Как привить интерес к чтению у ребенка

Ивонина Л. А. Как привить ребенку любовь к чтению с ранних лет? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 746–750. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46324.htm.

Аннотация. Эта статья адресована родителям и призвана помочь им в привитии любви к чтению у детей младшего дошкольного возраста; содержит практические советы по развитию у малышей интереса к книге; научит правильно и бережно относится к книге, как к величайшей ценности мира; обогатит духовный мир взрослого и ребенка; поможет развить в ребенке чувство прекрасного.

Полный текст статьи

В дошкольном возрасте у ребенка происходит накопление разнообразных практических умений и навыков, развиваются умственные способности, формируются морально-этические качества [1].

Много факторов влияет на всестороннее развитие ребенка. Одним из главных факторов является книга. Книга может быть той пищей для ума и сердца, которая дает силу для нравственного созревания человека. Она может объединить людей разного возраста. Видя книгу в руках у взрослых, ребенок с малых лет начинает интересоваться ею.

Простые приемы вызвать интерес к чтению у детей / Применимо к любой ребенку

У ребенка проявляется интерес к книге, поэтому, чтобы он не угас, его нужно удовлетворить. Чем больше места будет уделено в ней общению с книгой, тем лучше для самого ребенка.

Неизгладимое впечатление на малыша производит чтение наизусть родными какого либо произведения. Если ребенок слышит от старших братьев или сестер наизусть « Айболита» или « Муху Цокотуху» во время игр, не имея перед собой книгу, он тоже хочет так научиться.

Именно книга учит детей с малых лет анализировать свои и чужие поступки, учит чувствовать и переживать события вместе с главными героями, помогает выражать свое отношение к окружающему миру.

Уже с раннего возраста многие умные родители приобщают детей к миру книг. Но в силу возрастных особенностей малыши еще не умеют читать, но им доступны – рассматривание ярких картинок в книге, практические действия с ней. Для малышей сегодня выпускаются различные книжки – малышки: мягкие, которые развивают тактильную чувствительность; книжки для купания, которые не намокают: малыши могут купаться и с удовольствием рассматривать иллюстрации; фигурные книги в форме какого либо животного; музыкальные и т.д.

Выбор книги не может быть случайным: она должна быть хорошо оформлена и обладать воспитательными достоинствами. Выбирая сказки, необходимо обратить внимание на тот факт, что малышам до двух лет нужны книги с большим количеством иллюстраций.

В раннем возрасте ребенок понимает смысл прочитанного пока только через картинку, у него еще нет собственного опыта.

Начиная с 2-3 лет ребенок активно познает окружающий мир. Просто рядом посидеть с мамой его уже не устраивает, он несет ей охапку книг, чтобы она ему почитала. Порой бывает, что не дослушав одну сказку, ребенок несет еще одну. Для детей этого возраста очень полезны и интересны книжки – игрушки, где можно какие то детали шнуровать, снять с пуговицы и опять одеть, открыть и закрыть замочек на страничке «а что там?», пищать, потрогать руками, а может быть и зубами, т. е. ребенок осваивает новый предмет практическими действиями.

5 советов по чтению. Как привить ребенку любовь к чтению? Что делать если ребенок не хочет читать?

При покупке книг для малышей очень важно оценить качество иллюстраций. Дети 2-3 –х лет понимают окружающий мир буквально, у них нет еще воображения и фантазии. Так, если взрослые покупают своему ребенку книги о животных, то нужно искать такие, где они нарисованы реалистично: т. е окрас не голубой или красный, а именно такой, какие они бывают в жизни. Иллюстрации должны быть четкими и крупного размера.

Естественно, качественные книги не могут стоить дешево, но покупая детские книги с не очень качественными картинками, дети рискуют получить неверные представления об окружающем мире.

Малышам очень нравится, когда взрослые читают им вслух. Они могут слушать уже в тысячный раз сказку про « Теремок», и каждый раз она будет им интересна. Этого можно добиться, если читать сказку с разными интонациями. Очень интересно наблюдать за поведением детей 2-х летнего возраста, когда читается отрывок, «подошел к теремку волк и зарычал»…

Все больше молодых родителей предпочитают развивать своих детей чуть ли не с рождения. И это правильно: дошкольный возраст – это то драгоценное время для интеллектуального и познавательного развития ребенка, упустив которое ребенок не получает многих знаний.

