Почему со временем дети бросают уроки музыки? Как можно на это повлиять? Такие вопросы сегодня встают перед преподавателями музыкальных школ. Разобраться в этой проблеме собрались педагоги из 10 городов юго-востока республики.
В музыкальной школе имени Раиса Нагимова прошла научно-практическая конференция «Проблема сохранения и развития контингента в учреждениях дополнительного образования. Подробнее – в нашем материале.
Как правило, детей в музыкальную школу приводят родители. Но Раяна Гилимханова заниматься музыкой захотела сама. Наблюдая за тем, как старшая сестра играет на скрипке, вдохновленная звучанием инструмента, девочка сделала свой выбор. Вот уже 5 лет три раза в неделю Раяна приходит на уроки в музыкальную школу.
— Мне сама скрипка нравится. Ее звучание, как на ней играют, — признается Раяна Гилимханова, ученица музыкальной школы №1.
К сожалению, не у всех ребят хватает терпения и желания регулярно заниматься музыкой. Актуальной проблемой музыкальных школ остается «текучесть» учеников. В чем причины потери контингента и что можно сделать, чтобы его сохранить. Этому вопросу сегодня было уделено основное внимание.
10 причин отдать ребенка в музыкальную школу
уделено основное внимание.
— Проблема сохранения контингента — она очень животрепещущая на сегодняшний день. Очень актуальная и она зависит от многих факторов. Одним из них является то, что население нашей республики не всегда правильно оценивает роль музыкального образования для детей. Именно музыкальное образование способно повлиять достаточно сильно, мощно на развитие наших детей, как высокоинтеллектуальных, высокодуховных личностей, — убежден Владимир Гоптарев, профессор Института дополнительного профессионального образования.
Специалисты отмечают, что многие методики и подходы к образованию устарели. По статистике 50 % детей не оканчивают музыкальные школы. И сегодня, чтобы удержать учеников, нужно что-то поменять или добавить в образовательную систему. По мнению преподавателя музыкальной школы №3 Альметьевска Эльзы Шагиахметовой, в первую очередь нужно чаще давать ребятам выступать на публике и участвовать в концертах.
— Вывести их из стен нашего кабинета, нашей школы и съездить куда-то на концерт выступить, для них это имеет огромное значение. У них начинают гореть глаза, у них появляется еще больше желание заниматься, выступать, надеть красивое платье, естественно, это для родителей рекомендация. Вот это мне сейчас в моей работе очень помогает, — признается Эльза Шагиахметова, преподаватель детской музыкальной школы №3.
Сегодня в рамках конференции Эльза Шагиахметова провела открытое занятие не со своей ученицей, а с Раяной, воспитанницей первой музыкальной школы. Она дала девочке свои рекомендации по игре и сама получила рекомендации от других преподавателей.
— Мне очень важно мнение педагога нашего музыкального колледжа, нашего куратора Рычковой Надежды Борисовны. Вот для меня это так же очень полезно, услышать ее мнение, как я работаю, как я занимаюсь, — поделилась Эльза Шагиахметова, преподаватель детской музыкальной школы.
Пример приёмных прослушиваний в Детскую музыкальную школу имени К.В.Молчанова
Такие же открытые уроки прошли и по другим классам. В дальнейшем будет издан сборник методических рекомендаций для педагогов по музыке.
Зарина Нуруллина, Эдуард Прокопьев, Альметьевск ТВ
Отдать ребенка в музыкальную школу: причины «за» и «против»
Дети
Будет ли прок, если отдать ребенка в музыкальную школу? Что это даст ребенку? Пригодится ли ему музыка в дальнейшей жизни? Смогут ли родители помочь своему сыну или дочери в этом случае, и если да, то каким образом? А если у ребенка нет музыкального слуха? Или – он не хочет идти в музыкальную школу, как его ни уговаривай?
На все эти, а также сопутствующие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.
Как музыка влияет на ребенка
Сразу определимся: говоря слово «музыка», будем иметь в виду именно музыку в ее исконном понимании: народные мелодии, классику, сложные и мелодичные музыкальные пьесы и пр. Но – не современный ужас из трех нот, звучащий сейчас из каждого утюга и не имеющий в себе ничего, кроме оглушающего и оглупляющего ритма.
Итак, оставляем в стороне современную какофонию, и говорим исключительно о настоящей музыке. Влияет ли она на ребенка? Еще как! Это давно доказано и наукой, и в практическом смысле.
- Давно известно, что ребенок слышит музыку еще до своего рождения. Звуки – это первое, что бывает доступно малышу в этом мире. Будущей маме необходимо это знать, и в последние месяцы беременности стараться чаще слушать хорошую музыку и понимать, что одновременно ее слышит и ребенок. Классика, а также легкие, успокаивающие инструментальные мелодии – самое то. Но – никак не современные примитивные звуки! Доказано, что если будущая мама слушает именно их, ребенок рождается слабым и нервным, и в дальнейшем развивается с различными отклонениями.
- Колыбельные песни, которые исполняет мама своему малышу, также играют очень большую положительную роль в его развитии – наравне с качественной музыкой и даже еще больше, поскольку малыш слышит мамин голос.
