограничения и требования. Ребёнок должен знать, что мы допускаем, а что нет.
2. Помнить, что залог успеха воспитания детей — упорный труд. Он сродни тому, о котором Бог сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3:19). Такой труд — это то благословение и то лекарство, благодаря которому мы сможем вернуться к счастью, тому блаженному состоянию, из которого вышли.
3. Церковные таинства. Без благодатной помощи, без нашей веры в неё ничего не получится. Для того чтобы успешно воспитывать детей, нужно не только водить их в храм, но и самим постоянно укрепляться в вере. Надо понимать, что человек получает в таинствах, а для этого нужно сначала самим стать участниками этих таинств.
Без этого, на мой взгляд, невозможно добиться успеха ни в каком деле, тем более — в воспитании ребёнка. Рано или поздно возникнут перекосы, проявятся все допущенные нами оплошности и огрехи — последствия поражённой грехом природы человеческой. Если мы не будем вести борьбу с этим, то, конечно же, не справимся. А если вооружимся орудиями, данными нам Богом, то сможем всё преодолеть.
4. Не забывать о личном примере. Если мы сами не дисциплинированы и не поддерживаем порядка ни в доме, ни в голове, то требовать этого от детей бессмысленно и научить их этому не получится.
Для каждого возраста — свои секреты
До пубертатного периода
Путь обучения аккуратности и заботе о порядке начинается с двух-трёх лет, и даже немного раньше. Как только ребёнок научился ходить и понял, что он не одно целое с мамой, его уже нужно приучать к некоторой дисциплине. В этом возрасте крайне важны личный пример родителей и их любовь, которая долготерпит и не раздражается. Если не получается быть терпеливыми — нужно каяться и просить у Бога помощи, чтобы исправиться.
Нельзя просто дать разнарядку и ждать, что дети её выполнят. Два-три года — это период, когда ребёнку нужно показать, что есть порядок и беспорядок. Убирать надо вместе, потому что дети в этом возрасте очень любят подражать взрослым, им интересно убирать — что-то протереть, помыть, подмести.
Надо дать им такую возможность: выделить собственную тряпочку, какой-то совочек, веник — и позволить ими пользоваться. Постепенно будем приучать, что где должно лежать: карандаши — в стакане, книжки — на полке. Это важно, надо обращать на это внимание ребёнка.
С детьми четырёх-шести лет мы закрепляем привычку наводить порядок, приучаем к тому, что уборке надо посвящать время каждый день. В этом возрасте дети с удовольствием слушают разные истории и сказки, отождествляют себя с их героями, потому можно предложить им стихи или рассказы о порядке и чистоте — можно литературные, как «Федорино горе», а можно и собственного сочинения. Ещё можно рассказывать, как игрушкам плохо от того, что их бросили, порвали, забыли.
Семь-восемь лет — возраст, когда дети уже осознают ответственность за свои поступки. Можно спросить у ребёнка, что такое порядок в его понимании, как он к нему относится. Его ответ подскажет, что именно нужно в этом вопросе подкорректировать. В этом возрасте нужно расширять зону ответственности ребёнка: теперь на нём не только его комната и вещи, но и помощь по квартире или дому.
Уже можно давать ему какие-то послушания — помыть посуду, убрать где-то. Он может помогать не ежедневно, но регулярно. Главное — давать посильные задания, ни в коем случае нельзя перегибать палку, чтобы не возник обратный эффект и не случились бунт и отстаивание своих интересов и границ. Надо подойти к этому вопросу мудро. Также на этом этапе можно подключать какие-то поощрения.
Их не нужно давать за выполнение обычных обязанностей, а вот если ребёнок самостоятельно проявил инициативу — нужно поощрить.
Подростки и беспорядок
Время идёт, и наступает подростковый период, когда мы можем только договариваться с нашими детьми. Требовать и ругать бесполезно, особенно если дело касается порядка в комнате, потому что это уже личное пространство, и вмешательство в него может спровоцировать подростковый мятеж. Надо быть очень аккуратными. Очень хорошо, если мы разговариваем на равных.
Если работа по приучению к порядку велась с малых лет, то у ребёнка уже будут правильные привычки, и он не станет бунтовать против просьбы убрать или помочь по дому. Важно помнить, что все правила, которые вы устанавливаете в своём доме, должны соблюдаться неукоснительно, причём не только детьми, но и родителями.
В этом возрасте у детей появляются тайные ящики или места, где они хранят свои секреты — на эти места мы ни в коем случае не должны посягать. Это нормально. Есть мнение, что у своих людей не должно быть секретов друг от друга, но это не так: детям в определённом периоде жизни нужны такие места. Не беспокойтесь, всё пройдёт. Это не проблема доверия, а просто период, когда юный человек пытается понять, где границы его жизни, и если не дать ему ощутить это в семье, он найдёт возможность сделать это вне её, чего допускать не стоит.
Важно понимать, что беспорядок в комнате подростка — это возрастная особенность. Родителей это возмущает и пугает, тем более если неряшливость начинают проявлять дети, которых с детства учили наводить порядок и следить за собой. В такой ситуации главное — не допускать баталий, но помнить, что мы как родители имеем право устанавливать правила.
Мы должны подчёркивать, что недопустимо жить в беспорядке, но теперь нужно находить для бесед аргументы более высокого плана. Думаю, можно уже говорить о том, как управлять своей жизнью. Предложите рассказать, какие правила ваш ребёнок хочет видеть в жизни семьи, с помощью каких он намерен выстраивать свою дальнейшую жизнь, идти к своим достижениям. Когда подросток об этом расскажет, родители могут проанализировать услышанное и сказать, что приемлемо, а что нет, и по какой причине.
Главное — разговаривать мирно, потому что ссоры нас отдаляют и приводят к хаосу, которого нельзя допускать. Подросток прекрасно знает, на каких местах должны лежать его вещи, но если у него какая-то личная драма, не надо ругать его за то, что они разбросаны где попало. На фоне этой драмы порядок в комнате просто теряет свою актуальность.