Следует отметить, что любовь к чтению как раз формируется в раннем возрасте. Если ребенку регулярно читают книги, рассматривают с ним иллюстрации, если дети видят читающих родителей, то они сами невольно с младенчества тянутся к книгам и так постепенно к школе формируется стойкий интерес к чтению и будущая успешность в школе.

У детей 2-3 лет можно развивать интерес не только к книге, но и к детским журналам [3]. В каждой книге есть определенная тематика (сказка, стихотворение), но так как у малышей непроизвольное и очень непродолжительное внимание, то слушать даже недолгое время у них не получается и дети начинают отвлекаться. Вот здесь отлично подходит журнал. Отличие журнала от книги в том, что на каждой странице новое задание: то сказка, то описание какого то животного, то игра, то стихотворение, то загадка и т. д.

Читайте также:  Какое украшение подойдет к васильковому платью

Но также есть другая категория родителей, которая предпочитает развивать своих детей другим, более легким путем – компьютером.

В наш современный информационный век компьютер прочно вошел в нашу жизнь и жизнь наших детей. Сейчас дети уже в 1-2 года уже спокойно могут включить компьютер и поставить себе мультики. Многим родителям это очень удобно: в квартире чисто, игрушки никто не раскидывает, тишина, никто не мешает криками «расскажи сказку или почитай мне».

Конечно компьютер не такая плохая вещь, как может показаться. В продаже есть много познавательных мультфильмов, аудиосказок для малышей. Но никакая сказка или стихотворение не произведут должного эффекта на маленького ребенка, которая была прослушана на компьютере, в сравнении с той, которая была прочитана вместе с мамой или папой.

Важен телесный контакт, умение обсудить произведение. Важно озвучить свое мнение и выслушать суждения ребенка: почему понравилась сказка? Кто главные герои? Чем закончилась сказка?

Часто при прослушивании даже коротких сказок дети проявляют неусидчивость, очень часто отвлекаются, не могут ответить на простые вопросы, очень редко можно наблюдать тот факт, что дети испытывают какие то чувства и эмоции. При чтении той же сказки из книги у детей интерес к ней намного возрос. Они рассматривали обложку, иллюстрации, рассказывали, каких животных они знают. При чтении дети внимательно слушали, с интересом наблюдали за сюжетом, мало кто отвлекался, детям было интересно, чем же закончится сказка. Замечено, что в семьях, где чтение перед сном является неотъемлемым атрибутом засыпания ребенка, дети вырастают более спокойными, интеллектуально развитыми и с хорошей речью.

Иногда родители прибегают к чтению, но ни как к развивающему занятию, а с целью насильно накормить его (ложечку за маму, за папу), или по пути домой из детского сада: ребенок возвращается возбужденный, уставший. Ясно, что от такого чтения ничего хорошего не получается. Ребенку книги очень надоедают, он их перестает любить и старается всеми силами от них отбиться.

Важно учитывать тот факт, что детям читают различные произведения в течение дня в детском саду. Чтобы ребенка не переутомить чтением, не отбить у него желание слушать сказки дома, необходимо расспрашивать детей дома о том, что читали в детском саду, понравились ли сказки и хочет ли он послушать еще.

Полезно после чтения еще раз посмотреть иллюстрации. Теперь они будут восприниматься ребенком более осмысленно. Картинка поможет глубже понять текст. Обычно бывает, что до чтения произведения картинка воспринимается поверхностно, а после прочтения ребенок замечает те детали, которые до этого не замечал.

Невозможно воспитать у ребенка любовь к книге и чтению, если он не умеет ею правильно и бережно пользоваться. Прежде всего сначала необходимо научить детей самостоятельно рассматривать книгу. Делать это нужно только за столом. Чтобы книга не портилась и не рвалась, нужно приучать ребенка брать её только чистыми руками, аккуратно перелистывать страницы, чтобы уголки не порвать.

Нельзя разрешать даже маленькому ребенку перегибать переплет книги. Многие родители наивно полагают, что маленькому ребенку можно разрешать все, пока он не вырос. Но это ошибочное мнение. Если ребенок с малых лет не привык аккуратно обращаться с книгой, потом ждать от него бережливости в более старшем возрасте не приходится.