- Вообще ребенок воспринимает музыку всем своим существом, непосредственно и открыто. Он ее буквально впитывает в себя! Поэтому (опять-таки!) очень важно, чтобы он слушал красивую истинную музыку. Если с первых дней жизни малыша давать ему слушать музыкальные пьесы, то очень скоро он начнет отличать одного композитора от другого и у него сформируется собственный музыкальный вкус.
- Малыши, слушающие музыку с рождения, быстрее начинают разговаривать.
- Давно и бесповоротно доказано, что настоящая музыка:
- развивает у детей интеллект, образное мышление, воображение, слух и память;
- положительно влияет на детскую нервную систему и психику;
- помогает излечивать многие болезни, так как укрепляет иммунную систему.
- С помощью музыки психологи успешно лечат многие детские страхи и фобии, а логопеды – учат правильному произношению слов.
Повторимся, так как это очень важно: все это благо для ребенка дает именно настоящая (в первую очередь, классическая и народная) музыка. А всякое примитивное «бум-бум», наоборот, угнетает ребенка – в физическом, эмоциональном, нервном и интеллектуальном плане. Мамы и папы, делайте правильные выводы!
Что дает ребенку музыкальная школа
И вот малыш подрос, и перед многими родителями встала дилемма: а, может, отдать его в музыкальную школу? Вопрос действительно серьезный. Доказано, что обучение в «музыкалке» дает детям много всяческой пользы. В частности:
- учит понимать прекрасное;
- приобщает к высокому искусству;
- помогает развить слух и память, а также интеллект;
- вырабатывает такие черты характера как сосредоточенность, внимательность, усидчивость, ответственность, дисциплинированность;
- учит творчеству в самом широком понимании этого слова;
- способствует развитию фантазии, воображения и пространственного мышления;
- помогает в изучении математики и иностранных языков;
- учит такому полезному качеству ка доброта. Да-да! Замечено, что дети, понимающие музыку, а тем более – умеющие играть на музыкальных инструментах, всегда добры, сострадательны и отзывчивы;
- во многих случаях занятие музыкой является своеобразным «ключом» к достижению жизненных целей и развитию талантов, никак не связанных с музыкой. Например, из учащихся музыкальных школ часто получаются прекрасные программисты, а также врачи. А зачастую и великие ученые. Вспомним, к примеру, Эйнштейна, которому игра на скрипке помогала совершать величайшие научные открытия! Или – литературного Шерлока Холмса, который без игры на скрипке не смог бы, наверное, раскрыть ни одного запутанного преступления.
Кроме того, регулярные занятия в музыкальной школе положительно сказываются на детском здоровье:
- нервная система маленьких музыкантов становится крепче, а эмоциональное состояние – стабильнее;
- хорошая музыка излечивает у детей психические расстройства, помогает справиться со страхами и снимает стрессы;
- игра на духовых музыкальных инструментах или пение укрепляют легкие и предотвращают их заболевания;
- занятия практически на любом музыкальном инструменте прекрасно способствует развитию мелкой моторики.
Вот как много поводов, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу!
А если…
Интересный вопрос: а вот если у ребенка нет музыкального слуха – стоит ли его отдавать в «музыкалку»? Сегодня многие педагоги-музыканты уверяют, что музыкальный слух – это понятие во многом относительное. Иначе говоря, его вполне можно развить, если подобрать к ребенку правильный педагогический подход и применить современные обучающие методики. Таким способом ребенка можно научить и петь, и играть на любом музыкальном инструменте. Образно выражаясь, если малыш даже не родился «Моцартом», то сделать из него вполне качественного музыкального ремесленника – дело вполне реальное.
А вот что делать, если ребенок упорно не желает идти в музыкальную школу? Ну, тут все на усмотрение родителей. Конечно, мама и папа могут уговорить или заставить свое дитя поступить в «музыкалку». Может, это ему со временем и понравится. А, возможно, он возненавидит свое музыкальное обучение и всю музыку заодно, и только о том и будет мечтать, как бы ему вырваться из «музыкальных уз».
Каждый случай здесь индивидуальный – а больше, пожалуй, ничего и не скажешь.
Музыкальная школа и возраст
С какого возраста ребенка лучше отдавать в музыкальную школу? Здесь также не обойтись без индивидуального подхода. Если малыш – ярко выраженный музыкальный вундеркинд, то обучать его музыке нужно уже с дошкольного возраста.
Во всех других случаях оптимальный возраст поступления в «музыкалку» – 8-9 лет. Так говорят педагоги-музыканты. В этом возрасте дети понимают, что такое занятия и кто такой учитель – так как они уже учатся в обычной школе. А потому привыкать к другой школе – музыкальной – им будет проще.
Источник: mamamozhetvse.ru
Как привлечь детей в музыкальную школу
30 октября 2017
- «О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий» – статья В.И. Петрушина (МПГУ) в «Вестнике кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».
- «Эффект Амадеуса. Ученые показали, как музыка развивает мозг» – статья Юрия Медведева в «Российской газете» (Федеральный выпуск №6018 (42).
- «Музыка развивает мозг подростков и повышает их грамотность» – материалы портала «Научная Россия»
- «Занятия музыкой делают детей лучше» – статья Эйми Натт (Amy Ellis Nutt) в The Washington Post (в переводе ИНОСМИ.РУ).
Источник: devar.ru