И ругать его за это бессмысленно, виноваты родители, которые сразу это не пресекли. Правила обращения с книгой прививаются детям без назидания, личным примером взрослых. Но если мама или папа учат ребенка любить книгу, не рвать её, а сами на глазах у ребенка могут позволить себе вырезать понравившиеся рецепты из книги или вырвать неинтересные страницы, то такой пример нельзя считать правильным, скорее наоборот.

Очень хорошим средством воспитания любви и уважения к книге является его посильное участие в починке книг; можно посвятить этому занятию выходной день. Ребенок будет очень рад, если они с мамой вместе будут вырезать полоски из цветной бумаги для подклеивания книг; можно организовать сюжетную игру « Доктор Айболит», где мама будет доктором, а ребенок будет приносить на прием свои больные книжки. После такой совместной деятельности ребенку вряд ли захочется рвать книги.

Можно предложить ребенку составить свою мини библиотечку. Положить на одну полочку сказки, а на другую книги про животных. Необходимо приучать самого ребенка обращать внимание на порядок его книжного шкафчика. С возрастом ребенка библиотека его пополняется и чтобы ребенок не рвал и не выбрасывал книги, которые уже вышли из его возраста, необходимо убирать книги на время, а через некоторое время опять достать их, тогда у ребенка сохранится интерес к ним, т. е. должна быть сменяемость книжного ассортимента.

Читайте также:  Step что это такое в фитнесе

Можно с ребенком посмотреть мультфильм « В стране оживших игрушек», обсудить после просмотра, почему сломанные игрушки и порванные книги плачут, как им можно помочь.

Родителям необходимо усвоить, что хорошая детская книга, прочитанная с душой с любимым ребенком – это прекрасная возможность вернуться в свое детство, еще лучше понять внутренний мир своего ребенка, обогатить его внутренний мир и подарить ему радость от общения с книгой.

Книга всегда была и будет постоянным спутником наших детей и умным помощником для молодых родителей.

Список литературы

1. Журнал « Дошкольное воспитание», № 6, 1974г.

2. Газета « Дюймовочка», № 9, март 2007г.

3. Научно – методический журнал « Детство», № 3, 2003г.

Источник: e-koncept.ru

Почему важно читать ребенку? Специалисты и родители о том, как привить любовь к чтению

Первые книжки малыша, советы белорусского автора детских книг и рекомендации психолога, истории мам и список книг, которые имеют шанс стать любимыми для всех членов семьи – об этом, и не только, в нашем материале.

Из личного опыта

Книги из домашней библиотеки автора

– Сразу оговоримся, что я не владею магической универсальной методикой «привития любви к книге». Делюсь опытом. Сама я не мыслю ни дня без чтения – хотя бы пару страниц на сон грядущий. С самого раннего детства старшему сыну тоже читали: сказки, потешки, стихи, прозу.

Сама учила его читать по букварю Жуковой (уж не знаю, одобряют ли это педагоги), и всеми возможными способами старалась привить любовь к чтению. Что в итоге? Читает отлично, легко пересказывает. И он сам читает книги – причем строго бумажные – конечно, не столько, сколько хотелось бы мне, но по собственному желанию.

Сейчас это, увы, отнюдь не Достоевский или Шекспир, а Глуховский и Сапковский с их сагами, но я считаю, что фундамент заложен. И нет – он не «заучка» или «ботан», скорее наоборот. Возможно, этот материал и наш опыт кому-то пригодится.

Татьяна А., мама двоих сыновей:

– Мои не любили и не любят, когда им читают. Детские книги есть, но младший смотрит только картинки и рассказывает о том, что видит. Старший такой же был, но он учил стихи, а младший – ни в какую. Так что книги им не интересны. Зато любят, когда им расскажешь что-нибудь.

Заказывают: про котика, про грибочек, про машину – и приходится придумывать на ходу.

Ольга К., мама двух дочерей:

– Они у меня не поклонницы книг, ленивые. Если и читают, чаще младшая, то из телефона. Наверное, я и сама виновата, не покупала книги, поскольку воспитываю их одна, вечно денег не хватает.

Елена М., мама дочери и сына:

– Сын читать вообще не любит, книжку возьмет, сам расскажет какую-то сказку и все, да и я ему тоже не читаю, не любит он слушать. С дочкой читать учились в школе раннего развития и параллельно по Жуковой. Сейчас читает, но «из-под палки».

Книжка для крошки

– Я считаю, даже самому маленькому ребенку можно и нужно читать. Сначала это могут быть потешки, припевочки, шутливые стишки. Читаются они напевно и эмоционально, с улыбкой, параллельно можно демонстрировать персонажей, рассказывать о них в двух словах. У нас настольной книгой стала хрестоматия для детей от 1 до 5 лет (автор-составитель И.М. Стремок).

Очень многие произведения, такие, как «Сашина каша», «Котенок» и другие ребенок будет знать наизусть к трем годам.

Книги из домашней библиотеки автора

Как только малыш начинает сидеть, можно начинать листать с ним книжки: тонкие, с яркими красочными рисунками. Детские книжки я лично выбираю всегда в первую очередь по иллюстрациям: сразу отбрасываются небрежные, искаженные рисунки, отталкивающие персонажи, неестественные цвета и пропорции.

Кроме чтения самого текста, разбираем каждую по косточкам: рассказываю про солнце, деревья, бабочек, мосты и облака – немного позже ребенок сам будет показывать их пальчиком и радостно гулить. Потом уже сама задаю вопросы, прошу что-то показать. По мере роста ребенка книжки можно усложнять: брать более крупный формат, книги с глазками, шнуровки.

Но я бы не советовала ими увлекаться – отвлекает от основного. Позже в книгах ищем буквы, слоги, отдельные знакомые слова. Если начали учиться читать, можно купить несколько книжек со словами, разбитыми на слоги, но не сказать, что без этого нельзя обойтись. Прекрасно идут энциклопедии – больше рассматривать, конечно, не читать.

Лично мы параллельно со всем этим еще читаем вслух много и выразительно. И поначалу это, конечно, преимущественно сказки.

Ты уже такой большой!

– Когда сын учился читать по слогам, я приучила прочитывать их как бы нараспев, плавно – так ребенок меньше «спотыкался». Долго еще огрызался: «Да помню я – нараспев!», потом работали над чтением предложений с выражением. По мере взросления ребенка меняются и произведения. Можно предлагать большие по объему и более сложные по смыслу поэмы, повести, сборники рассказов.

Наверное, на этом этапе секрет в том, чтобы постоянно поддерживать интерес и пополнять библиотечку. Вместе выбирать книги. И еще – постоянно читать вслух, даже уже совсем большому, на ваш взгляд, ребенку. Мы изредка так читали и после десяти лет, уже объемные и сложные вещи. Нужно хвалить, когда ребенок хотя бы часть прочитывает сам, например, вслух для вас.

Читайте также:  К чему снится что обокрали мой магазин

Непременно обсуждать прочитанное, персонажей, строить догадки, вспоминать смешные места. Не заставлять, если не хочет. Подогревать невзначай любопытство: например, сыну в школе нужно было записать любимые книги родителей, он спросил мужа – «Мастер и Маргарита». Ребенку 11 лет, походил кругами и говорит: «А про что это?» Еще круг: «Может, почитаешь?» Почему бы и нет?

Удивительно, но понравилось, хотя, наверное, понял далеко не все. Не стоит подавлять интерес, я так считаю: хочет Толстого – читайте. Но если начали, старайтесь дочитать до конца.

Книги из домашней библиотеки автора

Читайте, даже когда очень устали и не хочется ничего. Отлично, если читают оба родителя по-очереди, например. Когда начинаются школьные произведения, вполне можно предложить и что-то на белорусском языке. Мы так открыли для себя две потрясающие книги, которые стали любимыми. Жду подходящего момента для Владимира Короткевича.

Чем не способ познакомить и подружить с белорусской литературой, с которой у большинства детей проблемы? Ну а сейчас обычно диалог у нас такой:

Современная детская и подростковая литература огромна и разнообразна. Я абсолютна уверена в том, что любому ребенку сейчас можно подобрать книгу, которую он не захочет выпускать из рук, или будет перечитывать много раз. И если ребенок «не любит читать», это значит – еще не нашлась его книга.

Кому-то нужны картинки, кому-то яркий сюжет, кому-то сказка, кому-то фантастические миры.

Я, например, никогда не угадываю, какая именно книга понравится моей дочери. Поэтому предлагаю ей десятки книг, а и них она сама уже выбирает то, что ей интересно.

Поэтому правильных и неправильных книг не бывает, бывают книги, которые подходят или не подходят конкретному ребенку.

  • ПРАВО НЕ ЧИТАТЬ
  • ПРАВО ПЕРЕСКАКИВАТЬ
  • ПРАВО НЕ ДОЧИТЫВАТЬ ДО КОНЦА
  • ПРАВО ПЕРЕЧИТЫВАТЬ
  • ПРАВО ЧИТАТЬ ЧТО ПОПАЛО
  • ПРАВО ЧИТАТЬ ГДЕ ПОПАЛО
  • ПРАВО ВТЫКАТЬСЯ
  • ПРАВО ЧИТАТЬ ВСЛУХ
  • ПРАВО МОЛЧАТЬ О ПРОЧИТАННОМ

И отдельно умоляю родителей подростков. Не унижайтесь, не обесценивайте, не смейтесь. Если вам кажется, что ребенок читает ерунду, попытайтесь понять, что именно в этой ерунде ему так нравится. Я вам гарантирую, вы узнаете о своем подростке массу интересного, если попытаетесь его понять. В конце концов, мы не обязаны любить одно и тоже, книги – это всегда повод для разговора, для спора, для того, чтобы узнать, что в мире существуют и другие точки зрения и другие культуры.

Елена Ф., мама сына и дочери:

– Старший очень любил книжки с самого раннего детства. Начинали с развивающих, где в соответствии с возрастом всякие задания надо выполнять, так в четыре года он уже решал задания для пяти лет. Где-то с этого возраста стали читать энциклопедии, вот это было по-настоящему увлекательно, их у нас штук 10 по 500 страниц . Сам читать не хотел, любил чтобы ему читали, а он картинки смотрел.

Даже был забавный случай в Питере в одном из крупных книжных магазинов. Пришли мы с ним в этот магазин, и я стала смотреть литературу для работы, пока я выбирала, он уже определился и громко на весь отдел заявил «Мама, я нашел себе книгу!», чем привлек внимание окружающих, посетители были в восторге.

Это была «Большая энциклопедия транспорта», конечно же, мы ее купили и с большим удовольствием читали. Сейчас могу сказать, что это была не любовь к чтению, а тяга к знаниям, хотелось побольше узнать всего. Школьную программу читать не хотел, только вот уже в 10-11 классах, вдруг проснулся интерес к чтению. Причем к классической литературе: «Война и мир», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита».

С младшей мы познакомились с книжкой в шесть месяцев. С удовольствием смотрит картинки, перелистывает странички. От брата «по наследству» перешли и все те же энциклопедии, так что, надеюсь, интерес к чтению будет.

А один наш знакомый выбрал оригинальный, на мой взгляд, способ поддерживать интерес к чтению у сына-подростка: в выходной день они вместе пару часов читают в каком-нибудь красивом или необычном месте: на площади Победы, на берегу реки, в уютной кофейне. И составляют список книг, которые хотели бы еще прочитать.

Подводя итог, я бы выразилась так – было бы желание, а способ подружить ребенка с книгой найдется всегда.

Наш личный ТОП-10 любимых произведений для разного возраста:

  1. С. Маршак. «Сказки, стихи, загадки, песни».
  2. А. Иванов. Серия про Хому и Суслика.
  3. А. Усачев. «Жили-были ежики».
  4. Г. Михасенко. «Земленыр или каскад приключений».
  5. В. Драгунский. «Денискины рассказы».
  6. Т. Александрова. Серия про домовенка Кузю.
  7. Л. Соловьев. «Повесть о Ходже Насреддине».
  8. I. Cяркоў. «Мы з Санькам у тыле ворага».
  9. Я. Маўр. «Палескiя рабiнзоны».
  10. А. Сапковский. Сага о Ведьмаке.

Источник: bobruisk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today